Конспект открытого урока по теме : « Буквы н – нн в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных."
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Полякова Алёна Юрьевна

7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 100539051006.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                 

      Конспект открытого урока по русскому языку по теме:

              « Буквы  н – нн  в страдательных  причастиях и  отглагольных        

                     прилагательных.

Тема урока: Н – НН  в  суффиксах  полных и кратких  причастий   и

                     отглагольных прилагательных.      

Тип урока:  Урок первичных усвоений новых знаний

Цели урока:

              1.   Сформировать навыки правильного написания –н – нн  в

       отглагольных  прилагательных  и  страдательных причастиях.

  1. Повторение грамматических особенностей причастий  и

отглагольных прилагательных.

  1. Развитие умения сопоставлять и делать самостоятельные

выводы.

  1. Показать умения сотрудничать в коллективе

 

                                                                                                                         

                                            Ход урока

Вступительное слово учителя. Актуализация знаний. Сообщение темы и

                                                     целей урока.            

Проверка домашнего задания  (устный опрос).

                I.

              Дома вы повторяли тему: « морфологический разбор причастия».

            - Назовите постоянные морфологические признаки причастия.

            - Назовите непостоянные морфологические признаки причастия.

            - Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

              (с помощью суффиксов -т, -енн, -нн.)

II.  Объяснение нового материала.

              Объяснение новой темы урока при помощи опорной таблицы.

       Крашеный  пол

     Рассмотренный

   Чищеный  картофель

     Нарисованный

       Гружёная баржа          

  Плетённая из веток     

           корзина

      Жареная    рыба

Гружённая углём баржа

     Мощёная дорога

     Купленная книга

    (от глагола сов.вида)

 Балованный ребёнок

 Корчёванный участок

                 

            - Определите по грамматическим признакам части речи, записанные

               в таблице.(Учащиеся узнают по суффиксам -енн – нн, 

               по приставкам, по зависимым словам причастия в правом столбике

               таблицы. Части речи  с суффиксами в правом столбике они

               определить не могут.)

            - Сегодня на уроке мы научимся правильно писать  -н –нн  именно в

               суффиксах  страдательных причастий.

            - Выделим в причастиях все грамматические признаки: приставки,

               зависимые  слова, найдём причастие, образованное от

               бесприставочного глагола совершенного вида, причастия

               на  - ованный – ёванный.

 Вывод: в суффиксах причастий с данными морфологическими признаками

               пишутся две буквы н.

            - А теперь определим: что отсутствует у частей речи левой колонки

              таблицы? (Отсутствуют приставки, зависимые слова).

            - Выделим суффиксы и подчеркнём одну букву н.

Вывод:  В суффиксах отглагольных прилагательных, не имеющих

              приставок и зависимых слов , пишется одна буква  н .

  1. Закрепление нового материала.

            -  Запишите в таблицу причастия и   отглагольные прилагательные

              из упражнения учебника  № 443.  

            - Назовите условия правильного  написания их суффиксов.

              Условия написания н – нн   в  суффиксах полных страдательных

               иричастий:

1.Приставка, кроме приставки –не (слова – исключения:

  1. Зависимое слово
  2. причастие, образованное от глаголов совершенного вида,

кроме слова раненый

  1. причастия на –ованный –ёванный

 -  Спишите с доски  страдательные причастия и отглагольные

     прилагательные, вставьте пропущенные суффиксы, опираясь

                 на примеры в таблице. Объясните условия выбора.

    Слова: заштопа…ый, засея…ые, некоше…ые, броше…ый, глаже…ые,

                правле…ые корректором, вяза…ая вручную, оцинкова…ый,

                лишё…ый, ране…ый, корчёва…ый), взволнова…ый, негада…ый,

                купле…ый, жела…ый, назва…ый (брат ), но назва…ый в честь

                деда, посажё…ый отец, но посаже…ый рядом.

                Объяснение разницы в написании и значении последних пар слов:

                названый брат – названный в честь деда; посажёный отец –

                посаженный рядом.

                Разница в значении связанна с этимологией, отсюда разница в

                написании, связанная с грамматическими признаками.

                Составление цепочки образования прилагательных и причастий от

                глаголов,умение отличать эти части речи по грамматическим

                признакам.

                Ранить – раненый (боец) – раненный в руку (боец) – израненный;                    

  Мостить – мощёная (дорога  )- мощённая булыжником

  вымощенная (дорога ).

 Вывод:  От глаголов мы можем образовать как отглагольные

                прилагательные, так и страдательные причастия прошедшего

                времени. Отглагольные прилагательные не имеют приставок и

   зависимых слов и пишутся с одной буквой н, кроме исключений:    священный,     нежданный, неслыханный, негаданный, невиданный,   нечитанный,  желанный,  медленный ,нечаянный).

 Образованные от глагола  причастия имеют приставки   или зависимые слова  и пишутся с двумя н в суффиксах.

 Образуем и запишем причастия от глаголов купить, бросить,дать.

 Купить – купленный,  бросить – брошенный,   дать – данный.

 Эти прчастия образованы от глаголов совершенного вида. Поэтому

 в их суффиксах пишутся две н

 Упражнение, формирующее умение правильного написания

 суффиксов причастий в краткой форме.

          - Начертим таблицу с записанными частями речи и назовём их.

          - По каким грамматическим признакам вы определили часть речи.

            Ребята определяют по окончаниям, что это причастия полной и

 

Рассмотренный

приобретённый

отправленная

засоленные

встреченные

устремлённая

взволнованные

                           

        рассмотрен     

        приобретён

        отправлена

отправ           засолены

выращ           встречены

         устремлена

         взволнованы

                                                                                                  

                краткой формы. Объясняют  правописание  одной н  в суффиксах

                кратких причастий.

         

 Выполним упражнение 441. Образуем от глаголов причастия в полной и краткой формах. Объясняем правописание суффиксов: суффиксы кратких причастий пишутся с одной буквой –н–.

Поработаем по группам. 1 группа (1 ряд) подберет самостоятельно шесть полных страдательных причастий.

2 группа (2 ряд) – шесть причастий в краткой форме.

3 группа – шесть отглагольных прилагательных.

Последнее задание этого этапа урока «Озвучь картинки»   направлено на стимулирование интереса к языку, связанного с эмоциональной стороной ребенка, его игровой деятельностью, и рассчитано на продолжение во время дополнительных занятий.

Упражнение – игра  «Посещение языкового кафе».

Задание: помоги шеф-повару составить и правильно записать меню с помощью причастий и прилагательных, которые соответствуют изображениям на картинках.

Картинки:

Сельдь рубят ножом

Достают огурцы из бочки

Добавляют в борщ вымоченную свеклу

Жарят леща

Варят мясные голубцы

Пекут в духовке яблоки

Меню:

Рубленая селедка

Засоленные огурцы

Борщ из вымоченной свеклы

Жареный лещ

Голубцы с вареным мясом

Печеные яблоки

VI. Домашнее задание:

Выучить теоретический материал, выполнить упр…………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по теме: "Закрепление лексических навыков по теме: "Рождество и "Новый год".

План открытого урока в з-ем  классе по теме: "Закрепление лексических навыков по теме "Рождество и Новый год"....

План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

Конспект открытого урока на тему : «Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история».

Конспект открытого урока на тему :«Мюзикл. Любовь – вечная тема в искусстве. Л.Бернстайн «Вестсайдская история»....

Конспект открытого урока по теме: «Введение ЛЕ и РО по теме «Экология»

Конспект открытого урока по теме: «Введение ЛЕ и РО по теме «Экология»...

Конспект открытого урока на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я"

Предметные цели урока: ·        Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первич...

Конспект открытого урока на тему "Знакомство со звуком и буквой Д"

Конспект урока составлен для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития, с учётом особенностей данного класса....