Литературный конкурс "Пегас"
олимпиадные задания по литературе (11 класс) на тему

Ломидзе Белла Арчиловна

Для подготовки учеников к конкурсу «Пегас»

9-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9-11_klassy.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Для подготовки учеников к конкурсу «Пегас»

9-11 классы

  1. Сопоставьте реплики героев комедии и их портреты, сделанные художником Василием Масютиным:
  1. А. Забрать все книги бы да сжечь.
  2. Чацкий. Послушай! Ври, да знай же меру.
  3. Скалозуб. Избавь. Ученостью меня не обморочишь.
  4. Молчалин. Не должно сметь свое суждение иметь.
  5. «Лгунишка он, картежник, вор». Это говорит…

В. Хлестакова о Загорецком.

  1. Каким стихотворным размером написана комедия «Горе от ума»?

Б. Вольный ямб.

  1. Кто передал Пушкину, находившемуся в ссылке, рукописный текст комедии?

Г. Пущин.

  1. В одном из писем Пушкин спрашивает: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо?». Как сам он отвечает на свой вопрос?

А. Грибоедов.

  1. Фразу «И дым отечества нам сладок и приятен!», выделенную в тексте комедии курсивом, в том или ином виде можно встретить и у других русских писателей. В каком произведении античной литературы впервые появилась фраза о «дыме отечества»?

А. «Одиссея» Гомера.

  1. Эти слова в финальной сцене произносит главный герой пьесы…

«И буду я искать – найдется ль уголок,

Где честный человек свободно жить бы мог!..»

Б. Мольера.

  1. Действие этого произведения в соответствии с канонами классицизма продолжаются одни сутки.

А. «Мещанин во дворянстве» Мольера.

  1. «Эта маленькая вещица нарочно приспособлена для игры, у нее чудный тон, и тем не менее вы не можете заставить ее говорить. Что ж вы думаете, со мной это легче, чем с флейтой? Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя». Какой шекспировский герой произносит эти слова?

Б. Гамлет.

  1. После выхода в свет повести Николая Михайловича Карамзина название этого московского пруда изменилось. Теперь в топониме обыгрывалось имя героини повести. Как назывался пруд до этого?

А. Лисий пруд.

  1. Роль правителя болота в начале басни Крылова «Лягушки, просящие царя» играет…

Б. чурбан.

  1.  «Но если под вечер в печальное селенье,

Когда за ___________ сижу я в уголке,

Приедет издали в кибитке иль возке

Нежданая семья: старушка, две девицы

(Две белокурые, две стройные сестрицы), –

Как оживляется глухая сторона!»

Так писал Пушкин о зиме в деревне. Какое слово пропущено?

В. Шашаками.

  1. Два персонажа этой поэмы, написанной в 1842 году, играют в шашки. Что на кону?

В. Мертвые души.

  1. «Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься играя, что просто ни на что не похоже». Какой персонаж рассказывает об игре в вист с дипломатами?

В. Хлестаков.

  1. Проиграв все свои сбережения в казино Висбадена, писатель заключил с издателем кабальный контракт на скорейшее написание нового романа. Роман о любви и азарте был написан в оговоренный срок – за 26 дней. Кто его автор?

Г. Достоевский.

  1. Название этой игры восходит к словосочетанию в персидском языке, буквально означающему «Монарх умер». В каком из произведений есть эпизод, где персонажи заняты этой игрой?

А. «Мастер и Маргарита».

  1. В 1912 г. В Стокгольме барон Пьер де Кубертен получил золотую медаль по литературе за свою «Оду спорту». В рамках какого мероприятия это произошло?

Б. Олимпийские игры.

  1. Однажды этот автор составил для себя список персонажей, о которых он хотел бы написать. В него вошли Скупой, Ромул и Рем, Дон Жуан, Иисус, Павел Первый, Влюбленный Бес, Димитрий и Марина, Курбский. Кто был этот писатель?

В. Лопе де Вега.

  1. «Все козыри были у нее в руках, чтобы отмстить и свести его с ума, она все это уничтожила одной только обмолвкой <…> опять она стоит, в зачарованном кругу залы, как тогда – в зачарованном кругу сада, – в зачарованном кругу своего любовного одиночества, тогда – непонадобившаяся, сейчас – вожделенная, и тогда и ныне – любящая и любимой быть не могущая. Все козыри были у нее в руках, но она – не играла». Назовите имя героини, которую имеет в виду Марина Цветаева.

А. Татьяна Ларина.

  1. Герой романа Лермонтова часто «играет со смертью». Из четырех цитат выберете ту, где речь идет о дуэли.

Г. «Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено».

  1. Постановка комедии Островского «Свои люди – сочтемся» была запрещена цензурой с формулировкой: «Напрасно печатано, играть же запретить». Причина этого запрета – …

Б. Автором не признаются традиции ведения дел у купечества.

  1. В какую игру герою повести Александра Куприна «Поединок» поручику Бек-Агамалову было неудобно играть вследствие своего небольшого роста?

А. бильярд.

  1. В начале книги Михаила Булгакова автор воображает диалог с французской акушеркой: «Осторожнее поворачивайте младенца! Не забудьте, что он рожден ранее срока. Смерть этого младенца означала бы тяжелейшую утрату для вашей страны!

– Мой бог! Госпожа Поклен родит другого.

– Госпожа Поклен никогда более не родит такого, и никакая другая госпожа в течение нескольких столетий такого не родит.

– Я держала в руках и более знатных младенцев.

– Что понимаете вы под словом знатный? Этот младенец станет более известен, чем ныне царствующий король ваш Людовик XIII, он станет более знаменит, чем следующий король, а этого короля, сударыня, назовут Людовик Великий или Король-солнце!».

Под каким именем известен нам этот младенец?

Б. Мольер.

  1. Рисунок Анненкова создан для обложки книги…

«Собачье сердце» Михаила Булгакова

  1. Народный артист СССР Иннокентий Михайлович Смоктуновский сыграл главную роль в одной из лучших экранизаций «Гамлета». На каком фото кадр из этого фильма?

В.

  1. Американский писатель Эрнест Хемингуэй говорил: «Я знаю только три настоящих вида спорта: корриду, ________ и автогонки. Остальные виды спорта – это игры». Заполните пропуск.

В. Альпинизм.

  1. В книге «о чем я говорю, когда говорю о беге» Харуки Мураками описывает свой опыт марафонского забега. В отличие от древнегреческого воина и участников Олимпийских игр 1896 и 2004 годов японский писатель пробежал традиционную дистанцию из Марафона в Афины…

Б. в обратном направлении.

  1. Отметьте, кто из героев пьесы «Недоросль» произносит соответствующую реплику:
  1. «Вот злонравия достойные плоды!». В. Стародум.
  2. «Не хочу учиться, хочу жениться». Г. Митрофан.
  3. «… с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся…». А. Цыфиркин.
  4. «Я отроду ничего не читывал. Бог меня избавил этой скуки». Д.Скотинин.
  5. «А! любезная Софья! На что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением». Б. Милон.
  1. Отметьте, к какому произведению (или его части) относится каждый из эпиграфов:
  1. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Б. «Ревизор».
  2. «Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю». В. «Мцыри».
  3. «…Иль был он создан для того,

Чтобы побыть хотя мгновенье

В соседстве сердца твоего?..». Д. «Белые ночи».

  1. «Мне отмщение, и Аз воздам». Г. «Анна Каренина».
  2. «O rus!.. О Русь!». А. «Евгений Онегин».
  1. Образ Гамлета из шекспировской трагедии переосмысливался многими поэтами. Определите авторство цитат:
  1.  «Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь». А. Борис Пастернак.

  1. «Я, Гамлет, я насилье презирал,

Я наплевал на датскую корону.

Но в их глазах – за трон я глотку рвал

И убивал соперника по трону». В. Владимир Высоцкий.

  1. «Я – Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети,

И в сердце – первая любовь

Жива – к единственной на свете». Б. Александр Блок.

  1. «– На дне она, где ил

И водоросли… Спать в них

Ушла, – но сна и там нет!

– Но я ее любил,

Как сорок тысяч братьев

Любить не могут!

– Гамлет!». Д. Марина Цветаева.

  1. «Бог, наклоняясь, наблюдает,

К пьесе он полон участья.

Жаль, если Каин рыдает,

Гамлет изведает счастье!». Г. Николай Гумилев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект

Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...

Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"

Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"

Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...

Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...