Урок литературы в 7 классе по рассказу А. П. Платонова «Юшка». Я тоже всему свету нужен…
план-конспект урока по литературе (7 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урок литературы в 7 классе по рассказу А. П. Платонова «Юшка»
Я тоже всему свету нужен…
Бочина Екатерина Николаевна -
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №16 г.о. Орехово-Зуево
Тип урока: урок открытия нового знания
УМК: Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений. Сост. В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2020г.
Цели урока:
Деятельностная: создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучения индивидуальной рефлексии достижения цели, воплощения ситуации успеха
Образовательная: установить связь между произведениями Платонова , развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.
Ученик научится осознанному и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; сможет соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков.
Ученик получит возможность: конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении авторской позиции, особенностей его образного видения мира, нравственно-оценочных суждений.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: учебник, иллюстрации к произведению.
Методы работы: учебно -исследовательский; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; метод критического мышления.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Приглашает детей к сотрудничеству. Создаёт эмоциональный фон урока, предлагает продолжить изучение творчества А. Платонова и ответить на вопросы: -Какие произведения писателя вам известны? -Какие чувства они вызвали у вас? | Отвечают на вопросы, включаются в работу. | Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.
|
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. | Спрашивает, кто автор этой сказки, и с каким произведением А. Платонова познакомились на прошлом уроке. - Сформулируйте тему урока словами Юшки, которые характеризуют его отношение к жизни. Предлагает выбрать эпиграф к уроку: 1.Верю я, придет пора Силу подлости и злобы Одолеет дух добра (Борис Пастернак) 3.Правозглашать я стал любви И правды чистые ученья; В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. (М.Ю. Лермонтов) 4.Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой. (И. Суриков) | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают слова Юшки: «Я тоже всему свету нужен», таким образом формулируют тему урока, ставят цели для себя, выбирают эпиграф к уроку. | Познавательные: Поиск способа решения задачи. Коммуникативные: Формулирование собственного мнения. Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий.
|
3) Этап выявления места и причины затруднения | Учитель просит ребят представить Юшку с помощью игры «Ассоциация» Работа с текстом (портрет Юшки): -Что мы узнали о нём? Словарная работа в тетради(записывают слова , характерные для внешности Юшки) - Как ощущает себя Юшка в окружающем мире? Учитель выслушивает ответы обучающихся, затем предлагает поработать над эпизодом «Отношение детей и взрослых к Юшке» | Размышляют, отвечают на вопросы, погружаются в рассказ, подтверждая ответы цитатами. | Личностные: Формирование границ собственного знания и «незнания». Познавательные: Формулирование проблемы. Коммуникативные: Построение высказываний. |
4) Этап построения проекта выхода из затруднения | Словарная работа. Обращение к словарю Ожегова, что значит слово «терзать» -А как сам Юшка объясняет поведение детей и взрослых? Учитель выслушивает ответы детей. -Почему взрослые равнодушно относятся к Юшке? -Чем автор объясняет их поведение? Учитель обобщает ответы учащихся. Платонов называет героя блаженным. Что это значит? Обращение к словарю Ожегова, что значит слово «блаженный». Рассказ учителя о Ксении Петербуржской. - Что объединяет Ксению и Юшку? - Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»? Ученики доказывают свою точку зрения. - Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце то у них слепое, да глаза зрячие». - Что значит, по-вашему, «слепое сердце»? Учитель обобщает ответы учащихся. - Как вы понимаете слово «сострадание»? (ответы учащихся) Обращение к словарю В.И. Даля, что значит слово «сострадание». (запись на доске) Юшка и природа (выразительное чтение отрывка учителем) - Как этот отрывок помогает понять нам образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем о герое? (учитель обобщает ответы учащихся) Анализ эпизода в котором Юшка «осерчал». - Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал? (учитель обобщает ответы учащихся) | Работают со словарем, записывают в тетрадь слово «сострадание», составляют «психологический этюд» поведения детей, Юшки и взрослых.
| Личностные: Формирование мотивов достижения Познавательные: Установление причинно – следственных связей. Самостоятельное создание способа решения проблемы. Построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: Сотрудничество при решении проблемы. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
5) Физминутка | Письмо носом. |
|
|
6) Творческое задание | Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию к произведению Платонова «Юшка». - Если бы вам дали в руки цветные карандаши, как бы вы раскрасили иллюстрацию? (ответы учащихся) | Выполняют творческие задания, оценивают работы одноклассников | Личностные: Формирование взаимоуважения. Коммуникативные: Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативной задачи. Регулятивные: Выполнение учебных действий в материализованной форме. |
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Предлагает провести мини – исследование последних страниц рассказа и доказать, что Юшка прожил свою жизнь не зря. | Проводят мини – исследование, находят ключевые слова, предложения, доказывающие, что Юшка- не лишний человек.
| Личностные: Формирование адекватной позитивной самооценки. Познавательные: Структурирование знания. Создание способов решения проблем. Коммуникативные: Умение приходить к общему решению в результате совместной деятельности. Умение задавать вопросы. Контроль действий партнера. Регулятивные: Осуществление контроля по эталону. Оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Адекватное восприятие оценки учителя. Внесение необходимых корректив в действие. |
8) Этап реализации построенного проекта | Учитель организует работу по осмыслению имени героя: Ефим - благочестивый, священный, благодушный. В просторечии: юшка – кровь, значительная потеря которой грозит организму смертью. Составление ассоциации слов характерных для внутреннего содержания героя. Работа с эпиграфом (учащиеся объясняют свой выбор эпиграфа). Учитель возвращается к вопросам, поставленным в начале урока
| Составляют связный рассказ, анализируют поведение разных героев, делают выводы об их душевных качествах | Личностные: Формирование ценностных ориентиров учебной деятельности. Познавательные: Использование ключевых слов для решения проблемы. Коммуникативные: Использование речи для фиксации нового знания. Регулятивные: Внесение необходимых корректив в ответы. |
9) Этап рефлексии учебной деятельности. | - Цель достигнута? Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке мне понравилось… Учитель выставляет отметки за урок.
| Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень усвоения материала. | Личностные: Формирование самоуважения и самовосприятия. Познавательные: Структурирование знания. Коммуникативные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. Регулятивные: Различение способа и результата действия. Адекватное восприятие оценки учителя.
|
10) Домашнее задание | Учитель предлагает разноуровневые домашние задания: - Рисунок к понравившемуся эпизоду. - Подготовить вопросы по произведению «Юшка». - Сочинение «Что значит «слепое» сердце»? |
|
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yushka1.docx | 34.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урок литературы в 7 классе по рассказу А. П. Платонова «Юшка»
Я тоже всему свету нужен…
Бочина Екатерина Николаевна -
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №16 г.о. Орехово-Зуево
Тип урока: урок открытия нового знания
УМК: Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений. Сост. В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2020г.
Цели урока:
Деятельностная: создание условий для усвоения темы, развития готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности, обучения индивидуальной рефлексии достижения цели, воплощения ситуации успеха
Образовательная: установить связь между произведениями Платонова , развивать потребность у учащихся совершенствовать свои речевые умения; умение формулировать основную мысль текста, соотносить текст и заглавие, учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям; достигать понимание текста на уровне содержания, учить эмоциональному переживанию прочитанного.
Ученик научится осознанному и выразительному чтению, что обеспечит ценностно-смысловую ориентацию обучаемого; сможет соотносить на основе моральных норм свои поступки с этическими чувствами; анализировать нравственный аспект своих поступков.
Ученик получит возможность: конструировать разнообразные монологические высказывания с опорой на авторский текст, испытывать интерес и потребность в выявлении авторской позиции, особенностей его образного видения мира, нравственно-оценочных суждений.
Планируемые результаты:
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Средства обучения: учебник, иллюстрации к произведению.
Методы работы: учебно -исследовательский; коммуникативная методика; личностно-ориентированный метод; метод креативного мышления; метод критического мышления.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Приглашает детей к сотрудничеству. Создаёт эмоциональный фон урока, предлагает продолжить изучение творчества А. Платонова и ответить на вопросы: -Какие произведения писателя вам известны? -Какие чувства они вызвали у вас? | Отвечают на вопросы, включаются в работу. | Личностные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.
|
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. | Спрашивает, кто автор этой сказки, и с каким произведением А. Платонова познакомились на прошлом уроке. - Сформулируйте тему урока словами Юшки, которые характеризуют его отношение к жизни. Предлагает выбрать эпиграф к уроку: #1042;ерю я, придет пора Силу подлости и злобы Одолеет дух добра (Борис Пастернак) #1055;равозглашать я стал любви И правды чистые ученья; В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. (М.Ю. Лермонтов) #1063;ужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой. (И. Суриков) | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают слова Юшки: «Я тоже всему свету нужен», таким образом формулируют тему урока, ставят цели для себя, выбирают эпиграф к уроку. | Познавательные: Поиск способа решения задачи. Коммуникативные: Формулирование собственного мнения. Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи. Планирование своих действий.
|
3) Этап выявления места и причины затруднения | Учитель просит ребят представить Юшку с помощью игры «Ассоциация» Работа с текстом (портрет Юшки): -Что мы узнали о нём? Словарная работа в тетради(записывают слова , характерные для внешности Юшки) - Как ощущает себя Юшка в окружающем мире? Учитель выслушивает ответы обучающихся, затем предлагает поработать над эпизодом «Отношение детей и взрослых к Юшке» | Размышляют, отвечают на вопросы, погружаются в рассказ, подтверждая ответы цитатами. | Личностные: Формирование границ собственного знания и «незнания». Познавательные: Формулирование проблемы. Коммуникативные: Построение высказываний. |
4) Этап построения проекта выхода из затруднения | Словарная работа. Обращение к словарю Ожегова, что значит слово «терзать» -А как сам Юшка объясняет поведение детей и взрослых? Учитель выслушивает ответы детей. -Почему взрослые равнодушно относятся к Юшке? -Чем автор объясняет их поведение? Учитель обобщает ответы учащихся. Платонов называет героя блаженным. Что это значит? Обращение к словарю Ожегова, что значит слово «блаженный». Рассказ учителя о Ксении Петербуржской. - Что объединяет Ксению и Юшку? - Прав ли Юшка, когда говорит Даше: «Меня, Даша, народ любит»? Ученики доказывают свою точку зрения. - Как вы относитесь к словам Даши: «Сердце то у них слепое, да глаза зрячие». - Что значит, по-вашему, «слепое сердце»? Учитель обобщает ответы учащихся. - Как вы понимаете слово «сострадание»? (ответы учащихся) Обращение к словарю В.И. Даля, что значит слово «сострадание». (запись на доске) Юшка и природа (выразительное чтение отрывка учителем) - Как этот отрывок помогает понять нам образ Юшки? Дополняет ли он то, что мы уже знаем о герое? (учитель обобщает ответы учащихся) Анализ эпизода в котором Юшка «осерчал». - Что же произошло с Юшкой? Почему он осерчал? (учитель обобщает ответы учащихся) | Работают со словарем, записывают в тетрадь слово «сострадание», составляют «психологический этюд» поведения детей, Юшки и взрослых. | Личностные: Формирование мотивов достижения Познавательные: Установление причинно – следственных связей. Самостоятельное создание способа решения проблемы. Построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: Сотрудничество при решении проблемы. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. |
5) Физминутка | Письмо носом. | ||
6) Творческое задание | Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию к произведению Платонова «Юшка». - Если бы вам дали в руки цветные карандаши, как бы вы раскрасили иллюстрацию? (ответы учащихся) | Выполняют творческие задания, оценивают работы одноклассников | Личностные: Формирование взаимоуважения. Коммуникативные: Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативной задачи. Регулятивные: Выполнение учебных действий в материализованной форме. |
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | Предлагает провести мини – исследование последних страниц рассказа и доказать, что Юшка прожил свою жизнь не зря. | Проводят мини – исследование, находят ключевые слова, предложения, доказывающие, что Юшка- не лишний человек. | Личностные: Формирование адекватной позитивной самооценки. Познавательные: Структурирование знания. Создание способов решения проблем. Коммуникативные: Умение приходить к общему решению в результате совместной деятельности. Умение задавать вопросы. Контроль действий партнера. Регулятивные: Осуществление контроля по эталону. Оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Адекватное восприятие оценки учителя. Внесение необходимых корректив в действие. |
8) Этап реализации построенного проекта | Учитель организует работу по осмыслению имени героя: Ефим - благочестивый, священный, благодушный. В просторечии: юшка – кровь, значительная потеря которой грозит организму смертью. Составление ассоциации слов характерных для внутреннего содержания героя. Работа с эпиграфом (учащиеся объясняют свой выбор эпиграфа). Учитель возвращается к вопросам, поставленным в начале урока
| Составляют связный рассказ, анализируют поведение разных героев, делают выводы об их душевных качествах | Личностные: Формирование ценностных ориентиров учебной деятельности. Познавательные: Использование ключевых слов для решения проблемы. Коммуникативные: Использование речи для фиксации нового знания. Регулятивные: Внесение необходимых корректив в ответы. |
9) Этап рефлексии учебной деятельности. | - Цель достигнута? Сегодня на уроке я узнал… Сегодня на уроке мне понравилось… Учитель выставляет отметки за урок. | Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень усвоения материала. | Личностные: Формирование самоуважения и самовосприятия. Познавательные: Структурирование знания. Коммуникативные: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности. Регулятивные: Различение способа и результата действия. Адекватное восприятие оценки учителя. |
10) Домашнее задание | Учитель предлагает разноуровневые домашние задания: - Рисунок к понравившемуся эпизоду. - Подготовить вопросы по произведению «Юшка». - Сочинение «Что значит «слепое» сердце»? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по рассказу А.Платонова "Юшка" . Тема:"Я тоже всему свету нужен"
Самобытность произведений А. Платонова,его глубокое проникновение в психологию человека, важность затрагиваемых проблем,неповторимость стиля делают писателя интересным для современного читателя.На уро...
Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)
Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...
Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)
Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...
Урок литературы в 7 классе по теме: "Я тоже всему свету нужен...". (По рассказу А. Платонова "Юшка".)
Цель урока: создать условия для осмысления рассказа А. Платонова "Юшка", способствовать переосмыслению понятий "человек в окружающем мире", "ценность человека на Земле". Для реализации данных целей ис...
Урок литературы в 7 классе по рассказу А. Платонова "Юшка" на тему: "Я тоже всему свету нужен"
Урок литературы представляет собой беседу по прочитанному рассказу. Предварительно даётся индивидуальное домашнее задание. В ходе беседы анализируется рассказ, характеризуется главный герой, а также п...
«Я тоже всему свету нужен» (по рассказам А. Платонова «Юшка» и «Неизвестный цветок»
Анализ произведений А. Платонова....
Урок литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»)
Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Без доброты и сострадания нет человека. Я тоже всему свету нужен…» (по рассказу А.П. Платонова «Юшка»). Тип урока...