Урок по отрывку из поэмы А. С. Пушкина "Медный всадник". 7 класс
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
Урок в 7 классе.
На уроке звучит рассказ о памятнике Этьена Мориса Фальконе "Медный всадник", установленный на Сенатской площади. Дае анализ отрывка из поэмы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Анализ отрывка из поэмы "Медный всадник" | 24.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Медный всадник»
Цели урока: 1)продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина;
2) прочитать, понять вступление и подготовить его выразительное чтение.
3) Подвести детей к осмыслению содержания и к осознанию своего ощущения неторопливого, величественного повествования.
4) совершенствовать навыки анализа художественного произведения,
5) показать державность, государственность образов Петербурга и Петра I;
6) воспитывать патриотизм.
Оборудование:
- презентация PowerPoint иллюстрации с изображением С.–Петербурга XIX века;
- фотографии с видами С.–Петербурга;
- портреты Петра I;
- портрет А.С. Пушкина
«Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия»
А. С. Пушкин
Ход урока
І. Наизусть «Полтавский бой»
ІІ. Звучат слова о А.С. Пушкине:
- «Наша память хранит с малолетства весёлое имя Пушкин» (А.Блок),
- «Это солнце русской поэзии» (А.Одоевский),
- «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет». (Н.В. Гоголь)
Прозвучали слова, ещё раз подтвердившие гениальность, великий талант А. С. Пушкина.
А мы ещё раз убедимся в этом, познакомившись с вступлением к поэме «Медный всадник» (Слайд 25) (Тема урока)
ІІІ. Какие ассоциации вызывает словосочетание «медный всадник»? Кто бывал в Петербурге? Кто видел памятник «Медный всадник»? (Слайд 4)
Памятник Петру Великому работы Этьена Мориса Фальконе, установленный на Сенатской площади в Петербурге. Памятник этот получил это неофициальное название после публикации петербургской повести А. С. Пушкина «Медный всадник».
Потомки поставили Петру I памятник, но Пётр I сам воздвиг себе памятник – город Санкт-Петербург.
Что вы знаете об основании города Санкт-Петербурга Петром I? (Слайд 27 - 28)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Русские люди отличались высокой духовностью, и закладка первой церкви Петербурга в честь святых апостолов Петра и Павла 23 июня того же года неутомимым Петром I тому подтверждение (апостол Пётр – небесный покровитель Петра I). Слайд 28
Закладка храма происходила при пушечном салюте с кораблей Балтийского флота. По преданию, Пётр сам определил место для будущего храма, положил в центре крепости сложенные куски дерна и сказал: «Здесь быть городу». В основание был положен золотой ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного.
Первая церковь была деревянной, как и множество других в России.
Собор Петра и Павла в Петропавловской крепости был заложен 8 июня 1712 года. Первый камень в основание собора положил Пётр I, второй – императрица Екатерина, а затем поочередно камни клали все высшие сановники.
В 1731 году собор приобрел статус кафедрального храма и стал усыпальницей дома Романовых. Здесь похоронены русские цари, начиная с Петра I до Николая II.
Петропавловская крепость с её каменными стенами и золочёным шпилем соборной колокольни представлялась одновременно величественной и грозной. Шпиль собора был виден из любой части города.
В полдень холостым выстрелом пушка отмечает время. И пушечный дым, поднимаясь над крепостью, напоминает жителям о том, что Петербург – военная столица, и крепость готова их защищать от врага.
(Слайд 29) Петропавловская крепость.
Такова история. Обратим внимание, что как любое великое дело на Руси строительство С.-Петербурга имело и духовные основы. (Духовность – стремление к красоте, чистоте помыслов, праведности, связь с религией, церковью)
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Повесть «Медный всадник» написана в октябре 1833 года в Болдине.
Фигура Петра вызывала пристальное внимание Пушкина. Потомки поставили памятник Петру. Но Пётр и сам поставил себе памятник: этот памятник – Санкт-Петербург.
Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве А. С. Пушкина тему Петра I. Величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, одически торжественных, строках поэмы:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих поли,
И вдаль глядел.
ІІІ. Учитель читает вступление.
ІV. Анализ отрывка.
- Каковы ваши впечатления от этого произведения?
- Мы видим, как расположен текст. На какие части он разделён?
- «На берегу пустынных волн…»;
- «Прошло сто лет, и юный град…»;
- «Люблю тебя, Петра творенье…».
- Вдумаемся, что послужило причиной такого деления. Для этого перечитаем последовательно каждую часть.
1) «На берегу пустынных волн…» Учитель читает 1-ю часть. Какие впечатления и мысли возникли при чтении именно этой части? Наиболее важные высказывания фиксировать на доске и в тетради. Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен...».
- Стиль первой части эпический.
- Что означают слова «Стоял он, дум великих полн…»?
- Чухонцы – дореволюционное название эстонцев. А также карело-финское населения Петербурга. Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца».
Что означает фраза: «Отсель грозить мы будем шведу. / Здесь будет город заложён / Назло надменному соседу»? Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны:
...Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности)
- Почему автор от имени Петра пишет: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно…»? - метафора
- Что означают строки «Сюда по новым им волнам / Все флаги в гости будут к нам …»? Все флаги в гости будут к нам… (метонимия – употребление части вместо целого флаг вместо корабля)
Как понимаете данные строки? Корабли разных стран приплывут в город на Неве.
С какой целью А. С. Пушкин употребляет местоимение «мы»? А.С. Пушкин подчёркивает единство Петра со страной, с народом, устремление всех его замыслов на процветание России, государственную мудрость, патриотизм Петра.
- Какой композиционный приём использует автор в этой части? (антитезу)
- Выпишите эпитеты с определяемыми словами в 2 столбика. Какие картины нарисованы поэтом с помощью. Этих эпитетов?
Пустынных волн Бедный чёлн Мшистым, топким берегам Убогого чухонца | Дум великих Надменному соседу Ногою твёрдой встать при море Новым им волнам |
- Прочитаем полностью весь текст 1-й части.
2) 2 часть: «Прошло сто лет». Чтение. Впечатления, ощущения учеников выясняем.
- Часть написана в одическом стиле. Ужасающие картины строительства города и жизни рабочих остались за рамками поэмы, о них нам расскажут другие художники, Пушкина же восхищают творения рук человеческих. Город-красавец является вечным памятником своим создателям.
- Вслед за поэтом мы любуемся построенным городом, принимая его как данность, существовавшую всегда.
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Темно-зелеными садами
Ее покрылись острова. (Слайды Петербурга) - (Отметим употребление славянизмов (особенности одического стиля):
- юный град,
- полнощных стран краса, вознёсся, (полуночных, т. е. северных)
- из топи блат…)
- вознёсся,
- порфироносная вдова. Порфира – пурпурная мантия монаха.
- Как понимаете фразу: «…И перед младшею столицей/ Померкла старая Москва…»?
- Воплотились мечты Петра I. Петербург – чтение II части учащимися.
- Найдите антитезу во 2-й части. Найдите примеры того, что было.
(«…из тьмы лесов, из топи блат», «неведомые воды»…)
- Найдите строки во II части, рисующие образ Петербурга. Каков Петербург через сто лет?
1)… и юный град/ Полнощных стран краса и диво
Вознёсся пышно, горделиво
2) По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся
- Как антитеза проявляется в подборе лексики?
В 1-м четверостишии много церковно-славянских слов, во 2-м их нет
- Сравните эпитеты 1 и 2 –го четверостиший и оставшиеся эпитеты этой части.
- Найдите пример использования аллитерации
- Как вы понимаете фразу: «…И перед младшею столицей / Померкла старая Москва…»?
- Выразительное чтение 2-й одической части учениками, передавать торжественную поступь одического стиля.
3) «Люблю тебя, Петра творенье…» Читаем. Выясняем ощущения и впечатления.
- В каком лице употреблён глагол люблю?
- Кто выходит на 1-й план в 3-й части? Лирический герой.
- Как лирический герой называет Петербург? (Петра творенье)
- И в 1-й, и во 2-й части вступления мы выделили приём антитезы. Есть ли антитеза в 3 части? Как она проявляется? (слайд 33).
- 1-е 5 строк – это день Петербурга, ясность, строгость, чёткость линий;
- следующие строки – это белые ночи севера, задумчивость, призрачность, противоположная однозначности дня.
- Сейчас уже невозможно представить Россию без ее жемчужины —
«северной Пальмиры”, возникшей на диких, топких берегах северной реки, доказавшей всему миру талантливость русского народа. А неотъемлемой частью самого Петербурга является памятник Петру Великому, основателю города. Медный всадник прекрасен.
(Слайды 49 – 67)
- Антитезу можно выделить на уровне эпитетов и аллитераций.
Строгий, стройный вид Державное теченье Береговой её гранит Оград узор чугунный | Задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный Спящие громады пустынных улиц |
Стиль 3-й части – лирический. При чтении передаём главный лирический настрой, который сочетается со строгостью Петербурга.
- Как вы думаете, можно ли было в эпоху Ломоносова использовать в одном произведении разные стили? Почему поэт в одном вступлении использует эпический, одический и лирический стили? Что этим достигается? Опишите образ города, который создал Пушкин во вступлении к «Медному всаднику». Смотрим Презентацию, виды города Петербурга.
- Рифмовка. Почему Пушкин не пользуется каким-то одним способом рифмовки, а комбинирует все возможные способы? Богатая рифма.
- Д. з. Наизусть вступление к поэме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Анализ отрывка поэмы «Полтава» А.С.Пушкина"
Через анализ литературного произведения показать интерес поэта к историческому прошлому страны, к деятельности полководцев, диктуемой необходимостью; определить авторское отношение к героям, к назначе...
Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.
Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...
Проект « Гордость России». Инсценирование отрывка из поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Материал для учащихся 7 класса...
6 класс ИЗО. Урок 25-26. ТЕМА УРОКА: «Иллюстрирование отрывка литературного произведения (например из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина).
Поурочное планирование по ИЗО 6 класс 8 вид....
Поэтическая страница. Чтение отрывка из поэмы А.Ахматовой «Реквием»
Ни для кого не секрет, что русская поэзия - это высокий уровень философского осмысления жизни. Осмысления глубокого, сложного и одновременно очень приближенного к индивидуальному, личностному понимани...
Положение конкурса инсценировок отрывков из поэмы А. Т. Твардовского "Василий Теркин"
Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок организации и проведения конкурса инсценировок среди 7 классов, посвящённый Дню Неизвестного Солдата. В качестве литературной осно...
Инсценировка отрывка из поэмы А. Твардовского "Василий Тёркин"
Инсценированное выступление на концерте, посвященном празднованию 9 мая, для 5-6 класса...
- Мне нравится (1)