Рабочая программа по литературе 8 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Скоробогатовская средняя школа»
Принято на заседании педагогического совета, протокол от 30.08.2017 года №01 | Утверждено приказом директора школы от30.08.2017г. № 198 _______________________ О.В. Кострова, директор школы |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
8 КЛАСС
Разработчик рабочей программы:
Волнухина М.В., учитель русского языка и литературы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по литературе для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я. Коровиной, 6-е издание, М. Просвещение 2009. Учебник В.Я.Коровина,В.П.Журавлев, В.И.Коровин Литература 8 класс ( в 2-ух частях), М: «Просвещение», 2014
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
III.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная…», «Вдоль по улице метелица метет…», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком…». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Из «Жития Александра Невского». Защита русский земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои – крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» - «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.Рылеева – основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения – зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье…»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А.Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев – жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова – нравственная красота героини. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырванном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношении к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора – высмеять «все дурное в России» (Н.
В.Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В.И.Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю.Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Росссий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.Пушкина, С.А.Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О.Дымов, А.Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Ироническое повествование о прошлом, характеризующее отношение к современности.
М.Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина – сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину (Е.Винокуров. «Москвичи»; М.Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б.Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют…»; А.Фатьянов. «Соловьи»; Л.Ошанин. «Дороги»; В.Высоцкий. «Песня о Земле» и др.). Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И.Анненский. «Снег»; Д.Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н.Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок…»; Н.Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия…».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.Оцуп. «Мне трудно без России…» (отрывок); З.Гиппиус. «Знайте!», «так и есть»; Дон Аминадо. «Бабье лето»; И.Бунин. «У птицы есть гнездо…». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта – символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты – «Кто хвалится родством своим со знатью…», «Увы, мой стих не блещет новизной…».
В строгой форме сонетов – живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира – «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В.Г.Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век – эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер – великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира (развитие понятий).
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Часы | Содержание уровня подготовки освоения учебного предмета (ЗУН) | Сроки плановые | Сроки Коррект. | |||
1 | Введение. Образное отражение жизни в искусстве. | 1 | Знать образную природу словесного искусства, уметь состав. тезисы и план прочитанного, владение монолог. и диалог. речью | 1 четверть 02.09 | ||||
2 | Песня как жанр народной поэзии. Исторические песни. | 1 | Знать жанровые особенности лирической песни, уметь делать выводы, анализировать содержание и конфликт лирической песни | 05.09 | ||||
3 | Предания как исторический жанр древнерусской литературы «О покорении Сибири Ермаком» | 1 | Знать жанровые особен. предания, проводить сам. исследов. работу | 09.09 | ||||
4 | Древнерусская литература. Особенности жития | 1 | Знать причины возникн. патриотич. темы в древнерус. литер.; уметь анализировать содержание и жанровое своеобразие произведения . «Повесть о жизни и храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | 12.09 | ||||
5 | «Повесть о Шемякином суде» как сатирическое произведение 18 века. | 1 | уметь анализировать содержание и жанровое своеобразие произведения | 16.09 | ||||
6 | Д.И.Фонвизин»Недоросль» Проблема воспитания | 1 | Знать особенности соц.-полит. обстановки 18 в.; понятия «классицизм» | 19.09 | ||||
7 | Анализ эпизода. Урок Митрофана | 1 | Уметь сам-но делать выводы, анализировать язык комедии. | 23.09 | ||||
8 | Басни И.А.Крылова. «Лягушки, просящие царя», «Обоз» | 1 | Знать осн. факты жизни писателя, уметь опреде-лять мораль басен. | 26.09 | ||||
9 | К.Ф.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» | 1 | Знать осн. факты жизни К.Ф.Рылеева, понятие «думы»; уметь анализировать поэтич. произвед. | 30.09 | ||||
10 | А.С.Пушкин.. Стихотворения «Туча», «К…»(«Я помню чудное мгновение…»), «19 октября». Их основн. темы и мотивы. | 1 | Знать осн. факты жизни А.С.Пушкина, уметь анализировать поэтич. произвед. | 03.10 | ||||
11 | А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Истор. основа повести. | 1 | Знать историч. источники; содержание произведения. | 07.10 | ||||
12 | Формирование личности П.Гринева | 1 | Знать содержание произведения, этапы формирования героя; выделять смысловые части текста. | 10.10 | ||||
13 | Гринев в Белогорской крепости. Анализ 3-5 глав. | 1 | Знать систему худож. образов повести; уметь давать характеристику героям. | 14.10 | ||||
14 | Гринев и Швабрин. Сравнительная характеристика | 1 | Уметь сопоставлять эпизоды текста и срав-ть героев; выражать свое отношение к поступкам героев, выявлять авторск. позиц. | 17.10 | ||||
15 | Гринев и Маша Миронова. | 1 | Уметь владеть различными видами пересказа, приводить док-ва, используя цитатный материал | 21.10 | ||||
16 | Образ Пугачева. Взаимоотношения Гринева и Пугачева. | 1 | Знать исторические сведения о Пугач. восстании. Выявлять авторскую позицию и свое отношение к прочитанному. | 24.10 | ||||
17 | Утверждение автором нравств. идеалов гуманности, чести и долга.». | 1 | Знать содержание и проблематику повести; уметь глубоко анализировать художественный текст. | 28.10 | ||||
18 | Подготовка к дом. сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | Знать проблематику произведения; уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить план к выбр. теме, подобрать цитатный материал | 2 четверть 11.11 | ||||
19 | А.С.Пушкин «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы.. | 1 | Знать содержание и проблематику повести; уметь глубоко анализировать художественный текст. | 14.11 | ||||
20 | М.Ю.Лермонтов. Воплощение исторической темы в творчестве.. | 1 | Знать осн. факты жизни и тв-ва поэта. Уметь определять род и жанр литер. произвед., выражать свое отношение к прочитанному. Стихотворения «Узник», «Пленный рыцарь». | 18.11 | ||||
21 | Кавказ в жизни и тв-ве М.Ю.Лермонтова. Поэма «Мцыри». | 1 | Знать содержание произведения, уметь анализировать поэтический текст, хар-ть особенности сюжета, композиции. | 21.11 | ||||
22 | Идейное содержание поэмы. Образ Мцыри в поэме. | 1 | Уметь выделять смысловые части худож. произведения, хар-ть особенности сюжета. | 25.11 | ||||
23 | Творческая работа по поэме М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (анализ эпизода поэмы по выбору уч-ся) | 1 | Умет развернуто обосновывать суждения. | 28.11 | ||||
24 | Н.В.Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. | 1 | Знать особенности драматического произведения, определение понятия «комедия»; уметь соста-влять тезисы к лекции. | 02.12 | ||||
25 | Н.В.Гоголь «Ревизор». Действие первое. Страх перед «ревизором | 1 | Знать основы сценического поведения, содержание комедии, уметь владеть различными видами пересказа. | 05.12 | ||||
26 | Разоблачение нравственных и социальных пороков человечества в комедии «Ревизор». | 1 | Уметь хар-ть особенности сюжета, композиции, роль изобр.-выраз. средств в создании образов. | 09.12 | ||||
27 | . Образ Хлестакова. | 1 | Знать позицию автора по отношению к каждому из персонажей. | 12.12 | ||||
28 | Мастерство Гоголя-сатирика. Белинский о комедии «Ревизор». | 1 | Знать содержание статьи Белинского, определение понятия «хлестаковщина» | 16.12 | ||||
29 | Практическая работа по комедии «Ревизор». Контрольное тестирование. | 1 | Знать пути и приемы раскрытия образов комедии, уметь выражать свое отношение к прочитанному. | 19.12 | ||||
30 | Н.В.Гоголь «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. | 1 | Знать содержание повести, тему, идею. Уметь понимать, в чем состоит новаторство гоголя в развитии темы «маленького человека». | 23.12 | ||||
31 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Анализ отрывка из «Истории одного города»: «О корне происхождения глупцов». | 1 | Знать понятие «сатира», особенности худ. Мира Салтыкова-Щедрина; уметь анализировать худож. произвед. Худож.-полит. сатира на общественные порядки. Средства создания комического в произведениях. | 24.12 | ||||
32 | Н.С.Лесков «Старый гений». | Знать особенности худож. мира Н.С.Лескова, содержание рассказа; уметь анализировать текст произведения, чувствовать мысли автора. | 26.12 | |||||
33 | Л.Н.Толстой.. «После бала». Контрастное построение рассказа | 1 | Знать содержание рассказа, уметь составлять план прочитанного, формулировать тему, идею, проблему произвед. | 3 четверть 13.01 | ||||
34 | . Иван Васильевич и полковник. | 1 | Уметь находить при анализе текста изобр.- выраз. средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге. | 16.01 | ||||
35 | «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества | 1 | Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа. | 20.01 | ||||
36 | Учимся стилизации. Страницы из дневника (сочинение по рассказу «После бала») | 1 | Уметь писать сочинение по мотивам литер. произведения. Темы: - Письмо Ивана Васильевича Вареньке; - Страничка из дневника Ивана Васильевича «Утро, изменившее мою жизнь». | 23.01 | ||||
37 | Нравственные проблемы повести Л.Н.Толстого «Отрочество». | 1 | Уметь находить при анализе текста изобр.- выраз. средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге. | 27.01 | ||||
38 | Природа родной природы (стихотворения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н. Майкова о природе).. | 1 | Уметь выразит. читать стих-ия, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста. | 30.01 | ||||
39 | А.П.Чехов.. Рассказ «О любви» (из трилогии). Психологизм рассказа. | 1 | Знать основные события жизни писателя, уметь находить худож. деталь и объяснять ее значение; понимать подтекст чеховских рассказов. | 03.02 | ||||
40 | А.П.Чехов. Трилогия «Человек в футляре» | 1 | Знать содержание трилогии, уметь указывать главную проблему трилогии; анализировать худож. произведение. | 06.02 | ||||
41 | И.А.Бунин.. Проблемы любви и счастья в рассказе «Кавказ». | 1 | Знать жизнь Бунина, содержание рассказа, уметь анализировать худож. текст. | 10.02 | ||||
42 | А.И.Куприн.. Взаимопонимание, любовь и счастье в семье в рассказе «Куст сирени». | 1 | Знать жизнь Куприна, содержание рассказа, уметь выделять смысловые части рассказа Понятие о сюжете и фабуле. | 13.02 | ||||
43 | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?» | 1 | Владение основными видами публичных выступлений. | 27.02 | ||||
44 | М.Горький «Челкаш». Образы босяков.. | 1 | Знать жизнь Горького, содержание рассказа, уметь выделять смысловые части рассказа Понятие об экспозиции | 20.02 | ||||
45 | Творческая работа. Сравнит. характеристика двух героев (по рассказу «Челкаш») | 1 | Уметь сравнивать литературных героев, анализировать . | 24.02 | ||||
46 | А.А.Блок. Историческая тема в творчестве. «На поле Куликовом». | 1 | Уметь определять род и жанр литер. произведения; формулировать идею, тему, проблематику | 27.03 | ||||
47 | Образ Родины в поэзии А.Блока. | 1 | Уметь выразит. читать стих-ия, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста. | 03.03 | ||||
48 | С.А.Есенин. Историческая тема в творчестве. «Пугачев». Образ предводителя восстания. | 1 | Уметь выразит. читать стих-ия, строить письменное высказывание – анализ поэтического текста. Понятие о драматич.поэме | 06.03 | ||||
49 | М.А.Осоргин.. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | 1 | Уметь находить при анализе текста изобр.- выраз. средства; сопоставлять эпизоды рассказа; участвовать в диалоге. | 10.03 | ||||
50 | И.С.Шмелев.. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | 1 | Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа. | 13.03 | ||||
51 | Контрольная работа по творчеству Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А.Есенина. | 1 | Уметь работать с тестами | 17.03 | ||||
52 | Журнал «Всеобщая история», обработанная «Сатириконом» (отрывки). Тэффи. М.Зощенко. | 1 | Знать приемы анализа текста, уметь выявлять авторскую позицию, владеть различными видами пересказа. | 20.03 | ||||
53 | А.Т.Твардовский.. История создания. «Василий Теркин».. | 1 | Знать образную природу словесного искусства, уметь дать хар-ку героев | 24.03 | ||||
54 | . Тема большой и малой Родины. Анализ главы «Переправа». | 1 | Уметь хар-ть особенности сюжета, композиц.; выявлять автор. позицию. Идейно-художественное своеобразие поэмы | 4 четверть 07.04 |
55 | Характеристика Теркина. | 1 | Уметь анализировать худож. произвед. | 10.04 | |
56-57 | Стихи поэтов о ВОв (А.Ахматова, В.Самойлов, М.Джалиль и др.) | 2 | Знать поэтов военного времени и их тв-во, уметь участвовать в диалоге по прочитанным произведениям. | 14.04 17.04 | |
58 | А.Платонов. «Возвращение». Возвращение к человечности, состраданию. | 1 | Уметь анализировать текст, формулировать тему, идею, проблему, выражать свою точку зрения. | 21.04 | |
59 | В.П.Астафьев. Тема детства в тв-ве писателя. «Фотография, на которой меня нет».. | 1 | Знать основные факты жизни и тв-ва писателя, содержание рассказа. | 24.04 | |
60 | Жизнь сибирской деревни в 30-е годы. | 1 | Уметь воспринимать и анализировать худ. произвед., владеть различными видами пересказа. | 28.04 | |
61 | Сочинение «Великая Отечественная война в произведениях писателей | 1 | Уметь писать сочинение по мотивам литер. произведения. | 05.05 | |
62-63 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. | 2 | Знать образную природу словесного искусства, уметь выразительно читать стихи, участвовать в диалоге. | 08.05 12.05 | |
64 | Промежуточная аттестация в форме контрольного тестирования | 1 | Проверка знаний, умений, навыков учащихся по литературе, полученных за курс 8 класса | 15.05 | |
65 | В.Шекспир «Ромео и Джульетта». Вечные проблемы в трагедии. | 1 | Знать основные факты жизни Шекспира, содержание трагедии. | 19.05 | |
66 | Сонеты Шекспира. Воспевание поэтом любви и дружбы. | 1 | . Знать образную природу словесного искусства. Сонет как форма лирической поэзии. | 22.05 | |
67 | Жизнь и творчество Дж. Свифта. «Путешествие Гулливера» | 1 | Знать основные этапы жизни и тв-ва писателя, уметь формулировать свою позицию относительно прочитанного | 26.05 | |
68 | Жизнь и творчество Вальтера Скотта. «Айвенго» как исторический роман. | 1 | Знать основные этапы жизни и тв-ва писателя, уметь формулировать свою позицию относительно прочитанного. Иметь представление о темах и проблемах романа «Айвенго». | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....