"И помнит мир спасенный..." (урок по литературе, посвящённый 70-летию Сталинградской битвы)
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i_pomnit_mir_spasyonnyy.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
«И помнит мир спасённый ...»
(к 70-летию Сталинградской битвы)
«Нам в эти дни ещё дороже стала
святая Сталинградская земля»
М. Агашина
Цель урока: расширение знаний учащихся о Великой Отечественной войне,
воспитание чувства патриотизма, благодарности защитникам Отечества;
совершенствование форм краеведческой работы с детьми;
Оборудование: выставка книг, посвященных Сталинградской битве;
выставка рисунков «Война глазами детей»;
инстоляция «В землянке»;
карты, стенд с видами памятников Волгограда.
Фильм «Горячий снег», военные песни.
Ход мероприятия:
Идут первые кадры художественного фильма «Горячий снег» Голос диктора за кадрами военной хроники говорит о значении битвы, её подготовке, о тех, кому посвящен фильм.
Учитель: Битва за Сталинград – одна из самых героических страниц в истории войны. Читая воспоминания участников войны, знакомясь с документами, художественными произведениями, удивляешься стойкости, мужеству, патриотизму обыкновенных людей.
На фоне мелодии «На Мамаевом кургане тишина..»
Учитель: Среди участников Сталинградской битвы было много наших земляков. Они бесстрашно сражались в ожесточенных боях за каждый клочок земли. Десятки тысяч наших соотечественников положили здесь свою жизнь.
Учащиеся нашего класса побывали в музее и подготовили сообщение о наших земляках, участвовавших в этой битве.
(сообщение сопровождается презентацией, подготовленной обучающимися)
Учитель говорит о выставке книг по теме уроке.
Сразу после войны , по горячим следам создавались произведения о подвигах советских людей.
У поэтессы Вероники Тушновой есть строчки:
Открываю томик одинокий.
Томик в переплете полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и любил иначе
И в столетьях мы не повстречались.
Если я от этих строчек плачу,
Значит, мне они предназначались.
Вы, ребята, приготовили стихи о Сталинградской битве. Давайте послушаем их
( Обучающиеся читают подготовленные произведения. Каждый получает жетон в форме звезды)
Учитель: Вы познакомились с выставкой книг, со стихотворениями о войне. А теперь обратим внимание на рисунки, посвященные этой теме. (Учащиеся обсуждают работы, авторы получают жетоны в виде звезды)
Учитель: Мы сегодня говорим о памяти, которая сохраняется в книгах и фильмах, подвиги героев живут в стихах. Но мы должны помнить имена героев, реальных людей, спасших страну.
Среди героических защитников Сталинграда особое место занимают медицинские сестры. Это были большей частью молодые девушки 18-20 лет. Совсем хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли и смерти Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сестрами милосердия.
Инсценировка стихотворения Юлии Друниной
Только что пришла с передовой,
Мокрая, замерзшая и злая.
А в землянке нету никого,
И дымится печка, затухая.
Так устала — руки не поднять.
Не до дров, — согреюсь под шинелью.
Прилегла, но слышу, что опять
По окопам нашим бьют шрапнелью.
Из землянки выбегаю в ночь,
А навстречу мне рванулось пламя,
Мне навстречу — те, кому помочь
Я должна спокойными руками.
И за то, что снова до утра
Смерть ползти со мною будет рядом,
Мимоходом: — Молодец, сестра! —
Крикнут мне товарищи в награду.
Да еще сияющий комбат
Руки мне протянет после боя:
— Старшина, родная, как я рад,
Что опять осталась ты живою.
Учитель: В нашем городе каждый год проводится конкурс стихов, посвященный Дню Победы. Предлагаем вашему вниманию выступление победителя конкурса прошлого года, ученика 9 класса . Стихотворение Р. Рождественского «Концерт»
(на последних строках стихотворения включается запись произведения Шумана «Грёзы», звучащая в музее на Мамаевом кургане)
Учитель: Готовясь к уроку мы читали произведение Ю.Бондарева «Горячий снег» Вспомним некоторые эпизоды. ( включается эпизод из фильма, в котором говорится о необходимости «выбивать »танки).
Вопросы к эпизоду:
- Назовите героев фильма
- Почему так важно было не пропустить фашистов?
- Какие еще эпизоды вам запомнились7
- Каков финал произведения?
Учитель: Герои прошлых войн с нами, пока живет память о них. (под звук метронома объявляется минута молчания)
Подготовленный ученик читает стихотворение Маргариты Агашиной «Вечный огонь»
Горит на земле Волгограда
Вечный огонь солдатский-
Вечная слава тех,
Кем фашизм, покоривший Европу,
Был остановлен здесь…
Вечный огонь Сталинграда
Не может померкнуть, пока
Живет на земле волгоградской
Хотя бы один мальчишка!
Включается песня «Ах эти тучи в голубом!» Присутствующие расходятся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно – музыкальная композиция, посвященная 65-летию Сталинградской битвы "Это было с бойцами или страной, или в сердце твоем»
Сценарий праздника для детей в возрасте от 10 до 16 лет. Постановка посвящена девушкам и юношам ушедшим на фронт. В сценарии использованы стихи, песни военной тематики....
КОНФЕРЕНЦИЯ «НАЧАЛО КОРЕННОГО ПЕРЕЛОМА», посвященная 70-летию Сталинградской битвы
для учащихся 9-11 классов (презентация результатов исследования просмотренных видеоматериалов «Час истины №214 «Битва за Сталинград». Передача первая»»http://www.redmediatv.ru/video.php?id=1462, «Час ...
Конференция К 70-летию Сталинградской битвы. Памяти защитников Сталинграда посвящается.
Посвящена памяти защитников Сталинграда...
Викторина, посвящённая 70-летию Сталинградской битвы
Викторина состоит из вопросов 1 и 2 уровней сложности....
сценарий классного часа "Живи и помни", посвященный 70-летию Сталинградской битвы
музыка, презентация, сценарий классного часа по теме Великая Отечественная война...
сценарий классного часа "Живи и помни", посвященный 70-летию Сталинградской битвы
музыка, презентация, сценарий классного часа по теме Великая Отечественная война...
«Волжская твердыня». (урок мужества, посвящённый победе в Сталинградской битве)
Пополнить знания об истории нашей Родины; расширять представления учащихся о Сталинградской битве, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере гер...