Методическая разработка межпредменой игры-викторины для пятиклассников "Пифийские игры"
учебно-методический материал по истории (5 класс) на тему

Разумбаев Сергей Владимирович

Игровой метод подачи учебного материала является эффективным средством мотивирования учащихся на самостоятельное усвоение знаний. Данная разработка посвящена этому методу обучения. В игровой форме "Пифийских (Дельфийских) игр" учащиеся знакомятся и повторяют материал по предметам: история, география, русский язык, литература, математика. Художественный и эстетический компонент данной программы так же способствует высокой мотивации учащихся. Опыт проведения уроков по данной методике подтверждает ее эффективность. Так же эффекивность методики была отмечена на конкурсе методических разработок Межрайонной методической выставки, организованной ДДЮТ Кировского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pifiyskie_igry._metodicheskaya_razrabotka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ  СОШ  № 658 Кировского района Санкт-Петербурга

Пифийские игры

Межпредметная игра-викторина по теме Древняя Греция

Для школьников средней ступени обучения

Автор-составитель:

Классный руководитель 5 класса

Разумбаев Сергей  Владимирович

Участники проекта: Веселова И.В. - учитель истории; Кудряшова Е.А.- учитель русского языка и литературы; Горлова Е.В.- учитель музыки;  Дыкман Л.Я. – организатор от родителей

Санкт-Петербург

2013г.

Пояснительная записка

  1. Актуальность.

Современная школа все больше нуждается в интерактивных методах обучения. Новое поколение детей не приемлет «магнитофонный» способ получения знаний, основанный на принципе: «учитель говорит, ученик записывает». Постановка проблемных, исследовательских задач мотивирует современного ученика к получению знаний, пробуждает в нем интерес к изучаемой теме.  Этим и обусловлена актуальность разработки новых интерактивных форм образовательного процесса.

  1. Проведение Дельфийских игр в рамках программы изучения Истории Древнего Мира позволяет педагогу оживить привычный процесс обучения, привлечь детей к самостоятельному поиску, к самостоятельной работе. Немалое значение имеет и эстетический компонент. Нередко после сдачи всех зачетов и контрольных, в памяти ребенка остается лишь пережитый им эстетический образ (греческая колонна, нарисованная им самим; орнамент на тунике, ваза с виноградом (традиционным греческим продуктом)). Такое мероприятие, как Дельфийские игры позволяет реализовать эстетический компонент обучения, а так же и межпредметное взаимодействие.

  1. Цель мероприятия состоит в том, чтобы оживить знания детей по курсу Древняя Греция, создать пространство, где эти знания могли быть применены.

Задачи: 1. Научить детей работать в команде.

 2. Проконтролировать уровень подготовки по теме «Древняя Греция» в игровой форме

 3. Установить связи с другими предметами курса 5-го класса.

  1. Подготовка мероприятия.

Дельфийские игры – это прекрасная возможность осуществить межпредметное взаимодействие в рамках программы пятого класса. Привлечение учителей-предметников, работающих с классом, позволяет сделать Игры богаче, интереснее, увлекательнее.

Математика: В программу по математике 5-го класса многие учителя вводят темы, связанные с историей этой науки. История математики тесно связана с историей Древнего Мира, и, конечно, в первую очередь, с историей Греции. Эвклид, Пифагор, Архимед, Фалес, и еще несколько сотен прекрасных ученых Древней Греции и прекрасных рассказов о них могут быть упомянуты и в вопросах к командам и в других конкурсах. Если учитель математики на своих уроках рассказывал детям про изобретения Архимеда, детям не составит труда вспомнить парочку из них.

Музыка: Одна из трех важнейших наук (астрономия, математика, музыка) Древней Греции, музыка – наполняла души людей красотой не только в древнем, но и в современном мире. Проведение Игр – это возможность вспомнить Аполлона, покровителя муз, Марсия, осмелившегося состязаться с Аполлоном в игре на флейте, Гермеса, изобретателя лиры.

Русский язык:  Привлечение к участию в программе учителя русского языка, позволяет провести отличный увлекательный конкурс «Перевод с греческого». Такие привычные нам слова, как «тетрадь» или, например, «шпаргалка» - греческого происхождения. Геология, География, Геометрия – дети с удовольствием переведут эти слова с греческого. А уж такие «родные» слова, как орфография, морфемика, фонетика…    

История: Основа конкурса – история Древнего Мира. Знания, полученные на уроке – это тот базис, на который дети могут опереться в процессе поиска ответов на вопросы викторины. Участие в конкурсе учителя истории – важнейший элемент подготовки Игр

Предварительная подготовка включает:

  1. Распределение детей класса по командам. Выбор капитана команды демократическим (вспоминаем Афины) путем.
  2. Задания командам. 1. подготовить инсценировку басни Эзопа (можно в переложении И.А. Крылова). 2. подготовка вопросов к блиц-конкурсу. Каждая команда должна подготовить 3-5 вопросов. 3. Подготовка тетрадей по истории к конкурсу тетрадей. 4. Подготовка капитана команды к конкурсу «рассказ воина». 5. Подготовка члена команды к конкурсу «Красноречие»
  3. Подготовка вопросов конкурса. Вопросы по истории Древней Греции готовит учитель истории.
  4. Распределение ролей. Ведущий – классный руководитель. Ведущие конкурсов: перевод с греческого, риторика, басня – учитель русского языка и литературы. Конкурс тетрадей, вопросы к командам, блиц-конкурс – учитель истории; Жюри (ареопаг) – представители родителей.
  5. Подготовка помещения. Для оформления помещения используются драпировки из белых и золотистых тканей, карты по Истории Греции; плоды Греции (виноград, апельсины, оливки)

5.    Необходимое оборудование.

Специального оборудования не требуется. Для конкурса «Красноречие» мы использовали подиум. Оратора украшали венком из лавра (купили лавровые ветки на рынке)

Сценарий мероприятия

  1. Вступление.

В качестве вступления ведущий произносит «пророчество» Пифии, Дельфийского оракула. Это напоминание детям о том, что ни одно дело в Греции не начиналось без оракула.

Стилизация греческого гекзаметра:

Им, кто идет в путешествие в древность, мои прорицанья:

Мудрость тому, кто в истории ищет ответов вернейших,

Слава тому, кому миф открывает пути для души и священную мудрость,

Горе тому, кто в невежестве праздном добычу для сильных являет.

  1. Основная часть.

Конкурсы:

1. Представление команд. Команды представляются и произносят гимн Аполлону, покровителю муз, демонстрируя уровень сплоченности коллектива.

Феб! Воспевает и лебедь тебя под плескание крыльев,

С водоворотов взлетая Пенейских взлетая на берег высокий.

Также и сладкоречивый певец с многозвучною лирой

Первым всегда и последним тебя воспевает, владыка.

Радуйся много! Да склонит тебя моя песня на милость.

/Гомер/Вересаев/

2. Конкурс капитанов. Капитаны от имени греческого воина рассказывают об исторических событиях (Марафонская битва, Греко-персидские войны и т.д.)

3. Конкурс «красноречие». Один из членов команды произносит речь от имени грека (в суде, в народном собрании, в философской школе – на выбор участников)

4. Ответы команд на вопросы ведущего. Ведущий задает вопросы по истории, команды отвечают после небольшого совещания. Один из возможных вариантов вопросов содержится в приложении.

5. Блиц-турнир. Каждая команда задаёт вопросы другой команде

  Примечание: Если команда даёт неправильный ответ или затрудняется с ответом, то другая команда имеет право дать правильный ответ, за что получает дополнительный балл.

6. Басня. Каждая команда показывает сценку из басни Эзопа (Крылова).

7. Конкурс тетрадей. Каждая тетрадь оценивается по шкале от одного до пяти баллов. Считается сумма баллов всех участников команды. Это хороший воспитательный момент, когда от работы каждого зависит успех всей команды.

 

3. Подведение итогов

Во время проведения Игр, жюри, состоящее из представителей родителей, оценивает работу команд. По аналогии с голосованием в Греции, жюри подбрасывает камушки в «амфоры» каждой команды. Команда, набравшая большее количество камушков – победитель.

Представители Ареопага комментируют свое решение и объявляют о награждении. Простые, но оригинальные призы очень порадовали детей, «заработавших своим собственным умом».

4. Рефлексия.

Фоторепортаж об Играх. Выполняется в виде стенгазеты силами детей и родителей.

Приложение 1.

Один из возможных вариантов вопросов к командам:

1. Расскажите о природных условиях Греции?

2. Назовите имена греческих богов?

3. Кого греки называли первым философом?

4. Кто изобрел флейту?

5. Назовите несколько Платоновых тел. Как выглядят эти тела?

  1. Какие моря омывают Грецию?
  2. Кто сжег храм Артемиды в Эфесе? Каков был мотив преступника (почему он это сделал?)
  3. Назовите имя первого историка.
  4. Кто изобрел лиру?
  5. Назовите основные части греческого храма
  6. Какие полезные ископаемые добывались в Древней Греции?
  7. Что являлось предметом ввоза в Грецию, а что предметом вывоза?
  8. Назовите знаменитых людей Греции (имя и род деятельности)
  9. Чем прославился Фалес?
  10. Расскажите о македонской фаланге (устройство, вооружение воинов, сильные и слабые стороны)

Приложение 2.

Конкурс перевода с греческого

Гео – земля.

Граф – писать

Психо – душа

Логос – слово, учение

Демос – народ

Крат – власть

Авто – сам

Фило – любовь

София – мудрость

Астро – звезда

Ном – норма, порядок

Метро – мера

Перевод слов :

География, биография, геология, биология, психология, философия, геометрия, астрономия, демократия, автограф

Греческие слова в русском языке (10%):

История, тетрадь, программа, школа, педагог, грамота, хроника, лампа космос, параграф, алфавит, эпоха арифметика, математика, фантазия , библия

6. Список литературы

Литература для учителя.

  1. Г.И. Годер История Древнего Мира. Учебник для 5 класса. Просвещение 1997
  2. А.Н. Немировский. Книга для чтения по истории древнего мира. Просвещение 1996
  3. В.И. Коровин Мифы народов мира. Москва 1999
  4. М.А. Гаспаров. Занимательная Греция. Москва 2010

Литература для учащихся.

  1. Г.И. Годер История Древнего Мира. Учебник для 5 класса. Просвещение 1997
  2. М.А. Гаспаров. Занимательная Греция. Москва 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка спортивного праздника по теме "Олимпийские игры"

Данная разработка поможет учителям физической культуры подготовить и провести праздник по теме "Олимпийские игры"...

Методическая разработка по физической культуре "Путешествие по играм народов Севера"

Цель:Приобщение учащихся к традиционной народной празднично-игровой культуре.Задачи: Познакомить с играми народов СевераРазвивать физические качества детей среднего школьного возраста(быстроту двигате...

Методическая разработка по теме" Современые методы преподавания,игры на уроках английского языка"

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы по...

Методическая разработка урока физкультуры по теме «Техника игры в русскую лапту» (8–9-е классы)

Автор работы:учитель физической культуры  Шипилов И.В. Цель: всестороннее развитие физических способностей, формирование потребности движения и здорового образа жизни через приобщение ...

Методическая разработка "Открытие школьной спатакиады "Малые олимпийские игры - 2011"

Методическая разработка "Открытие школьной спатакиады "Малые олимпийские игры - 2011"Открытие состоялось  в иде торжественного представления каждой страны и вида спорта. В подготовке принимал уча...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине ОБЖ Игра – викторина «Alko. STOP»

      Проблема вредных привычек в подростковой среде сегодня является наиболее актуальной. Главное "оружие” в борьбе с ними – это информационное просвещение. Необходимо, чтобы ка...