Тайна слова Валентина Распутина
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Солдатова Дарья Юрьевна

Тайна слова Валентина Распутина.

По произведению В.Г.Распутина «Век живи – век люби».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan.doc111.5 КБ
Файл valentin_grigorevich_rasputin.docx14.78 КБ
Файл tayga.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

составила Солдатова Дарья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ гимназии № 7 г. Лыткарино Московской области

Класс: 5

Предмет: литература

Учебник: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / авт.-состав. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. 328 с. – (ФГОС. Инновационная школа).

Название раздела, темы: Писатели XX века о родной природе.  

Тема мероприятия:  Тайна слова Валентина Распутина

Цели урока:  выявить художественные особенности и идею произведения; формировать навыки выразительного чтения,  лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом; воспитывать любовь к родине и родной природе.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с художественными особенностями и идеей произведения В.Г.Распутина «Век живи – век люби»,  способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков. На примере описания природы в рассказе «Век живи – век люби» воспитывать у детей чувство любви к природе и через раскрытие внутреннего мира героя развивать патриотическое отношение к Родине.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Литература: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2 / авт.-состав. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. 328 с. – (ФГОС. Инновационная школа).

Межпредметные связи:  география, биология.

               Ресурсы сети Интернет:

  1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
  2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
  3. Издательство «1 сентября» http://festival.1september.ru

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации к учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Отгадайте, какое слово зашибровано в этом сихотворении:

Вдыхаю жизни аромат,
Естественный и сердцу милый,
Сбежав от грязных автострад,
Наедине с природной силой
Аккорды леса прозвучат.

Кстати, как называется такое стихотворение? (Акростих)

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

1.Сквозной элемент урока

Индивидуальная работа, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Артикуляционная гимнастика.

Чтение стихотворения Александра Балтина:

С длинных игл кедровника дробинки

 Росные прошили мох седой.

Лиственницы кисточки - картинки

 Густоты таёжной, шаровой.

  

 И синеют каменные глыбы,

 Устремляясь в вековую высь.

 И всей мощью зелени изгибы

 Над землей таежной поднялись.

+ Букет из хвойных веток

Подготовка речевого аппарата к говорению

2.Мотивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор оснований и критериев для сравнения и классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные УУД:   основы гражданской идентичности путём знакомства с природными зонами  России.

регулятивные УУД: целеполагание

 Проблемный вопрос:

О чем говорится в стихотворении? Какие картины рисует нам автор своим словом? Какие чувства возникают при прочтении этого ситихотворения?

Дайте определение географическому термину тайга.

Анализ, сопоставление.

Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.

3.Формулировка темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный метод, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Виртуальная экскурсия.

Видеоряд пейзажа тайги.

Проблемный вопрос: Какие чувства возникли у вас при просмотре данного видеоряда? Попробуйте на основе ваших самонаблюдений сформулировать тему нашего урока.

Красота тайги – какими средствами автор рассказа «Век живи – век люби» передает нам, читателям, эту таинственную красоту тайги?

Целеполагание.

Сформулируйте тему нашего урока.

Формулировка предполагаемую тему занятия; составление плана деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

Запись в тетрадь темы урока.

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

1.Выборочная проверка домашнего задания

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения.

личностные УУД: смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение? »; ценностное отношение к человеку.

регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата.

Блиц-опрос по биографической статье о В.Г. Распутине.

  1. Где родился будущий писатель и какой семье?
  2. С какими трудностями он столкнулся, чтобы учиться в школе?
  3. Какой институт закончил Распутин?
  4. Когда и как начинается литературная деятельность Распутина?
  5. Какой символический момент заложен в дате смерти писателя?

Каждая группа вытягивает по вопросу на бумаге.

Ответы на вопросы.

2. Работа с литературоведческими понятиями.

На прошлых уроках мы вспоминали изобразительно-выразительные средства языка.

Дайте верные определения литературоведческим терминам, распределив их в соответствующие колонки.

Групповая работа. 

Каждая группа должна верно распределить литературоведческие термины. Оценивается правильность и скорость выполнения задания. Коллективная проверка.

3.Мини-исследование в группе.

Перед вами подборка словосочетаний и предложений из текста рассказа В.Г. Распутина. Назовите использованные автором изобразительные приемы.

Исследовательская работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

  1. Физ. минутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие.

Музыкальная заставка пения лесных птиц.

Закрываем глаза и потягиваемся, тянем руки вверх.

Выполняем упражнение «Черепаха»: наклоны головы вперед-назад. 
«Маятник»: наклоны головы вправо-влево. 
«Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси. 
«Сова»: поворот головы вправо-влево. 
«Весы»: левое плечо вверх, правое вниз.

Повторяем потягивание.

Выполнение физических упражнений.

Этап 4. Практикум. Аналитическая работа  с текстом

Работа с текстом басни.

Проблемный и поисковый метод, метод групповой организации учащихся

личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью выявления общих законов; анализ, умение доказывать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Перед вами отрывки из текста рассказа.  Найдите в них слова, созданные самим Распутиным. Автор – это Творец Слова, Творец целого мира и целой вселенной.

Найдите слова, созданные самим Распутиным, попытайтесь определить их значение и частиречную принадлежность.

Нахождение и анализ авторских неологизмов.

1. Просмотр видеозаписи выразительного чтения ученика.

Беседа о просмотренном.

-Понравилось ли вам чтение учеником басни Крылова?

 - Подтвердилось ли ваше предположение о характере героев?

- Как чтец голосом передал характерные черты персонажей басни?

— Какое явление жизни аллегорически описывает басня?
   — В каких ситуациях эта басня может служить уроком?

Смотрят видеозапись. Делятся впечатлением.

Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.

2.Словарная работа

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта

Групповая работа.

В группе выпишите  10  непонятных слов.

Группы обменяйтесь листочками и обсудите значение данных слов.

Коллективная проверка.

3.Выразительное чтение учащимися.

Чтение по ролям басни

Подготовка к чтению. Чтение.

4. Словесное рисование.

Метод словесного рисования

-Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали?

Словесное рисование.

Самостоятельное создание микротекста на заданную тему

5. Знакомство с иллюстрациями басни Крылова

Наглядный, частично-поисковый

Какая иллюстрация вам больше понравилась, почему?

— Как изображены персонажи басни на иллюстрации Е. Рачева? Какой намек содержит такое изображение?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

6. Просмотр  рисованного мультфильма. (Басню читает Лев Дуров).

Наглядный, проблемный

-Изменилось ли ваше восприятие басни?

-Чье прочтение басни вам показалось более интересным? Почему?

Дают развёрнутый ответ на вопросы.

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Групповая работа. Самостоятельный анализ басни.

Работа в группах и   выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор

регулятивные УУД : адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников и адекватно использовать речь.

познавательные УУД: осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные  УУД: строить монологические высказывания; проявлять активность в решении познавательных задач

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Групповая работа.

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Самостоятельный анализ басни.

1 Задание.

 1 группа.

1.- Почему И. Крылов начал басню «Волк и Ягненок» с морали?

2.-Над какими пороками человека смеется автор

3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Докажите или дайте опровержение данной мысли

2 группа.

1.- Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Волка и Ягненка?

2.-Какие глаголы характеризуют главных героев?

3.- Язык персонажей басни И. Крылова  подводит к выводу об их характерах. Докажите эту мысль, ссылаясь на текст произведений.

3 группа.

1.-В басне „Волк и Ягненок“ два героя. Что можно сказать о них? Можно ли сказать, что Ягненок так испугался, что онемел от страха?

2.-Как же ведет себя Волк? Только ли грубо и злобно?

3.-Почему баснописец говорит, что „у сильного всегда бессильный виноват“...

(Эта басня — горькая правда о несправедливых порядках. Правда на стороне Ягненка, но он беззащитен, за Волком сила).

Афиширование.

 2 задание. Составление сравнительной таблицы

Сопоставление басни Лафонтена и Крылова.

Афиширование.

Этап 6. Подведение итогов урока

1.Обобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов.  Выполняет роль консультанта.

Самостоятельное написание сиквейна на басню «Волк и ягненок»: Волк. Ягненок.

Афиширование результатов.

2.Самооценка

Самоанализ

Анализ работы учащихся.

Самооценка работы на уроке.

3.Домашнее задание

Словесный, наглядный

Дифференцированное  домашнее задание.

1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Волк и ягненок»

2. Инсценировка басни (чтение наизусть).

Записывают

задания в дневники.

4.Рефлексия

Метод контроля,

познавательно-рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя?

Итоговый комментарий.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Экран успеха»



Предварительный просмотр:

Валентин Григорьевич Распутин (15 марта 1937 – 14 марта 2015)

      Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. Мать — Нина Ивановна Распутина, отец — Григорий Никитич Распутин. С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района, которая, как и старая Усть-Уда, впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973).  После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

     В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

     Жил и работал в ИркутскеКрасноярске и Москве.

     Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия (по иркутскому времени было уже 15 марта, поэтому земляки писателя считают, что он скончался в день рождения)

……………………………………………………………………………………………………………..

Валентин Григорьевич Распутин (15 марта 1937 – 14 марта 2015)

      Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. Мать — Нина Ивановна Распутина, отец — Григорий Никитич Распутин. С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района, которая, как и старая Усть-Уда, впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973).  После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

     В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

     Жил и работал в ИркутскеКрасноярске и Москве.

     Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия (по иркутскому времени было уже 15 марта, поэтому земляки писателя считают, что он скончался в день рождения)

……………………………………………………………………………………………………………..

Валентин Григорьевич Распутин (15 марта 1937 – 14 марта 2015)

      Родился 15 марта 1937 года в селе Усть-Уда Восточно-Сибирской (ныне Иркутской) области в крестьянской семье. Мать — Нина Ивановна Распутина, отец — Григорий Никитич Распутин. С двух лет жил в деревне Аталанке Усть-Удинского района, которая, как и старая Усть-Уда, впоследствии попала в зону затопления после строительства Братской ГЭС. Окончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского», 1973).  После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

     В 1979 году вошёл в редакционную коллегию книжной серии «Литературные памятники Сибири» Восточно-Сибирского книжного издательства. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

     Жил и работал в ИркутскеКрасноярске и Москве.

     Умер 14 марта 2015 года, за 4 часа до своего 78-летия (по иркутскому времени было уже 15 марта, поэтому земляки писателя считают, что он скончался в день рождения)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отгадайте, какое слово зашифровано в этом стихотворении : В дыхаю жизни аромат, Е стественный и сердцу милый, С бежав от грязных автострад. Н аедине с природной силой А ккорды леса прозвучат.

Слайд 2

С длинных игл кедровника дробинки Росные прошили мох седой. Лиственницы кисточки - картинки Густоты таёжной, шаровой. И синеют каменные глыбы, Устремляясь в вековую высь. И всей мощью зелени изгибы Над землей таежной поднялись. Александр Балтин

Слайд 11

ТЕМА НАШЕГО УРОКА: «ТАЙНА СЛОВА В.Г. РАСПУТИНА»

Слайд 12

Блиц-опрос по биографической статье о В.Г. Распутине 1. Где родился будущий писатель? В какой семье? 2. С какими трудностями он столкнулся при учебе в школе? 3. Какой институт закончил Распутин? 4. Когда и как начинается литературная деятельность Распутина? 5. Какой символический момент заложен в дате смерти писателя?

Слайд 13

Изобразительно-выразительные средства языка 1 группа Тьма упала — хоть ножом режь Сплошным шумом шумел там дождь Он то примолкал ненадолго, то припускал сильней Сильней тогда начинал шипеть костер Костер , принимавшийся поддувно и сердито завывать Исполинская тьма Тьма , поднимавшаяся до неизвестно какой бесконечности Жалок , беспомощен и игрушечен казался костер Молчаливую тайную жизнь Дождь опять стал примолкать

Слайд 14

Изобразительно-выразительные средства языка 2 группа Костер, принимавшийся завывать Во вздымающемся воздухе Дождь висел над костром парящим бусом Тьма вздохнула печально Исполински-глубокой , затаенной тоски Отшатнулся и тут же подался вперед Приятное тепло разлилось по его телу Непереносимо-сладкая боль Словно что-то вошло в него и что-то из него вышло

Слайд 15

Изобразительно-выразительные средства языка 3 группа Солнце выбралось из-за туч показать, что оно живо-здорово Взрывчато, звездчато взблескивали погибающие капли воды Беспросветная, бесконечная тьма Слабый дымок редкой и тонкой прядью уходил прямо вверх Пока солнце подберет мокроту Умиротворенно и грустно затихал костер Дурманяще и терпко пахла лесная земля Приятное тепло сплошной мягкой волной разлилось по его телу

Слайд 16

Изобразительно-выразительные средства языка 4 группа Дурноголосо закричала кедровка Саня сладостно вздохнул Бесконечная, яростная благодать мира Нечеловечески сильного и огромного чувства День раздвинулся шире Тесный и серый мир Светозарное могучее течение Пила и не могла напиться и насытиться солнцем земля Первобытное раздолье Раздолье без конца и без края

Слайд 17

Изобразительно-выразительные средства языка 5 группа Откуда волнами уплывали вдали леса Слабой, усыпленной, завороженной и отрывистой мыслью думал Распахнувшегося во всех своей благодати и мощи заглавного дня День велик и ничему не подвластен Выбеливалась низина Молчаливая тайная жизнь Костер выстреливал угольками Возвеченный зов

Слайд 18

«Таёжные» слова и слова, созданные самим автором Это была первая Санина ночь в тайге — и какая ночь! — точно взявшаяся показать ему один из своих могучих пределов. Тьма упала — хоть ножом режь, в ней не видно было ни неба за кругом костра, ни сторон, сплошным шумом шумел там дождь. Он то примолкал ненадолго, то припускал сильней, и сильней тогда начинал шипеть костер, сопротивлявшийся воде, с досадой выстреливая вверх угольками и принимающийся время от времени для острастки поддувно и сердито завывать. Но огонь горел хорошо, Митяй перед тем, как окончательно укладываться, навалил на костер, положив их рядом, две сухие лесины, которых должно было хватить надолго. Возле горы лежала еще тень, слабая и начинающая подтаивать, от нее, казалось, и натекала небольшая сырость, но вся низина сияла под солнцем, и взрывчато, звездчато взблескивали там на кустах яркими вспышками погибающие капли воды.

Слайд 19

«Таёжные» слова и слова, созданные самим автором Дождь опять стал примолкать, во вздымающемся воздухе ощутимо донесся запах багульника и кедровой смолы. Перевернулся с боку на бок и что-то пробормотал спросонья Митяй. И еще тише стал дождь, он висел над костром на темном фоне парящим бусом . Дважды на Саню дохнуло звучанием исполински-глубокой , затаенной тоски, и почудилось ему, что невольно он отшатнулся и подался вослед этому возвеченному , невесть как донесшемуся зову.

Слайд 20

«Таёжные» слова и слова, созданные самим автором Возле горы лежала еще тень, слабая и начинающая подтаивать, от нее, казалось, и натекала небольшая сырость, но вся низина сияла под солнцем, и взрывчато, звездчато взблескивали там на кустах яркими вспышками погибающие капли воды. Саню же все в это яркое утро приводило в восторг — и то, как обрывались с кедра и шлепались о шалаш и о землю последние крупные капли дождя; и то, как умиротворенно и грустно, вызывая какую-то непонятную сладость в груди, затихал костер; и то, как дурманяще и терпко пахла после дождя лесная земля; как все больше и больше выбеливалась низина, куда им предстояло идти; и даже то, как неожиданно и дурноголосо , напугав их, закричала над головами кедровка.

Слайд 21

«Таёжные» слова и слова, созданные самим автором Под солнцем голубица скоро посветлела и стала под цвет неба — стоило Сане на секунду поднять глаза вверх, ягода исчезала совершенно, растекалась в синеве воздуха, так что приходилось затем всматриваться, напрягать зрение, чтобы снова отыскать ее — по-прежнему рясную , крупную, отчетливо видимую. Нет, слишком велик и ничему не подвластен, слишком вышен и всеславен был он, этот день, чтобы поддался он хоть какому-нибудь умственному извлечению из себя.

Слайд 22

«Таёжные» слова и слова, созданные самим автором Саня сидел и смотрел, как мечутся по этим лесинам маленькие древесные муравьи, как отгорает и опадает щепа, обнажая источенное ими, похожее на опилки, зернистое крошево. Увидев, что дядя Володя направляется к шалашу, Саня пошел вслед за ним и хотел высыпать из своего бидона в его далеко не полный горбовик , но дядя Володя неожиданно грубо и резко не позволил. Митяй, продолжая сердито ворчать, поднялся и стал подживлять костер. Затрещали посыпавшиеся в стороны искры, затем ровно загудел огонь.

Слайд 23

Создание синквейна Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна ; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Слайд 24

Дифференцированное домашнее задание. 1.Иллюстрированный словарь-презентация «Слова таёжного края». 2. Кроссворд «Таёжные слова». 3. Написать стихотворение на основе рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валентин Распутин. Уроки французского

С мудрым юмором, добротой, человечностью, а главное, с полной психологической точностью описывает писатель взаимоотношения голодного ученика с молодой учительницей. Повествование течет неспешно, с быт...

Презентация "Валентин Распутин"

В презентации содержится хороший материал к изучению жизни и творчества писателя....

Литературный конкурс по произведениям Валентина Распутина

Предлагаемая викторина была проведена в рамках литературного тура школьного конкурса "Кольцо знаний" посвещенного 75-летию Валентина Распутина...

Живи в согласии со своей совестью. Валентин Распутин

Внеклассное мероприятие. Знакомство с жизнью и творчеством Валентина Распутина....

Урок литературы в 11 классе "Живи и помни" ( По повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой»)

Урок раскрывает духовный мир писателя  и его героев, поднимает нравственные проблемы, волнующие современное общество...

Конспект урока по повести Валентина Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души.

Данная разработка урока литературы  в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни"  поможет учащимся разобраться в сложных  философских вопрос...

Конспект урока по УМК "Писатели Восточной Сибири" Нравственные ценности в рассказе Валентина Распутина "В тайге над Байкалом"

Данная разработка урока по литературе поможет учителю  провести урок по УМК "Писатели Восточной Сибири" на заданную тему. В ней представлен не только конспект урока, но и презентации с яркими илл...