Рабочая программа по литературе 6 класс 8 вид
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Вероника Александровна Горбатенко

Программа расчитана на 3 часа.35 учебных недель

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_vid_6_kl_litra.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации города Яровое по образованию

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 12»

«РАССМОТРЕНО»

Руководитель УМО учителей

русского языка и литературы

 ________________ О.Н. Кухтина.

Протокол №1

от"29 "августа 2017 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУСОШ №12

___________ В. М. Егорова

            Приказ №          

            от "30" августа 2017      

Рабочая программа

учебного предмета «литература»

для учащихся 6  класса

с УО

        

составитель:

Горбатенко В.А.,

учитель русского языка и литературы,

Яровое - 2017

№ п/п

Содержание

стр.

1

Пояснительная записка

3-5

2

Планируемые результаты освоения учебного предмета

6

3

Содержание учебного предмета

7-8

4

Тематическое планирование

9-11

5

Лист изменений и дополнений

12

Программа составлена на основе государственной программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Владос», 2000, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации

В процессе изучения чтения у учащихся развивается речь, воспитывается интерес к литературе, формируется понятие о нравственности и гражданское сознание, прививаются чувства патриотизма, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; развиваются эмоциональное восприятие художественного текста, образное мышление, творческое воображение.

К моменту перехода учащихся в 6-й класс они в основном научены читать доступный их пониманию текст (вслух и «про себя»), большинство учащихся класса осмысленно воспринимают прочитанное. Они ознакомлены с произведениями народного творчества, классиков русской литературы и зарубежной литературы. Учащиеся получили опыт вместе с учителем разбираться в содержании произведения и составлять план, умеют пересказывать текст (подробно и кратко). У учащихся начато формирование навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры, посещения библиотеки, умения выбирать книги по интересу.

В 6 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся в достаточной степени владеют указанными навыками. Изучение каждого художественного произведения вызывает и них затруднения при его чтении и понимании содержания, так как произведения, изучаемые в курсе чтения и развития речи, разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность. В исторических произведениях умственно отсталые учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы, полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении, называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки, устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения, делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

На уроках чтения решаются и проблемы нравственного воспитания учащихся,  понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Обучение чтению – это составляющая часть работы по эстетическому, нравственному, общекультурному воспитанию детей. Для достижения целей и задач обучения чтению на уроках реализуется личностно ориентированный и деятельностный подход к обучению, используются методы группового обучения, проблемного обучения, игровые формы обучения.

Чтение тесно связано с другими предметами и в первую очередь с письмом и развитием речи. Единство этих дисциплин обеспечивает общий предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе в эстетической. Чтение взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыка, изобразительное искусство), на уроках чтения формируется и развивается эстетическое отношение к окружающему миру. Значительное место на уроках чтения занимает опора на знания учащихся по истории, биологии и географии.

На обучение чтению в 6 классе отводится следующее количество: 105 часов (35 учебные недели, 3 часа в неделю). Урок внеклассного чтения проводится один раз в месяц.

Контроль  знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей . Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако большое внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Планируемые результаты:

- сформировать и развить у учащихся навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

- научить учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

- способствовать  социальной адаптации учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Содержание программы

Вводный урок . Статья В.Пескова «Отечество». Определение главной мысли текста. Рассуждение на тему, почему человеку нужно знать свои корни.

Устное народное творчество (. Отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Выразительное, осмысленное чтение, чтение по ролям. Определение основных черт характера героев, характеристика его поступков. Объяснение отдельных слов и выражений из текста былины.

Произведения русских писателей .Отрывки из художественных произведений русских писателей XIX-XX в.в. о героическом прошлом и настоящем нашей Родины, о борьбе за мир, о труде людей, о родной природе и бережном отношении к ней, о знаменательных событиях в жизни страны. Выразительное, правильное, беглое, осознанное чтение (вслух и «про себя»). Умение ответить на вопросы по тексту, составить свои вопросы. Составление коллективно (с помощью учителя) плана текста, подробный или краткий пересказ  (с использованием слов и выражений из текста, своими словами). Выделение главной мысли произведения, определение позиции и чувств автора. Определение основных черт характера героя произведения, использование оценочной лексики. Выделение непонятных слов, объяснение с помощью учителя значения отдельных слов и выражений. Формирование навыка устного словесного рисования (описание места событий, помещения, человека, природы). Составление кроссворда, викторины по тексту. Формирование навыка взаимоконтроля выразительного чтения (по плану с помощью учителя). Самостоятельное чтение отрывка с различным заданием по прочитанному: подготовка к выразительному чтению, выделение отдельных мест в тексте по вопросам, подбор слов для характеристики персонажа или его поступка, пересказ, выражение своего мнения о герое. Формирование навыка полного развернутого ответа, небольшого рассуждения на темы дружбы, счастья, доброты.

Произведения русских поэтов. (Выразительное чтение стихотворений русских поэтов XIX-XX в.в. (о природе, о человеке, о Родине, о Великой Отечественной войне). Разбор содержания стихотворений с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов, подбор слов со сходными и противоположными значениями, объяснение с помощью учителя слов в переносном значении, образных выражений, характеризующих поступки героев и картины природы. Формирование навыка устного словесного рисования (описание природы). Заучивание стихотворных текстов наизусть.

Произведения зарубежных писателей . Знакомство с произведениями (отрывками из произведений) известных зарубежных детсуих писателей и сказочников (Д.Биссет, Х.-К.Андерсен, Р.Киплинг, Дж.Родари, А. де Сент-Экзюпери).  Выразительное, правильное, беглое, осознанное чтение (вслух и «про себя»). Обсуждение прочитанных произведений, определение главной мысли текста, нравственных и общечеловеческих ценностей, утверждаемых в сказках зарубежных писателей, формирование у учащихся высоких нравственных и эстетических критериев, умений правильно оценивать прекрасное в жизни,  природе и искусстве. Определение основных черт характера героя произведения, использование оценочной лексики. Выделение непонятных слов, объяснение с помощью учителя значения отдельных слов и выражений. Разгадывание кроссвордов, викторин по произведениям.  Соотнесение иллюстраций  с эпизодами. Создание своих собственных иллюстраций к произведениям.

Уроки внеклассного чтения.Обращение к значимым общечеловеческим проблемам и  темам. Развитие навыка самостоятельного чтения рекомендованных учителем произведений. Обсуждение прочитанных произведений, коллективное составление кратких отзывов о книках, называние главных действующих лиц. Формирование умения передать впечатление от прочитанного, кратко пересказать содержание прозаического произведения (отрывка из произведения). Устное словесное рисование (иллюстрация к эпизоду).

Обобщающие (итоговые)  уроки. Подведение итогов чтения произведений за определенный период обучения (обсуждение основных тем произведений, обмен впечатлениями о героях и описываемых событиях), занимательные задания (викторины, кроссворды – составление самостоятельно, с помощью учителя; работа с занимательными заданиями, предложенными учителем), иллюстрации к произведениям, тесты (для самопроверки и взаимопроверки).

Проверка техники чтения учащихся. Контроль сформированности навыков беглого, сознательного, правильного, выразительного чтения вслух.

урока

Название тем

Кол-во часов

Формы контроля

1

Чтение статьи В.Пескова «Отечество»

1

2

Стихотворение М.Ножкина «Россия»

1

3

Статья М.Пришвина «Моя Родина»

1

4

Рассказ В.Бианки «Сентябрь»

1

5

Стихотворение И.Бунина «Лес, точно терем расписной»

1

6

Рассказ Ю.Качаева «Грабитель»

1

7

Рассказ Б.Житкова «Белый домик» 1 часть

1

8

 «Белый домик» 2 часть рассказа

1

9

Рассказ  «Звонкие ключи». 1 часть

1

10

 «Звонкие ключи» 2 часть рассказа

1

11

 «Звонкие ключи» 3 часть рассказа

1

12

К.Паустовский «Заячьи лапы»

1

13

 «Заячьи лапы» 2 часть рассказа

1

14

 «Заячьи лапы» 3 часть рассказа

1

15

И.Тургенев «Осенний день в березовой роще».

1

16

 М.Пришвин «Кладовая солнца»

1

17

Е.Носов «Хитрюга»

1

18

Хитрюга» 2 часть рассказа «

1

19

В.Бианки «Октябрь»

1

20

С.Михалков «Будь человеком»

1

21

Б.Заходер «Петя мечтает»

1

22

Д.Биссет «Слон и муравей»

1

23

Д.Биссет «Кузнечик Денди»

1

24

Д.Родари «Как один мальчик играл с палкой»

1

25

Д.Родари «Пуговкин домик»

1

26

 «Пуговкин домик» 2 часть рассказа

1

27

 Д.Родари «Путешествие голубой стрелы».

1

28

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1

29

Ф.Глинка «Москва»

1

30

В.Бианки «Ноябрь»

1

31

С.Алексеев «Без Нарвы не видать моря»

1

32

Чтение рассказа С.Алексеева «На берегу Невы»

1

33

С.Алексеев «Медаль»

1

34

С.Алексеев «Гришенька»

1

35

Е.Холмогорова «Серебряный лебедь»

1

36

 Сказки народов мира.

1

37

Е.Холмогорова «День рождения Наполеона»

1

38

Е.Холмогорова «Боевое крещение»

1

39

Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»

1

40

Чтение по ролям сказки «Как Незнайка сочинял стихи»

1

41

Е.Пермяк «Тайна цены»

1

42

Составление плана сказки «Тайна цены»

1

43

Д.Гальперина «Здравствуйте!»

1

44

В.Бианки «Декабрь»

1

45

А.Никитин «Встреча зимы»

1

46

А.Дорохов «Теплый снег»

1

47

А.С.Пушкин «Вот север тучи нагоняя»

1

48

А.Н.Мамина-Сибиряк «Емеля-охотник», «Приемыш», «Дедушкино золото»

1

49

Д.Хармс «Пушкин»

1

50

Работа по содержанию рассказа «Пушкин»

1

52

В.Бианки «Январь»

1

52

Х.К.Андерсена «Ель» 1 часть сказки

1

53

Работа по содержанию сказки «Ель»

1

54

 «Ель» 2 часть

1

55

Работа по содержанию сказки, деление текста на части

1

56

А.Чехов «Ванька»

1

57

Работа по содержанию рассказа «Ванька»

1

58

С.Никитин «Весело сияет месяц над селом…»

1

59

И.Суриков «Белый снег пушистый…»

1

60

М.Зощенко «Лёля и Минька»

1

61

Работа по содержанию рассказа «Лёля и Минька»

1

62

 Ю.Олеша «Три толстяка».

1

63

Ю.Рытхеу «Пурга»

1

64

Работа по содержанию рассказа «Пурга»

1

65

Ю.Дмитриев «Таинственный ночной гость»

1

66

В.Бианки «Февраль»

1

67

С.Маршак «12 месяцев». 1 действие

1

68

 «12 месяцев» 2 действие пьесы

1

69

Х.-К.Андерсен «Снежная королева». 1 ч.

1

70

М.Пришвин «Жаркий час»

1

71

Г.Скребицкий «Весенняя песня». 1 часть

1

72

 «Весенняя песня» 2 часть сказки

1

73

В.Жуковский «Жаворонок»

1

74

А.Толстой «Детство Никиты»

1

75

А.Твардовский «Как после мартовских метелей»

1

76

А.Плещеев «И вот шатер свой голубой»

1

77

В.Бианки «Апрель»

1

78

К.Паустовский «Стальное колечко». 1 часть

1

79

 «Стальное колечко» 2 часть сказки

1

80

 «Стальное колечко» 3 часть сказки

1

81

Сказ П.П.Бажова «Голубая змейка»

1

82

В.Астафьев «Злодейка»

1

83

Е.Баронина «Рассказы про зверей». 1 часть.

1

84

 «Рассказов про зверей». 2 часть

1

85

В.Драгунский «Кот в сапогах»

1

86

В.Драгунский «Кот в сапогах»

1

87

Д.Хармс «Заяц и ёж»

1

88

И.А.Крылов «Зеркало и обезьяна»

1

89

Р.Киплинг «Рикки-Тикки-Тави». 1 часть

1

90

М.Пришвин «Жаркий час»

1

91

Г.Скребицкий «Весенняя песня». 1 часть

1

92

 «Весенняя песня» 2 часть сказки

1

93

В.Жуковский «Жаворонок»

1

94

А.Толстой «Детство Никиты»

1

95

А.Твардовский «Как после мартовских метелей»

1

96

А.Плещеев «И вот шатер свой голубой»

1

97

В.Бианки «Апрель»

1

98

К.Паустовский «Стальное колечко». 1 часть

1

99

В.Астафьев «Злодейка»

1

100

Е.Баронина «Рассказы про зверей». 1 часть.

1

101

А.С.-Экзюпери «Маленький принц»

1

102

Рассуждение по сказке «Маленький принц»

1

103

М.Твен. Главы из книги «Приключения Тома Сойера».

1

104

В.Астафьев «Зорькина песня»

1

105

Викторина по произведениям, прочитанным в течение учебного года. Проверка техники чтнения

1

  1. ЛИСТ  ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

Утверждено

       Приказ №___ от _________201  г.

Директор школы ________/В.М.Егорова/  

Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу 6 класса по литературе для учащегося  с УО

№ п/п

Дата

Характеристика изменений

Основание

Учитель:________________________/Горбатенко В.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....