Урок-игра "Литературный поединок"
методическая разработка по литературе (8 класс) на тему

Наталья Васильевна Афанасьева

Командная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_literaturnyy_poedinok.docx40.26 КБ
Файл kapitanskaya_dochka.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Место урока в системе:

последний урок по теме.

Цели урока:

образовательные:

проверка знания содержания произведений А.С. Пушкина;

развивающие:

совершенствование умения систематизировать сведения, делать вывод;

совершенствование навыка взаимодействия в диалоге;

воспитательные:

способствование воспитания взаимодействия в коллективе.

Тип урока:

проверка и контроль знаний.

Форма урока:

практикум.

Форма работы:

групповая.

Оборудование:

презентация урока с кадрами из к/ф “Капитанская дочка”.

Урок – игра

«Литературный поединок»

I. ВСТУПЛЕНИЕ  

Слово учителя.

Сегодняшняя игра посвящена одному из самых известных произведений А.С. Пушкина — роману «Капитанская дочка». С одной стороны, он понятен, с другой - загадочен, до сих пор рождает споры. Для Пушкина это было одно из последних произведений: оно датировано 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась торжественная 25-летняя годовщина Царскосельского лицея - последняя, которую застал поэт. (1 слайд)

II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Проверка знания произведений А. С. Пушкина, творческих способностей, умения работы в группе.

III. ЗАДАЧА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

Продемонстрировать не только знания произведений А. С. Пушкина, но и творческие способности, смекалку, сплоченность в группе.

IV. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЖЮРИ И КОМАНД

Учитель. Русской истории Пушкин всегда придавал особое значение. Ещё в юности зачитывался "Историей государства Российского" Н.Карамзина. "Этой историей можно гордиться" - это Пушкин определил для себя точно. Страницы истории оживают в его произведениях "Песнь о вещем Олеге", "Борис Годунов", "Руслан и Людмила". В начале 30-х годов Пушкин изучает материалы и документы, связанные с историей крестьянского восстания под предводительством Е.Пугачёва. Итогом работы стали "История Пугачёва" и роман "Капитанская дочка".

V. КОНКУРСЫ

1. Конкурс “Толковый словарь”

Известный историк В.О. Ключевский отмечал, что в “Капитанской дочке” больше истории, нежели в “Истории Пугачевского бунта”. Созданию исторического колорита во многом способствует использование архаической лексики. Посмотрим, как вы ее усвоили.

“Стоимость” правильного ответа в рамках данного конкурса — 0,5 балла.

  1. “Переведите” устаревшие слова на современный язык: фортеция, челобитье, обиняки, лазутчик, напасти. (Крепость, прошение, намеки, разведчик, беды.) оказия, исполать, супостат, жаловать, пенять. (Случай, хвала, враг, награждать, укорять.)

фортеция

прошение

оказия

хвала

челобитье

разведчик

исполать

награждать

обиняки

крепость

супостат

враг

лазутчик

беды

жаловать

укорять

напасти

намеки

пенять

случай

  1. Выберите правильный вариант толкования лексического значения слов.
  • Целовальник — это а) парикмахер; б) продавец вина в трактире; в) настойчивый кавалер. (Правильный ответ - б)
  • Инвалид — это а) человек, страдающий физическим недугом; б) военнослужащий, состарившийся на военной службе; в) военнослужащий, имеющий увечья. (Правильный ответ б)
  • Грош (в XVIII веке) — это монета достоинством в а) две копейки; б) одну копейку; в) десять копеек. (Правильный ответ - а
  1. Назовите слова, которым соответствуют толкования лексического значения слов:
  • Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на службе. (Недоросль.)
  • Солдат-новобранец. (Рекрут.)
  • Арестант, узник в колодках. (Колодник.)
  • Человек, пользующийся особым доверием. (Наперсник.)
  • Крытая повозка. (Кибитка.)
  • Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета. (Камзол.)
  • Дорожный сундучок для посуды и продуктов. (Погребец.)
  • Сборник законов о воинских обязанностях. (Артикул.)
  • Старинное ручное оружие, тяжелый набалдашник на короткой рукоятке. (Кистень.)
  • Возвышение на Красной площади в Москве, где, по преданиям, казнили государственных преступников. (Лобное место.)

2. Конкурс «Блиц – опрос». За каждый  правильный ответ – 1 балл.

 1. В качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» приводится в сокращённом виде русская пословица. Знаете ли вы её целиком? (Береги платье снову, а честь смолоду)

 2. Что, по мнению мемуариста, пришлось бы сделать его отцу, «если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь»?
 3. Как назвал Гринёв «мужичка», который вывел его на дорогу во время метели, и какой смысл  вкладывают в это слово герой и автор? (Вожатый)     

 4. Из-за чего произошла дуэль между Гринёвым и Швабриным?

 5. Гринев упражнялся в переводах и сочинении стихов, и один из известных поэтов того времени даже хвалил их. Кто? (В.К.Тредиаковский)

 6. За кого выдает себя Пугачёв и что предлагает в результате своей борьбы?

(Объявляет себя Петром III и предлагает построение казацко – крестьянского государства во главе с «мужицким царем»)

7. За что благодарит Пугачёв Гринёва: «Награди вас Господь за вашу ... » и «Я помиловал тебя за твою ... »?

8. Как обещала облагодетельствовать Машу императрица и выполнила ли своё обещание?

3.  Конкурс “Встречают по одежке”.

“Встречают по одежке, а провожают по уму”, — гласит известная русская пословица. Но мы сейчас поведем разговор именно об “одежке”.

Задача команд — узнать персонажей романа “Капитанская дочка” исходя из сведений о том, как они были одеты в тех или иных жизненных ситуациях, как относились к различным предметам одежды, своим и чужим, и т.п.

Эти сведения предоставляются последовательно, в три этапа. Если персонаж оказывается узнанным сразу же, едва поступила первоначальная информация, команда получает максимальное количество баллов — три. В случае, когда правильный ответ дан со второй или с третьей попытки, командный счет увеличится соответственно на два балла или только на один балл.

  • Задание команде № 1.
  • Этот герой
  • совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе;
  • составил реестр “раскраденному злодеями” “барскому добру” и требовал компенсировать потери;
  • был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча “оголтелому пьянице”.(Савельич.)
  • Эта героиня
  • одевалась по обыкновению “просто и мило”;
  • в экстремальной ситуации, могла сменить свое платье на простой крестьянский сарафан;
  • вопреки правилам придворного этикета, была одета на приеме у императрицы “в дорожное платье”, так как, по именному повелению, должна была “ехать во дворец в том, в чем ее застанут”. (Маша Миронова.)
  • Этот герой
  • появлялся на страницах романа как в “оборванном армяке и татарских шароварах”, так и в “красном кафтане” “на белом коне”;
  • получил в подарок “заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя”;
  • отблагодарил дарителя, пожаловав “шубу со своего плеча”. (Пугачев.)
  • Эта героиня
  • ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок;
  •  “в ее душегрейку” “успел нарядиться один из разбойников”-пугачевцев;
  • беспокоилась о скудости приданого, составленного ею для дочери: “частый гребень, да веник, да алтын денег”.(Василиса Егоровна.)
  • Эта героиня
  • впервые появилась перед читателем “в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке”;
  • уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своем гардеробе несколько сот платьев;
  • предстала на страницах пушкинского романа в полном соответствии с образом, созданным художником Д.Левицким на портрете. (Екатерина II.)
  • Этот герой
  • во время воинского учения одет совсем не по-командирски, не по-военному: “в колпаке и в китайчатом халате”;
  • настаивал на том, чтобы в чрезвычайных обстоятельствах дочь сменила стиль одежды с “дворянского” на “крестьянский”;
  • принял смерть мужественно, не посрамив чести мундира, который носил всю жизнь. (Капитан Миронов.)

4. Конкурс «Чья реплика?» 

  1. "Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое". (Иван Кузьмич Миронов.)
  2. "Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке". (Василиса Егоровна.)
  3. "Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь". (Пугачёв.)
  4. "Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть ещё полезна Отечеству". (Пётр Гринёв.)
  5. "Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика". (Савельич.)
  6. "За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся". (Андрей Петрович Гринёв.)
  7. "Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят". (Маша Миронова.)
  8. "Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу". (Екатерина II.)

5 конкурс Фольклорные мотивы в романе. За каждый  правильный ответ – 1 балл.

Пословицы.

1.Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: “Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву”. И закончил свою речь пословицей. Какой именно? (Господь не выдаст — свинья не съест.)

2.Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич? Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев в офицерских домах. (Конь и о четырёх ногах, да спотыкается.)

Каждой команде предлагается по две пословицы (поговорки), которые звучат из уст разных героев повести. Задание: растолковать смысл каждой из них и по возможности вспомнить, кем и при каких обстоятельствах она сказана.

1-я команда

1.  Пускай потянет лямку да понюхает пороху. (Андрей Петрович Гринёв, когда отправляет Петрушу служить) 
2.  Дай вам Бог совет да любовь. (Пугачёв, благословляя Гринёва и Машу)

2-я команда

1.  Послужи мне верой и правдой. (Пугачёв говорит Гринёву) 
2.  Долг платежом красен. (Пугачёв, желая отблагодарить Гринёва)

Задание игрокам команды № 1.

“<...> лучше доброй ссоры” (“худой мир”), фраза принадлежит Ивану Игнатьичу и была произнесена с намерением примирить Гринева и Швабрина.)

Задание игрокам команды № 2.

“Будет дождик — будут и <...>, а будут <...> — будет и <...>” (“ грибки”, “грибки”, “кузов”).

6. Конкурс “Какая жизнь, такие и песни”.

На экране – названия глав повести. Вы получаете карточки, содержащие отрывки из народных песен. Ваша задача – определить, к каким главам Пушкин поставил  в качестве эпиграфа эти песенные строки. Вы должны прокомментировать свой выбор, вспомнив содержание глав и указав, к каким персонажам повести эпиграфы имеют отношение. За каждый  правильный ответ – 1 балл.

 

Названия глав  

  1. «Сержант гвардии»
  2. «Вожатый»
  3. «Крепость»
  4. «Поединок»
  5. «Любовь»
  6. «Пугачёвщина»
  7. «Приступ»
  8. «Незваный гость»
  9. «Разлука»
  10. «Осада города»
  11. «Мятежная слобода»
  12. «Сирота»
  13. «Арест»
  14. «Суд»

Фрагменты песен:                   

1.Сторона ль моя, сторонушка,

Сторона незнакомая!

Что не сам ли я на тебя зашёл,

Что не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая. (Гл.2 «Вожатый», Петр Гринев)

2.Голова, моя головушка,

Голова послуживая!

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости...

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Перекладинку кленовую,

Ещё петельку шелковую. (Гл.7 «Приступ», капитан Миронов)

3.Как у нашей яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то её некому. (Глава 12.»Сирота», Маша Миронова)

4.Мы в фортеции живем,

Хлеб едим и воду пьем;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку. (Гл. 3 «Крепость», жители Белогорской крепости)

7. Конкурс. Итоговые вопросы. 

Учитель. Пушкин устами уже повзрослевшего героя Петра Гринёва говорит: "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Самое страшное, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой; при этом забываются понятия жалости, сочувствия, милосердия. Жестокость порождает жестокость, и оправдать её невозможно никакими высокими идеями. Гринёв убеждён, что "лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений".

1-я команда

Почему в сцене суда над Гринёвым он неожиданно замолкает, обрекая тем самым себя на суровое наказание? (Не желая, чтобы затронули имя Маши, он не говорит на суде всё)

2-я команда

Раскройте смысл названия произведения. (Тихая, робкая Маша Миронова стала победительницей в тяжёлых жизненных ситуациях. Сила любви, чувство ответственности за любимого человека, простота, нравственная чистота, сила воли – всё это делает Машу Миронову нравственным идеалом Пушкина. Автор пишет о ней с любовью и чистотой.)

Конкурс  « Музейная экспозиция»                                                                                                              В кабинете оформлена  экспозиция, на которой представлены следующие «музейные экспонаты»: географическая карта;  серьги;  заячий тулуп;   глиняный кувшин, накрытый куском чёрного хлеба;   шпага;  моток шерсти;  цепь колодника;   записка, сложенная вчетверо;  деревянный  гребень;  денежная купюра достоинством  в 100 рублей.                                                                                                                                                                                                         Конкурс экскурсоводов.     (Представитель команды проводит импровизированную экскурсию в музее «Капитанской дочки», акцентируя  внимание присутствующих  на наиболее интересных, с его точки зрения, экспонатах.) Учитывается фактическая точность, обоснованность, выразительность и правильность речи.                                                                                                                        Максимальная оценка – 5 баллов .        

НА КАРТЕ ПОКАЗАТЬ, ГДЕ ПРОИСХОДИЛИ СОБЫТИЯ

КАК НАЗЫВАЕТСЯ ТЕПЕРЬ РЕКА Яик?,

Команде придумать вопрос для соперников

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.

географическая карта;  

шпага

серьги;  

моток шерсти

заячий тулуп

цепь колодника

глиняный кувшин, накрытый куском чёрного хлеба

записка, сложенная вчетверо

деревянный  гребень

денежная купюра достоинством  в 100 рублей


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Литературный поединок» Игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Слайд 2

1. Конкурс “Толковый словарь ” “ Переведите” устаревшие слова на современный язык фортеция челобитье обиняки лазутчик напасти оказия исполать супостат жаловать пенять

Слайд 3

Конкурс “Толковый словарь” “ Переведите” устаревшие слова на современный язык фортеция - крепость челобитье - прошение обиняки - намеки лазутчик - разведчик напасти - беды оказия - случай исполать - хвала супостат - враг жаловать - награждать пенять - укорять

Слайд 4

Конкурс “Толковый словарь ” Выберите правильный вариант толкования лексического значения слов Целовальник — это а ) парикмахер; б) продавец вина в трактире; в ) настойчивый кавалер. Инвалид — это а ) человек, страдающий физическим недугом; б ) военнослужащий, состарившийся на военной службе; в) военнослужащий, имеющий увечья. Грош (в XVIII веке) — это монета достоинством в а) две копейки; б) одну копейку; в ) десять копеек.

Слайд 5

Конкурс “Толковый словарь” Выберите правильный вариант толкования лексического значения слов Целовальник — это а) парикмахер; б ) продавец вина в трактире ; в) настойчивый кавалер. Инвалид — это а) человек, страдающий физическим недугом; б ) военнослужащий, состарившийся на военной службе; в ) военнослужащий, имеющий увечья. Грош (в XVIII веке) — это монета достоинством в а ) две копейки ; б) одну копейку; в) десять копеек.

Слайд 6

Конкурс “Толковый словарь” Назовите слова, которым соответствуют толкования лексического значения слов: Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на службе. ( Недоросль.) Солдат-новобранец. ( Рекрут.) Арестант, узник в колодках. ( Колодник.) Человек, пользующийся особым доверием. ( Наперсник .)

Слайд 7

Конкурс “Толковый словарь” Назовите слова, которым соответствуют толкования лексического значения слов: Крытая повозка. ( Кибитка.) Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета . ( Камзол.) Дорожный сундучок для посуды и продуктов. ( Погребец.) Сборник законов о воинских обязанностях. ( Артикул.) Старинное ручное оружие, тяжелый набалдашник на короткой рукоятке . ( Кистень.) Возвышение на Красной площади в Москве, где, по преданиям , казнили государственных преступников . (Лобное место.)

Слайд 8

2. Конкурс «Блиц – опрос» В качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» приводится в сокращённом виде русская пословица. Знаете ли вы её целиком ? (Береги платье снову , а честь смолоду) 2 . Что, по мнению мемуариста, пришлось бы сделать его отцу, «если бы паче всякого чаяния матушка родила дочь »? (Объявил бы о смерти неявившегося сержанта) 3 . Как назвал Гринёв «мужичка», который вывел его на дорогу во время метели, и какой смысл вкладывают в это слово герой и автор? (Вожатый) 4 . Из-за чего произошла дуэль между Гринёвым и Швабриным ? (Из-за песенки Гринева, посвященной Маше )

Слайд 9

Конкурс «Блиц – опрос» 5 . Гринев упражнялся в переводах и сочинении стихов, и один из известных поэтов того времени даже хвалил их. Кто ? ( А.П.Сумароков ) 6 . За кого выдает себя Пугачёв и что предлагает в результате своей борьбы? (Петр III , казацко-крестьянское государство) 7 . За что благодарит Пугачёв Гринёва: «Награди вас Господь за вашу ... » и «Я помиловал тебя за твою ... »? (добродетель) 8 . Как обещала облагодетельствовать Машу императрица и выполнила ли своё обещание ? ( Устроить её состояние в будущем, не выполнила)

Слайд 10

3. Конкурс “ Встречают по одежке ” 1. Этот герой: совершенно не задумывался о том, как и во что он одет, зато проявлял необычайную заботу о чужом гардеробе; составил реестр “раскраденному злодеями” “барскому добру” и требовал компенсировать потери; был чрезвычайно озабочен судьбой заячьего тулупа, пожертвованного с барского плеча “оголтелому пьянице ”. (Савельич)

Слайд 11

Конкурс “Встречают по одежке” 2. Эта героиня: одевалась по обыкновению “просто и мило ”; в экстремальной ситуации, могла сменить свое платье на простой крестьянский сарафан ; вопреки правилам придворного этикета, была одета на приеме у императрицы “в дорожное платье”, так как, по именному повелению, должна была “ехать во дворец в том, в чем ее застанут”. ( Маша Миронова)

Слайд 12

Конкурс “Встречают по одежке” 3. Этот герой: появлялся на страницах романа как в “оборванном армяке и татарских шароварах”, так и в “красном кафтане” “на белом коне ”; получил в подарок “заячий тулупчик совсем новешенький... бестия, его так и распорол, напяливая на себя ”; отблагодарил дарителя, пожаловав “шубу со своего плеча”. (Пугачев)

Слайд 13

Конкурс “Встречают по одежке” 4. Эта героиня: ежедневно надевала любимую телогрейку и повязывала на голову платок ; “в ее душегрейку” “успел нарядиться один из разбойников”- пугачевцев ; беспокоилась о скудости приданого, составленного ею для дочери: “частый гребень, да веник, да алтын денег ”. ( Василиса Егоровна)

Слайд 14

Конкурс “Встречают по одежке” 5. Эта героиня: впервые появилась перед читателем “в белом утреннем платье, ночном чепце и в душегрейке ”; уделяла немало внимания туалетам и, как свидетельствуют историки, имела в своем гардеробе несколько сот платьев ; предстала на страницах пушкинского романа в полном соответствии с образом, созданным художником Д.Левицким на портрете . (Екатерина II)

Слайд 15

Конкурс “Встречают по одежке” 6. Этот герой: во время воинского учения одет совсем не по-командирски, не по-военному: “в колпаке и в китайчатом халате ”; настаивал на том, чтобы в чрезвычайных обстоятельствах дочь сменила стиль одежды с “дворянского” на “крестьянский ”; принял смерть мужественно, не посрамив чести мундира, который носил всю жизнь. ( Капитан Миронов)

Слайд 16

4. Конкурс «Чья реплика?» "Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое". ( Иван Кузьмич Миронов) "Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке". ( Василиса Егоровна)

Слайд 17

Конкурс “ Чья реплика ?” "Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь ". ( Пугачёв) " Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть ещё полезна Отечеству ". (Пётр Гринёв)

Слайд 18

Конкурс “Чья реплика?” "Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика". (Савельич) " За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся". ( Андрей Петрович Гринёв)

Слайд 19

Конкурс “Чья реплика?” "Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят". ( Маша Миронова) " Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу". ( Екатерина II)

Слайд 20

5. К онкурс « Фольклорные мотивы в романе» 1.Разговаривая с Василисой Егоровной, Иван Игнатьевич скажет: “Бог милостив: солдат у нас довольно, пороху много, пушку я вычистил. Авось дадим отпор Пугачёву”. И закончил свою речь пословицей. Какой именно? ( Господь не выдаст — свинья не съест .) 2.Какую пословицу дважды употребляет в “Капитанской дочке” Савельич? Подсказка: ею он оправдывает участие молодого барина в дуэли и разбой пугачёвцев в офицерских домах. ( Конь и о четырёх ногах, да спотыкается .)

Слайд 21

Конкурс « Фольклорные мотивы в романе» 1-я команда 1. Пускай потянет лямку да понюхает пороху . 2 . Дай вам Бог совет да любовь.

Слайд 22

Конкурс « Фольклорные мотивы в романе» 1-я команда 1. Пускай потянет лямку да понюхает пороху . (Андрей Петрович Гринёв, когда отправляет Петрушу служить) 2 . Дай вам Бог совет да любовь. ( Пугачёв, благословляя Гринёва и Машу)

Слайд 23

Конкурс « Фольклорные мотивы в романе» 2-я команда 1. Послужи мне верой и правдой . 2. Долг платежом красен .

Слайд 24

Конкурс « Фольклорные мотивы в романе» 2-я команда 1. Послужи мне верой и правдой . (Пугачёв говорит Гринёву) 2. Долг платежом красен . (Пугачёв, желая отблагодарить Гринёва)

Слайд 25

Конкурс « Фольклорные мотивы в романе» Задание игрокам команды № 1 . “<...> лучше доброй ссоры ” (“худой мир”), фраза принадлежит Ивану Игнатьичу и была произнесена с намерением примирить Гринева и Швабрина.) Задание игрокам команды № 2 . “ Будет дождик — будут и <...>, а будут <...> — будет и <...>” (“ грибки”, “грибки”, “кузов”) .

Слайд 26

Конкурс « Фольклорные мотивы в романе» 1.Сторона ль моя, сторонушка, Сторона незнакомая ! (Гл.2 «Вожатый», Петр Гринев) 2.Голова, моя головушка, Голова послуживая ! (Гл.7 «Приступ», капитан Миронов) 3.Как у нашей яблоньки Ни верхушки нет, ни отросточек; (Глава 12. «Сирота », Маша Миронова) 4.Мы в фортеции живем, Хлеб едим и воду пьем; ( Гл. 3 «Крепость», жители Белогорской крепости)

Слайд 27

7. Конкурс «Музейная экспозиция»

Слайд 28

8. Конкурс «Итоговые вопросы» 1-я команда Почему в сцене суда над Гринёвым он неожиданно замолкает, обрекая тем самым себя на суровое наказание? ( Не желая, чтобы затронули имя Маши, он не говорит на суде всё) 2-я команда Раскройте смысл названия произведения . (Тихая, робкая Маша Миронова стала победительницей в тяжёлых жизненных ситуациях. Сила любви, чувство ответственности за любимого человека, простота, нравственная чистота, сила воли – всё это делает Машу Миронову нравственным идеалом Пушкина. Автор пишет о ней с любовью и чистотой.)

Слайд 29

Конкурс «Покажи на карте»

Слайд 30

ВЫ МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича" по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Урок  литературы по произведению М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» по теме «Нравственный поединок Калашникова и Кирибеевича...

Математический поединок - алгебра 7 класс

Урок посвящен закреплению знаний по формулам сокращенного умножения. Учащиеся класса разбиты на команды и каждой команде дается право выбора тактики ответов на полученные ими карточки. Перед началом р...

Дидактическая игра-урок Математический поединок

Дидактическую игру можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые автоматически...

Лингвистический поединок для учащихся 5-6 класса

Проводился в рамках предметной недели русского языка и литературы...

Элективный курс "Если я поеду заграницу".

В современном мире возникает необходимость пользоваться иностранным языком в стране пребывания. При этом необходимо знать правила речевого этикета и речевого поведения. Данная программа поможет учащим...

Кулинарный поединок

Внеклассное мероприятие по математике в коррекционной школе 8 вида. Может быть интересно учителям начальных классов общеобразовательных школ....

внеклассное мероприятие "Кулинарный поединок" (профи-шоу)

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7 классов...