Литературный конкурс "Пегас"
олимпиадные задания по литературе (11 класс) на тему
Для подготовки учеников к конкурсу «Пегас»
9-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9-11_klassy.docx | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Для подготовки учеников к конкурсу «Пегас»
9-11 классы
- Сопоставьте реплики героев комедии и их портреты, сделанные художником Василием Масютиным:
- А. Забрать все книги бы да сжечь.
- Чацкий. Послушай! Ври, да знай же меру.
- Скалозуб. Избавь. Ученостью меня не обморочишь.
- Молчалин. Не должно сметь свое суждение иметь.
- «Лгунишка он, картежник, вор». Это говорит…
В. Хлестакова о Загорецком.
- Каким стихотворным размером написана комедия «Горе от ума»?
Б. Вольный ямб.
- Кто передал Пушкину, находившемуся в ссылке, рукописный текст комедии?
Г. Пущин.
- В одном из писем Пушкин спрашивает: «В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо?». Как сам он отвечает на свой вопрос?
А. Грибоедов.
- Фразу «И дым отечества нам сладок и приятен!», выделенную в тексте комедии курсивом, в том или ином виде можно встретить и у других русских писателей. В каком произведении античной литературы впервые появилась фраза о «дыме отечества»?
А. «Одиссея» Гомера.
- Эти слова в финальной сцене произносит главный герой пьесы…
«И буду я искать – найдется ль уголок,
Где честный человек свободно жить бы мог!..»
Б. Мольера.
- Действие этого произведения в соответствии с канонами классицизма продолжаются одни сутки.
А. «Мещанин во дворянстве» Мольера.
- «Эта маленькая вещица нарочно приспособлена для игры, у нее чудный тон, и тем не менее вы не можете заставить ее говорить. Что ж вы думаете, со мной это легче, чем с флейтой? Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя». Какой шекспировский герой произносит эти слова?
Б. Гамлет.
- После выхода в свет повести Николая Михайловича Карамзина название этого московского пруда изменилось. Теперь в топониме обыгрывалось имя героини повести. Как назывался пруд до этого?
А. Лисий пруд.
- Роль правителя болота в начале басни Крылова «Лягушки, просящие царя» играет…
Б. чурбан.
- «Но если под вечер в печальное селенье,
Когда за ___________ сижу я в уголке,
Приедет издали в кибитке иль возке
Нежданая семья: старушка, две девицы
(Две белокурые, две стройные сестрицы), –
Как оживляется глухая сторона!»
Так писал Пушкин о зиме в деревне. Какое слово пропущено?
В. Шашаками.
- Два персонажа этой поэмы, написанной в 1842 году, играют в шашки. Что на кону?
В. Мертвые души.
- «Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься играя, что просто ни на что не похоже». Какой персонаж рассказывает об игре в вист с дипломатами?
В. Хлестаков.
- Проиграв все свои сбережения в казино Висбадена, писатель заключил с издателем кабальный контракт на скорейшее написание нового романа. Роман о любви и азарте был написан в оговоренный срок – за 26 дней. Кто его автор?
Г. Достоевский.
- Название этой игры восходит к словосочетанию в персидском языке, буквально означающему «Монарх умер». В каком из произведений есть эпизод, где персонажи заняты этой игрой?
А. «Мастер и Маргарита».
- В 1912 г. В Стокгольме барон Пьер де Кубертен получил золотую медаль по литературе за свою «Оду спорту». В рамках какого мероприятия это произошло?
Б. Олимпийские игры.
- Однажды этот автор составил для себя список персонажей, о которых он хотел бы написать. В него вошли Скупой, Ромул и Рем, Дон Жуан, Иисус, Павел Первый, Влюбленный Бес, Димитрий и Марина, Курбский. Кто был этот писатель?
В. Лопе де Вега.
- «Все козыри были у нее в руках, чтобы отмстить и свести его с ума, она все это уничтожила одной только обмолвкой <…> опять она стоит, в зачарованном кругу залы, как тогда – в зачарованном кругу сада, – в зачарованном кругу своего любовного одиночества, тогда – непонадобившаяся, сейчас – вожделенная, и тогда и ныне – любящая и любимой быть не могущая. Все козыри были у нее в руках, но она – не играла». Назовите имя героини, которую имеет в виду Марина Цветаева.
А. Татьяна Ларина.
- Герой романа Лермонтова часто «играет со смертью». Из четырех цитат выберете ту, где речь идет о дуэли.
Г. «Выстрел раздался. Пуля оцарапала мне колено».
- Постановка комедии Островского «Свои люди – сочтемся» была запрещена цензурой с формулировкой: «Напрасно печатано, играть же запретить». Причина этого запрета – …
Б. Автором не признаются традиции ведения дел у купечества.
- В какую игру герою повести Александра Куприна «Поединок» поручику Бек-Агамалову было неудобно играть вследствие своего небольшого роста?
А. бильярд.
- В начале книги Михаила Булгакова автор воображает диалог с французской акушеркой: «Осторожнее поворачивайте младенца! Не забудьте, что он рожден ранее срока. Смерть этого младенца означала бы тяжелейшую утрату для вашей страны!
– Мой бог! Госпожа Поклен родит другого.
– Госпожа Поклен никогда более не родит такого, и никакая другая госпожа в течение нескольких столетий такого не родит.
– Я держала в руках и более знатных младенцев.
– Что понимаете вы под словом знатный? Этот младенец станет более известен, чем ныне царствующий король ваш Людовик XIII, он станет более знаменит, чем следующий король, а этого короля, сударыня, назовут Людовик Великий или Король-солнце!».
Под каким именем известен нам этот младенец?
Б. Мольер.
- Рисунок Анненкова создан для обложки книги…
«Собачье сердце» Михаила Булгакова
- Народный артист СССР Иннокентий Михайлович Смоктуновский сыграл главную роль в одной из лучших экранизаций «Гамлета». На каком фото кадр из этого фильма?
В.
- Американский писатель Эрнест Хемингуэй говорил: «Я знаю только три настоящих вида спорта: корриду, ________ и автогонки. Остальные виды спорта – это игры». Заполните пропуск.
В. Альпинизм.
- В книге «о чем я говорю, когда говорю о беге» Харуки Мураками описывает свой опыт марафонского забега. В отличие от древнегреческого воина и участников Олимпийских игр 1896 и 2004 годов японский писатель пробежал традиционную дистанцию из Марафона в Афины…
Б. в обратном направлении.
- Отметьте, кто из героев пьесы «Недоросль» произносит соответствующую реплику:
- «Вот злонравия достойные плоды!». В. Стародум.
- «Не хочу учиться, хочу жениться». Г. Митрофан.
- «… с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся…». А. Цыфиркин.
- «Я отроду ничего не читывал. Бог меня избавил этой скуки». Д.Скотинин.
- «А! любезная Софья! На что ты и шуткою меня терзаешь? Ты знаешь, как легко страстный человек огорчается и малейшим подозрением». Б. Милон.
- Отметьте, к какому произведению (или его части) относится каждый из эпиграфов:
- «На зеркало неча пенять, коли рожа крива». Б. «Ревизор».
- «Вкушая, вкусих мало меда и се аз умираю». В. «Мцыри».
- «…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье
В соседстве сердца твоего?..». Д. «Белые ночи».
- «Мне отмщение, и Аз воздам». Г. «Анна Каренина».
- «O rus!.. О Русь!». А. «Евгений Онегин».
- Образ Гамлета из шекспировской трагедии переосмысливался многими поэтами. Определите авторство цитат:
- «Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь». А. Борис Пастернак.
- «Я, Гамлет, я насилье презирал,
Я наплевал на датскую корону.
Но в их глазах – за трон я глотку рвал
И убивал соперника по трону». В. Владимир Высоцкий.
- «Я – Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце – первая любовь
Жива – к единственной на свете». Б. Александр Блок.
- «– На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, – но сна и там нет!
– Но я ее любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
– Гамлет!». Д. Марина Цветаева.
- «Бог, наклоняясь, наблюдает,
К пьесе он полон участья.
Жаль, если Каин рыдает,
Гамлет изведает счастье!». Г. Николай Гумилев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ролевая игра Составление экскурсии по экспозиции литературного музея «Евгений Носов. Прозаик. Поэт. Художник» Литературно-исследовательский творческий проект
Предлагаю вашему вниманию описание методики работы над литературно-исследовательским проектом, посвященном творчеству писателя-земляка Е. И. Носова, который может быть реализован во внеурочное время н...
Литературно-краеведческий проект "Литературное наследие Брянщины"
Парк имени А.К. Толстого - это жемчужина нашего города. Именно здесь наиболее ярко соединились в неповторимое единство поэзия, народная мудрость и скульптура. Главная цель работы - выявить и обозначит...
"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)
Сознание писателя определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.
Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...
Методическое пособие по литературному краеведению к спецкурсу "Моё литературное Прикамье"
Программа спецкурса "Моё литературное Прикамье" является компонентом содержания образования в рамках культурологического подхода к экологическому образованию и воспитанию в школе № 16. Понимая экологи...
Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)
Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...