Чтение текстов на уроках и во внеурочное время.
статья по английскому языку (5 класс) на тему

Пичугина Ирина Васильевна

            Считаю, что актуальной задачей в школе является формирование у ребёнка отношения к чтению. Оно способствует развитию грамотности у подрастающего поколения. Но для этого ребёнка необходимо научить читать, т.к. читая, он учится на примерах героев книг не только решать жизненные проблемы, но и грамотности.

    Мы знаем, что чтение широко используется в познавательных и эстетических целях. Извлечение информации из текста через чтение также служит осуществлению различных видов деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pichugina_i.v._statya._doc.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение текстов на уроках и во внеурочное время.

Пичугина И.В.,

учитель английского  языка МБОУ СОШ №2  г. Петровска

Саратовской области.

            Считаю, что актуальной задачей в школе является формирование у ребёнка отношения к чтению. Оно способствует развитию грамотности у подрастающего поколения. Но для этого ребёнка необходимо научить читать, т.к. читая, он учится на примерах героев книг не только решать жизненные проблемы, но и грамотности.

    Мы знаем, что чтение широко используется в познавательных и эстетических целях. Извлечение информации из текста через чтение также служит осуществлению различных видов деятельности, мотивом которой является удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте.

        Чтение,  как в русском, так и иностранном языке - это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения. Оно занимает одно из главных мест по использованию, доступности и важности, т.к. именно на основе навыков чтения происходит и развитие навыков говорения и письма. Чтение связано с письмом, т.к. и чтение, и письмо пользуются одной графической системой языка. При обучении иностранным языкам это необходимо учитывать и развивать их во взаимосвязи. Основной задачей работы с текстом является также совершенствование навыков чтения и понимания содержания английских текстов, расширение словарного запаса, развитие разговорных навыков.

В плане формирования грамматических навыков чтения ставится задача увеличить количество легко распознаваемых грамматических явлений.

    При работе с текстом на уроках английского языка и во внеурочное время мы учимся анализировать прочитанное, что является необходимым компонентом обучения, так как в настоящее время учащиеся должны писать сочинение по литературе, перед тем как сдать ЕГЭ и выпускники, выбравшие для сдачи иностранный язык – написать письмо и эссе на английском языке.

 Существует несколько видов анализа текста на иностранном языке:

  1.  лингвистический анализ текста - вид языкового анализа, направленного на выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно тематическое и эстетическое содержание литературно художественного произведения
  2. лексический анализ текста помогает не только выявить основную тему текста, но и точно определить его стиль, жанр и происхождение;
  3. синтаксический анализ текста (средства связности) и т.д.

      Анализ текста помогает учащимся подготовиться к экзамену по английскому языку в разделе написания эссе и письма. На уроках английского языка и во внеурочное время уже в начальной школе  мы учимся работать с текстами различного жанра; художественными, научно-популярными, текстами из газет и журналов и т.д.

     Так, согласно обязательному минимуму содержания среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, в процессе обучения чтению учащиеся к концу 11-ого класса должны овладеть следующими умениями:

- умение понять общее содержание и основные факты, о которых сообщается в тексте;

- умение найти в тексте необходимую информацию;

- умение полно и точно понять сообщаемую в тексте информацию;

- умение применять знания о структуре и функциях языка при анализе текста (задания на восстановление текста).

   Существует много приёмов работы с текстами. Одним из таковых является методика использования технологии обучения в сотрудничестве при работе над текстами.

   Вот один из примеров работы с текстом на уроке. Перед началом работы я знакомлю детей с порядком работы в группах с помощью своеобразной памятки.

Памятка.

1. Вы работаете в группе! Помните, что успех группы в целом зависит от успеха каждого! Не забывайте оказывать помощь друг другу, делайте это тактично и терпеливо!

2. Помните, что навыки иноязычного общения совершенствуются только в общении. Будьте активны сами и внимательны к другим.

3. Не забывайте включать в свои высказывания лексико-грамматический материал, усвоенный вами ранее, а также старайтесь активно использовать новый.

4. Пользуйтесь словарем и справочным материалом по мере необходимости, но и не забывайте о языковой догадке.

5. В случае серьёзных затруднений обратитесь к учителю;

6. Если ваша группа работает над текстом для совершенствования умений говорения, то дальнейшую работу выполняйте в таком порядке:

а) индивидуально прочтите текст и обсудите его содержание в группе;

б) выберите предложения, передающие основное содержание текста;

в) ознакомьтесь с речевой задачей и схемой ожидаемого высказывания, выберите предложения из текста для заполнения схемы, внесите в них необходимые изменения, сокращения, дополнения и т.д.;

г) составьте пересказ прочитанного текста, опираясь на схему;

д) перескажите текст для участников своей группы для его оценки или в другой группе, как текст для аудирования;

е) при оценивании высказывания или пересказа текста принимаются во внимание: логичность, достаточность, завершенность высказывания, наличие точки зрения говорящего, наличие структур с новым лексико-грамматическим материалом, а также наличие ошибок и их характер. Оценивая друг друга, не забывайте быть тактичными и доброжелательными!

7. Если вам предстоит познакомить членов своей или другой группы с тем, что вы узнали, и проверить степень понимания сообщенной вами информации, то следуйте следующим рекомендациям:

– определите для себя порядок высказываний, они должны быть логичны и лаконичны;

–сообщите, о чём будет ваш рассказ:

“My story is about…” (Мой рассказ о……)

“I’d like to tell you about…” (Мне хотелось бы рассказать о….)

– предупредите членов группы, что после прослушивания вы проверите, как ни поняли ваш рассказ:

“Listen to my story attentively. Then you’ll answer my questions/do a test.”

– во время рассказа следите за своей речью, говорите чётко, в нормальном темпе. Если вы не уверены в правильности произнесения отдельных слов, предварительно проконсультируйтесь с учителем;

– после окончания рассказа проконтролируйте, как вас поняли. Это могут быть вопросы или тест типа “True – False” (правильно - неправильно);

– проверьте результаты тестового задания и отметьте в листе контроля.

8. Помните, что всё общение внутри и между группами должно вестись на иностранном языке. Такую памятку я рекомендую моим учащимся использовать и при подготовке каких-либо мероприятий на английском языке.    

     Таким образом, чтение текстов как на уроке, так и во внеурочной деятельности играет одну из важнейших ролей в процессе обучения иностранного и русского языков. Чтение текстов на иностранном и русском языках  в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков и, конечно, способствует развитию грамотности у детей.

        Кроме того, нельзя отрицать и воспитательный характер чтения: чтение повышает культуру человека, заставляя его задуматься над различными проблемами и аспектами нашей жизни. Как говорил Рей Брэдбери: «Не обязательно сжигать книги, чтобы разрушить культуру. Достаточно заставить людей прекратить читать».

Библиографический список.

  1. Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью: учебное  пособие.- М.: Просвещение.
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.– М.: АРКТИ
  3. Радкин К.А. Чтение на английском языке: учебное пособие.- М.: Дрофа, 2004, 241 с.
  4. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Мн., Высшая школа, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время".

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время....

"Гражданско-патриотическое воспитание на уроках и во внеурочное время"

               Данная работа посвящается обобщению профессионального опыта работы.  Сущность опыта состоит в выработке системы работы по формир...

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения».

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения»....

Способы мотивации учащихся к чтению текстов на уроках английского языка

Сейчас актуальность проблемы чтения в образовательных учреждениях стоит очень остро.  Грамотность чтения среди российских школьников упала и продолжает падать за последние годы. В данной статье п...

Внеурочная деятельность по английскому языку. Проектная деятельность. Патриотическое воспитание обучающихся на уроках и во внеурочное время.

В Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации до 2025 г. и в Федеральной программе «Культура России» на 2012-2016 г. поставлена задача повышения социальной эффективно...

Применение коллективного способа обучения при чтении текстов на уроках английского языка как второго иностранного

В статье "Применение коллективного способа обучения при чтении текстов на уроках английского языка как второго иностранного" предлагается алгоритм проведения учебного занятия по обучен...

Пути повышения качества обучения английскому языку на уроках и во внеурочное время. План-конспект открытого урока.

Урок проводился как итог проверки домашнего летнего чтения книги Артемия Погорельского "Черная курица". Я использовала пособие  The Creative Teacher, которое позволило обобщить материал...