Романтическая история Маши и Владимира Дубровского. Урок литературы в 6 классе (по роману Пушкина "Дубровский").
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Набокова Анастасия Александровна

Урок литературы в 6 классе с применением технологии педагогической мастерской "Галерея"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Романтическая история Маши и Дубровского. Урок-мастерская по роману «Дубровский». Мастерская «ГАЛЕРЕЯ». 6 класс. Подготовила учитель ГБОУ СОШ № 423 Набокова Анастасия Александровна

Слайд 2

Цели и задачи: Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа. Задачи урока: 1) образовательные: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности. 2) воспитательные: воспитывать художественное чутьё, наблюдательность, умение составлять художественные характеристики по тексту произведения. Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову. 3) развивающие: развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героев.

Слайд 3

Правила! Обязательно соблюдай! 1. Как услышал задание, так и старайся его выполнить. 2. Не нарушай дисциплину, не мешай работать остальным участникам. 3. На каждое задание отводится определенное время, успевай.

Слайд 4

Шаг 1. Карточка (2 мин.) Каждому ученику заранее выдана небольшая карточка, на которой ему нужно написать 1-2 слова. Эти слова должны быть связаны с двумя главными героями романа «Дубровский», с Машей и Владимиром. Это может быть предмет, художественная деталь, чувство, черта характера, ситауция и т.п. Варианты могут быть такими: кольцо, любовь, любовь выше обид, дуб, тайна, обещание, письмо, влюбленность, надежда, признание, решительность, отчаяние, благородство и т.п.

Слайд 5

Шаг 2. Рисунок (5 мин.) Самые популярные и интересные варианты выписаны на доску. Задача учеников: нарисовать на чистом листе картину, в которой будет отражено всё то, что написано на доске (нарисовать, а не написать!). Придумать название для своей картины, записав его на оборотной стороне листа.

Слайд 6

Шаг 3. Галерея (7 мин.) Картины всех учеников выложены на столах, каждой картине присвоен порядковый номер, рядом с каждой картиной лежит чистый лист с номером картины. Задача учеников : прогуляться по галерее, посмотреть все картины, придумать названия для картин других учеников, написать их на чистом листе с порядковым номером картины. Обязательное условие: название картины должно быть связано с сюжетом или идеей романа.

Слайд 7

Шаг 4. Выбор названия (3 мин.) Каждый ученик получает свою картину из галереи вместе с теми названиями, которые придумали для нее одноклассники. Задача учеников : выбрать идеи, названия, которые больше всего понравились из предложенного списка. Озвучить эти идеи, найти их автора.

Слайд 8

Шаг 5. Создание текста (10 мин.) На основе понравившихся идей, названий картин составить текст, эссе, аннотацию, развернутое объяснение, которое помогает разобраться в замысле картины и в замысле автора романа. Чтение своих текстов.

Слайд 9

Шаг 6.Где повесить картину?(3 мин.) Создание галереи картин, учитывая пожелания авторов.

Слайд 10

Шаг 7. Название галереи (4 мин.) Придумать название галереи. Выбрать из предложенных одно, за которое отдано большинство голосов при голосовании.

Слайд 11

Шаг 8. Буква (3 мин.) Задача учеников: нарисовать 1 любую букву из названия галереи. Сложить из полученных букв слово ( в том порядке, в каком эти буквы расположены в названии галереи)

Слайд 12

Шаг 9. Рефлексия (4 мин.) Что мне понравилось? (не понравилось) Какой этап мастерской показался самым значимым и интересным? Что нового я узнал? Что хотелось бы доработать? Что получилось особенно хорошо? Что не получилось?

Слайд 13

ВЫВОДЫ: 1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми. 2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову. 3) Он отказался от мести ради любви. Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым . Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.

Слайд 14

Василий Пукирев «Неравный брак» Тема, поднятая Пушкиным в этом эпизоде, была характерна для 19 в. Раскрывалась и в других видах искусства. Рассмотрим картину В.Пукирева «Неравный брак». - Что вы чувствуете, глядя на эту картину? - Что помешало счастью Владимира и Маши?

Слайд 15

Домашнее задание: На выбор: Написать ответ на вопрос: «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?» Мини-сочинение на тему: «Какой вы представляете дальнейшую жизнь Марьи Кирилловны и Владимира Дубровского?»



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по литературе. 6 класс.

Урок составлен с применением технологии педагогической мастерской «Галерея».

Тема урока: Романтическая история Владимира и Маши в романе Пушкина «Дубровский».

Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.

Задачи урока:

1) образовательные: формирование умения анализировать литературный текст, давать характеристику героям, их поступкам, развитие умения рассуждать, отстаивать собственное мнение, активизация познавательной деятельности.

2) воспитательные: воспитывать художественное чутьё, наблюдательность, умение составлять художественные характеристики по тексту произведения. Воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову.

3) развивающие: развивать навыки анализа текста, умение находить нужные художественные детали для характеристики героев.

Ход урока:

До начала первого этапа мастерской с ребятами необходимо обговорить правила:

  1. Как услышал задание, так и старайся его выполнить
  2. Не нарушай дисциплину, не мешай работать остальным участникам
  3. На каждое задание отводится определенное время, успевай.

Шаг 1. Карточка. Каждому ученику заранее выдана небольшая карточка, на которой ему нужно написать 1-2 слова. Эти слова должны быть связаны с двумя главными героями романа «Дубровский», с Машей и Владимиром. Это может быть предмет, художественная деталь, чувство, черта характера, ситауция и т.п.

Варианты могут быть такими: кольцо, любовь, любовь выше обид, дуб, тайна, обещание, письмо, влюбленность, надежда, признание, решительность, отчаяние, благородство и т.п.

Шаг 2. Рисунок. Самые популярные и интересные варианты выписаны на доску. Задача учеников: нарисовать на чистом листе картину, в которой будет отражено всё то, что написано на доске (нарисовать, а не написать!).  Придумать название для своей картины, записав его на оборотной стороне листа.

Шаг 3. Галерея. Картины всех учеников выложены на столах, каждой картине присвоен порядковый номер, рядом с каждой картиной лежит чистый лист с номером картины. Задача учеников: прогуляться по галерее, посмотреть все картины, придумать названия для картин других учеников, написать их на чистом листе с порядковым номером картины. Обязательное условие: название картины должно быть связано с сюжетом или идеей романа.

Шаг 4. Выбор названия. Каждый ученик получает свою картину из галереи вместе с теми названиями, которые придумали для нее одноклассники. Задача учеников: выбрать идеи, названия, которые больше всего понравились из предложенного списка. Озвучить эти идеи, найти их автора.

Шаг 5. Создание текста. На основе понравившихся идей, названий картин составить текст, эссе, аннотацию, развернутое объяснение, которое помогает разобраться в замысле картины и в замысле автора романа. Чтение своих текстов.

Шаг 6. Где повестить картину? Создание галереи картин, учитывая пожелания авторов.

Шаг 7. Название галереи. Придумать название галереи. Выбрать из предложенных одно, за которое отдано большинство голосов при голосовании.

Шаг 8. Буква. Задача учеников: нарисовать 1 любую букву из названия галереи. Сложить из полученных букв слово ( в том порядке, в каком эти буквы расположены в названии галереи)

Шаг 9. Рефлексия.

Что мне понравилось? (не понравилось)

Какой этап мастерской показался самым значимым и интересным?

Что нового я узнал? Что хотелось бы доработать?

Что получилось особенно хорошо? Что не получилось?

Выводы: 

1) Любовь Владимира к Маше оказалась не всесильной, разница их положения, враждебное окружение и страх в душе Марии Кириловны не дали возможности им быть счастливыми.

2) Дубровский – благородный и добрый человек, человечность в нем победила ненависть к Троекурову.

3) Он отказался от мести ради любви.

Под воздействием любви он смог позабыть обиду, нанесенную Троекуровым. Вот она настоящая любовь, когда человек становится выше обид, мести и готов все простить.

Тема, поднятая Пушкиным в этом эпизоде, была характерна для 19 века. Она раскрывалась и в других видах искусства. Рассмотрим картину Василия Пукирева «Неравный брак».

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

- Что помешало счастью Владимира и Маши?

Домашнее задание:

На выбор:

  1. Написать ответ на вопрос: «Кто виноват в том, что судьбы Владимира и Маши сложились столь трагически?»
  1. Мини-сочинение на тему: «Какой вы представляете дальнейшую жизнь Марьи Кирилловны и Владимира Дубровского?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы 11 класс по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация "Похождение Воланда и его свиты" поможет ярко представить портрет данных персонажей и раскроет цель их пребывания в Москве. Показана сущность Великого бала у сатаны.Презентация выполнена у...

Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

История романтической любви Маши Троекуровой и Дубровского

Урок-разработка  по роману А.С.Пушкина "Дубровский"...

Урок литературы 8 класс М.Ю. Лермонтов Мцыри - романтический герой.

Тип урока: закрепление материала.Цели:1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащи...

Урок литературы «Е. Пугачев в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в историческом труде «История Пугачёвского бунта».

(4 урок из 5 запланированных по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Темы предыдущих  уроков: «История создания произведения «Капитанская дочка. Герои и их...

Урок литературы 6 класс Алые паруса как символ воплощения мечты. Победа романтической мечты над реальностью жизни.

В ходе урока учащиеся познакомятся с жизнью А.Грина, его произведением "Алые паруса". Работа с текстом помогает учащимся представить разных героев произведения, увидеть их отношение к жизни....