Чтение текстов на уроках и во внеурочное время.
статья по английскому языку (5 класс) на тему
Считаю, что актуальной задачей в школе является формирование у ребёнка отношения к чтению. Оно способствует развитию грамотности у подрастающего поколения. Но для этого ребёнка необходимо научить читать, т.к. читая, он учится на примерах героев книг не только решать жизненные проблемы, но и грамотности.
Мы знаем, что чтение широко используется в познавательных и эстетических целях. Извлечение информации из текста через чтение также служит осуществлению различных видов деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pichugina_i.v._statya._doc.docx | 37.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтение текстов на уроках и во внеурочное время.
Пичугина И.В.,
учитель английского языка МБОУ СОШ №2 г. Петровска
Саратовской области.
Считаю, что актуальной задачей в школе является формирование у ребёнка отношения к чтению. Оно способствует развитию грамотности у подрастающего поколения. Но для этого ребёнка необходимо научить читать, т.к. читая, он учится на примерах героев книг не только решать жизненные проблемы, но и грамотности.
Мы знаем, что чтение широко используется в познавательных и эстетических целях. Извлечение информации из текста через чтение также служит осуществлению различных видов деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте.
Чтение, как в русском, так и иностранном языке - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, доступности и важности, т.к. именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма. Чтение связано с письмом, т.к. и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать их во взаимосвязи. Основной задачей работы с текстом является также совершенствование навыков чтения и понимания содержания английских текстов, расширение словарного запаса, развитие разговорных навыков.
В плане формирования грамматических навыков чтения ставится задача увеличить количество легко распознаваемых грамматических явлений.
При работе с текстом на уроках английского языка и во внеурочное время мы учимся анализировать прочитанное, что является необходимым компонентом обучения, так как в настоящее время учащиеся должны писать сочинение по литературе, перед тем как сдать ЕГЭ и выпускники, выбравшие для сдачи иностранный язык – написать письмо и эссе на английском языке.
Существует несколько видов анализа текста на иностранном языке:
- лингвистический анализ текста - вид языкового анализа, направленного на выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно тематическое и эстетическое содержание литературно художественного произведения
- лексический анализ текста помогает не только выявить основную тему текста, но и точно определить его стиль, жанр и происхождение;
- синтаксический анализ текста (средства связности) и т.д.
Анализ текста помогает учащимся подготовиться к экзамену по английскому языку в разделе написания эссе и письма. На уроках английского языка и во внеурочное время уже в начальной школе мы учимся работать с текстами различного жанра; художественными, научно-популярными, текстами из газет и журналов и т.д.
Так, согласно обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, в процессе обучения чтению учащиеся к концу 11-ого класса должны овладеть следующими умениями:
- умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;
- умение найти в тексте необходимую информацию;
- умение полно и точно понять сообщаемую в тексте информацию;
- умение применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста (задания на восстановление текста).
Существует много приёмов работы с текстами. Одним из таковых является методика использования технологии обучения в сотрудничестве при работе над текстами.
Вот один из примеров работы с текстом на уроке. Перед началом работы я знакомлю детей с порядком работы в группах с помощью своеобразной памятки.
Памятка.
1. Вы работаете в группе! Помните, что успех группы в целом зависит от успеха каждого! Не забывайте оказывать помощь друг другу, делайте это тактично и терпеливо!
2. Помните, что навыки иноязычного общения совершенствуются только в общении. Будьте активны сами и внимательны к другим.
3. Не забывайте включать в свои высказывания лексико-грамматический материал, усвоенный вами ранее, а также старайтесь активно использовать новый.
4. Пользуйтесь словарем и справочным материалом по мере необходимости, но и не забывайте о языковой догадке.
5. В случае серьёзных затруднений обратитесь к учителю;
6. Если ваша группа работает над текстом для совершенствования умений говорения, то дальнейшую работу выполняйте в таком порядке:
а) индивидуально прочтите текст и обсудите его содержание в группе;
б) выберите предложения, передающие основное содержание текста;
в) ознакомьтесь с речевой задачей и схемой ожидаемого высказывания, выберите предложения из текста для заполнения схемы, внесите в них необходимые изменения, сокращения, дополнения и т.д.;
г) составьте пересказ прочитанного текста, опираясь на схему;
д) перескажите текст для участников своей группы для его оценки или в другой группе, как текст для аудирования;
е) при оценивании высказывания или пересказа текста принимаются во внимание: логичность, достаточность, завершенность высказывания, наличие точки зрения говорящего, наличие структур с новым лексико-грамматическим материалом, а также наличие ошибок и их характер. Оценивая друг друга, не забывайте быть тактичными и доброжелательными!
7. Если вам предстоит познакомить членов своей или другой группы с тем, что вы узнали, и проверить степень понимания сообщенной вами информации, то следуйте следующим рекомендациям:
– определите для себя порядок высказываний, они должны быть логичны и лаконичны;
–сообщите, о чём будет ваш рассказ:
“My story is about…” (Мой рассказ о……)
“I’d like to tell you about…” (Мне хотелось бы рассказать о….)
– предупредите членов группы, что после прослушивания вы проверите, как ни поняли ваш рассказ:
“Listen to my story attentively. Then you’ll answer my questions/do a test.”
– во время рассказа следите за своей речью, говорите чётко, в нормальном темпе. Если вы не уверены в правильности произнесения отдельных слов, предварительно проконсультируйтесь с учителем;
– после окончания рассказа проконтролируйте, как вас поняли. Это могут быть вопросы или тест типа “True – False” (правильно - неправильно);
– проверьте результаты тестового задания и отметьте в листе контроля.
8. Помните, что всё общение внутри и между группами должно вестись на иностранном языке. Такую памятку я рекомендую моим учащимся использовать и при подготовке каких-либо мероприятий на английском языке.
Таким образом, чтение текстов как на уроке, так и во внеурочной деятельности играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранного и русского языков. Чтение текстов на иностранном и русском языках в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков и, конечно, способствует развитию грамотности у детей.
Кроме того, нельзя отрицать и воспитательный характер чтения: чтение повышает культуру человека, заставляя его задуматься над различными проблемами и аспектами нашей жизни. Как говорил Рей Брэдбери: «Не обязательно сжигать книги, чтобы разрушить культуру. Достаточно заставить людей прекратить читать».
- Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью: учебное пособие.- М.: Просвещение.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.– М.: АРКТИ
- Радкин К.А. Чтение на английском языке: учебное пособие.- М.: Дрофа, 2004, 241 с.
- Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Мн., Высшая школа, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время".
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время....
"Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"
Данная работа посвящается обобщению профессионального опыта работы. Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формир...
Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения».
Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения»....
Способы мотивации учащихся к чтению текстов на уроках английского языка
Сейчас актуальность проблемы чтения в образовательных учреждениях стоит очень остро. Грамотность чтения среди российских школьников упала и продолжает падать за последние годы. В данной статье п...
Внеурочная деятельность по английскому языку. Проектная деятельность. Патриотическое воспитание обучающихся на уроках и во внеурочное время.
В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г. и в Федеральной программе «Культура России» на 2012-2016 г. поставлена задача повышения социальной эффективно...
Применение коллективного способа обучения при чтении текстов на уроках английского языка как второго иностранного
В статье "Применение коллективного способа обучения при чтении текстов на уроках английского языка как второго иностранного" предлагается алгоритм проведения учебного занятия по обучен...
Пути повышения качества обучения английскому языку на уроках и во внеурочное время. План-конспект открытого урока.
Урок проводился как итог проверки домашнего летнего чтения книги Артемия Погорельского "Черная курица". Я использовала пособие The Creative Teacher, которое позволило обобщить материал...