Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе ФкГОС, программы по литературе для общеобразовательных школ (5 - 11 классы) под редакцией В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2006 г. К учебнику Литература: 8 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [авт. – сост. В.Я.Коровина и др.]. М.: Просвещение, 2011г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_8_klass.doc.docx | 43.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе ФкГОС, программы по литературе для общеобразовательных школ (5 - 11 классы) под редакцией В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2006 г. К учебнику Литература: 8 класс. Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [авт. – сост. В.Я.Коровина и др.]. М.: Просвещение, 2011г.
Цели изучения литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Структура распределения учебного материала
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | сочинения |
1 | Введение | 1 | |
2 | Устное народное творчество | 3 | |
3 | Из древнерусской литературы | 4 | |
4 | Из литературы XVIII века | 3 | 2 |
5 | Из литературы XIX века | 41 | 6 |
6 | Из литературы XX века | 21 | 8 |
7 | Из зарубежной литературы | 13 | |
Всего | 86 | 16 |
Содержание курса
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.
В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»(отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе
2 часа в неделю
№ урока | Тема урока | Кол-во уроков | Дата по факту | Дата по плану |
1 | Введение. Литература и история. | 1 | ||
2 | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические, исторические песни. Частушка как малый песенный жанр. | 1 | ||
3 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. Особенности содержания и художественной формы народных преданий. | 1 | ||
4 | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | 1 | ||
5 | Внеклассное чтение. «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. | 1 | ||
6 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль».Слово о писателе. Понятие о классицизме. | 1 | ||
7 | Анализ эпизода комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». | 1 | ||
8 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века» | 1 | ||
9 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Историческая основа басен. Мораль басен. | 1 | ||
10 | Внеклассное чтение. И.А.Крылов- поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. | 1 | ||
11 | К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. | 1 | ||
12 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. | 1 | ||
13 | А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. | 1 | ||
14 | А.С.Пушкин.«История Пугачева». | 1 | ||
15 | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | 1 | ||
16 | Гринев: жизненный путь героя. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | 1 | ||
17 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова – нравственный идеал Пушкина. | 1 | ||
18 | Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. | 1 | ||
19 | Развитие речи. Гуманизм и историзм А.С.Пушкина в романе «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | ||
20 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. | 1 | ||
21 | А.С.Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. | 1 | ||
22 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю.Лермонтова | 1 | ||
23 | М.Ю.Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. | 1 | ||
24 | Особенности композиции поэмы «Мцыри».Роль описаний природы в поэме. | 1 | ||
25 | Развитие речи. Обучение сочинению по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 1 | ||
26 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. | 1 | ||
27 | Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». | 1 | ||
28 | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. | 1 | ||
29 | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | 1 | ||
30 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» | 1 | ||
31 | Н.В.Гоголь. «Шинель».Образ «маленького человека» в литературе. | 1 | ||
32 | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | 1 | ||
33 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города». | 1 | ||
34 | Развитие речи. Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | ||
35 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | ||
36 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | 1 | ||
37 | Л.Н.толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». | 1 | ||
38 | Мастерство Л.Н.толстого в рассказе «После бала». | 1 | ||
39 | Внеклассное чтение. Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «После бала» | 1 | ||
40 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | 1 | ||
41 | Внеклассное чтение. Рассказ А.П.Чехова «Шуточка». Истинное и ложное в человеческих отношениях. Любовь в рассказе. | 1 | ||
42 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И.А.Бунина – прозаика. | 1 | ||
43 | А.И.Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Понятие о сюжете и фабуле. | 1 | ||
44 | Развитие речи. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина,Куприна. | 1 | ||
45 | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. | 1 | ||
46 | Внеклассное чтение. Образ Родины в лирическом цикле А.А.Блоке «На поле Куликовом». | 1 | ||
47 | С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев»- поэма на историческую тему. | 1 | ||
48- 49 | Развитие речи. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А.Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. | 2 | ||
50 | М.А.Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 1 | ||
51 | И.С.Шмелев.Слово о писателе. «Как я стал писателем»- воспоминание о пути к творчеству. | 1 | ||
52 | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, С.А. Есенина. | |||
53 | Внеклассное чтение. Журнал «Сатирикон», «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом». Тэффи. М.М.Зощенко. | 1 | ||
54 | А.Т.Твардовский.Слово о писателе. Поэма «Василий Теркин». | 1 | ||
55 | Василий Теркин – защитник родной страны. | 1 | ||
56 | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. | 1 | ||
57 | Внеклассное чтение. А.А.Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возращение». | 1 | ||
58 | Развитие речи. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 1 | ||
59 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». | 1 | ||
60 | Развитие речи. Классное сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей 20 века» | 1 | ||
61 | Внеклассное чтение. Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. | 1 | ||
62 | У.Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». | 1 | ||
63 | Сонеты У.Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | 1 | ||
64-65 | Ж.-Б.Мольер. «Мещанин во дворянстве». | 1 | ||
66 | Внеклассное чтение. Дж.Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | 1 | ||
67 | Внеклассное чтение. В.Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | 1 | ||
68 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Перечень обязательных контрольных и других видов проверочных работ
№ п/п | Название раздела | сочинения | Контрольные работы |
1 | Из литературы XVIII века | 2 | |
2 | Из литературы XIX века | 6 | 2 Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина. Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, М.Е.Салтыкова-Щедрина. |
3 | Из литературы XX века | 8 | 1 Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина. |
Формы оценки и контроля знаний обучающихся
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, итоговый. Основные формы контроля – устный ответ учащегося, самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос, тестирование), сочинение.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 класс); свободное владение монологической речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются одна - две неточности в ответе.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса. Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; бедность выразительных средств языка
Перечень учебно-методического обеспечения
1. «Литература. 8 кл.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. –М.: «Просвещение», 2006
2. В. Я. Коровина, И. С. Збарский. Под ред. В.И. Коровина. Литература: 8 кл. Метод. советы. М.: «Просвещение», 2003.
3. «Поурочное планирование по литературе: 8 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература. 8 класс» /
Литература
- Программа общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я.Коровиной. Москва «Просвещение» 2006 г.
- Поурочные разработки по литературе для 8 класса. И.В.Золотарева. Москва «Вако» 2006 г.
- Учебник-хрестоматия по литературе для 8 класса под редакцией В.Я.Коровиной. Москва «Просвещение» 2006 г.
- Доклады по литературе. 8 класс. М.Б.Ганженко. Издательство «Экзамен». Москва. 2007г.
- Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 8 класс. Москва. «Просвещение» 2007.
- Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: 8 класс.:Метод. советы./Под ред. В. И. Коровина. – М.: Просвещение, 2003.
Мультимедийные пособия.
1.В.Я.Коровина,В.П.Журавлев, В.И. Коровин
2./ МП3 Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 8 класс»,М.;Просвещение»,2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....