Урок по теме "Смысловое чтение текста"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Данный материал можно использовать при изучении творчества А.И.Солженицына в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_smyslovoe_chtenie_teksta.docx | 48.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюрина Н.В.,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №22» НМР РТ
Литература
11 класс
Тема урока: «Смысловое чтение текста. Работа с текстом»
Основная предметная цель:
1.привлечь учащихся к осмысленному чтению текста путем применения разных методов работы с текстом, развить навыки вдумчивой работы по анализу публицистического текста.
Планируемые результаты:
Предметные: активизировать знания учащихся о тексте; повторить основные признаки текста; смысловые отношения.
Метапредметные (УУД):
Личностные: положительно относятся к учению, проявляют интерес к получению знаний, желание больше узнать, умеют оценить свою деятельность на уроке.
Регулятивные: соотносят выполненное задание с образцом учителя, достигают поставленных целей в диалоге с учителем и одноклассниками, умеют оценивать свою деятельность на уроке.
Познавательные: умеют находить нужную информацию в тексте, наблюдать и делать выводы; находят закономерности, отвечают на вопросы учителя и задают их сами, понимать читаемый текст и уметь делать его критический анализ.
Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устой и письменной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают в решении проблемы, умеют договариваться, уступать, находить общее решение при работе в парах, в группе.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Мотивация к учебной деятельности | Приветственное слово учителя - Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | Приветствие учащихся. |
II. Актуализация знаний | -Прочитайте предложения под I и II (на слайде). I.На столе лежали учебники. Птицы улетели на юг. II. А.С.Пушкин – известный писатель. Он автор замечательных произведений. - Какие предложения можно назвать текстом? Почему? Вспомним основные признаки текста. -О чем мы сегодня будем говорить? | Ответы учащихся. |
III. Целеполагание / Постановка учебной задачи | Вопрос учителя: На слайде записана тема урока. «Смысловое чтение текста. Работа с текстом». Какое ключевое слово в сегодняшней теме урока. - Как вы думаете, какой будет цель нашего урока? | Ответы учащихся: Текст. развить навыки вдумчивой работы по анализу текста.
|
IV. Открытие нового знания | Начинается работа с текстом. 1 этап. На слайде представлены высказывания известных людей. 1.«То, что он был с нами в 20-м веке, в то, что он пережил самые тяжёлые, трагические моменты истории, это нас поддерживало, спасало, может быть, мы и сами этого не понимали» писатель Алексей Варламов. 2. «В чём причина необычайной притягательности этого человека? Четыре десятилетия едва ли не каждое его слово вызывает бешеное неприятие и едва ли благоговение, поучает, будоражит, провоцирует на спор» Лев Лосев. Вопрос учителя: О каком знаменитом писателе идет речь? Портрет его вам поможет ответить на вопрос (на слайде) Все сведения об этом писателе заносим в кластер. Работа с кластером «А.И. Солженицын» (на доске схематично). Проверка по группам. | А.И. Солженицын. Учащиеся начинают работу с кластером. (Все, что знают об этом писателе). Заполнение маршрутных листов. Работа в группах. |
V. Первичное осмысление и закрепление | 2 этап. Прием «Верные - неверные утверждения». Работа с листочками. На них представлены 5 утверждений о Солженицыне. Согласны вы с ними или нет. Обсудите в группах. Поставьте значки напротив предложений: + правда, - неправда, ? – не уверен. Свою оценку вы строите на имеющихся у вас представлениях о писателе. Проверка по группам. Таблицу на доске заполняет учитель (ответы учеников) 3 этап. Чтение и работа с публицистическим текстом (биографией). Проверка своих предположений. Вернемся к началу урока. Докажем, что перед нами текст. | Ответы учащихся ( один ученик каждой группы отвечает) Сверка ответов. Ответы учащихся |
VI. Применение новых знаний | 4 этап. Доработка кластера « А.И.Солженицын». Проверка по группам. | Учащиеся дополняют кластер информацией из текста. Ответы учащихся. |
VI. Итог урока. Домашнее задание. | Написать эссе «А. Солженицын был поистине русским писателем…» | |
VII. Рефлексия. | Создать синквейн «А.И.Солженицын» | Составление синквейна. |
Приложение 1.
«Верные – неверные утверждения»
№ | Вопрос | Правда | Нет | Не уверен | |
1 | Юноша вступил в комсомол, активно участвовал в общественной жизни, играл в любительских спектаклях, учился в 2-х институтах. | ||||
2 | После окончания офицерского училища (с конца 1942г.) по 1945 он командует на фронте батареей, награждён орденами и медалями. | ||||
3. | С 1976 по 2000 г. он живёт в Америке в штате Вермонт. |
Приложение 2.
Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 г. в обеспеченной и образованной крестьянской семье в г. Кисловодске. Воспитывала будущего писателя мать (отец был ранен на охоте и умер через 6 месяцев после рождения сына). Судьба А. Солженицына напоминает житие основоположника русского раскола протопопа Аввакума, одного из самых любимых Солженицыным персонажей русской истории.
Как и в житиях, биография писателя уже в детстве соединила в себе необычные события с повседневными мирскими делами. На всю жизнь запомнил А. Солженицын посещения с матерью церкви. Запомнились ему и длинные очереди женщин к тюрьмам НКВД в Ростове-на-Дону, куда переехали Солженицыны. С другой стороны, юноша вступил в комсомол, активно участвовал в общественной жизни, играл в любительских спектаклях, учился в 2-х институтах (физико-математический факультет Ростовского университета, затем заочно в Московском институте философии и литературы), мечтает стать писателем. Будто по закону жития судьба посылает ему два испытания. Сначала была война. В октябре 1941 г. его призвали в армию. После окончания офицерского училища (с конца 1942г.) по 1945 он командует на фронте батареей, награждён орденами и медалями. Именно в это время он начинает осознавать, что живёт слишком бездумной жизнью, упоён офицерской властью, желанием командовать. В письмах к другу он делится раздумьями об истории революции, о своих сомнениях о Сталине. В феврале 1945г. арестовывают их обоих. А. Солженицын получил 8 лет исправительно-трудовых лагерей, 5 из которых провёл в лагерях Подмосковья и Москвы, а последние 3 года – в Средней Азии. Затем был сослан на вечное поселение в Казахстан. Однако через 3 года последовала реабилитация. В 1955г. А. Солженицын узнаёт, что у него рак и что жить ему осталось несколько месяцев. Он лечится в Ташкенте в онкологической лечебнице, и вновь, как в житии, происходит чудо. Рак отступает. Впоследствии А. Солженицын признаётся друзьям, что в нём живёт уверенность: вся последующая жизнь дарована ему свыше, и пока он пишет – у него отсрочка. Так рождается из-под пера А. Солженицына и чудом пробиваются к читателю «Один день Ивана Денисовича»(1962), «В круге первом»(1968,1978), «Архипелаг ГУЛАГ»(1973-1980)
Параллельно с книгами о ГУЛАГЕ А. Солженицын создаёт ряд произведений о смысле бытия, о человеческой ответственности, о добре и зле («Матрёнин двор», «Случай на станции Кречеткова»), о жизни и смерти («Раковый корпус»)
Лишь немногие из названных произведений появились в советской печати. Большинство текстов публиковалось на Западе, а в СССР они распространялись тайно, переписанные от руки, они читались ночью. Всё это не могло не раздражать власти. В 1969 г. А. Солженицына исключили из Союза писателей. В 1970г. А. Солженицыну была присуждена Нобелевская премия. В 1974г. после ожесточенной компании против А. Солженицына в печати писатель арестован, заключён в Лефортовскую тюрьму, лишён советского гражданства и выслан в Западную Германию.
С 1976 по 1994г. он живёт в Америке в штате Вермонт, сама природа которого близка русской. Отказывая себе во многом, работая по 10-12 часов в сутки, создаёт многотомный роман «Красное колесо», в котором ищет ответ на вопрос: «Что стало истоком того скорбного пути, по которому пришлось пройти России в последующие 70 лет».
В мае 1994 года писатель вернулся на Родину; среди его новых работ «Русский вопрос к концу 20 века», рассказы, публицистика. Весной 1998 года он завершил книгу «Россия в обвале», продолжение «Телёнка»- «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов: очерки изгнания» с сентября 1998 года печатает журнал «Новый мир». В 2001 году в свет вышла первая часть исторического исследования «Двести лет вместе»
Пытаясь повлиять на современную российскую политику, встречался с президентом Б.Н.Ельциным(1994) и президентом В.В.Путиным(2000).
В ночь с 3 на 4 августа 2008 года не стало А.И.Солженицына. Он скончался в Москве. В последнее время он сильно болел, однако продолжал работать над полным собранием своих произведений.
Возвращение в недавнем прошлом из литературного небытия имени Александра Исаевича Солженицына, писателя, публициста, гражданина, лауреата Нобелевской премии в области литературы на устах у всех россиян, его произведения читаются и перечитываются, экранизируются, обсуждаются на уроках. Историю переписать нельзя. А знать её надо. И поможет нам в этом писатель А.И.Солженицын.
Александр Солженицын – из особой породы людей. Это человек, стремящийся переустроить жизнь. Его жизнь его борьба с государственной машиной, его творчество-подвиг.
Приложение 3.
Составьте синквейн «А.И.Солженицын»
1 строка (тема) – сущ. _____________________________
2 строка (описание темы) – 3 прил., или сущ._______________________________
3 строка (действие) – 3 глагола___________________________________________
4 строка (идея) – ваше отношения к теме (см. 1 строку)______________________
5 строка (тема) – новое звучание темы____________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ (НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»(текст+презентация)
ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»...
Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии путем использования смыслового чтения текста.
Данный методический материал заслушивался и был одобрен на районном заседании методического обьединения учителей биологии в 2014 году.Он дает краткий обзор по использованию технологии "Развития критич...
Прием смыслового чтения текста. Варианты используемых текстов на уроках экологии в 10 - 11 классах.
Предлагаю ознакомиться с несколькими вариантами текстов по курсу экологии в 10-11 классах, учителям работающим в технологии РКМЧП....
Чтение текстов на уроках и во внеурочное время.
Считаю, что актуальной задачей в школе является формирование у ребёнка отношения к чтению. Оно способствует развитию грамотности у подрастающего поколения. Но...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПО ТЕМЕ «BEI GABI ZU HAUSE.” «Чтение текстов с полным пониманием. Активизация лексических навыков»
Данная разработка может быть интересна тем, что во время урока ребятам предлагается выполнить творческую работу: представить ...
Открытый урок по теме " Чтение текста "Лохнесское чудовище" с привлечением дополнительной информации"
Урок разработан на базе УМК: “Rainbow” – 6 класс авторы Афанасьева О.В., Михеева И.В., Баранова К.М., издательство Москва «Дрофа» 2013 год....
Английский язык. Тренажёр по чтению для учащихся 2 класса (фрагмент блока 3: чтение текстов)
Во втором классе необходимо читать много и в различных комбинациях, чтобы навык чтения прочно сформировался. Тренажёр по чтению - необходимый компонент в инструментарии учителя английского языка. Данн...