Урок по теме "Смысловое чтение текста"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Тюрина Наталья Вячеславовна

Данный материал можно использовать при изучении творчества  А.И.Солженицына в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass_smyslovoe_chtenie_teksta.docx48.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тюрина Н.В.,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №22»  НМР РТ

Литература

 11 класс

 Тема урока:  «Смысловое чтение текста.  Работа с текстом»

Основная предметная цель: 

1.привлечь учащихся к осмысленному чтению текста путем применения разных методов работы с текстом, развить навыки вдумчивой работы по анализу публицистического текста.

Планируемые результаты:

Предметные: активизировать знания учащихся о тексте; повторить основные признаки текста; смысловые отношения.

Метапредметные (УУД):

Личностные: положительно относятся к учению, проявляют интерес к получению знаний, желание больше узнать, умеют оценить свою деятельность на уроке.

Регулятивные: соотносят выполненное задание с  образцом учителя, достигают поставленных целей в диалоге с учителем и одноклассниками, умеют оценивать свою деятельность на уроке.

Познавательные: умеют находить нужную информацию в тексте, наблюдать и делать выводы; находят закономерности, отвечают на вопросы учителя и задают их сами,  понимать читаемый текст  и уметь делать его критический анализ.

Коммуникативные: умеют оформлять свою мысль в устой и письменной речи, устно дают полный ответ на вопрос, сотрудничают в решении проблемы, умеют договариваться, уступать, находить общее решение при работе в парах, в группе.

Этапы урока 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя

- Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня  активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

 Приветствие учащихся.

II. Актуализация знаний

-Прочитайте предложения под I и II (на слайде).

I.На столе лежали учебники. Птицы улетели на юг.

II. А.С.Пушкин – известный писатель. Он автор замечательных произведений.

- Какие предложения можно назвать текстом?

 Почему? Вспомним основные признаки текста.

 -О чем мы сегодня будем говорить?

Ответы учащихся.

III. Целеполагание /

Постановка учебной задачи

Вопрос учителя: 

На слайде записана тема урока. «Смысловое чтение текста.  Работа с текстом». Какое ключевое слово в сегодняшней теме урока.

- Как  вы  думаете,  какой  будет  цель нашего  урока?  

Ответы учащихся:

Текст.

развить навыки вдумчивой  работы по анализу  текста.

 

IV. Открытие нового знания

Начинается работа с текстом.

 1 этап. На слайде представлены высказывания известных  людей.

1.«То, что он был с нами в 20-м веке, в то, что он пережил самые  тяжёлые, трагические моменты истории, это нас поддерживало, спасало, может быть, мы и сами этого не понимали» 

 писатель Алексей Варламов.

2. «В чём причина необычайной притягательности этого человека? Четыре десятилетия едва ли не  каждое его слово вызывает  бешеное неприятие  и едва ли  благоговение, поучает, будоражит, провоцирует на спор»    Лев Лосев.

Вопрос учителя: 

О каком знаменитом  писателе идет речь? Портрет его вам поможет ответить на вопрос  (на слайде)

Все сведения об этом писателе заносим в кластер.

 Работа с кластером «А.И. Солженицын» (на доске схематично).

Проверка по группам.

А.И. Солженицын.

Учащиеся начинают работу с кластером. (Все, что знают об этом писателе).

Заполнение маршрутных листов.

 Работа в группах.

V. Первичное осмысление и закрепление

 2 этап. Прием  «Верные - неверные утверждения».

Работа с листочками. На них представлены 5 утверждений о Солженицыне. Согласны вы с ними или нет. Обсудите в группах. Поставьте значки напротив предложений:  + правда, - неправда,                  ? – не уверен. Свою оценку вы строите на имеющихся у вас представлениях о писателе.

Проверка по группам. Таблицу на доске заполняет учитель (ответы учеников)

3 этап. Чтение и работа с публицистическим текстом (биографией). Проверка своих предположений.  

Вернемся к началу урока.

Докажем, что перед нами текст.

Ответы учащихся

( один ученик каждой группы отвечает)

Сверка ответов.

Ответы учащихся

VI. Применение новых знаний

4 этап. Доработка  кластера « А.И.Солженицын».

Проверка по группам.

Учащиеся дополняют кластер информацией из текста. Ответы учащихся.

VI. Итог урока. Домашнее задание.

Написать эссе «А. Солженицын был поистине русским писателем…»

VII. Рефлексия.

Создать синквейн  «А.И.Солженицын»

 Составление синквейна.

   

  Приложение 1.

 «Верные – неверные утверждения»

Вопрос

Правда

 Нет

Не уверен

1

Юноша вступил в комсомол, активно участвовал в общественной жизни, играл в любительских спектаклях, учился в 2-х институтах.

2

После окончания офицерского училища (с конца 1942г.) по 1945 он командует на фронте батареей, награждён орденами и медалями.

3.

С 1976 по 2000 г. он живёт в Америке в штате Вермонт.

   

  Приложение 2.

      Александр Исаевич Солженицын родился  в 1918 г. в обеспеченной и образованной крестьянской семье в г. Кисловодске. Воспитывала будущего писателя мать  (отец был ранен на охоте и умер через 6 месяцев после рождения сына). Судьба А. Солженицына напоминает житие основоположника русского  раскола протопопа Аввакума, одного из самых любимых Солженицыным персонажей русской истории.

     Как и в житиях, биография писателя уже в детстве соединила в себе необычные события с повседневными мирскими делами. На всю жизнь запомнил А. Солженицын посещения с матерью церкви. Запомнились ему и длинные очереди женщин к тюрьмам НКВД в Ростове-на-Дону, куда переехали Солженицыны. С другой стороны, юноша вступил в комсомол, активно участвовал в общественной жизни, играл в любительских спектаклях, учился в 2-х институтах (физико-математический  факультет Ростовского университета, затем заочно в Московском институте философии и литературы), мечтает стать писателем. Будто по закону жития судьба посылает ему  два испытания. Сначала была война. В октябре  1941 г. его призвали в армию. После окончания офицерского училища (с конца 1942г.) по 1945 он командует на фронте батареей, награждён орденами и медалями. Именно в это время он начинает осознавать, что живёт слишком бездумной жизнью, упоён офицерской властью, желанием командовать. В письмах к другу он делится раздумьями об истории революции, о своих сомнениях о Сталине. В феврале 1945г. арестовывают их обоих. А. Солженицын  получил 8 лет исправительно-трудовых лагерей, 5 из которых провёл в лагерях Подмосковья и Москвы, а последние 3 года – в Средней Азии. Затем был сослан на вечное поселение в Казахстан. Однако через 3 года последовала реабилитация. В 1955г. А. Солженицын узнаёт, что у него рак и что жить ему осталось несколько месяцев. Он лечится в Ташкенте в онкологической лечебнице, и вновь, как в житии, происходит чудо. Рак отступает. Впоследствии А. Солженицын признаётся друзьям, что в нём живёт уверенность: вся последующая жизнь дарована ему свыше, и пока он пишет – у него отсрочка. Так рождается из-под пера А. Солженицына  и чудом пробиваются к читателю «Один день Ивана Денисовича»(1962), «В круге первом»(1968,1978), «Архипелаг ГУЛАГ»(1973-1980)

       Параллельно с книгами о ГУЛАГЕ А. Солженицын создаёт ряд произведений о смысле бытия, о человеческой ответственности, о добре и зле («Матрёнин двор», «Случай на станции Кречеткова»), о жизни и смерти («Раковый корпус»)

       Лишь немногие из названных произведений появились в советской печати. Большинство текстов публиковалось на Западе, а в СССР они распространялись тайно, переписанные от руки, они читались ночью. Всё это не могло не раздражать власти. В 1969 г. А. Солженицына  исключили из Союза писателей. В 1970г. А. Солженицыну  была присуждена Нобелевская премия. В 1974г. после ожесточенной компании против А. Солженицына  в печати писатель арестован, заключён в Лефортовскую тюрьму, лишён советского гражданства и выслан в Западную Германию.

          С 1976 по 1994г. он живёт в Америке в штате Вермонт, сама природа которого близка русской. Отказывая себе во многом, работая по 10-12 часов в сутки, создаёт многотомный роман «Красное колесо», в котором ищет ответ на вопрос: «Что стало истоком того скорбного пути, по которому пришлось пройти России в последующие 70 лет».

       В мае 1994 года писатель вернулся на Родину; среди его новых работ  «Русский вопрос к концу 20 века», рассказы, публицистика. Весной 1998 года он завершил  книгу «Россия в обвале», продолжение «Телёнка»- «Угодило зёрнышко промеж двух жерновов: очерки изгнания» с сентября 1998 года  печатает журнал  «Новый мир». В 2001 году  в свет вышла первая часть  исторического исследования «Двести лет вместе»

   Пытаясь повлиять  на современную российскую политику, встречался с  президентом Б.Н.Ельциным(1994) и президентом В.В.Путиным(2000).

     В ночь с 3 на 4 августа 2008 года  не стало А.И.Солженицына.  Он скончался в Москве. В последнее время он сильно болел, однако продолжал работать      над полным собранием своих произведений.

    Возвращение в недавнем прошлом  из литературного небытия имени Александра Исаевича Солженицына, писателя, публициста, гражданина, лауреата   Нобелевской премии в области литературы на устах у  всех россиян, его произведения  читаются и перечитываются, экранизируются, обсуждаются  на уроках.   Историю  переписать нельзя. А знать её надо. И поможет нам  в этом писатель А.И.Солженицын.

    Александр Солженицын – из особой породы людей. Это  человек, стремящийся переустроить жизнь. Его  жизнь его борьба с государственной  машиной,  его творчество-подвиг.

Приложение 3.

        

Составьте  синквейн  «А.И.Солженицын»

1 строка (тема) – сущ. _____________________________

2 строка (описание темы) – 3 прил., или сущ._______________________________

3 строка (действие) – 3 глагола___________________________________________

4 строка (идея) – ваше отношения к теме (см. 1 строку)______________________

5 строка (тема) – новое звучание темы____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ (НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»(текст+презентация)

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»...

Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии путем использования смыслового чтения текста.

Данный методический материал заслушивался и был одобрен на районном заседании методического обьединения учителей биологии в 2014 году.Он дает краткий обзор по использованию технологии "Развития критич...

Прием смыслового чтения текста. Варианты используемых текстов на уроках экологии в 10 - 11 классах.

Предлагаю ознакомиться с несколькими вариантами текстов по курсу экологии в 10-11 классах, учителям работающим в технологии РКМЧП....

Чтение текстов на уроках и во внеурочное время.

          Считаю, что актуальной задачей в школе является формирование у ребёнка отношения к чтению. Оно способствует развитию грамотности у подрастающего поколения. Но...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПО ТЕМЕ «BEI GABI ZU HAUSE.” «Чтение текстов с полным пониманием. Активизация лексических навыков»

Данная  разработка  может  быть  интересна  тем, что  во  время  урока  ребятам  предлагается выполнить   творческую  работу: представить ...

Открытый урок по теме " Чтение текста "Лохнесское чудовище" с привлечением дополнительной информации"

Урок разработан на базе УМК: “Rainbow” – 6 класс авторы Афанасьева О.В.,  Михеева И.В., Баранова К.М., издательство Москва «Дрофа» 2013 год....

Английский язык. Тренажёр по чтению для учащихся 2 класса (фрагмент блока 3: чтение текстов)

Во втором классе необходимо читать много и в различных комбинациях, чтобы навык чтения прочно сформировался. Тренажёр по чтению - необходимый компонент в инструментарии учителя английского языка. Данн...