Конспект открытого урока по теме : « Буквы н – нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных."
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по русскому языку по теме:
« Буквы н – нн в страдательных причастиях и отглагольных
прилагательных.
Тема урока: Н – НН в суффиксах полных и кратких причастий и
отглагольных прилагательных.
Тип урока: Урок первичных усвоений новых знаний
Цели урока:
1. Сформировать навыки правильного написания –н – нн в
отглагольных прилагательных и страдательных причастиях.
- Повторение грамматических особенностей причастий и
отглагольных прилагательных.
- Развитие умения сопоставлять и делать самостоятельные
выводы.
- Показать умения сотрудничать в коллективе
Ход урока
Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Сообщение темы и
целей урока.
Проверка домашнего задания (устный опрос).
I.
Дома вы повторяли тему: « морфологический разбор причастия».
- Назовите постоянные морфологические признаки причастия.
- Назовите непостоянные морфологические признаки причастия.
- Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?
(с помощью суффиксов -т, -енн, -нн.)
II. Объяснение нового материала.
Объяснение новой темы урока при помощи опорной таблицы.
Крашеный пол | Рассмотренный |
Чищеный картофель | Нарисованный |
Гружёная баржа | Плетённая из веток корзина |
Жареная рыба | Гружённая углём баржа |
Мощёная дорога | Купленная книга (от глагола сов.вида) |
Балованный ребёнок | |
Корчёванный участок |
- Определите по грамматическим признакам части речи, записанные
в таблице.(Учащиеся узнают по суффиксам -енн – нн,
по приставкам, по зависимым словам причастия в правом столбике
таблицы. Части речи с суффиксами в правом столбике они
определить не могут.)
- Сегодня на уроке мы научимся правильно писать -н –нн именно в
суффиксах страдательных причастий.
- Выделим в причастиях все грамматические признаки: приставки,
зависимые слова, найдём причастие, образованное от
бесприставочного глагола совершенного вида, причастия
на - ованный – ёванный.
Вывод: в суффиксах причастий с данными морфологическими признаками
пишутся две буквы н.
- А теперь определим: что отсутствует у частей речи левой колонки
таблицы? (Отсутствуют приставки, зависимые слова).
- Выделим суффиксы и подчеркнём одну букву н.
Вывод: В суффиксах отглагольных прилагательных, не имеющих
приставок и зависимых слов , пишется одна буква н .
- Закрепление нового материала.
- Запишите в таблицу причастия и отглагольные прилагательные
из упражнения учебника № 443.
- Назовите условия правильного написания их суффиксов.
Условия написания н – нн в суффиксах полных страдательных
иричастий:
1.Приставка, кроме приставки –не (слова – исключения:
- Зависимое слово
- причастие, образованное от глаголов совершенного вида,
кроме слова раненый
- причастия на –ованный –ёванный
- Спишите с доски страдательные причастия и отглагольные
прилагательные, вставьте пропущенные суффиксы, опираясь
на примеры в таблице. Объясните условия выбора.
Слова: заштопа…ый, засея…ые, некоше…ые, броше…ый, глаже…ые,
правле…ые корректором, вяза…ая вручную, оцинкова…ый,
лишё…ый, ране…ый, корчёва…ый), взволнова…ый, негада…ый,
купле…ый, жела…ый, назва…ый (брат ), но назва…ый в честь
деда, посажё…ый отец, но посаже…ый рядом.
Объяснение разницы в написании и значении последних пар слов:
названый брат – названный в честь деда; посажёный отец –
посаженный рядом.
Разница в значении связанна с этимологией, отсюда разница в
написании, связанная с грамматическими признаками.
Составление цепочки образования прилагательных и причастий от
глаголов,умение отличать эти части речи по грамматическим
признакам.
Ранить – раненый (боец) – раненный в руку (боец) – израненный;
Мостить – мощёная (дорога )- мощённая булыжником –
вымощенная (дорога ).
Вывод: От глаголов мы можем образовать как отглагольные
прилагательные, так и страдательные причастия прошедшего
времени. Отглагольные прилагательные не имеют приставок и
зависимых слов и пишутся с одной буквой н, кроме исключений: священный, нежданный, неслыханный, негаданный, невиданный, нечитанный, желанный, медленный ,нечаянный).
Образованные от глагола причастия имеют приставки или зависимые слова и пишутся с двумя н в суффиксах.
Образуем и запишем причастия от глаголов купить, бросить,дать.
Купить – купленный, бросить – брошенный, дать – данный.
Эти прчастия образованы от глаголов совершенного вида. Поэтому
в их суффиксах пишутся две н
Упражнение, формирующее умение правильного написания
суффиксов причастий в краткой форме.
- Начертим таблицу с записанными частями речи и назовём их.
- По каким грамматическим признакам вы определили часть речи.
Ребята определяют по окончаниям, что это причастия полной и
Рассмотренный приобретённый отправленная засоленные встреченные устремлённая взволнованные
| рассмотрен приобретён отправлена отправ засолены выращ встречены устремлена взволнованы |
краткой формы. Объясняют правописание одной н в суффиксах
кратких причастий.
Выполним упражнение 441. Образуем от глаголов причастия в полной и краткой формах. Объясняем правописание суффиксов: суффиксы кратких причастий пишутся с одной буквой –н–.
Поработаем по группам. 1 группа (1 ряд) подберет самостоятельно шесть полных страдательных причастий.
2 группа (2 ряд) – шесть причастий в краткой форме.
3 группа – шесть отглагольных прилагательных.
Последнее задание этого этапа урока «Озвучь картинки» направлено на стимулирование интереса к языку, связанного с эмоциональной стороной ребенка, его игровой деятельностью, и рассчитано на продолжение во время дополнительных занятий.
Упражнение – игра «Посещение языкового кафе».
Задание: помоги шеф-повару составить и правильно записать меню с помощью причастий и прилагательных, которые соответствуют изображениям на картинках.
Картинки: Сельдь рубят ножом Достают огурцы из бочки Добавляют в борщ вымоченную свеклу Жарят леща Варят мясные голубцы Пекут в духовке яблоки | Меню: Рубленая селедка Засоленные огурцы Борщ из вымоченной свеклы Жареный лещ Голубцы с вареным мясом Печеные яблоки |
VI. Домашнее задание:
Выучить теоретический материал, выполнить упр…………..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".
План открытого урока в з-ем классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....
план конспект открытого урока по теме:РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ НА БАЗЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: СЕМЬЯ.ПРОФЕССИИ.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ HAVE GOT.
план-конспект открытого урока в 2-ом классе...
План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться ...
Конспект открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история».
Конспект открытого урока на тему :«Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»....
Конспект открытого урока по теме: «Введение ЛЕ и РО по теме «Экология»
Конспект открытого урока по теме: «Введение ЛЕ и РО по теме «Экология»...
Конспект открытого урока на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я"
Предметные цели урока: · Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первич...
Конспект открытого урока на тему "Знакомство со звуком и буквой Д"
Конспект урока составлен для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития, с учётом особенностей данного класса....