Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_literature_8_klass.docx | 25.25 КБ |
ktp_po_literature_8_klass.doc | 137 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по литературе в 8 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 8 класса к учебнику В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина составлена на основе федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы.
Основная задача обучения в 8 классе - углубить представления учащихся о взаимосвязи литературы и истории. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы.
Программа предполагает широкое использование учебно-наглядных пособий, аудио- и киноматериалов, раздаточного материала, репродукций картин художников, приобщение школьников к работе с литературоведческими и лингвистическими словарями и различной справочной литературой.
Общая характеристика учебного предмета
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), изучающей это искусство.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно- мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, то есть включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:
— воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
— формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
— формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;
— воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
— развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
— приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса литературы в 9 классе
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
Учащиеся должны знать:
• образную природу словесного искусства;
• общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
• авторов и содержание изученных художественных произведений;
• основные теоретические понятия: литература как искусство слова (развитие представлений), житие, сатирическая и воинская повесть как жанр древнерусской литературы, песня как жанр лирической поэзии, дума как жанр эпико-лирической поэзии, басня, её мораль, аллегория (развитие представлений), классицизм (начальные представления), романтизм, романтическая поэма (начальные представления), предание, частушка (развитие представлений), историзм художественной литературы, роман (начальные представления), реализм (начальные представления), комедия как жанр драмы (развитие понятия), пародия (начальные представления), комическое и его виды (сатира, ирония, юмор, сарказм), пародия, гротеск, эзопов язык, комедия как жанр драматургии (развитие представлений), жанровые особенности рассказа (развитие представлений), художественная условность, деталь, фантастика (начальное представление), антитеза, композиция (развитие представлений), драматическая поэма (начальные представления), фольклоризм литературы (развитие понятия), герой-повествователь (развитие представлений), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
• прослеживать темы русской литературы и их исторические изменения;
• определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
• определять идейную и эстетическую позицию писателя;
• анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики и стилевого своеобразия;
• оценивать проблематику современной литературы и соотносить ее с идейными исканиями художников прошлого;
• различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
• осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
• сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
• использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая в них элементы стилизации.
Содержание учебного предмета
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. Ученики 9 класса владеют техникой чтения и подготовлены к истолкованию прочитанного, поэтому на уроках важно больше времени уделять активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.
Даются перечень произведений художественной литературы и краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Специальный раздел, предоставляющий свободу выбора литературных произведений для чтения и анализа, ставит задачу расширения круга чтения школьников, знакомства с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д.
Материалы по теории и истории литературы представлены в каждом разделе программы, однако особый раздел предусматривает и специальные часы на практическое освоение и систематизацию знаний учащихся по теории литературы и на рассмотрение вопросов, связанных с литературным процессом, характеристикой отдельных литературных эпох, направлений и течений.
Распределение учебных часов по разделам программы
Введение - 1 час.
Устное народное творчество – 2 часа.
Из древнерусской литературы - 2 часа.
Из русской литературы XVIII века - 2 часа.
Из русской литературы XIX века - 36 часов.
Из литературы XX века - 15 часов.
Из зарубежной литературы - 3 часа.
Итоговый урок - 1 час.
Описание места предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 62 часа за учебный год.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Изучение литературы в современной школе предполагает оптимальное оснащение учебного процесса, методически грамотное использование разнообразных средств, обогащающих урок литературы, позволяющих организовать внеурочную работу по предмету.
В числе обязательных требований к оснащению учебного процесса — наличие в достаточном количестве экземпляров текстов художественных произведений, включенных в обязательную примерную программу и в авторские программы.
В библиотечном фонде должны быть представлены: нормативные документы по предмету «Литература» (государственный образовательный стандарт, обязательные примерные программы); авторские программы; перечень учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ, некоторые комплекты учебников из данного перечня; методические пособия по литературе для учителя, карточки с индивидуальными заданиями для учащихся, справочно-энциклопедическая литература и др.
В числе современных требований к оснащению учебного процесса — электронные библиотеки, включающие комплекс информационно-справочных материалов, объединенных системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу.
Помещение кабинета литературы должно быть оснащено не только книгопечатной продукцией, но и демонстрационными пособиями на бумажном и электронном носителях, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, создающими дополнительные условия для повышения качества подготовки учащихся.
В процессе изучения литературы необходимо использовать фотографии и портреты писателей, альбомы демонстрационного материала (по творчеству писателей, литературным направлениям и пр.).
Современный урок по литературе должен быть оснащен компьютерными и информационно-коммуникационными средствами, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения.
Список технических средств:
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедиапроектор.
3. Средства телекоммуникации (электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет).
4. Сканер.
Рекомендуемые информационные ресурсы в Интернете
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока п/п | Тема | Колич. часов | Тип урока | Д/З | Дата -План | Дата-Факт |
I | Русская литература и история | 1 | лекция | |||
2 | Устное народное творчество | 2 | комбинированный | |||
Русские народные песни |
| |||||
3 | Предания. «О Пугачёве». «О покорении Сибири Ермаком» |
| комбинированный | |||
II | Из древнерусской литературы | 2 | ||||
4 | Повесть о житии Александра Невского | комбинированный | ||||
5 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение | комбинированный | ||||
III | Из русской литературы XVIII века | 2 | ||||
6 | Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Классицизм. | лекция | ||||
7 | Проблема воспитания истинного гражданина | комбинированный | ||||
IV | Из русской литературы XIX века | 34 | ||||
8 | И.А.Крылов. Басни «Лягушки…», «Обоз» | 1 | внеклассное чтение | |||
9 | К.Ф.Рылеев. «Смерть Ермака» | 1 | внеклассное чтение | |||
10 | А.С.Пушкин. | 10 | ||||
История создания романа «Капитанская дочка» | лекция | |||||
11 | Детство и юность Гринёва (главы1-2) | комбинированный | ||||
12 | Становление характера Гринёва | комбинированный | ||||
13 | Белогорская крепость (главы 3-5) | комбинированный | ||||
14 | Пугачёв и народное восстание в романе (главы 6-9) | комбинированный | ||||
15 | Предательство и милосердие в романе (гл.10-12) | |||||
16 | Маша Миронова. Душевная стойкость героини (гл.13-14) | комбинированный | ||||
17 | Роман о «веке минувшем» (обобщающий урок) | |||||
18 | Подготовка к сочинению по роману | 1 | развитие речи | |||
19 | Тест по роману Пушкина | |||||
20 | Лирика Пушкина | 1 | внеклассное чтение | |||
М.Ю.Лермонтов | 4 | |||||
21 | Жизнь и творчество Лермонтова | лекция | ||||
22 | Поэма «Мцыри». Идейное содержание | комбинировнный | ||||
23 | Мцыри как романтический герой | комбинированный | ||||
24 | Лирика Лермонтова | 1 | внеклассное чтение | |||
25 | Н.В.Гоголь. | 8 | ||||
Замысел комедии «Ревизор» | лекция | |||||
26 | Комедия «Ревизор». Зарождение конфликта (д.1) | комбинированный | ||||
27 | Разоблачение пороков чиновников. Кульминация конфликта (д.2-3) | комбинировнный | ||||
28 | Хлестаков и чиновники (д.4) | комбинированный | ||||
29 | Развязка конфликта (д.5) | комбинировнный | ||||
30 | Хлестаковщина как явление. Тест по комедии «Ревизор» | урок контроля знаний | ||||
31 | Подготовка к сочинению | 1 | развитие речи | |||
32 | Повесть «Шинель». Тема «маленького человека» | 1 | внеклассное чтение | |||
33 | М.Е.Салтыков-Щедрин. «История одного города» (обзор) | 2 | ||||
лекция | ||||||
34 | Гипербола, гротеск, эзопов язык в повести | практикум | ||||
35 | Н.С.Лесков. «Старый гений». Защита обездоленных в рассказе | 1 | ||||
комбинированный | ||||||
36
| Л.Н.Толстой. «После бала». | 3 | ||||
комбинированный | ||||||
37 | «Суровый голос» правды в рассказе | практикум | ||||
38 | Подготовка к сочинению | 1 | развитие речи | |||
39-40 | Родная природа в стихах поэтов 19 века | 2 | развитие речи | |||
41 | Повторение раздела «Из русской литературы 19 века» | 1 | практикум | |||
V | Из русской литературы XX века | 18 | ||||
42 | А.П.Чехов. | 1 |
| |||
«О любви». История о потерянном счастье | комбинированный | |||||
43 | И.А.Бунин. «Кавказ». Проблема рассказа | 1 | комбинированный | |||
44 | А.И. Куприн. «Куст сирени». Понятия любви и счастья в семье | 1 | комбинированный | |||
45 | А.А.Блок. «На поле Куликовом» | 1 | комбинированный | |||
46 | С.А.Есенин. «Пугачёв». Образ предводителя | 1 | комбинированный | |||
47 | И.С.Шмелёв. «Как я стал писателем». Путь к творчеству | 1 | комбинированный | |||
48 | М.А.Осоргин. «Пенсне». Сочетание реальности и фантастики | 1 | комбинированный | |||
49 | Журнал «Сатирикон». Тэффи. Аверченко | 1 | комбинированный | |||
50 | Рассказы Тэффи и М.Зощенко | 1 | ||||
51 | А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни | 3 | комбинированный | |||
52 | Образ русского солдата в поэме | комбинированный | ||||
53 | Народный характер в поэме. Тезисный план | 1 | развитие речи | |||
54 | А.П.Платонов. «Возвращение». Картины войны и мирной жизни | 1 | комбинированный | |||
55-56 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне | 2 | урок-композиция | |||
57 | В.П.Астафьев. «Фотография, на которой меня нет» | 2 | комбинированный | |||
58 | Нравственное содержание рассказа | комбинированный | ||||
59 | Родная природа в стихах поэтов XX века | 1 | развитие речи | |||
VI | Из зарубежной литературы | 6+2 | ||||
60 | Шекспир. «Ромео и Джульетта». Поединок вражды и любви | 1 | внеклассное чтение | |||
61-62 | Мольер. «Мещанин во дворянстве». Сатира в комедии | 2 | внеклассное чтение | |||
63-64 | Итоговый тест по курсу литературы в 8 классе | 2 | практикум | |||
65 | Свифт. «Путешествия Гулливера». Государство в романе | 1 | внеклассное чтение | |||
66-67 | В.Скотт. «Айвенго». Исторический роман | 1 | внеклассное чтение | |||
68 | Рекомендации для летнего чтения | 1 | презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....