Контрольные работы по литературе (к учебникам Г.С. Меркина 5 – 8 кл.)
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8 класс) на тему
Дидактический материал содержит ряд контрольных работ по литературе для 5-8 классов по учебнику Г.С. Меркина. Задания контрольных работ охватывают разделы, изучаемые в средних классах основной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Контрольные работы по литературе | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольные работы по литературе (к учебникам Г.С. Меркина 5 – 8 кл.)
Контрольная работа по разделу «Из литературы XIX века» 5кл
1 вариант
1Соотнесите названия произведений и имена авторов.
1 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 1 Н.А.Некрасов.
2 «Ночь перед Рождеством» 2 А.П.Чехов.
3 «Крестьянские дети» 3 А.С. Пушкин.
4 «Пересолил» 4 Н.В. Гоголь.
2 Составьте пары литературных героев, укажите произведения, героями которых они являются, и их авторов.
Денис Григорьев, Герасим, следователь, Жилин, Муму, Дина.
3 Узнайте героиню по портрету, назовите автора и произведение.
«…глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.»
4 Докажите, что «Злоумышленник» А.П. Чехова – рассказ.
5 Какова тема стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»? Какими вам представляются его герои? Каково авторское отношение к ним?
6 Какие факты биографии Н.А. Некрасова вам запомнились?
7 Какое из изученных в разделе произведений вам особенно понравилось? Почему?
Контрольная работа по разделу «Из литературы XIX века»
2 вариант
1Соотнесите названия произведений и имена авторов.
1 «Бородино» 1 Л.Н. Толстой.
2 «Муму» 2 А.П. Чехов.
3 «Кавказский пленник» 3 М.Ю. Лермонтов.
4 «Злоумышленник» 4 И.С. Тургенев.
2 Составьте пары литературных героев, укажите произведения, героями которых они являются, и их авторов.
Королевич Елисей, Оксана, землемер С мирнов, Вакула, царевна, Клим.
3 Узнайте героя по портрету, назовите автора и произведение.
«Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были … тонки… Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, … весь был не белее трубочиста».
4 Докажите, что «Пересолил» А.П. Чехова – рассказ.
5 Какова тема стихотворения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети»? Какими вы представляете его героев? Каково авторское отношение к ним?
6 Какие факты биографии А.П. Чехова вам запомнились
7 Какое из изученных в разделе произведений вам особенно понравилось? Почему?
Контрольная работа по разделу « Из литературы XX века» 5кл
1 Соотнесите произведения и имена авторов.
1 «Петька на даче» 1 А.П.Платонов
2 «Золотой петух» 2 Е.Н.Носов
3 «Никита» 3 Л.Н.Андреев
4 «Каменный цветок» 4 Н.Н.Носов
5 «Три охотника 5 А.И.Куприн
6 «Как патефон петуха от смерти спас» 6 П.П.Бажов
Какое из данных произведений является юмористическим? Подчеркните его.
2Узнайте героя по портрету, назовите произведение и его автора.
1 Он «был самым маленьким из всех служащих в заведении. Ему было десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался… посетители с брезгливостью смотрели на этого веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой, и делаю его похожим на состарившегося карлика.
2 Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чём душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосёнки кудрявеньки, глазёнки голубеньки.
3Из данного фрагмента выпишите
а) метафоры; б) сравнения.
«На шее огненное ожерелье, спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные серпообразные иссиня-чёрные перья. Держался он гордо, выступал вперёд широкой, отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде, приподнимая лапы, увенчанные загнутыми кверху острыми шпорами, и был храбр, как истинный гвардеец.
Назовите произведение и его автора.
4Выпишите олицетворения из данного отрывка.
Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом,
Светит и молчит.
Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нём ползущий,
Отдыхает, спит.
Назовите автора стихов.
5 Докажите, что «Каменный цветок» - это сказ.
6Какое из изученных в разделе произведений вам особенно понравилось? Почему?
Итоговая контрольная работа по литературе - 5 класс
I Соотнесите названия произведений и имена авторов.
1 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» 1 Н.А.Некрасов
2 «Бородино» 2 Л.Н.Толстой
3 «Ночь перед Рождеством» 3 А.С.Пушкин
4 «Кавказский пленник» 4 И.С.Тургенев
5 «Крестьянские дети» 5 Н.В.Гоголь
6 «Муму» 6 М.Ю.Лермонтов
7 «Петька на даче» 7 А.П.Платонов
8 «Никита» 8 П.П.Бажов
9 «Как патефон петуха от смерти спас» 9 Л.Н.Андреев
10 «Каменный цветок» 10 Е.Н.Носов
II Составьте пары литературных героев, укажите произведения, в которых они действуют, и их авторов.
Жилин, Герасим, Оксана, королевич Елисей, Данила, Муму, Петька, Дина, царевна, Прокопьич, Вакула, кухарка Надежда.
III Узнайте героя (героиню) по портрету, назовите произведение и автора.
1 «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были … тонки… Но сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, … весь был не белее трубочиста»
2 « … глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочено красным. На ногах башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная, и в косе лента, а на ленте привешены бляха и рубль серебряный».
3 Он «был самым маленьким из всех служащих в заведении. Ему было десять лет; он не курил, не пил водки и не ругался … посетители с брезгливостью смотрели на этого веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой и делающие его похожим на состарившегося карлика»
IV Укажите названия образно-выразительных средств, использованных поэтами в поэтических строчках.
«Полный месяц встал, …молчит» ( 1 ); «Всё серые, карие, синие глазки ( 2 ) смешались, как в поле цветы» ( 3); «Звучал булат, картечь визжала» ( 4 ); «Французы двинулись, как тучи» ( 5 ); «Я навек за туманы и росы полюбил у берёзки стан и её золотые косы « ( 6);
«мохнатый лес» ( 7 ); «паутины тонкий волос» ( 8 ).
V Назовите жанр следующих художественных произведений.
1 «Ночь перед Рождеством»
2 «Каменный цветок»
3 «Ворона и Лисица»
4 «Пересолил»
5 «Царевна – лягушка»
6 «Бородино»
Контрольная работа по разделу «Из русской литературы XIX века» - 6 класс
I Соотнесите названия произведений и имена авторов.
1 «Тарас Бульба» 1 В.А. Жуковский
2 «Тучи» 2 А.П.Чехов
3 «В дурном обществе» 3 А.С.Пушкин
4 «Детство» 4 И.С.Тургенев
5 «Дубровский» 5 Н.В.Гоголь
6 «Светлана» 6 М.Ю.Лермонтов
7 «Налим» 7 Л.Н. Толстой
8 «Бирюк» 8 В.Г.Короленко
II Составьте пары литературных героев, укажите произведения, в которых они действуют, и их авторов.
Дубровский, Валек, толстый, Остап, Маруся, охотник, тонкий, Маша Троекурова, Андрий, лесник Фома.
III Узнайте героя (героиню) по портрету, назовите произведение и автора.
1 «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка, руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно…»
2 « … была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту»
3 «Он был высокого роста, плечист и сложён на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.»
IV Определите вид рифмы, назовите авторов стихотворных строк.
1Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
2Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и чёрных скал вершины…
V Назовите жанр следующих художественных произведений.
1 «Светлана»
2 «Дубровский»
3 «Парус»
4 «Налим»
5 «Детство»
Контрольная работа по разделам «Из устного народного творчества» и «Из древнерусской литературы» 7 класс
1 Дать определения следующим литературным понятиям:
Эпос (2)
Летопись
Былина
2 Лексическая работа. Объясните значение выделенных слов;
- Выезжал удаленький дородный добрый молодец
- Он стоял заутреню во Муроме
- А й зовут его в Чернигов воеводою
- Прямоезжая дорожка заколодела,
Заколодела дорожка, замуравела
- Да кормите его ествушкой сахАрною
3 Выпишите из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» три примера с использованием гиперболы.
4 Из народных песен выпишите три примера с постоянными эпитетами.
5 Почему слово «литература» начинает использоваться только начиная с раздела «Из древнерусской литературы»?
6 Какие чудеса упоминаются в «Повести о Петре и Февронии»? Каково их символический смысл?
7 Чем «Повесть о Петре и Февронии» близка русской народной сказке «Царевна?
8 Чем былина как жанр отличается от сказки?
Контрольная работа по литературе второй половины XIX века 7 класс
I Соотнесите названия художественных произведений и имена писателей.
1 «Дикий помещик» 1 Л.Н. Толстой
2 «Русские Женщины» 2 А.П. Чехов
3 «Севастополь в декабре месяце» 3 М.Е. Салтыков – Щедрин
4 «Смерть чиновника» 4 Н.С. Лесков
5 «Левша» 5 Н.А. Некрасов
II По портрету узнайте героя, назовите его, запишите название произведения, в котором он действует, и его автора.
1 «Около самых ворот склада стоит …человек в расстёгнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» - да и самый палец имеет вид знамения победы»
2 «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится»
3 «… помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. Когда же он наконец открыл свой лицо – оно было бледно, как у мёртвого; глаза едва мерцали сквозь опущенные ресницы. Он глубоко вздохнул и запел… Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принёсся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. … За этим первым звуком последовал другой, более твёрдый и протяжный, но всё ещё видимо дрожащий, как струна,… за вторым – третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня»
III Что общего в стихотворениях Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда» и «Железная дорога»?
IV Как показана в сказе Н.С. Лескова судьба талантливого человека в России?
V Что и кто является объектом сатиры в сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
Контрольная работа по разделу «Из литературы XIX века» 8 класс
- Соотнесите название произведения и автора.
1 «Лесной царь» 1 И.С. Тургенев
2 «Капитанская дочка» 2 Н.В. Гоголь
3 «Мцыри» 3 В.А. Жуковский
4 «Ревизор» 4 А.Н. Островский
5 «Ася» 5 А.С. Пушкин
6 «Снегурочка» 6 Л.Н.Толстой
7 «После бала» 7 М.Ю. Лермонтов
- По характеристике узнайте героя, назовите его, произведение и автора.
1 «Молодой человек лет двадцати трёх; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли.»
2 «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках. …ласковая, всегда весёлая улыбка и рта, и прелестных, блестящих глаз, и всего её милого, молодого существа.»
3 …показалась мне совершенно русской девушкой… На ней было старенькое платьице, волосы она зачесала за уши и сидела, не шевелясь, у окна да шила в пяльцах, скромно, тихо, точно она век свой ничем другим не занималась. Она почти ничего не говорила, спокойно посматривала на свою работу, и черты лица её приняли такое незначительное, будничное выражение, что мне невольно вспомнились наши доморощенные Кати и Маши.»
- Составьте пары литературных героев, укажите произведения, в которых они действуют, и их авторов.
Пётр Гринёв, Ася, Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, Гагин, Мизгирь, Савельич, Варенька, Антон Антонович Сквозник- Дмухановский, Снегурочка, Иван Васильевич.
- Определите автора поэтических строк.
1 Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв его, держит и греет старик.
2 Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
3 Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
5. Назовите жанр следующих художественных произведений.
1)«Ревизор», 2) «Капитанская дочка», 3) «Ася», 4) «Мцыри», 5) «После бала», 6) «19 октября»
- Какое произведение раздела «Из литературы XIX века» произвело особое впечатление? Объясните свой выбор. Какова тема и идейное содержание этого произведения?
Контрольная работа по разделу «Из литературы ХХ века» 8 класс
I Соотнесите название произведения и автора.
1 «Обезьяний язык» 1 В.П.Астафьев
2 «Зодчие» 2 А.М.Горький
3 «Макар Чудра» 3 М.М.Зощенко
4 «Фотография, на которой меня нет» 4 А.Т.Твардовский
5 «За Далью – даль» 5 В.Г. Распутин
6 «Уроки французского» 6 Д.Б. Кедрин
II По характеристике узнайте героя, назовите его, произведение и автора.
1 «Лицо его, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, калёными ветром, грубо тёсаными лицами. Причёска «под политику» - волосы зачёсаны назад. А так ничего больше особенного не было, разве что печальные и оттого необыкновенно добрые глаза… Было ему лет двадцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком».
2 «Посмотреть было, конечно, на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки».
III Определите, из какого произведения взят диалог, назовите автора, произведение и участников диалога.
1 « - Видала молодцов, а ты удалей и краше их душой и лицом. Каждый из них усы себе бы сбрил – моргни я ему глазом, все они пали бы мне в ноги, захоти я этого. Но что толку? …я тебя люблю. А ещё я люблю волю. Волю-то я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом, слышишь?
- Слышу! Весело сердцу слушать твою речь! Ну-ка, скажи ещё!
- А ещё вот что, всё равно, как ты не вертись, я тебя одолею, моим будешь.»
2 « – Знаете, какой случай вышел?
- Какой жа?
- Вчера утром обнаружил у своего порога воз дров, сухих, швырковых. И не могу дознаться, кто их свалил.
- А чего дознаваться-то? Нечего и дознаваться. Топите – и все дела.
IV Что общего между рассказами Н.Тэффи «Свои и чужие» и М. Зощенко «Обезьяний язык»? Против чего направлена сатира в рассказе М. Зощенко?
V Подчеркните метафоры в отрывке:
Мастера заплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,
Купол золотом жгли,
Скаты крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы вставляли чешуйки слюды. Назовите произведение и автора.
VI Подчеркните аллитерации в отрывке:
Ветром опита,
Льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
Грохнулась, и – сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились, смех зазвенел и зазвякал:… Назовите произведение и автора
VII Какое из произведений раздела «Из литературы ХХ века» запомнилось больше других? Объясните свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века».
Контрольная работа по литературе в 6 классе (по учебнику Г. Меркина) Тема: «Из литературы 19 века»....
Итоговая контрольная работа по литературе. 6 класс (По программе Меркина Г.С.)
Итоговая контрольная работа по литературе. 6 класс (По программе Меркина Г.С.)...
Контрольные работы по литературе к учебнику Коровиной В.Я.
Контрольные работы по литературе к учебнику Коровиной В.Я....
Контрольные работы по литературе к учебнику Коровиной В.Я.
Контрольные работы для 7 класса...
Контрольные работы по литературе к учебнику Коровиной В.Я.
Для 8 класса...
Итоговая контрольная работа по литературе по учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 7 класс»
Данной контрольной работой проверяются знания о произведениях русских писателей, об их жизни, о теоретико-литературных понятиях, предусмотренных программой, а также читательские умения. Д...