Урок литературы в 7 классе по рассказу А. П. Платонова «Юшка». Я тоже всему свету нужен…
план-конспект урока по литературе (7 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

   урок литературы в 7 классе по рассказу А. П. Платонова «Юшка»

Я тоже всему свету нужен…

Бочина Екатерина Николаевна -

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №16 г.о. Орехово-Зуево

Тип урока: урок открытия нового знания

УМК:  Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия  2 ч. для общеобразовательных учебных заведений. Сост.  В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2020г.

Цели урока:

Деятельностная:  создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучения индивидуальной рефлексии достижения цели, воплощения ситуации успеха

Образовательная: установить связь между произведениями Платонова , развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Ученик научится осознанному  и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; сможет соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков.

Ученик получит возможность: конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении авторской позиции, особенностей его образного видения мира, нравственно-оценочных суждений.

Планируемые результаты:

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД:  самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Средства обучения:  учебник, иллюстрации к произведению.

Методы работы:   учебно -исследовательский; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; метод критического мышления.

 

 

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приглашает детей к сотрудничеству. Создаёт эмоциональный фон урока, предлагает продолжить изучение творчества А. Платонова и ответить на вопросы:

-Какие произведения писателя вам известны?

-Какие чувства они вызвали у вас?

Отвечают на вопросы, включаются в работу.

Личностные:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

 

 

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

 Спрашивает, кто автор этой сказки, и с каким произведением А. Платонова познакомились на прошлом уроке.

- Сформулируйте тему урока словами Юшки, которые характеризуют его отношение к жизни.

Предлагает выбрать эпиграф к уроку:

1.Верю я, придет пора

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра

(Борис Пастернак)
                              
2. Человек определяется тем, Каков он наедине со своей совестью. (О. Волков)

3.Правозглашать я стал любви

И правды чистые ученья;

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

(М.Ю. Лермонтов)

 4.Чужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.

(И. Суриков)

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают слова Юшки: «Я тоже всему свету нужен», таким образом формулируют тему урока, ставят цели для себя,  выбирают эпиграф  к уроку.  

Познавательные:

Поиск способа решения задачи.

  Коммуникативные:

Формулирование собственного мнения.

Регулятивные:

Принятие и сохранение учебной задачи.

Планирование своих действий.

 

3) Этап выявления места и причины  затруднения

Учитель просит ребят представить Юшку с помощью игры «Ассоциация» Работа с текстом (портрет Юшки):

-Что мы узнали о нём? Словарная работа в тетради(записывают слова , характерные для внешности Юшки)

- Как ощущает себя Юшка в окружающем мире?

Учитель выслушивает ответы обучающихся, затем предлагает поработать над эпизодом «Отношение детей и взрослых к Юшке»     

 Размышляют, отвечают на вопросы, погружаются в рассказ, подтверждая ответы цитатами.

Личностные:

Формирование границ собственного знания и «незнания».

 Познавательные:

Формулирование проблемы.

Коммуникативные:

Построение высказываний.

4) Этап построения проекта выхода из затруднения

Словарная работа. Обращение к словарю Ожегова, что значит слово  «терзать»

 -А как сам Юшка объясняет поведение детей и взрослых? Учитель выслушивает ответы детей.

-Почему взрослые равнодушно относятся к Юшке?

-Чем автор объясняет их поведение? Учитель обобщает ответы учащихся. Платонов называет героя блаженным. Что это значит? Обращение к словарю Ожегова, что значит слово  «блаженный». Рассказ учителя о Ксении Петербуржской.

- Что объединяет Ксению и Юшку?

- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?

Ученики доказывают свою точку зрения.

- Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце то у них слепое, да глаза зрячие».

- Что значит, по-вашему, «слепое сердце»?

Учитель обобщает ответы учащихся.

- Как вы понимаете слово «сострадание»? (ответы учащихся)

Обращение к словарю В.И. Даля, что значит слово  «сострадание». (запись на доске)

Юшка и природа (выразительное чтение отрывка учителем)

- Как этот отрывок помогает понять нам образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем о герое? (учитель обобщает ответы учащихся)

Анализ эпизода в котором Юшка «осерчал».

- Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал? (учитель обобщает ответы учащихся)

Работают со словарем, записывают в тетрадь слово «сострадание», соста­вляют «психологический этюд» поведения детей, Юшки  и взрослых.

 

Личностные:

Формирование мотивов достижения

Познавательные:

Установление причинно – следственных связей.

Самостоятельное создание способа решения проблемы. Построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:

Сотрудничество при решении проблемы. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

5) Физминутка

Письмо носом.

 

 

6) Творческое задание

Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию к произведению Платонова «Юшка».

- Если бы вам дали в руки цветные карандаши, как бы вы раскрасили иллюстрацию? (ответы учащихся)

Выполняют творческие  задания, оценивают работы одноклассников 

Личностные:

Формирование взаимоуважения.

Коммуникативные:

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативной задачи.

 Регулятивные:

Выполнение учебных действий в материализованной форме.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

  Предлагает провести мини – исследование последних страниц рассказа и доказать, что Юшка прожил свою жизнь не зря. 

 Проводят мини – исследование, находят ключевые слова, предложения, доказывающие, что Юшка-  не лишний человек.

 

Личностные:

Формирование адекватной позитивной самооценки.

Познавательные:

Структурирование знания.

Создание способов решения проблем.

Коммуникативные:

Умение приходить к общему решению в результате совместной деятельности.

Умение задавать вопросы.

Контроль действий партнера.

Регулятивные:

Осуществление контроля по эталону.

Оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Адекватное восприятие оценки учителя.

Внесение необходимых корректив в действие.

8) Этап реализации построенного проекта

Учитель организует работу по осмыслению имени героя:    Ефим  - благочестивый, священный, благодушный. В просторечии: юшка – кровь, значительная потеря которой грозит организму смертью.

Составление ассоциации слов характерных для внутреннего содержания героя. Работа с эпиграфом (учащиеся объясняют свой выбор эпиграфа). Учитель возвращается к вопросам, поставленным в начале урока

 

  

 Составляют связный рассказ, анализируют поведение разных героев, делают выводы об их душевных качествах

Личностные:

Формирование ценностных ориентиров учебной деятельности.

Познавательные:

Использование ключевых слов для решения проблемы.

Коммуникативные:

Использование речи для фиксации нового знания.

Регулятивные:

Внесение необходимых корректив в ответы.

9) Этап рефлексии учебной деятельности.

- Цель достигнута?

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Учитель выставляет отметки за урок.

 

Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень усвоения материала.

Личностные:

Формирование самоуважения и самовосприятия.

 Познавательные:

Структурирование знания.

Коммуникативные:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Регулятивные:

Различение способа и результата действия.

Адекватное восприятие оценки учителя.

 

10) Домашнее задание

Учитель предлагает разноуровневые  домашние задания:

- Рисунок к понравившемуся эпизоду.

- Подготовить вопросы по произведению «Юшка».

- Сочинение «Что значит «слепое» сердце»?

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yushka1.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урок литературы в 7 классе по рассказу А. П. Платонова «Юшка»

Я тоже всему свету нужен…

Бочина Екатерина Николаевна -

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №16 г.о. Орехово-Зуево

Тип урока: урок открытия нового знания

УМК: Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений. Сост. В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2020г.

Цели урока:

Деятельностная: создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучения индивидуальной рефлексии достижения цели, воплощения ситуации успеха

Образовательная: установить связь между произведениями Платонова , развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.

Ученик научится осознанному и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; сможет соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков.

Ученик получит возможность: конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении авторской позиции, особенностей его образного видения мира, нравственно-оценочных суждений.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: учебник, иллюстрации к произведению.

Методы работы: учебно -исследовательский; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; метод критического мышления.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Приглашает детей к сотрудничеству. Создаёт эмоциональный фон урока, предлагает продолжить изучение творчества А. Платонова и ответить на вопросы:

-Какие произведения писателя вам известны?

-Какие чувства они вызвали у вас?

Отвечают на вопросы, включаются в работу.

Личностные:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Спрашивает, кто автор этой сказки, и с каким произведением А. Платонова познакомились на прошлом уроке.

- Сформулируйте тему урока словами Юшки, которые характеризуют его отношение к жизни.

Предлагает выбрать эпиграф к уроку:

#1042;ерю я, придет пора

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра

(Борис Пастернак)

2. Человек определяется тем, Каков он наедине со своей совестью. (О. Волков)

#1055;равозглашать я стал любви

И правды чистые ученья;

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

(М.Ю. Лермонтов)

#1063;ужим несчастиям и нуждам

Готов помочь я всей душой.

(И. Суриков)

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают слова Юшки: «Я тоже всему свету нужен», таким образом формулируют тему урока, ставят цели для себя, выбирают эпиграф к уроку.

Познавательные:

Поиск способа решения задачи.

Коммуникативные:

Формулирование собственного мнения.

Регулятивные:

Принятие и сохранение учебной задачи.

Планирование своих действий.

3) Этап выявления места и причины затруднения

Учитель просит ребят представить Юшку с помощью игры «Ассоциация» Работа с текстом (портрет Юшки):

-Что мы узнали о нём? Словарная работа в тетради(записывают слова , характерные для внешности Юшки)

- Как ощущает себя Юшка в окружающем мире?

Учитель выслушивает ответы обучающихся, затем предлагает поработать над эпизодом «Отношение детей и взрослых к Юшке»

Размышляют, отвечают на вопросы, погружаются в рассказ, подтверждая ответы цитатами.

Личностные:

Формирование границ собственного знания и «незнания».

Познавательные:

Формулирование проблемы.

Коммуникативные:

Построение высказываний.

4) Этап построения проекта выхода из затруднения

Словарная работа. Обращение к словарю Ожегова, что значит слово «терзать»

-А как сам Юшка объясняет поведение детей и взрослых? Учитель выслушивает ответы детей.

-Почему взрослые равнодушно относятся к Юшке?

-Чем автор объясняет их поведение? Учитель обобщает ответы учащихся. Платонов называет героя блаженным. Что это значит? Обращение к словарю Ожегова, что значит слово «блаженный». Рассказ учителя о Ксении Петербуржской.

- Что объединяет Ксению и Юшку?

- Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»?

Ученики доказывают свою точку зрения.

- Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце то у них слепое, да глаза зрячие».

- Что значит, по-вашему, «слепое сердце»?

Учитель обобщает ответы учащихся.

- Как вы понимаете слово «сострадание»? (ответы учащихся)

Обращение к словарю В.И. Даля, что значит слово «сострадание». (запись на доске)

Юшка и природа (выразительное чтение отрывка учителем)

- Как этот отрывок помогает понять нам образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем о герое? (учитель обобщает ответы учащихся)

Анализ эпизода в котором Юшка «осерчал».

- Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал? (учитель обобщает ответы учащихся)

Работают со словарем, записывают в тетрадь слово «сострадание», составляют «психологический этюд» поведения детей, Юшки и взрослых.

Личностные:

Формирование мотивов достижения

Познавательные:

Установление причинно – следственных связей.

Самостоятельное создание способа решения проблемы. Построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:

Сотрудничество при решении проблемы. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

5) Физминутка

Письмо носом.

6) Творческое задание

Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию к произведению Платонова «Юшка».

- Если бы вам дали в руки цветные карандаши, как бы вы раскрасили иллюстрацию? (ответы учащихся)

Выполняют творческие задания, оценивают работы одноклассников

Личностные:

Формирование взаимоуважения.

Коммуникативные:

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативной задачи.

Регулятивные:

Выполнение учебных действий в материализованной форме.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Предлагает провести мини – исследование последних страниц рассказа и доказать, что Юшка прожил свою жизнь не зря.

Проводят мини – исследование, находят ключевые слова, предложения, доказывающие, что Юшка- не лишний человек.

Личностные:

Формирование адекватной позитивной самооценки.

Познавательные:

Структурирование знания.

Создание способов решения проблем.

Коммуникативные:

Умение приходить к общему решению в результате совместной деятельности.

Умение задавать вопросы.

Контроль действий партнера.

Регулятивные:

Осуществление контроля по эталону.

Оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Адекватное восприятие оценки учителя.

Внесение необходимых корректив в действие.

8) Этап реализации построенного проекта

Учитель организует работу по осмыслению имени героя: Ефим - благочестивый, священный, благодушный. В просторечии: юшка – кровь, значительная потеря которой грозит организму смертью.

Составление ассоциации слов характерных для внутреннего содержания героя. Работа с эпиграфом (учащиеся объясняют свой выбор эпиграфа). Учитель возвращается к вопросам, поставленным в начале урока

Составляют связный рассказ, анализируют поведение разных героев, делают выводы об их душевных качествах

Личностные:

Формирование ценностных ориентиров учебной деятельности.

Познавательные:

Использование ключевых слов для решения проблемы.

Коммуникативные:

Использование речи для фиксации нового знания.

Регулятивные:

Внесение необходимых корректив в ответы.

9) Этап рефлексии учебной деятельности.

- Цель достигнута?

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Учитель выставляет отметки за урок.

Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень усвоения материала.

Личностные:

Формирование самоуважения и самовосприятия.

Познавательные:

Структурирование знания.

Коммуникативные:

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Регулятивные:

Различение способа и результата действия.

Адекватное восприятие оценки учителя.

10) Домашнее задание

Учитель предлагает разноуровневые домашние задания:

- Рисунок к понравившемуся эпизоду.

- Подготовить вопросы по произведению «Юшка».

- Сочинение «Что значит «слепое» сердце»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка" . Тема:"Я тоже всему свету нужен"

Самобытность произведений А. Платонова,его глубокое проникновение в психологию человека, важность затрагиваемых проблем,неповторимость стиля делают писателя интересным для современного читателя.На уро...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)

Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...

Урок литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" на тему: "Я тоже всему свету нужен"

Урок литературы представляет собой беседу по прочитанному рассказу. Предварительно даётся индивидуальное домашнее задание. В ходе беседы анализируется рассказ, характеризуется главный герой, а также п...

Урок литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»). Тип урока...