рабочая программа. литературное чтение 3 кл
рабочая программа по литературе на тему

Уханова Ольга Владимировна

рабочая программа.  литературное чтение 3 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._chtenie_3_kl.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по литературному чтению для 3 класса составлена в соответствии

с ФГОС начального общего образования, на основе авторской программы

Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой и др.

«Литературное чтение», М.: Просвещение, 2014 г.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану МОУ «Ялгинская СОШ» всего на изучение учебного предмета «Литературное чтение» в 3 классе отводится 136 ч (4 часа в неделю).

Изучение курса «Литературное чтение» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

- продолжить обучение детей чтению;

- ввести в мир художественной литературы;

- помочь осмыслить образность словесного искусства;

-пробуждать у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

- развивать способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведении я, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление обучающихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся, и особенно ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение обучающего к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи обучающихся и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.

Общая характеристика учебного предмета

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Курс литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства..

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.

Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения (в отрывках). При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике, нравственно-эстетической идее, художественной форме, композиции.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах школы, вводится постепенно.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Параллельно с формированием беглого чтения ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получат первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).

Коррекция программы: вводные уроки из разделов «Великие русские писатели» (1ч), «Поэтическая тетрадь 2 (1 ч) и «Литературные сказки (1 ч) будут использованы для изучения М. Лермонтова «Осень», Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…» и Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца».

Программа обеспечивает достижение учащихся следующих  предметных результатов:

Владеть навыком сознательного, правильного, выразительного чтения целыми словами при темпе чтения незнакомого текста не меньше 90 слов в минуту.

Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), определять главную мысль прочитанного (с помощью учителя).

Передавать содержание прочитанного в виде подробного и выборочного пересказа прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций.

Устанавливать последовательность действий в произведении, осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильный ответ на вопросы выборочным чтением.

Составлять план прочитанного (с помощью учителя).

Ориентироваться в учебной книге; практически различать художественные и научно-популярные тексты; наблюдать над стилистическими особенностями текстов.

Рассказывать-импровизировать на заданную тему.

Отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие события, героя произведения, картины природы. Воссоздавать на этой основе соответствующие словесные картины.

Развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении услышанного, при драматизации отрывков из произведений.

Приобщать детей к миру поэзии: слушание и заучивание наизусть стихотворений, развитие поэтического слуха, наблюдение над звукописью, звукоподражанием.

Познакомить со средствами художественной выразительности (эпитетами, сравнениями).

Учащиеся получат возможность научиться:

- читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам), в темпе 90 - 100 слов в минуту;

- владеть темпом, громкостью, тоном и мелодикой речи как средствами выразительности чтения;

- осознанно читать про себя;

- определять смысл событий и поступков героев, выражая своё отношение к ним;

- устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описываемые в тексте;

- пересказывать, прочитанное подробно и сжато;

- сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст, сказки на основе прочитанного;

- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

- слышать звучание стиха (мелодичность, ритмичность, особенности звукозаписи), понимать интонационный рисунок стихотворного произведения;

- делить текст на части, озаглавливать части;

- выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

- составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

Учащиеся научатся:

- читать целыми словами с соблюдением литературных произносительных норм (скорость чтения не менее 90 слов в минуту);

- правильно ставить ударение в словах, четко произносить окончания слов, соблюдать необходимые паузы;

- читать про себя небольшие тексты с постепенным увеличением объема текста;

- читать в лицах небольшие диалоги из литературного текста;

- находить в оглавлении учебника произведение по фамилии его автора и названию.

- подробно и выборочно пересказывать текст;

- относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Вводный урок (1 ч)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Типы книг, использование выходные данные (автор, заглавие), оглавление, аннотация для самостоятельного выбора и чтения книг. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (14 ч)

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение,  басня.

Поэтическая тетрадь 1 (11 ч)

Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы.

Великие русские писатели (24 ч)

Произведения представителей русской литературы: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова.

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы.

Литературные сказки (8 ч)

Произведения устного народного творчества. Малые фольклорные жанры: народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня.

Были-небылицы (10 ч)

Произведения с М. Горьким, К. Паустовским, А. Куприным.

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной литературы.

Люби Живое (16 ч)

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о животных.

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе, о весне.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 ч)

Произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

По страницам детских журналов (9 ч)

Произведения из детских журналов. Л. Кассиль, Ю. Ермолаев, Г. Остер, Р. Сеф.

Зарубежная литература (8 ч)

Произведения писателей зарубежных стран. Мифы Древней Греции.

Г.С. Андерсен «Гадкий утенок».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Всего

часов

1

Введение

1

2

Самое великое чудо на свете

4

3

Устное народное творчество

14

4

Поэтическая тетрадь 1

11

5

Великие русские писатели

24

6

Поэтическая тетрадь 2

6

7

Литературные сказки

8

8

Были-небылицы

10

9

Поэтическая тетрадь 1

6

10

Люби живое

16

11

Поэтическая тетрадь 2

8

12

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

12

13

По страницам детских журналов

8

14

Зарубежная литература

8

          ИТОГО

136


Календарно-тематический план

№п/п

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

планируемая

фактическая

Вводный урок к курсу  (1 час)

1

Введение. Знакомство с учебником.

1

Самое великое чудо на свете  (4 часов)

2

Знакомство с названием раздела.

1

3

Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.

1

4

Первопечатник Иван Федоров.

1

5

Урок – путешествие в прошлое. Оценка достижений.

1

Устное народное творчество (14 часов)

6

Устное народное творчество.

1

7

Русские народные песни.

1

8

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

1

9

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

1

10-11

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2

12-14

Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

3

15-16

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

2

17

Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин.

1

18

КВН «Обожаемые сказки»

1

19

Проект «Сочиняем волшебную сказку»

1

Поэтическая тетрадь 1 (11 часов)

20

Знакомство с разделом

1

.

21

Как научиться читать стихи?

1

22

Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

1

23

Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья»

1

24

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

25

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»

1

26

И. С. Никитин «Встреча зимы»

1

27

И. З. Суриков «Детство»

1

28

И. З. Суриков «Зима»

1

29

Путешествие в литературную страну.

1

30

Оценка достижений.

1

Великие русские писатели (24 часов)

31

Знакомство с разделом.

1

32

А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина».

1

33

А. Пушкин. Лирические стихотворения.

1

34

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

1

35

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

1

36-39

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

4

40

Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом.

1

41

Иван Андреевич Крылов. Подготовка сообщения о И. А. Крылове.

1

42

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

1

43

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

1

44

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

1

45

Михаил Юрьевич Лермонтов. Подготовка сообщения.

1

46

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

1

47

М. Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень».

1

48

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения.

1

49

Л. Н. Толстой «Акула»

1

50

Л.Н.Толстой «Прыжок»

1

51

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

1

52

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1

53

Оценка достижений

1

54

Литературный праздник по теме «Великие русские писатели»

1

Поэтическая тетрадь 2 (6 часов)

55

Знакомство с названием раздела.

1

56

Н. А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»

1

57

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

58

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

1

59

И.А.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…»

1

60

Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2». Оценка достижений.

1

Литературные сказки (8 часов)

61

Знакомство с названием раздела.

1

62

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

1

63

Д. Н. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

64-65

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

2

66-67

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

2

68

Оценка достижений. Контрольная работа. КВН

1

Были-небылицы (10 часов)

69

Знакомство с названием раздела.

1

70-71

М. Горький «Случай с Евсейкой»

2

72-74(2)

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

2

75-77(2)

А. Куприн «Слон»

2

78

Урок-путешествие по разделу «Были-небылицы». Оценка достижений.

1

Поэтическая тетрадь 1 (6 часов)

79

80

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...»

1

Саша Черный «Воробей», «Слон»

81

82

А. Блок «Ветхая избушка»

1

А.А.Блок «Сны», «Ворона»

83

С. А. Есенин «Черёмуха»

1

84

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений

1

Люби живое (16 часов)

85

86

Знакомство с названием раздела.

1

М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

87-88

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

2

89

В. И. Белов «Малька провинилась»

1

90

В. И. Белов  «Ещё про Мальку»

1

91-92

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

2

93-95(2)

Б. Житков «Про обезьянку»

2

96

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

1

97

В. П. Астафьев «Капалуха»

1

98

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

1

99

100(1)

Урок-конференция «Земля – наш дом родной».

Оценка достижений

1

Поэтическая тетрадь 2 (8 часов)

101

102(1)

Знакомство с названием раздела

С. Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»

1

103

А. Л. Барто «Разлука»

1

104

А.Л. Барто «В театре»

1

105

С. В. Михалков «Если», «Рисунок»

1

106

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

1

107

108(1)

«Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2».

Оценка достижений

1

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (12 часов)

109

Знакомство с названием раздела

1

110

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1

111-112

А. П. Платонов «Цветок на земле»

2

112-114

А. П. Платонов «Ещё мама»

2

115

М. М. Зощенко «Золотые слова»

1

116

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

1

117

Н. Н. Носов «Федина задача»

1

118

Н. Н. Носов «Телефон»

1

119

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

1

120

Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений

1

По страницам детских журналов (8 часов)

121

Знакомство с названием раздела

1

122

Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

1

123

Ю. И. Ермолаев «Проговорился»,

1

124

 Ю. И. Ермолаев «Воспитатели»

1

125

Г. Б. Остер «Вредные советы»

1

126

Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

1

127

Р. С. Сеф «Весёлые стихи»

1

128

Читательская конференция «По страницам детских журналов». Оценка достижений

1

Зарубежная литература (8 часов)

129-131

Мифы Древней Греции

3

132-134

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

3

135

Развивающий час по теме «Зарубежная литература».

1

136

«Брейн-ринг» (обобщающий урок за курс 3 класса).

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литературно-краеведческого кружка "Литературный геокешинг"

Данная программа носит название «Литературный геокешинг». Геокешинг - туристическая игра с применением спутниковых навигационных систем, состоящая в нахождении тайников, спрятанных другими участниками...

Рабочая программа литературное чтение 4 класс надомное обучение

Рабочая программа литературное чтение 4 класс надомное обучение...

Рабочая программа литературное чтение 1 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа литературное чтение  1 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа литературное чтение 1 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа литературное чтение  1 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа литературного кружка "Москва Литературная"

Учебная программа кружка "Москва Литературная" знакомит учащихся с жизнью и творчеством писателей и поэтов, с их произведениями, а также с  теми местами города, где разворачиваются сюжеты их книг...

Рабочая программа Литературное чтение 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования по литературному чтению, соответствующей Федеральному государственн...

Рабочая программа "Литературное чтение " УМК "Ритм" , 4 класс

Цели рабочей программы:1) осознание богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова;2) обогащение читательского опыта, становление читателя;3) овладение...