Рабочая программа по русской литературе 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему

Эрендей Айгуль Валерьевна

     Рабочая программа по литературе для 7 класса  составлена   в  соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования по литературе ,       на основе «Программы основной школы по русской литературе для V-IX классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Санкт-Петербург. Филиал изд-ва «Просвещение».2005».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter_7_klass_eav.doc258 КБ

Предварительный просмотр:

    1.   Пояснительная записка

     Рабочая программа по литературе для 7 класса  составлена   в  соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования по литературе ,           на основе «Программы основной школы по русской литературе для V-IX классов общеобразовательных учреждений с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения. Санкт-Петербург. Филиал изд-ва «Просвещение».2005».

     Программа реализована в учебнике-хрестоматии: «Литература:Учебник-хрестоматия для 7 класса национальных  общеобразовательных учреждений: в «2-х частях. /Авторы-составители: Е.В.Ефремова, С.К.Бирюкова, А.М.Мансурова и др.-12-е изд., перер.-СПб: филиал изд.-ва «Просвещение», 2009».

В программе реализован принцип этнокультуроведческого подхода к изучению произведений русской, зарубежной литературы и литературы народов России.

   Количество часов по программе – 68, но количество часов по учебному плану школы- 68ч.). Количество часов в неделю на уроки русской литературы составляет 2 ч. На развитие речи отведено 13 ч., на внеклассное чтение-5 ч.

    Специфика русской литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

    Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с определёнными стандартом  целями изучения литературы.

Цели и задачи  реализации учебного предмета  в 7 классе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Для достижения поставленных целей используются личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

  В программе учтены новые веяния, появившиеся в последние годы в исторической науке, предпринята попытка поставить человека в центр изучения истории, показать его во взаимодействии с природой и социумом. В то же время человек удачно вписан в контекст цивилизационного развития.

         Программа соответствуют современным целям и задачам изучения истории, а также требованиям обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе.

          Она составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с  объемом времени, отводимого на изучение данного  предмета по Базисному учебному плану.

  В Рабочей программе учтены различные формы урока:

  • уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;
  • уроки повторения и закрепления изученного;
  • комбинированные уроки;
  • уроки- игры;

Виды контроля:

      - промежуточный:

  • пересказ (подробный, сжатый, выборочный),
  • выразительное чтение,
  • развёрнутый ответ на вопрос,
  • анализ эпизода,
  • составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного,
  • составление сравнительной характеристики по заданным критериям,
  • викторины,
  • игры,
  • конкурсы,
  • сочинение синквейнов;

 - итоговый (за полугодие):

  • сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода,
  • тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося,
  • теоретико-литературные знания.

Методы обучения, предусмотренные программой:

  • наглядный,
  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия),
  • работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана),
  • видеометод.

       В 7 общеобразовательном классе предполагается детальное изучение программных произведений путём  использования  на уроках определённых методов и приёмов. Так, на комментирование и чтение произведений отводится большее время на уроках. Используются также такие виды работ, как разные виды пересказа, чтение, говорение, написание  простых видов творческих работ (отзыв, сочинение-характеристика одного персонажа, составление плана собственного устного и письменного высказывания), меньшее количество  проблемных вопросов включается в содержание урока.  Начинается использование  проектных  технологий, но применяются ещё  и  игровые технологии, повышающие интерес к урокам у слабомотивированных детей

Основные виды устных и письменных работ по литературе в VII классе

  • авильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных, текстов, в том числе и выученных наизусть.
  • Ответы на вопросы по содержанию прочитанных произведений.
  • Устный и письменный пересказ (изложение) — подробный, выборочный, сжатый — эпического произведения или отрывка из эпического произведения
  • Устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению (развернутый ответ на вопрос и характеристика литературных героев).
  • Рассказ о писателе на основании статьи учебника-хрестоматии и устного рассказа учителя.
  • Устное словесное рисование. Инсценирование художественных произведений.
  • Составление плана собственного устного и письменного высказывания.
  • Составление простого и сложного планов эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  • Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению на темы, связанные с общественно полезным трудом учащихся. Сочинения на основе личных впечатлений (о походе, экскурсии, работе на пришкольном участке и др.).
  • Устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении, о произведении изобразительного искусства, о просмотренном кинофильме или телепередаче (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения).

Используемые технологии обучения:

  • компьютерные (новые информационные) технологии обучения,
  • проблемное обучение.

Учебно-методический комплект учащихся:

1) Основной учебник:

«Литература:Учебник-хрестоматия для 7 класса национальных  общеобразовательных учреждений: в «2-х частях. /Авторы-составители: Е.В.Ефремова, С.К.Бирюкова, А.М.Мансурова и др.-12-е изд., перер.-СПб: филиал изд.-ва «Просвещение», 2009».

2) Дополнительные пособия:

-Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по лит.: Учеб. Пособ. По литер. Для уч-ся 7 кл. – М.: Просвещение, 2005.

-Русский фольклор: Словарь –справочник/ Сост. Т.В.Зуева.- М.: Просвещение , 1999.

- Шайтанов И.О., Свердлов М. И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия:5-7 классы.- М.: Просвещение,2004.

Данный УМК соответствует современному уровню литературной науки  и содержанию Федерального образовательного стандарта по литературе.

Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год. В  соответствии с учебным планом школы рабочая  программа рассчитана   на 102  часа, по 3 часа в неделю.

2. Содержание учебного курса  (68 ч.)

  Введение – 1 ч.

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.

Устное народное творчество (2ч)

Народная песня как выражение основ народного бытия, высших духовных ценностей.

         Русские народные песни: песни крестьянских праздников, песни о рекрутской доле солдат-новобранцев, о казацкой и солдатской службе, о любви и семейной жизни.

         «Береза моя, березоиька!..», «По горам-горам по высоким...», «Уж ты сад, ты мой сад...». «Во лесу, лесу дремучем...».

Песни пародов Поволжья, Приуралья и Сибири: чувашская обрядовая лирическая песня «Птицы перелетные осенью улетают...»; мордовская семейно-бытовая песня «Яблоня»; марийские песни:         «Берег Волги высок...», «Мы все родились...»; удмуртские лирические песни: «Как зеленый, ой, клен...», «У дороги ветвистая береза...».

«.Молитва Ульгеню», «Молитва Эрлику» (отрывки из алтайской былины «Алтай — Бучай»).

Отражение народного песенного творчества в современной поэзии (вариации Г. Айги на темы чувашских и татарских народных песен, чувашских и марийских народных песен, чувашских и удмуртских народных песен),

         Теория литературы Жанровые особенности народных песен. Общность сюжетов и тем в песнях народов России.

Из древнерусской литературы (1 ч)

Жития святых как произведения древнерусской литературы.

Особенности' литературного жанра жития: неторопливое повествование от 3-го лица, композиция из трех частей; традиционные признаки: раннее благочестие героя, дар чудотворения, подвиги, посмертные чудеса.

      «Житие Преподобного Сергия Радонежского». Крепкая вера, кротость, трудолюбие, жертвенность, баззаветная любовь к родине, присущие Преподобному Сергию Радонежскому — защитнику Земли Русской,

      Теория литературы. Жанр жития святых как один из распространенных жанров дневнерусской литературы.

Русская литература XIX века

Иван Андреевич Крылов – 1 ч.

      Басни «Лжец», «Лисица и виноград».

Осмеяние человеческих пороков и недостатков  общественной жизни в кратком рассказе — басне. Иносказательный сюжет, условные действующие лица. Поучительное значение и сатирическая направленность басен.

      Теория литературы. Аллегория (иносказание) И ее роль в изображении жизни.

Василий Андреевич Жуковский – 1 ч.

    «Светлана», «К ней», «Вечер».

Баллада «Светлана» (в сокращении). Таинственное и романтическое в балладе. Отражение русского национального быта, верований, поэтических преданий.

Теория литературы. Первоначальное знакомство с жанром баллады.

      Стихотворение «К ней». Лирическое стихотворение о любви. Своеобразие заглавия и его значение. «Чистый и священный» образ любимой. Особенность жанра стихотворения-гимна,

     «Вечер». Неразрывная связь человека и природы. Нравственные ценности лирического героя и его предназначение.

       Теория литературы. Олицетворение как художественное средство поэтической речи. Понятие о возвышенной лексике.

Александр Сергеевич Пушкин – 5 ч.

       «Полтавский бой» (отрывок из поэмы «Полтава»), «Дубровский».  «Полтавский бой» (отрывок из поэмы «Полтава»), Мастерство поэта в изображении Полтавской битвы. Прославление русского оружия, отваги русских солдат. Сопоставление образов Петра I и Карла XII как средство раскрытия их характеров и выражения авторского отношения к героям.

        Теория литературы. Развитие понятия о метафоре.

      Повесть «Дубровский». Критическое изображение барства, осуждение произвола и деспотизма. Сочувственное отношение к крестьянам.  Характер протеста Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Благородство чувства Владимира Дубровского к Маше Троекуровой.

     Теория литературы  Особенности композиции  повести. Роль диалогов в раскрытии характеров героев.

Михаил Юрьевич Лермонтов –5 ч.

     «Парус», «Узник», .«Кавказ», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

    «Узник». Мотивы одиночества, стремления к свободе. Сказочные мотивы в стихотворении. .                          

    «Парус», Поэтическая картина природы. Жажда борьбы и свободы — основной мотив стихотворения.

    «Кавказ». Любовь поэта к прекрасному горному краю. Пафос при выражении чувств. Образная система стихотворения. Кавказ в судьбе Лермонтова.

        Теория литературы. Своеобразие поэтического языка лермонтовских стихотворений. Развитие понятия о стихотворной речи. Закрепление знаний о стихотворных размерах. Двусложные размеры стиха.

    «Песня про царя Ивана Васильевича...». Картины русской жизни второй половины XVI в. Талантливое изображение кулачного боя на Москве-реке.  Отношение Лермонтова к своим героям. Мастерство изображения царя-самодержца, Ивана Грозного, Особенность названия произведения. Женский образ в «Песне...».

Николай Васильевич Гоголь – 3 ч.

 «Тарас  Бульба» (в сокращении). Отражение в повести событий  XV— XVII вв. — борьбы Украины за национальную независимость. Художественное изображение картины жизни и быта казачества, живущего в Запорожской Сечи.  Героизм Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев, Остап и 'Андрий. Противопоставление как прием раскрытия их характеров.

Теория литературы. Характер персонажа произведения. Способы раскрытия характера литературного героя (портрет, поступки, речь, авторская характеристика, окружающая обстановка, пейзаж).

Иван Сергеевич Тургенев- 2 ч.

     «Бежин луг», «Певцы» (из «Записок охотника»).

      Рассказ «Бежин луг» (в сокращении). Изображение духовного мира крестьянских детей, их отношения к природе. Мастерство писателя в раскрытии характеров крестьян-подростков. Образ автора-рассказчика.

      Рассказ «Певцы» (в сокращении). Вера Тургенева в талантливость русского народа. Художественное воссоздание состязания в пении двух певцов. Образ певца Якова. Авторское отношение к искусству народного пения.

       Теория литературы. Первоначальное понятие о композиции рассказа. Развитие понятия о пейзаже (в художественном произведении).

Федор Иванович Тютчев – 1 ч.

      «Еще шумел веселый день...».

Тютчев — поэт, певец русской природы. Лиризм и поразительная музыкальность стихотворения. Художественное мастерство поэта при передаче неразрывной связи человека с окружающим многообразием мира, при передаче всех звуков «жизни благодатной».

     Теория литературы. Закрепление знаний об эпитете.

Александр Николаевич Островский –2 ч.

       Комедия «Свои люди — сочтемся». Жанр социальной комедии. Художественное мастерство драматурга в изображении быта и нравов купцов Замоскворечья первой половины XIX в. Критика низких чувств и поступков, противоречащих общественному идеалу. Своеобразие сюжета комедии. Изображение разрушительной силы денег, «безудержной жажды ба"рыща».

Образ купца Самсона Силыча Большова, стряпчего Рисположенского, приказчика Подхалюзина, Женские образы в комедии (Аграфена Кондратьевна, ее дочь Липочка, сваха Устинья Наумовна).

Сложность композиционной структуры пьесы. Современное звучание комедии.

       Теория литературы. Первоначальное знакомство с жанром драмы. Комедия как один из видов драмы. Диалоги, монологи, реплики—средства обрисовки действующих лиц в драматическом произведении. Комическое и смешное в комедии.

Николай Алексеевич Некрасов – 5 ч.

       «Мороз, Красный нос» (поэма; в сокращении). Изображение крестьянской жизни. Прокл, его трудолюбие, сила, выносливость. Судьба Прокла как отражение тяжелой жизни крестьян. Поэтический образ русской женщины. Мечты Некрасова о свободном и счастливом труде. Картины природы в поэме. Особенности композиции поэмы. Близость поэмы к фольклору.

     Теория литературы. Понятие о поэме. Развитие понятия стихотворной речи. Трехсложные размеры стиха.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – 2 ч.

    «Премудрый пискарь», «Коняга».

Социальный и общественный характер сказок Салтыкова-Щедрина.

    «Премудрый пискарь». Жизненная позиция премудрого пискаря. Аллегорический смысл названия сказки.

     «Коняга». Роль вставного эпизода о двух сыновьях одного отца — Коняге и Пустоплясе — для понимания идейного содержания сказки, Аллегорический смысл названия сказки.

Общественное значение сатирических сказок Салтыкова-Щедрина для нашего времени.

      Теория литературы. Развитие понятия о литературной сказке.

Афанасий Афанасьевич Фет – 1 ч.

      «Это утро, радость эта...», «Вечер».

Воспевание поэтом красоты окружающего мира. Метафоричность и музыкальность его стихов.

     «Это утро, радость эта...». Воспевание красоты русского пейзажа. Роль повтора указательного местоимения это для передачи лирического настроения.

     «Вечер». Неразрывная связь утра, дня, вечера и ночи, быстро меняющееся состояние природы — выразительные художественные приемы дл^ передачи настроения лирического героя.

       Теория литературы. Закрепление знаний о метафоре в поэтическом произведении. Цветовые эпитеты и их роль в создании лирического настроения.

Лев Николаевич Толстой – 5 ч.

       «Детство», «Отрочество», «Юность» (в сокращении).  Связь автобиографических повестей «Детство», «Отрочество», «Юность». Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Способность героя к самоанализу и самооценке. Психологизм" писателя. Внутренний монолог героя как художественный прием воссоздания жизненных ситуаций,

       Теория литературы. Жанр автобиографической повести.

Антон Павлович Чехов – 2 ч.                                 -

      «Хамелеон» (в сокращении). Осмеяние самоуправства и угодничества в рассказе. Очумелов и Хрюкин. Роль диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей. Смешное и грустное в рассказе.

Особенности развития действия. Смысл названия.

     Теория литературы. Понятие о юморе. Развитие понятия о композиции. Понятие о сюжете.

Из русской литература XX века

Краткий историко-литературный обзор  1 ч.

Владимир Галактионович Короленко. – 3 ч.

      «Слепой музыкант» (в сокращении). Сложность становления личности героя. Поиски героем своего предназначения. Искусство в жизни человека. Чистая и светлая любовь как одна из основ отношений между людьми. Проблема счастья в повести. Актуальность событий, изображенных в произведении.

     Теория литературы. Развитие понятия о литературном герое.

Максим Горький – 5

 ч.

      «В людях», «Челкаш», «Песня о Соколе».

     «В людях» (фрагменты). Нравственное становление Алеши. Идейная и композиционная основа повести. Противостояние злу и несправедливости.

Действенный гуманизм произведения.

     Теория литературы Понятие об автобиографической повести.

    «Челкаш». Сюжет рассказа. Тема рассказа—ответственность человека за выбор жизненного пути — как одна из важнейших тем в литературе XX в. Челкаш и Гаврила как антиподы и единомышленники.

    «Песня о Соколе». Героический пафос «Песни о Соколе». Композиция «Песни...» (роль обрамления, контрастность образов). Красочность и эмоциональность языка, особенности ритма. Символико-аллегорический смысл. Образы-символы (Сокол и Уж),

     Теория литературы. Начальное понятие о символе.

Владимир Владимирович Маяковский  - 1 ч.

       «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче.,.».

Маяковский — выдающийся русский поэт XX в. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского и отражение ее в стихотворении «Необычайное приключение...».

      Теория литературы. Особенности лексических средств, ритма в поэзии Маяковского.

Андрей Платонович Платонов – 1 ч.

       «Неизвестный цветок». Восхищение силой жизни, заключенной в цветке. Тревога за его судьбу, за сохранение окружающего мира. Ответственность человека за все сущее на земле.

Особенности языка произведения.

     Теория литературы. Развитие понятия о языке художественного произведения.

Сергей Александрович Есенин – 2 ч.

       «Край любимый, сердцу снятся...», «Песнь о собаке», «Спит ковыль. Равнина дорогая...»

Сострадание и милосердие «ко всему живому» на земле в стихотворениях поэта. Чувство любви к родине, к природе родного края.

Анна Андреевна Ахматова – 4 ч.

      «Мужество», «Клятва».

Вера поэта в русский народ и его культуру. Масштабность и человечность подвига простого солдата.

       Теория литературы. Развитие понятия об особенностях поэтической речи: ритме, рифме, сравнении, метафоре.

                      Валентин Григорьевич Распутин – 4 ч.

       Уроки французского». Отношения между поколениями. Роль детства в жизни человека. Изображение трудной жизни села в годы' Великой Отечественной войны.

Образ учительницы Лидии Михайловны. Ее материнское участие в сложной судьбе ученика как нравственный урок человека, имеющего любящую душу и светлый ум.

Уроки нравственности в произведении.

      Теория литературы. Развитие понятия о литературном герое.

«Нарты» - 1 ч.

     «Нарты» — эпические сказания народов Кавказа, имеющие свою историческую основу. Отражение в «Нартах» быта, характеров кавказских народов, реальных, хотя и давних событий.

       Теория литературы. Элементы мифологического и мифического в «Нартах».

Коста Хетагуров – 1 ч.

      «Охота на туров», «Перед памятником».

Художественное своеобразие изображения природы и обычаев осетинцев в рассказе «Охота на туров».

Значение творчества Хетагуррва в формировании и развитии осетинской литературы.

Тема поэта и поэзии в творчестве Хетагурова («Перед памятником»). История создания стихотворения. Тема ответственности человека за свои поступки.

Габдулла Тукай – 2 ч.

«Шурале», «Пушкину».  Габдулла Тукай — поэт-просветитель. Гуманистические идеи в творчестве Г. Тукая. Любовь к традициям, обычаям и культуре своего родного' народа. Фольклорная основа поэмы.

Основная идея поэмы — родина славна прежде всего людьми умными и трудолюбивыми. Широкая известность балета композитора Ф. Яруллина «Шурале», созданного по мотивам поэмы Г. Тукая.

Из зарубежной литературы (6ч)

Гомер – 2 ч.

       «Илиада», «Одиссея».

      «Одиссея». Поэма, воспевающая мужество, целеустремленность, изобретательность в достижении цели. Боги и люди, фантастические элементы в поэме, необычность и привлекательность повествования о скитаниях Одиссея, Одиссей в отношениях к воинскому долгу, товарищам, семье.

В.А.Жуковский — переводчик поэмы.

     Теория литературы. Закрепление знаний о жанре поэмы.

Жан-Батист Мольер – 2 ч.

       «Мещанин во дворянстве» (в сокращении). Мольер как создатель «высокой комедии» классицизма; связь творчества драматурга с традициями эпохи Возрождения.

Сатирическое изображение аристократии, в пьесе, высмеивание псевдо-дворянских амбиций буржуа Журдена, Характер героя, его своеобразие. Клеонт как защитник человеческого достоинства независимо от социальной и сословной, принадлежности.

       Теория литературы. Классицизм. Жанр комедии.

Фридрих Шиллер – 1 ч.

        «Перчатка». Сюжет баллады. Драматизм повествования, живописность и простота речи. Образ молодого рыцаря, бесстрашно вощедшего в клетку льва и тигра. Роль заключительной фразы баллады.

Мастерство перевода баллады с немецкого языка русским поэтом В. А Жуковским.

«Шиллер — поэт благородных порывов». (А. Герцен)

3. Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:

  • текст изученного художественного произведения, событийную сторону (сюжет) и героев (в их взаимосвязи);
  • основные признаки понятий: юмор, сатира, строфа, метафора, роды литературы.

 Учащиеся должны уметь:

  • находить элементы сюжета (экспозицию, завязку, кульминацию, развязку) и объяснять их роль в  изученном произведении;
  • определять и объяснять роль изобразительно-выразительных средств в контексте; .                            сопоставлять героев изученного произведения;
  • различать эпические и лирические произведения;
  • правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты; примерный темп чтения — 120 — 130 слов в минуту;
  • пересказывать устно или письменно (изложение) — подробно, выборочно, сжато — эпические произведения или отрывки из них;
  • создавать (устно или письменно) сочинение-рассуждение по изученному произведению; давать развернутый ответ на вопрос и характеристику (индивидуальную и сравнительную) героев произведения;
  • составлять план собственного устного и письменного высказывания;
  • давать устный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении и произведениях других видов искусства (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения);
  • пользоваться справочным аппаратом учебника-хрестоматии и прочитанных  книг.

4. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка навыков чтения

Проверка навыков чтения (сознательность, правильность, беглость, выразительность) в V—IX классах проводится на основе повседневных наблюдений за чтением учащихся и навыками работы с текстом.

Понимание содержания прочитанного определяется умением ученика ответить на вопросы или пересказать содержание текста.

Навыки чтения оцениваются следующим образом:

  • Оценка «5» ставится за правильное и выразительное чтение вслух, показывающее полное понимание читаемого (сознательное чтение), отвечающее основным нормам русского литературного произношения.
  • Оценка «4» ставится за сознательное и выразительное чтение вслух, но при этом допускаются одна -две ошибки в произношении слов и интонировании предложения.
  • Оценка «3» ставится за сознательное чтение при наличии трех—пяти ошибок в произношении слов и в интонировании предложений, при этом допускается запинка, исправляемая при перечитывании.
  • Оценка «2» ставится за чтение, не отвечающее основным требованиям (сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения).
  • Оценка «1» ставится за чтение, обнаруживающее полную беспомощность и не отвечающее ни одному из предъявляемых к нему требований.

При оценке домашнего чтения требования более повышенные, чем при чтении текста без предварительной подготовки. При этом оценка снижается примерно на один балл

Оценивание тестов:

Из 20 вопросов

  • 17-20 правильных ответов - 5
  • 12-17 правильных ответов - 4
  • 9-12 правильных ответов -  3
  • менее 9 правильных ответов – 2

Оценка грамматических знаний, умений и навыков

В V—IX классах оцениваются знания по грамматике, понимание сути грамматического явления, умение формулировать правило и применять его в практике речи. При этом берется во внимание полнота и правильность ответа, его речевое оформление.

  • Оценка «5» ставится за ответ, обнаруживающий умение ученика обстоятельно и правильно объяснить то или иное грамматическое явление (сформулировать грамматическое определение или правило), привести нужный пример, сделать самостоятельно грамматический разбор.
  • Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но
  • имеет одну -две неточности по содержанию или языку изложения, которые ученик исправляет самостоятельно или при незначительной помощи учителя.
  • Оценка «3» ставится за ответ, обнаруживающий неполное освещение вопроса и неумение привести нужные примеры, сделать полный грамматический разбор, содержащий как недочеты в передаче фактического материала, так и речевые ошибки.
  • Оценка «2» ставится за ответ, обнаруживающий незнание большей части требуемого грамматического материала или неумение изложить его даже при помощи наводящих вопросов.
  • Оценка «1» ставится за ответ, обнаруживающий полное незнание или непонимание материала, изучаемого в классе.

Оценка письменной речи учащихся

Ответы на вопросы.

Письменные ответы на вопросы проводятся как проверочные работы в IV—X классах. Этот вид работы в IV—V классах используется при проверке знания и понимания содержания текста, умения учащихся правильно строить предложения. В VI—X массах, помимо этого, ответы на вопросы выявляют умение учащихся самостоятельно раскрыть существо вопросов, самостоятельно мыслить.

Вопросы для письменного ответа можно давать по прочитанному тексту, по темам, взятым из жизни, по содержанию картин, а. также основные орфограммы и пунктограммы (два-три случая), изученные ранее.

Оценка изложений и сочинений Для изложения следует брать законченный отрывок из прочитанного ранее литературно-художественного произведения или отдельный рассказв том и другом случае повествовательного характера (с V класса с некоторыми элементами описания, а в VII! и IX классах и с элементами диалога). Тексты для изложений должны отвечать требованиям идейно-политического воспитания и содержанию учебной программы данного класса.

С помощью изложений проверяют умения раскрыть содержание темы, использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания, а также грамматические задания, орфографические, пунктуационные умения и навыки.

Текст должен быть доступен учащимся. Новые слова и выражения следует объяснить и в целях усвоения правописания выписать их на классной доске.

Примерный объем текстов для изложения;

в V классе —90120 слов, в VI классе120—170 слов, в VII классе —170— 220, в VIII—!Х классах 220-320 слов.

При оценке письменных работ следует обращать внимание на логическую последовательность как при передаче содержания готового текста (изложение), так и при построении самостоятельного высказывания (сочинение), на умение членить тексты на абзацы, связывать предложения между собой, использовать разнообразные выразительные средства языка.

Изложения и сочинения оцениваются двумя оценками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность. Две оценки по русскому языку, за исключением тех случаев, когда сочинение проводят с целью проверки знаний по литературе. В этом случае первая оценка, за содержание и речь, считается оценкой по литературе.

Темы контрольных сочинений должны усложняться от класса к классу. При этом учитывается, насколько глубоко и полно раскрыта тема. При сдвоенном (двухчасовом) уроке объем контрольного классного сочинения должен быть примерно таким: для V класса —0.51 страница, для VIVII — 1—2, для VIII — IX —23 страниц.

Учителю предоставляется право повышать оценку по русскому языку при увеличении объема сочинения на одну -две страницы. Превышение объема сочинения для выставления оценки «5» не принимается во внимание.

За самостоятельное и оригинальное сочинение с высоким уровнем речевого оформления учитель может повысить оценку на один балл.

Оценка обучающих работ

Нормы оценки, приведенные выше, относятся лишь к контрольным работам. Обучающие работы (различного рода упражнения, выполненные дома и в классе, предупредительные, объяснительные, выборочные диктанты, ответы на вопросы, пересказы, составление плана изложений, обучающие изложения, подготовка материала к сочинению) учитель оценивает в зависимости от степени сложности задания и подготовленности учащихся.

5. Материально-техническое обеспечение

1) Учебно- методическая литература  

  • Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. Универсальное пособие. 7 класс. М.: «ВАКО», 2009
  • Золотарёва И. В., Аникнина С. М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: «ВАКО», 2005
  • Материалы газеты «Литература» за 2010-2012 год.
  • Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2009.

2) Экранно-звуковые пособия

  • Электронный учебник «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия».

3) Технические средства обучения

  • компьютер

4) Цифровые образовательные ресурсы

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

      http://www.mon.gov.ru

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

       http://www.obrnadzor.gov.ru

  • Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

       http://www.ed.gov.ru

  • Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

       http://www.fasi.gov.ru

  • Федеральный портал «Российское образование»

       http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал

      http://www.school.edu.ru

  • Отечественная и зарубежная литература
  • Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
  • http://lit.1september.ru
  • В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы
  • Л.О. Красовской
  • http://skolakras.narod.ru
  • Древнерусская литература
  • http://pisatel.org/old/
  • Методика преподавания литературы
  • http://metlit.nm.ru

5) Произведения для заучивания наизусть:

  1. А. С. Пушкин. «Горит восток зарею новой...» (со слов «Уж близок полдень...» до слов «,..и смерть и ад со всех сторон»).
  2. И. А. 'Крылов. «Волк на псарне».
  3. М. Ю. Лермонтов. «Парус».
  4. И. С. Тургенев. Отрывок из рассказа «Муму» («Возвращение Герасима в деревню»),
  5. Н. А. Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос...» («Не вечер бушует над бором...»).
  6. А. А, Фет. «Это утро, радость эта...».
  7. С. А.' Есенин. «Спит ковыль. Равнина дорогая...»
  8. А. А. Ахматова. «Мужество»

№ п/п

Система урока

(тема и цель урока)

Ча сы

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства, формы

Вид деятельности учащихся.

Творческие и индивидуальные задания.

Планируемый       результат и уровень освоения. Компетенции

         Дата

     Учебно-познавательная

Информационная

План

Факт

1.

Введение.

Человек как главный предмет изображения в художественной литературе.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации, репродукции картин

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного, владеть различными видами пересказа.

Владение монологической и диалогической речью

2.

 Русские народные песни. Песни народов Северного Кавказа.

1

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Рассказ учителя. Выразительное чтение песен. Ответы на вопросы.

Коллективная. Групповая

Знать: своеобразие песен

Уметь: воспринимать и анализировать

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

3

Песни народов Поволжья, Приуралья, Сибири.

1

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные записи, материалы из учебников литературы

Выразительное чтение песен, их анализ.

Коллективная. Групповая

Знать: своеобразие песен

Уметь: воспринимать и анализировать

Свободная работа с поэтическими фольклорными текстами

4

Житие Преподобного Сергия Родонежского.

1

5

И.А.Крылов. Басни  « Лжец» и « Лисица и виноград»Развитие жанра басни.

1

выработка навыков и умений, проверка и оценка знаний

выразительное чтение, комментарии учителя, элементы сопоставительного анализа текста

Групповая. Коллективная.

Индивидуальная:

6

В. А. Жуковский.  Стихотворения « К ней», « Вечер» .Баллада «Светлана».

Цели: познакомить с жизнью и творчеством В. А. Жуковского, с нравственным содержанием баллады

1

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные записи, материалы из учебников литературы

Проблемные задания, индивидуальные задания

Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества В. А. Жуковского

Знать: сюжет и образную систему баллады. Уметь: давать оценку действиям героев.

Свободная работа с текстами, владение монологической и диалогической речью

7

А.С.Пушкин.

Страницы жизни и творчества. Пётр I в поэме "Полтава". Сопоставление Петра I и Карла XII.

 

1

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные записи, материалы из учебников литературы

Рассказ учителя, сообщение учеников, работа с иллюстрацией, комментированное чтение, анализ текста.

Коллективная.

Индивидуальная:

Знать: биографию Пушкина

Уметь: выступать с сообщением

8-10

А. С. Пушкин.

 Роман «Дубровский.

Цели: знакомство с исторической подоплёкой романа; ввести в проблематику произведения; раскрыть понятия «сюжет» и «композиция»; познакомить с композицией данного произведения; совершенствовать умение составлять план произведения

3

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, беседа по прочитанному; фрагменты из кинофильма «Дубровский»

Коллективная. Индивидуаль-

ная: подготовить художественные пересказы некоторых фрагментов

Знать: понятия «сюжет» и «композиция»; роман как один из эпических жанров литературы. Уметь: составлять план событий, говорить о композиции романа.

План как вид информационной переработки текста

10-12

Заключительный урок по творчеству А.С.Пушкина (викторина).Урок р/р.

Сочинение 

«О чем  заставляет задуматься  одно из прочитанных произведений А. С. Пушкина?»

 Цели: активизация умений составлять план к  сочинению; самостоятельно выполнять творческую работу

2

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя

Индивидуаль-ная

Знать: методику действий при написании творческой работы.

Уметь: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

13

М.Ю.Лермонтов

« Парус».« Узник».

1

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа,

проблемные

задания

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Ю. Лермонтова

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Владение монологической и диалогической речью

14

О теме «Кавказ» в творчестве М.Ю.Лермонтова.

1

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ.

Коллективная. Групповая

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Владение монологической и диалогической речью

15

О лирике. Стихотворная речь. Стихосложение. Двусложные размеры стиха.

1

Исследовательская, частично- поисковая

Лекция, беседа, проблемные задания

Коллективная. Групповая.

З н а т ь: основные пункты анализа стихотворения

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

У м е т ь: находить примеры художественных средств в поэтических произведениях

16

М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». 

Образ Ивана Грозного и темавласти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеровгероев. Цели: познакомить с содержанием поэмы, с нравственной проблематикой поэмы

1

Объяснительно- иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа,

проблемные

задания

Коллективная. Групповая

Знать: содержание поэмы; нравственную проблематику поэмы; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Владение монологической и диалогической речью

17

Вн. чт. М.Ю.Лермонтов. «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…». Душа и лира поэта.

1

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа,

проблемные

задания

Коллективная. Групповая.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

Владение монологической и диалогической речью

Н.В.Гоголь. Страницы биографии.

Объяснительно-иллюстративная.

Рассказ учителя, сообщение учеников, работа с иллюстрацией, комментированное чтение, анализ текста.

Коллективная.

Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. В. Гоголя

Знать: биографию Н.В. Гоголя

Уметь: выступать с сообщением

18-20

Н.В.Гоголь. "Тарас Бульба". Запорожская сечь и её законы.

3

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая.

З н а т ь: содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, создавать свои художественные образы.

Основные проблемы повести: прославление боевого товарищества и осуждение предательства.

Исследовательская, частично- поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая

З н а т ь: содержание понятия “деталь” произведения.

У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, выявлять авторскую позицию, особенности изображения человека и природы в повести.

21

И. С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

Цели: познакомить с содержанием рассказов; с нравственной проблематикой рассказов: отражение существенных черт русского национального характера

1

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная: сообщение о И. С. Тургеневе

Знать: содержание понятия пейзаж.

Уметь: составлять тезисы и план прочитанного; владеть различными видами пересказа.

Владение монологической и диалогической речью

22

 Вн.чт. Рассказ « Бирюк».

Цели: познакомить с содержанием рассказов; с нравственной проблематикой рассказов: отражение существенных черт русского национального характера

1

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуальная:

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев. Т/л. Понятие о конфликте в художественном произведении.

Владение монологической и диалогической речью

23

Ф,И.Тютчев. «Ещё шумел веселый день».

1

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Ф. И. Тютчева

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический текст.

З н а т ь: об образной яркости и философской глубине лирики Тютчева.

У м е т ь: выявлять авторские размышления о взаимоотношениях человека и природы.

24-25

А.Н.Островский. «Свои люди- сочтемся». Изображение разрушительной силы денег.

2

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

 Коллективная. Групповая. Индивидуаль-ная:

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

26-27

Н.А.Некрасов

Поэма « Мороз,  Красный нос».

Цели: познакомить с содержанием  поэмы, с нравственной проблематикой :отражение существенных черт русского национального характера

2

Портрет

писателя, альбом-выставка, иллюстрации.

Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ поэмы, работа с иллюстрациями.

. Коллективная. Групповая. Индивидуаль-ная:

Уметь: выделять смысловые части художественного текста, сопоставлять эпизоды и сравнивать героев.

Владение монологической и диалогической речью

28

Обобщение. Мечты Некрасова о свободном и счастливом труде. Картины природы.

1

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества Н. А. Некрасова

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

З н а т ь: об образной яркости и повествовательном начале Некрасова.

У м е т ь: выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах.

29-30

Урок развития речи

Сочинение  « Крестьянский труд в поэме».

Творческая мастерская.

О поэме. Трехсложные размеры стиха.

2

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя

Индивидуаль-ная

Знать: методику действий при написании творческой работы.

Уметь: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.

Уметь: определять размеры стиха.

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

31

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Премудрый пискарь»

1

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина

З н а т ь: содержание сказок.

У м е т ь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

З н а т ь: определение понятий “аллегория”, “фантастика”.

32

М.Е.Салтыков-Щедрин. Аллегория и сатира в сказке. Сказка "Коняга".

1

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: подготовка обзора жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина

З н а т ь: содержание сказок.

У м е т ь: выявлять парадоксы в народной жизни, отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера.

З н а т ь: определение понятий “аллегория”, “фантастика”.

33

А.А.Фет. «Это утро, радость эта…», «Вечер». "Край ты мой, родимый край…". (Стихотворения о родной природе).

1

Чтение и анализ стихотворений русских поэтов XIX века: В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина.

34-36

Л. Н. Толстой. Повесть «Детство», «Отрочество», «Юность». Цель: познакомить с содержанием повести, с нравственной проблематикой повести

3

Объяснительно-иллюстративная.

Опорные записи, материалы из учебников литературы и истории, иллюстрации

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация

Коллективная. Групповая. Индивидуаль-ная: подготовка обзора жизни и творчества Л. Н. Толстого

3 н а т ь : содержание повести; нравственную проблематику повести; владеть различными видами пересказа, участвовать в диалоге по прочитанному произведению.

Владение монологической и диалогической речью

Теория литературы. О литературном герое.

Объяснительно-иллюстративная.

индивидуальные задания

37-38

Урок р/р

Сочинение «Каким я представляю Николеньку Иртеньева»

2

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя

Индивидуаль-ная

Знать: методику действий при написании творческой работы.

Уметь: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

39

А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон»

Сатирический пафос произведения

Цели: раскрыть  особенности авторской позиции в рассказе.                0 юморе. Сюжет. Композиция.

1

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Проблемные задания, индивидуальные задания

Групповая Индивидуаль-ная: подготовка обзора жизни и творчества А. П. Чехова

Знать: сюжет и образную систему рассказа. Уметь: давать оценку действиям героев

Знать: что такое сюжет, композиция

Свободная работа с текстом, владение монологической и диалогической речью

40

Обобщающий  урок  по разделу «Литература XIX века». 

Цели: проверить знание текстов литературных произведений; знание истории литературы; знание изученных сведений по теории литературы

1

Поисковая

Проблемные задания  различного уровня   сложности

Индивидуаль-ная. Групповая

Знать: содержание произведений, изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь:вырази-тельно читать фрагменты текста;владеть навыками пересказа различного типа.

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

41-43

В.Г.Короленко.» Слепой музыкант» Проблема счастья в повести

3

Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая

  З н а т ь: содержание понятия “деталь произведения”.

У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, показывать выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина.

44-45

М.Горький

Повесть «В людях».

Понятие об автобиографической повести.

Цель: познакомить с содержанием повести, с проблематикой повести

2

Объяснительно-иллюстративная.

Портрет М.Горького. Иллюстрации к повести.

Рассказ

учителя,вырази-тельное чтение, пересказ, ответы на вопросы.

Индивидуаль-ная. Групповая

Знать: содержание произведений; изученные теоретико-литературные понятия.

Уметь: выразительно читать фрагменты текста; владеть навыками пересказа различного типа.

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

46-47

Урок  р/р

Сочинение

 « Какие жизненные уроки получил Алеша Пешков «в людях».

2

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя

Индивидуаль-ная

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

48

 М.Горький. «Челкаш», «Песня о Соколе»

1

Объяснительно-иллюстративная.

Рассказ

учителя,вырази-тельное чтение, пересказ, ответы на вопросы.

Индивидуаль-ная. Групповая

Знать: содержание произведений

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

49

Вн. чт. Л.Андреев. Рассказ "Кусака". Авторское отношение к событиям. Д/з написать отзыв о рассказе.

1

Объяснительно-иллюстра-тивная с элементами исследования

Лекция, беседа, проблемные задания

Коллективная. Групповая

У м е т ь: воспринимать и анализировать   текст.

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы

50

В.Маяковский. "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче". Представления В.Маяковского о роли поэзии в жизни человека и общества..

1

Исследовательская, частично- поисковая

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая.

Индивидуальная: сообщение “Мещанство как социальная опасность”

З н а т ь: содержание понятия сатира.

У м е т ь: выделять смысловые части художественного текста

У м е т ь: самостоятельно делать выводы, строить рассуждения  о реальном и фантастическом в сюжете произведения, о роли рифмы в творчестве Маяковского.

51-52

С.А.Есенин. «Край любимый, сердцу снятся…», «Песнь о собаке», «Спит ковыль. Равнина дорогая…».

2

Исследовательская, частично- поисковая

Лекция, беседа, проблемные задания

Коллективная. Групповая.

З н а т ь: основные пункты анализа стихотворения

У м е т ь: воспринимать и анализировать поэтический  текст.

У м е т ь: находить примеры художественных средств в поэтических произведениях

.

53

 А. П. Платонов                       « Неизвестный цветок».

Цель: познакомить с содержанием повести, с проблематикой повести

1

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя, комментированное чтение, портрет писателя

Коллективная. Индивидуаль-ная: устное сочинение-отзыв о рассказе

Уметь: анализировать эпизоды

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

54

А.А. Ахматова Из цикла «Ветер войны».    Вера поэта в бессмертие русского народа и его культуры 

1

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования.

Рассказ учителя, выразительное чтение наизусть, анализ, ответы на вопросы.

Коллективная. Индивидуаль-ная: устное сочинение-отзыв о рассказе

Уметь: анализировать лирическое произведение

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

55-56

В.Распутин. «Уроки французского» Тема воспитания молодого поколения. Образ учительницы.

2

Исследовательская, частично- поисковая

беседа, проблемные задания

Групповая.

Индивидуальная

З н а т ь: понятия «тема писателя»

У м е т ь: анализировать текст с точки зрения нравственных ориентиров жизни

У м е т ь: сравнивать поэтический и прозаический тексты

57-58

УРР Сочинение по  рассказу «Уроки французского»

2

Объяснительно-иллюстративная

Слово учителя

Индивидуаль-ная

Знать: методику действий при написании творческой работы.

Уметь: составлять план к сочинению и писать работу в соответствии с планом.

Уметь: определять размеры стиха.

Отражение в письменной форме результатов своей деятельности

59-60

К.Г.Паустовский.

«Надпись на валуне»

Цели:воспринимать и анализировать художественный текст,формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев

2

Поисковая

Проблемные задания

Групповая

Уметь: выразительно читать произведение; анализировать художественный текст ; формулировать тему, идею, проблематику (П); выражать свою точку зрения .

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов

61

Нарты. «Как Сосруко добыл огонь»

1

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая.

З н а т ь: основные моменты жизни поэта

У м е т ь: составлять план статьи

Продуктивный уровень: К., ЦО.

У м е т ь: Соотносить произведения с русской пословицей

62

Коста Хетагуров. «Охота на туров», «Перед памятником». Габдулла Тукай. «Шурале», «Пушкину».

1

Объяснительно-иллюстра-тивная с элементами исследования

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая.

З н а т ь: основные моменты жизни поэта

У м е т ь: составлять план статьи

Продуктивный уровень: К., ЦО.

У м е т ь: Соотносить произведения с русской пословицей

63-64

Гомер. « Илиада»

Фрагмент «Одиссей у Циклопа»

Цели: показать «Одиссею» как «поэму странствий»; раскрыть своеобразие гомеровского эпоса

2

Объяснительно-иллюстративная с элементами исследования

Лекция, беседа

Коллективная.

Групповая.

Индивидуальная

Знать: своеобразие гомеровского эпоса.

Уметь: воспринимать и анализировать поэтику эпоса.

.

Свободная работа с поэтическими текстами

65-66

Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве»

2

Объяснительно-иллюстра-тивная с элементами исследования

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая.

З н а т ь: значение пейзажа в произведении

У м е т ь: составлять цитатный план

У м е т ь: делать самостоятельные выводы из прочитанного

67

Фридрих Шиллер. «Перчатка».

1

Объяснительно-иллюстра-тивная с элементами исследования

Аналитическая беседа, проблемные вопросы

Коллективная. Групповая.

З н а т ь: основные моменты жизни поэта

У м е т ь: составлять план статьи

Продуктивный уровень: К., ЦО.

У м е т ь: Соотносить произведения с русской пословицей

68

Итоговый урок. (Рекомендация книг для летнего чтения.)

Цели: проверить знание текстов литературных произведений; знание истории литературы; знание изученных сведений по теории литературы; выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам:

1)Мои любимые литературные герои и их нравственные качества;2)Что изменило во мне изучение литературы в 7 классе

1

Поисковая

Портреты писателей, чье творчество изучалось в этом учебном году, беседа по прочитанным произведениям, задания дифференцированного типа

Коллективная.

Групповая.

Индивидуаль-ная

Знать: теоретико-литературные понятия, изученные в курсе литературы 6 класса.

Уметь: пересказывать эпизоды произведений, отстаивать свою точку зрения; давать характеристику герою; формулировать тему и идею произведения. Продуктивный уровень: К.

Владение монологической и диалогической речью. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской литературе для 5, 7,8,9 классов

Программа составлена с учетом специфики восприятия русской литературы учащимися школы с родным языком обучения, их читательского опыта, приобретенного в процессе изучения родной литературы....

Рабочая программа по русской литературе. 11 класс.

Рабочая программа для 11 класса татарских школ. По учебнику  под ред. М.Г.Ахметзянова....

рабочая программа по русской литературе для 5 класса. по учебнику Ахметзяновой

Рабочая программа по русской литературе составлена по учебнику Ахметзяновой для школ с нерусским языком обучения....

Рабочая программа по русской литературе в 6 классе.

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы для татарских средних общеобразовател...

Рабочая программа по русской литературе для 8 класса

Эта рабочая программа составлена для учащихся 8 класса, основываясь на программу под редакцией Ахметзянова М.Г....

Рабочая программа по русской литературе для 7 класса

Рабочая программа по русской литературе для 7 класса разработана на основе программ Ахметзянова М.Г., она также включает календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по русской литературе для 5 класса

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по литературе, программы «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной 2006...