Г.Р. Державин "Властителям и судьям" 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derzhavin_vlastitelyam_i_sudyam_7_klass.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе.

Г. Р. Державин. Знакомство с личностью писателя  и его поэзией.

Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Тема поэта и власти в стихотворении.

Цель:

Знакомство с биографией и творчеством

Работа по учебнику, аналитическая работа, запись основных положений сообщения учителя

Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры,

их горделивые разоблачал кумиры

А.С.Пушкин

                                                          Ход урока.

  1. Оргмомен.
  2. Проверка д\з-вопросы к оде Ломоносова

3.Слово учителя. 

На сегодняшнем уроке мы продолжаем вести речь о литературе 18 века, эпохе классицизма в «Истории государства Российского» и лучших ее представителях. Философствующий, деятельный и блистательный XVIII век осознал, пленился и провозгласил идею человека-гражданина, идею служения и ответственности за судьбу Отечества, начиная от монарха и заканчивая последним солдатиком.

Одним  из таких «служивых» людей, душу свою отдававший за други своя на всяком поприще, на котором ему доводилось пребывать, и был Гавриил Романович Державин.

Расскажите о Г.Р.Державине.

Г.Р.Державин родился в июле 1743 г. в Казанской губернии. Его родители - Роман Николаевич и Фекла Андреевна - были небогатыми дворянами. Отец Державина служил в армии и семье часто приходилось переезжать в связи с его переводами по службе. В 1754 г. Роман Николаевич вышел в отставку и умер. Забота о детях и хозяйстве легла на плечи Феклы Андреевны.

    Хорошее образование в то время было практически недоступно детям небогатых провинциальных дворян. Так и Державин до 16 лет получал отрывочные знания от случайных преподавателей.

 С 1759 г. по 1762 г. он учился в Казанской гимназии. За успехи был зачислен в инженерный корпус, но из-за путаницы с бумагами оказался солдатом лейб-гвардии Преображенского полка. Вскоре вместе с полком стал участником переворота, заменившего на российском троне Петра III Екатериной II. Вследствие бедности по службе Державин продвигался медленно и только в 1772 г. был произведен в прапорщики. К этому же периоду относятся его первые невеликие успехи в поэзии

В 1773 г. мятеж под предводительством Пугачева принял масштабы, опасные для государства. Для подавления восстания Екатерина II поручила руководство войсками генералу А.И.Бибикову. Державин, понимая что других шансов продвинуться по службе у него нет, добился назначения к Бибикову в следственную комиссию. При подавлении мятежа Державин проявил себя храбрым и энергичным офицером, но неумение угодить начальству привело к тому, что наградами его обошли.

Деревни Державиных были разорены во время восстания, да еще Гаврила Романович имел неосторожность выступить поручителем за своего приятеля, поручика Маслова, долги которого стали требовать с Державина. Спас положение выигрыш в карты сорока тысяч рублей.

 Попытки Державина добиться заслуженной награды закончились увольнением на гражданскую службу в чине коллежского советника и получением 300 душ крестьян в Белоруссии.

Это было ничтожно мало по сравнению с другими офицерами, служившими хуже Державина. В эти годы Гаврила Романович как поэт перешел от переводов к творчеству, начал определяться его поэтический стиль.

    Найдя покровительство у князя Вяземского, Державин в 1777 г. поступил на службу в Сенат.

В следующем году он женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1760-1794). К этому времени денежные дела улучшились и помимо сенатского жалованья у Державина стало более тысячи душ крестьян.

В 1780 г. Гаврила Романович получил чин статского советника.

Ода "Фелица", в которой восхвалялась Екатерина II, была напечатана в 1783 г. Стихотворение Державина растрогало императрицу до слез и в награду поэту была послана усыпанная бриллиантами золотая табакерка с пятьюстами червонцев.

    Найдя покровительство у князя Вяземского, Державин в 1777 г. поступил на службу в Сенат.

В следующем году он женился на Екатерине Яковлевне Бастидон (1760-1794). К этому времени денежные дела улучшились и помимо сенатского жалованья у Державина стало более тысячи душ крестьян.

В 1780 г. Гаврила Романович получил чин статского советника.

Ода "Фелица", в которой восхвалялась Екатерина II, была напечатана в 1783 г. Стихотворение Державина растрогало императрицу до слез и в награду поэту была послана усыпанная бриллиантами золотая табакерка с пятьюстами червонцев.

    Конфликт с Вяземским, скрывавшим государственные доходы, привел к отставке Державина с сенатской службы, но с 1784 г. по воле Екатерины II он назначается губернатором Олонецкого края.

Борьба за законность с наместником генерал-губернатором Тутолминым закончилась поражением Державина, и года не пробывшего на этом посту.

Последовало новое назначение - тамбовским губернатором. Державин успел много сделать для просвещения Тамбовского края, но попытки отстаивать справедливость и нежелание "ладить" с высшими вельможами привели к смещению с должности в 1788 г. За годы, проведенные на губернаторстве, поэтическая слава Г.Р.Державина возросла.

   

Стремясь ограничить власть Сената, Екатерина II в 1791 г. назначает Державина своим кабинет-секретарем с задачей выявления нарушений закона в сенатских документах.

 Но и на этом посту его характер остался прежним: не угодив императрице, Державин в 1793 г. был отставлен от должности и назначен сенатором. При той малой роли, которую играл Сенат, это было знаком немилости. Награждение орденом Владимира II степени и присвоение чина тайного советника были слабым утешением. И в Сенате своим правдолюбием Гаврила Романович нажил себе много врагов.

    В 1794 г. умерла жена Державина, Екатерина Яковлевна. В 1795 г. Гаврила Романович женился второй раз, на Дарье Алексеевне Дьяковой (1767-1842). На сестрах Дьяковой - Александре и Марии - были женаты два других поэта того времени, Василий Васильевич Капнист и Николай Александрович Львов, с которыми Державина связывали не только родственные отношения, но и дружба

При царствовании Павла I Державин занимал должности правителя канцелярии Сената, государственного казначея. После прихода к власти Александра I Гаврила Романович в 1802-1803 г.г. был министром юстиции.

Уйдя в 1803 г. в отставку Державин много времени проводил в имении Званка (Новгородская губерния), купленном в 1797 г. на приданое Дарьи Алексеевны. На отдыхе поэт занялся работой над собранием своих сочинений, первые четыре тома которого были изданы в 1808 г. Державин участвовал в работе Беседы - общества любителей Российской словесности.

В 1815 г. поэт был на экзамене в Царскосельском лицее и растрогался, слушая Пушкина.

    Умер Державин в июле 1816 г. в новгородском имении Званка и был похоронен в Петербурге.

- Вспомните, пожалуйста, факты из жизни этого человека, которые вас поразили.

  1. Прослужив солдатом, он стал губернатором, сенатором.
  2. Был секретарем императрицы, министром.
  3. Был свидетелем многих царствований: от Елизаветы Петровны до Александра 1
  4. Восхищался личностью Суворова и посвятил ему стихотворение «Снегирь»
  5. Участвовал в дискуссиях «Бесед любителей русского слова»

      6.   Принимал участие в подавлении восстания Пугачева…

Целеполагание. На сегодняшнем уроке вам предстоит открыть для себя другого Державина: не только обличителя пороков самодержавия, но человека, черпавшего свои силы в христианских истинах, человека, строго чтившего библейские законы и связавшего  воедино в своем творчестве древнюю библейскую мудрость, европейскую историю и российскую современность. Слайд 1а. Неслучайно в качестве эпиграфа сегодняшнего урока я взяла во многом пророческие слова самого поэта.

- Как вы думаете, о чем нам предстоит говорить на сегодняшнем уроке?

- В какой книге заключены ответы на все вечные вопросы? (В Библии)

 В 1787 году Державин написал свое произведение «Ода. Извлечение из псалма 81», позже названное им «Властителям и судиям», с которым ним и предстоит познакомиться. Данное стихотворение - смелая поэтическая разработка 81-го псалма.

Прежде, чем проанализируйте оба названия и подумайте, значение каких слов вам неясно.

 Псалом - религиозная песнь. Авторство большинства библейских псалмов приписывается легендарному иудейскому царю Давиду.

 Псалтирь - 19я книга Ветхого Завета. Состоит из 150 псалмов.

- Как вы думаете, почему Державин изменил название? (Во втором варианте сразу заявлен адресат)

- Куда  перемещены смысловые акценты? (Из духовной сферы на землю. Уточнил, что метил не в царей а прежде всего, в плохо исполняющих свои обязанности вельмож и судей)

  1. Работа с текстом.

Чтение стихотворения.

- Как вам показалось, о чем это стихотворение? Определите тему. Как она связана с исторической обстановкой того времени и отражена в эстетике классицизма?

Поможет вам ответит на эти вопросы небольшой тест. Внимание на экран

- Вспомните историческую обстановку и основные проблемы, волновавшие умы передовых людей того времени. 

(Центральной проблемой русской жизни XVIII в. была проблема власти и ее преемственности: ни один русский император после смерти Петра I и до воцарения в 1796 г. Павла I не пришел к власти законным путем. XVIII в. — это век интриг и дворцовых переворотов, которые слишком часто приводили к абсолютной и бесконтрольной власти людей, отнюдь не соответствовавших не только идеалу просвещенного монарха, но и представлениям о роли монарха в государстве).

- Как, по вашему мнению, исторические реалии нашли отражение в литературе?

(Русская классицистическая литература сразу приняла политико-дидактическое направление и отразила в качестве основной трагической дилеммы эпохи именно эту проблему — несоответствие властителя обязанностям самодержца, конфликт переживания власти как эгоистической личной страсти с представлением о власти, осуществляемой во благо подданных).

Современники Державина знали, что во время французской революции(1789 по 179)  якобинцы распевали 81-ый псалом как революционный гимн, выражая возмущение королем Людовиком XVI, впоследствии казненным.

Так что характеристика «якобинский» выражала явную угрозу.

Вывод: таким образом, именно Державин актуализировал в традиции творческого восприятия псалмов  проблему — несоответствие властителя обязанностям самодержца, по сути своей, перекидывающую мостик от времен протопопа Аввакума к поэтам-декабристам. А для нас остался замечательный образец поэзии высокого гражданского звучания, которое всегда «ново» и поистине вечно.

- Предлагаю обратиться к библейскому тексту. Но прежде приведем церковное толкование интересующего нас псалма архиепископом Иринеем:

- Чему уподоблены правители и сильные мира сего? (Богам («Бог ста в сонме богов»). Что такое сонм?

 Сонм - Собрание, толпа, множество. Перед сонмом теней воспою я бесстрашную гибель мою. Полежаев. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

Т.Е. богов множество…

- Почему же Державин конкретизирует эту мыль и добавляет прилагательное «земные»? Как это связано с названием оды? (Конкретизирует свое гневное обличение).

- В чем заключается «жанровая» специфика оды? (Напоминает аргументированную ораторскую речь).

- Назовите признаки ораторского стиля.

  1. Монолог.
  2. Обращение к многочисленной аудитории.
  3. Цель: убедить, вразумить.
  4. Оратор обращается к народу и его аудитория многочисленна, поэтому ораторская речь всегда носит публичный, общественный характер .
  5. Эмоциональная насыщенность.
  6. Использование специальных художественных приёмов, изобретательных и выразительных средств языка.
  7. Полемичность.

- В чем особенность композиции? Сколько частей вы бы выделили в стихотворении и что бы положили в основу деления? (Оно состоит из семи четверостиший и делится на две части. В первых трех строфах бог гневно напоминает царям и судьям об их обязанностях к народу: они должны строго и честно выполнять законы,  защищать сирот и вдов, освободить из темниц должников. Четвертая строфа подводит горестный итог этим увещаниям. Властители и судьи оказались глухи и слепы к страданиям народа).

- Почему поэт объединяет 1 и 2 стихотворение псалма в одной строфе? (Чтобы с первых строк прояснить тему оды)

- Посмотрите, каких строк из 2й строфы нет в синодальном переводе. Какой эффект их включением достигается? (Локализуется в пространстве и времени содержание упреков «земным богам»)

- Что, по мнению Державина, являет главной причиной злоупотреблений? (Нарушение законов и взяточничество).

- Обратимся к 4 строфе.

-Что становится предметом обличения поэта и какие грехи бичуются в библейском тексте? (Поэт предпочитает исторически конкретные обвинения, нежели указание на нравственно-духовное состояние души творящих неправду: мзда, то есть взятки, поборы, закрывает глаза властителям)

Око, ока, мн. очи, очей и (старин. редко) Очеса, очес, ср. (книжн. -поэт. , ритор. устар. и нар. -поэт. ). Глаз. Он потупил грозны очи. Пушкин.

Очеса к земле преклонены. Жуковский.

Мзда - награда, плата, вознаграждение. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

Зыблет - Колыхать, колебать, качать. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

- Почему появляется глагол «не внемлют»? (имея уши – на слышат, имея глаза – не видят)

 Внемли - (поэт. устар.книж.) Слушать кого-что-нибудь, устремлять внимание на кого-что-нибудь.

-. Не видя слез, не внемля стона. Пушкин. Внемли с улыбкой голос мой. Пушкин. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

- В чем различие между библейским толкованием и видением поэта? (Поэт лишь напоминает царям о том, что они так же смертны, как и их подданные, и, следовательно, рано или поздно предстанут перед божьим судом).

  Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры, их горделивые разоблачал кумиры

А.С.Пушкин

- Как перекликается сегодняшняя тема и слова А.С.Пушкина? Выразите своё мнение, отношение к высказыванию поэта о творчестве Державина

- Тем не менее, к чему призывает поэт в последней строфе? Почему? (Но загробный суд кажется поэту слишком далеким, он умоляет бога покарать виновных, не дожидаясь их смерти).

- Отличается ли такая интерпретация от библейского текста? (В Библии этот мотив сурового наказания царей отсутствует, таким образом, в данном случае поэт, подобно всем христианам, прочитывает ветхозаветный текст через призму новозаветных истин).

- Благодаря какому приему ничтожность царей, их человеческая слабость становятся особенно ощутимы?  (Благодаря антитезе царь – раб):

- Почему в четвертом четверостишии звучит обращение: «Боже правых»?

- Что значит правый? (Ходящий прямым путем)

- Какое здесь подразумевается противопоставление? («Правый — лукавый»).

Лукавый -  1. Коварный, хитрый. Лукавый человек. 2. в знач. сущ. лукавый, лукавого, м. Бес, дьявол, сатана, нечистый Лукавый попутал. Происходит от лучить, отщеплять, означает изворотливый. (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых, и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет» (Ветхий Завет, псалом 1)

Вывод: 

- К чему призывают последние строфы библейского стиха? (призывают Бога вместо несправедливого людского суда утвердить свой суд)

- Как этот  призыв реализуется в произведении Державина? (Последняя строфа содержит в себе призыв к неизбежной каре земных властителей).

Исследователи называют Державина одним из самых христианских писателей русской литературы. Гражданская поэзия, облеченная в библейскую форму, перейдет из XVIII в XIX век. Вслед за стихотворением «Властителям и судиям» появятся пушкинский и лермонтовский «Пророк», «Думы» Рылеева, произведение Грибоедова «Давид», а также переложения псалмов поэтами-декабристами.

Домашнее задание:Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. «Недоросль» Своеобразие, основ ной конфликт пьесы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....