Анализ рассказа А.Платонова "Очередной"
олимпиадные задания по литературе (8 класс) на тему

Титкова Ольга Александровна

Анализ содержания рассказа и использованных средств выразительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_rasskaza_a.plptonova._ocherednoy.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ рассказа А.Платонова «Очередной»

Андрей Платонович Платонов – писатель, много испытавший на своем веку. Как старший сын в семье он должен был помогать родителям в воспитании младших братьев и сестер. Из-за тяжелого материального положения в семье рано начал работать. Он сменил много профессий: помощник машиниста, литейщик труб на заводе и многие другие. Весь этот жизненный трудовой опыт находит   отражение в его произведениях.

Таким является рассказ «Очередной», написанный в 1918 году. В основу рассказа положено описание одного рабочего дня в литейном цехе, самом горячем, а потому «первом», как он нумеровался на заводе. Повествование ведется от лица одного из рабочих, молодого парнишки Илюши. Он с радостью приходит на рабочее место, предвкушая удовольствие от оживленного рабочего дня. В литейной есть определенный ритуал начала рабочего дня (покурить перед началом работы), который проходит неспешно, почти автоматически. Вся деятельность отлаженной производственной системы передается через большое количество глаголов, употребляемых автором, а неспешность, размеренность – обилием союзов и многоточий в конце предложений.

Казалось бы , обычный рабочий день, каких много, - «очередной». Даже то, что случается неполадка в работе машины, тоже привычное дело, ведь Илюша (рассказчик) не раз «исправлял подобные неполадки, избегая необходимости звать монтера». Игнат стал ворчать, потому что печь не хотела разгораться. Неполадки заметили все. Через некоторое время произошла авария: «раздался глухой удар, печь разорвалась, и из нее вырвался вон расплавленный металл». Страшные последствия аварии мы можем домыслить, остановившись на многоточии, поставленном автором. Сильно пострадал Ваня (второй помощник Игната), обжег руки и сам Игнат. Послышались обвинительные слова в адрес владельцев завода, которые  думали только о выгоде для себя, а поэтому нефть, топливо для печи, разбавили водой, что привело к трагедии. Но такие случаи, по-видимому, были не единичными, потому что «через полчаса все машины были пущены, печи заправлены, и все привычно заработало…»

Описанный автором случай заставляет задуматься над названием рассказа. Слово «очередной» означает – «находящийся в череде подобных, не первый и не последний». Его можно отнести к новому рабочему дню, начало которого описано в рассказе, но, самое страшное, его можно отнести и к погибшему мальчику Ване. Ведь ели руководители завода будут думать только о прибыли и забывать о технике безопасности, таких жертв может быть больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ рассказа В.Астафьева "Приветное слово"

Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств...

Анализ рассказа М.М.Пришвина "У ручья" на уроке в 6 классе

1. "Золотой луг" 2. Работа с текстом "У ручья" 3. Приложение: о Пришвине, таблица "Изобразительно-выразительные средства", расшифровка метафор. Источник: Т. С. Петрова "Анализ художественного текст...

урок по современной литературе "Сравнительный анализ рассказов И.Полянской "Мама" и Л.Петрушевской "Страна"

Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах....

Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"

Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....

Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".

Анализ рассказа " Юшка".   Размышления над страницами рассказа А. Платонова....

Жизнь и творчество писателя А.С. Грина/ Анализ рассказа А.С. Грина «Зелёная лампа»

Урок литературы с элементами мастерской "Путь к Александру Грину".Цель: обращать внимание учащихся на многозначность отдельных слов, словосочетаний, предложений, содержащихся в тексте, подве...