Урок. Классицизм. 9 класс
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе (9 класс)
Тема: Литература XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Цель: расширить представления учащихся о литературе XVIII века.
Задачи:
- Образовательные:
- расширить представления учащихся об исторических условиях развития русской культуры и литературы XVIII века;
- дать понятие классицизма;
- раскрыть характерные особенности русского классицизма;
- познакомить девятиклассников с произведениями искусства эпохи классицизма.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к великому прошлому России;
- воспитывать уважение к одноклассникам через организацию слушания устных сообщений учеников.
- Развивающие:
- содействовать развитию эстетического вкуса через знакомство с произведениями искусства эпохи классицизма
- развивать аналитические умения школьников;
Литература:
- Литература. 9 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений: 2ч. Ч.1 / под ред. Г. И. Беленького. – 13-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2009. – 368с.:ил.
- Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику Т. Ф. Курдюмовой, С. А. Монова, О. Б. Мариной / авт.-сост. Т. М. Амбушева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 207с.
- Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт.-сост. С. Б. Шадрина. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008. – 287с.
- http://lermontov.info/duel.shtml
Ход урока:
- Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На парте должны лежать пишущие принадлежности, дневник, учебник по литературе. Хорошо. Можно начинать.
Откройте тетради, запишите тему урока (тема вынесена на слайд).
Сегодня на уроке мы начинаем изучение литературы XVIII века и подробнее остановимся на классицизме.
Откройте тетради, запишите дату и тему урока.
- Изучение нового материала.
Слово учителя: XVII век имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразовательной деятельностью Петра I, когда, по словам А. С. Пушкина, «Россия вошла в Европу, как спущенный на воду корабль, - при стуке топора и при громе пушек» и «европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы» (имеется в виду приобретение Россией берегов Балтийского моря после победы над Карлом XII).
Слово учителя (беседа): Как же происходило становление русской государственности в XVIII веке? Как этот процесс связан с деятельностью Петра I?
(Ученики: Петровские реформы были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западноевропейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. Реформы, проведённые Петром I, затронули не только политику, экономику, но также искусство. После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями устаревшего образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от образования. Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Петр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных мер.)
Слово учителя: Велики были завоевания этого времени в области науки, просвещения, искусства и литературы, поставившие Россию в конце XVIII века вровень с европейскими государствами:
- В 1721 г. учреждается петербургская Академия наук;
- В 1755 г. Открывается Московский университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и разночинцев);
- В 1757 г. Основана Академия художеств и открыт русский профессиональный публичный театр сначала в Петербурге, годом позже – в Москве.
О культуре России XVIII века нам расскажут
(Дети выступают с устными сообщениями)
Слово учителя: Но эпоха утверждения самодержавия таила в себе острые противоречия. В XVIII веке было полностью завершено закрепощение крестьян. Тяжелое положение крепостных неоднократно приводило к крестьянским волнениям и мятежам (восстание под руководством Емельяна Пугачева в 1773-1775гг.).
Дворянство же получило в XVIII веке особые права и привилегии. Получает широкое распространение французская культура – моды, манеры, язык. В Россию из Франции потянулись искатели легкого заработка (воспитатели дворянских детей - гувернеры). Это связано с тем, что истоком мирового классицизма является Франция XVII века.
Запись в тетради теоретических понятий: Запишем определение классицизма (определение вынесено на слайд). Классицизм (от лат. classicus — образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которых являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.
Слово учителя: Основателями классицизма явились Буало, Мольер, Державин, Ломоносов.
В основе направления лежит нормативная эстетика, требующая строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам.
Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики классицизма. Главной задачей направления явилось воспитание человека в духе верности абсолютистскому государству.
В России классицизм получает развитие в 1730-1750 гг. Главным двигателем развития литературы был пафос государственного строительства.
В рамках русского классицизма существовало 2 направления: критическая, сатирическая, обличительная литература (Кантемир, Фонвизин, Крылов) и высокая, гражданско-патриотическая одическая поэзия (Ломоносов, Тредиаковский).
Литература пропагандирует важнейшие события политической жизни общества.
Существует несколько отличий русского классицизма от западного: сатирическая направленность, обращение к русской истории, патриотический пафос.
Для классицизма, как для русского, так и для западного характерна строгая иерархия жанра:
- высокие жанры: трагедия, ода, эпопея. Их сфера – государственная жизнь, религиозная история. Герои – монахи, полководцы, мифические персонажи, религиозные деятели;
- низкие жанры: комедия, сатира, басня. Изображают частную повседневную жизнь средних сословий.
Смешение героического и обыденного не допускается.
Запись в тетради: Запишем основные признаки русского классицизма. Это информация для нас очень ценна, так при работе в произведениями классицизма мы будем эти признаки определять.
Основные признаки русского классицизма:
- Обращение к образам и формам античного искусства.
- Герои четко делятся на положительных и отрицательных.
- Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник.
- В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
- Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
- Домашнее задание.
Учитель: Откройте дневники и запишите домашнее задание.
- Обобщение.
Слово учителя (беседа): Подведем итог. Какое литературное направление называется классицизмом? (Ученики: Направление в европейской литературе и искусстве 17 — начала 19 вв., одной из важных черт которого являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.)
Назовите основателей классицизма. (Ученики: Буало, Мольер, Державин, Ломоносов.)
Какова задача литературного этого направления ? (Ученики: Воспитание человека в духе верности абсолютистскому государству.)
Когда классицизм получает свое распространение в России? (Ученики: В России классицизм получает развитие в 1730-1750 гг.)
Назовите отличия русского классицизма от западного. (Ученики: сатирическая направленность, обращение к русской истории, патриотический пафос.)
Перечислите основные признаки русского классицизма. (Ученики: Обращение к образам и формам античного искусства; герои четко делятся на положительных и отрицательных; сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня – герой-любовник, второй любовник; в конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует; принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.)
- Молодцы! Вы хорошо постарались, поэтому все, кто работал, непременно получат хорошие отметки (выставление отметок + их комментарий).
бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.
добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.
картечь - артиллерийский снаряд.
драгун - солдат или офицер кавалерии.
улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.
кивер - высокий головной убор у военных.
лафет - станок, на который укрепляется пушка.
редут - полевое укрепление, обнесенное валом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока "Классицизм"
В даной презентации рассказывается об истории России 18 века, о сложностях нанного периода. Дано понятие классицизма, говорится о том, в чем его особенности, даны три периода русского классицизма, ппр...
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»
Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...
Урок 6 класс «Отношения между Дубровским и Троекуровым, анализ эпизода «На псарне». Урок 5 класс Урок повторения ранее изученного. Тема урока: Глагол.
laquo;Отношения между Дубровскими Троекуровым, анализ эпизода «На псарне»....