История романтической любви Маши Троекуровой и Дубровского
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Шуваева Юлия Алексеевна

Урок-разработка  по роману А.С.Пушкина "Дубровский"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Дубровский и Маша Троекурова.

Цель:

  • выявить причины поражения героя, отказа Марии Троекуровой от помощи Дубровского;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения, пересказа с изменением лица; формировать навыки сравнительного анализа образов героев;
  • формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значений понятий «эгоизм», «жестокость».

Оборудование: мультимедийная презентация, фрагмент художественного фильма.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

III. Изучение нового материала. Анализ содержания XII-XIX глав романа.

1.Конкурс на лучшее название XII-XIX глав романа.

2.Анализ содержания XII-XIX глав романа.

3.Обращение к домашнему заданию. Сравнение отношения Дубровского и Верейского к Марии Кириловне.

Дубровский

Верейский

Портрет

От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой.

«Князю было около 50 лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами. Он имел непрестанную нужду в рассеянии и непрестанно скучал».

Поведение в доме Троекуровых

«Все любили молодого учителя, Кирила Петрович – за его смелое проворство на охоте, Марья Кириловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и за щедрость, по-видимому, несовме-стимую с его состоянием. Сам он, казалось, привязан был ко всему семейству и почитал уже себя членом оного».

«Но князь чуть не задохся в собачьей атмосфере и спешил выйти вон, зажимая нос платком, опрысканным духами. Старинный сад с его стрижеными липами, четверо-угольным прудом и правильными аллеями ему не понравился; он любил английские сады и так называемую природу, но хвалил и восхищался; слуга пришёл доложить, что кушание поставлено. Князь прихрамывал, устав от своей прогулки и уже раскаиваясь в своём посещении».

Ключевые эпизоды

Дефорж убивает медведя.

Свидание с Марией Кириловной в беседке у ручья.

История с кольцом.

Дубровский пытается освободить Машу.

Верейский в гостях у Троекурова.

Кирила Петрович и Маша в Арбатове.

Сватовство.

Письмо Маши к Верейскому.

Выстрел Верейского.

Отношение к Маше

«Она не заметила» ни впечатления, ею произведенного на Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса. «В ваших неосторожных прогулках я следовал за вами, прокрадываясь от куста к кусту, счастливый мыслию, что вас охраняю, что для вас нет опасности там, где я присутствую тайно. Наконец случай представился. Я поселился в вашем доме. Эти три недели были для меня днями счастия».

«Нимало не был тронут откровенностью своей невесты», «наедине с молодою женою князь нимало не был смущен ее холодным видом». «Холодный поцелуй немилого супруга». «Он не стал докучать ей приторными изъяснениями и смешны- ми восторгами, слова его были просты и не требовали ответов».

4. Беседа.

- Почему Маша отказывается бежать с Дубровским и подчиняется воле старого и цинично-жестокого Верейского?

- Какие качества характера Владимира Дубровского наиболее ярко проявляются в отношениях к Марье Кириловне?

- Что нас отталкивает в Верейском, несмотря на его аристократические манеры, умение вести себя в обществе?

5.Лексическая работа.

- Определите значение слов: «эгоизм», «жестокость».

6. Продолжение беседы.

- Почему Маша Троекурова при первой встрече не обратила внимания на Дубровского?

7. Выразительное чтение от слов «Маша не обратила никакого внимания...» до слов «...не удостоивая большей внимательности» (глава VIII).

- Какие качества характера француза вызывают ее восхищение и как это характеризует героиню?

- Что мешает ей признаться самой себе в любви к Дубровскому?

8. Выразительное чтение от слов «Она начинала понимать собственное сердце...» до слов «...должно было вспыхнуть в ее сердце» (глава XII).

Мария Кириловна не может смириться с мыслью, что ее избранник простой слуга.

- Как Маша отнеслась к приглашению на свидание?

9. Выразительное чтение от слов «Ей приятно было бы услышать подтверждение того…» до слов «…с весёлыми шутками или с безмолвным участием» (глава XII).

Маша не может вполне отдаться чувству, поскольку избранник не ровня ей, но и отказаться от чувства к человеку, наделённому прекрасными достоинствами, ей столь же трудно.

10. Чтение по ролям сцены свидания Маши и Дубровского от слов «Столовые часы пробили третью четверть седьмого…» до слов «…опасаясь, чтобы отсутствие её не было замечено» (глава XII).

- Как Маша принимает признание Дубровского?

Для Марии Кириловны это страшное событие, ещё более отдаляющее её от Дубровского.

- Какое впечатление произвела на Машу встреча с Верейским?

11. Просмотр фрагмента художественного фильма Вячеслава Никифорова «Благородный разбойник Владимир Дубровский», «Беларусьфильм», 1988 год.

12. Выразительное чтение эпизода от слов «Два дня спустя после сего посещения Кирила Петрович отправился с дочерью в гости…» до конца главы (глава XII).

Умение Верейского вести светскую беседу, умно и тонко рассуждать об искусстве, гостеприимство, вкус восхищают Машу.

- Почему Машу пугает предложение Верейского?

Маша – романтическая натура. Она мечтает о настоящем чувстве, а в намерениях Верейского подсознательно угадывает стремление обладать красивой вещью.

- Почему Маша рассчитывает на великодушие Верейского?

В своих поступках она руководствуется благородными чувствами и надеется на то, что окружающие поступают так же.

- Почему Верейский предаёт Машу, показывая письмо Троекурову?

Верейский привык руководствоваться эгоистическими соображениями. Чувства невесты его волнуют мало. Он поступает так, как принято в его окружении. Своенравие Троекурова хорошо известно Верейскому, он знает, что дочь не сможет противостоять отцу. Утончённые, изысканные манеры князя лишь маска на лице холодного эгоиста.

- Что мешает Троекурову быть великодушным по отношению к любимой дочери?

Варварская необузданность нрава, грубость, своеволие, тщеславие и упрямство, привычные для Троекурова, одерживают верх. Даже отцовское чувство не может победить.

- Маше трудно принять помощь из рук Дубровского. Найдите в тексте цитату, подтверждающую мысль о том, что помощь Дубровского – это крайняя мера.

- Почувствовал ли Дубровский настроение возлюбленной? Найдите в тексте цитаты, характеризующие состояние Дубровского.

13. Выразительное чтение от слов «Дубровский затрепетал, бледное лицо покрылось багровым румянцем» до слов: «Маша плакала...» (глава XV).

Дубровский почувствовал, как трудно Марье Кириловне принять решение соединить свою судьбу с «разбойником». Владимир не желает пользоваться безвыходностью положения возлюбленной и советует Маше обойтись без его помощи. Герой понимает, что счастье невозможно, что условности, определенные жизнью, сильнее чувств.

- Кто больше виноват в том, что Дубровский опоздал: Саша и Митя или сама Мария Троекурова?

14. Пересказ истории с кольцом от лица участников.

- В чем вина Саши и Мити?

Герои наивны и чистосердечны. Саша доверчив и не понимает, что отца следует опасаться больше, чем кого-либо другого. Митя держится мужественно, но невольно указывает дорогу в стан разбойников. Наивность и чистосердечие оказываются губительными.

- В чем вина Маши?

- Почему Маша медлила прибегнуть к помощи Дубровского?

«Участь супруги разбойника казалась для нее раем» лишь в сравнении с «ненавистным браком». Она надеялась, что отец изменит свое решение. Оскорбленная поступком самого близкого человека, Мария Кириловна решилась на отчаянные действия.

- Как подчеркивает Пушкин отчаяние Маши во время венчания? Назовите слова, передающие настроение героини.

Ключевые слова и словосочетания: бедная девушка, зарыдала, говорила в слезах, ничего не видала, ничего не слыхала, содрогнулась и обмерла.

Бледность и странный вид, холодная, пустая церковь, навеки окована.

Запертые двери холодной церкви лишают Машу надежды на спасение. Душа героини замирает. Она равнодушна и к себе, и ко всему происходящему.

- Почему она отказалась бежать с Дубровским?

15. Выразительное чтение эпизода от слов «Молодые сели вместе в карету и поехали в Арбатово...» до конца главы XVIII.

Марья Кириловна еще любит Дубровского. Выстрел Верейского поверг ее в смятение. Однако она дала клятву и не может ее нарушить.

16. Беседа.

- Сформулируйте ответ на вопрос: «В чем причина поражения Дубровского?»

17. Выразительное чтение от слов «Несколько дней после сражения он собрал всех своих сообщников...» (глава XIX) до конца повести.

- Как относятся разбойники к своему атаману?

- Почему Дубровский оставляет разбойников, отказывается от сопротивления?

Герой понимает, что добрые чувства людей не смогут изменить несправедливый социальный закон.

III. Подведение итогов урока.

- Что явилось причиной поражения Владимира Дубровского?

Владимир Дубровский, духовный наследник своего отца, так же честен, благороден, смел, добр, исполнен чувства ответственности за судьбу своих крепостных. Однако он не сумел отстоять справедливость и вернуть Кистенёвку, не смог спасти Машу, расстался с прежними своими товарищами, глубоко ему преданными. Чувства героя, его желания сталкиваются с законами общества, которые Владимир Дубровский изменить не может.

IV. Домашнее задание.

Составить план устного рассказа:

1 группа. «Жизнь Владимира Дубровского»;

2 группа. «Жизнь Марии Кириловны Троекуровой»;

3 группа. «Жизнь князя Верейского»;

4 группа. «Жизнь Кирила Петровича Троекурова».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 6 классе. "Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой"

Конспект урока для учащихся 6 класса.Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах произведения....

«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

laquo;А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладимира Дубровского и Маши Троекуровой».«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладим...

«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой».

laquo;А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»....

Конспект урока по литературе в 6 классе «А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»

Конспект урока по литературе в 6 классе«А.С. Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любвиВладимира Дубровского и Маши Троекуровой»Цель урока: помочь учащимся разобрат...