Урок литературы "Жизнь на войне" (по повести В. Кондратьева "Сашка")
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести В.Кондратьева; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком;
развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образное и аналитическое мышление (умение анализировать эпизод , объяснять его связь с проблематикой произведения, умение сравнивать, выделять главное, обобщать);
воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_zhizn_na_voyne_po_povesti_v._kondrateva_sashka.doc | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
П Л А Н
У Р О К А Л И Т Е Р А Т У Р Ы
ТЕМА: ЖИЗНЬ НА ВОЙНЕ
/по повести В.Кондратьева«Сашка»/
Цели урока:
- выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести В.Кондратьева; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком;
- развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образное и аналитическое мышление (умение анализировать эпизод , объяснять его связь с проблематикой произведения, умение сравнивать, выделять главное, обобщать);
- воспитывать духовно развитую личность, формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, чувство патриотизма.
План урока:
- Прослушивание начала песни «Давным-давно была война…».
- Вступительное слово учителя.
- Сообщения учащихся.
- В.Кондратьев – писатель-фронтовик.
- Чтение стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…».
- Историческая справка о боях подо Ржевом.
- Путь писателя к «Сашке».
- Анализ повести.
- Художественные детали, воссоздающие картину войны.
- Сашка как человек и боец.
- Три испытания.
- Проблемная ситуация.
- Особенности повести.
5. Письменная работа.
- Обобщение по уроку.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова…
А.Т.Твардовский
Предварительное домашнее задание:
1). Задание по группам:
1 группа: подготовить сообщение о писателе-фронтовике В.Л.Кондратьеве.
2 группа: подготовить сообщение об истории написания повести «Сашка».
3 группа: подготовить историческую справку о боях подо Ржевом.
2). Прочитать повесть В.Кондратьева «Сашка» и выполнить следующие задания:
- Какие детали, картины, факты создают в повести обстановку боёв подо Ржевом? (сделать записи в тетрадях).
- Проанализировать историю с пленным немцем и ответить на вопросы:
- Какие духовные качества Сашки проявляются в этом эпизоде?
- Какова нравственная проблематика этой части повести?
3. Проанализировать историю с Зиной и ответить на вопросы :
- Что добавляет к раскрытию Сашкиного характера изображение его взаимоотношений с Зиной?
- Как вы объясняете и оцениваете поведение Сашки в финале второй части повести?
4. Проанализировать историю с лейтенантом Володькой и ответить на вопросы:
- Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта?
- Как вы оцениваете его поведение?
3). Нарисовать иллюстрации к повести (индивидуальное задание).
4).Подготовить выразительное чтение (наизусть) отрывка из стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…
ХОД УРОКА.
I. Прослушивание песни «Давным-давно была война…».
II. Вступительное слово учителя.
Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны.
9 Мая 2007 года наша страна будет отмечать 62-ю годовщину со Дня Победы.
Но спорить об этой войне, открывать новые страницы в истории этой страшной войны, знакомиться с честными и талантливыми книгами о ней мы будем ещё долго.
Л.Н.Толстой признавался, что каждый раз брал в руки новую книгу с одной и той же думой об авторе: что ты за человек и что нового о жизни можешь поведать?
Так что за человек Вячеслав Леонидович Кондратьев? Что нового о Великой Отечественной войне он поведал нам в своей повести «Сашка»?
III. Сообщения учащихся.
1). В.Кондратьев – писатель-фронтовик.
Вячеслав Леонидович Кондратьев в литературу пришёл достаточно поздно, спустя много лет после войны, в конце 70-х.
Он родился в 1923 году. В 1939 году с первого курса института ушёл в армию, служил на Дальнем Востоке.
В декабре 1941 года в числе младших командиров отправлен на фронт, в 1942-ом находился подо Ржевом, где бои были особенно тяжелы, а потери наши особенно многочисленны. О тяжести тех боёв мы можем судить по тому, что сначала он был помощником командира взвода, потом – командиром взвода, а затем принял роту – и всё это только за одну неделю.
Потом новые бои, тягостные, неудачные, такие, о которых написал Александр Твардовский в стихотворении «Я убит подо Ржевом…».
2). Чтение отрывка из стихотворения А.Твардовского «Я убит подо Ржевом…» (от начала - до слов: «… ибо мёртвых проклятье – эта кара страшна»).
Вячеслав Кондратьев убит не был, на его долю досталось ранение и медаль «За отвагу». После отпуска по ранению снова фронт, служба в железнодорожных войсках, в разведке. В конце 43-го – тяжёлое ранение, полгода в госпитале, а после – демобилизация по инвалидности.
«До Берлина не дошёл, но своё дело на войне сделал», - так заканчивается повествование Константина Симонова о военной судьбе писателя-фронтовика Вячеслава Леонидовича Кондратьева.
(Симонов К. «Доброго пути, Сашка» - «Дружба народов», 1979, №2)
3). Историческая справка о боях подо Ржевом.
Бои подо Ржевом были страшными, изнурительными, с большими человеческими потерями.
Об этом пишет маршал Г.К.Жуков в своих воспоминаниях:
«В период наступления устанавливалась норма расхода боеприпасов –
1-2 выстрела в сутки на орудие! Потому огромные потери. Войска ослаблены. Командование просит остановить наступление, разрешить закрепиться на достигнутых рубежах. Но Верховный Главнокомандующий Директивой от 20 марта 1942 года отклонил эту просьбу и потребовал энергичного наступления».
В конце марта - начале апреля фронты Западного направления пытались выполнить приказ – разгромить ржевско-вяземскую группировку врага. Жуков пишет, что «усилия по понятным причинам оказались безрезультатными», и добавляет: только после этого Ставка была вынуждена принять предложение о переходе к обороне на этой линии.
К.К.Рокоссовский тоже рассказал о страшной тяжести, выпавшей на долю воевавших на этом направлении: «В полках и дивизиях не хватало солдат, пулемётов, миномётов, артиллерии, боеприпасов; танков остались единицы…Парадокс: сильнейший обороняется, а более слабый наступает. Причём в наших условиях, по пояс в снегу».
(Жуков Г.К. Воспоминания, размышления. – М., 1969. – с.375-377)
4). Путь писателя к «Сашке».
Вячеслава Кондратьева спрашивают, как случилось, что в немолодые уже годы он вдруг взялся за повесть о войне. «Видимо, подошли лета, пришла зрелость, а с нею и ясное понимание, что война-то – это самое главное, что было у меня в жизни», - признаётся писатель.
Начали мучить воспоминания, даже запахи войны ощущал, не забыл, хотя шли уже 60-е годы. Ночами приходили в его сны ребята из родного взвода, курили самокрутки, поглядывали на небо, ожидая бомбардировщика.
Жадно читал военную прозу, но не находил в ней своей войны, хотя война была одна.
Даже произведения Василя Быкова, Юрия Бондарева, Григория Бакланова, в которых была показана настоящая война, не отражали того, что видел на войне сам Кондратьев.
«Видимо, у каждого из миллионов воевавших была своя война. Но именно своей войны я в книгах и не находил. Моя война – это стойкость и мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые окопы. Моя война – это нехватка снарядов, мин…», - так писал В.Кондратьев.
Автор понял: «…О своей войне рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу – какая-то страничка войны останется нераскрытой».
Кондратьев начал разыскивать своих ржевских однополчан, но никого не нашёл и вдруг подумал, что, может, уцелел он один. Значит, тем более он должен обо всём рассказать! Это его долг!
И вот «поехал весной 62-го подо Ржев. Протопал двадцать километров до самой своей бывшей передовой, увидел ту истерзанную, всю испещрённую воронками ржевскую землю, на которой валялись ещё и ржавые пробитые каски, и солдатские котелки… торчали ещё оперения невзорвавшихся мин, увидел – это было самым страшным – незахороненные останки тех, кто воевал здесь, может быть, тех, кого знал, с кем хлебал из одного котелка жидню-пшёнку или с кем жался в одном шалашике при минном обстреле, и меня пронзило: об этом писать можно только строгую правду, иначе это будет просто безнравственно».
Писатель открыл нам правду о войне, пропахшую потом и кровью, хотя сам считал, что «Сашка» - «лишь малая толика того, что нужно рассказать о Солдате, Солдате-Победителе».
( Кондратьев В. Пока мы живы…- «Вопросы литературы», 1979, №6;
Кондратьев В. О войне написано не всё.- Сб. « Земля рождения, земля судьбы». – М., 1987.)
5). Учитель:
Вячеслава Леонидовича Кондратьева уже нет. 23 сентября 1993 года он трагически ушёл из жизни, застрелился.
Но что значит «ушёл»? Уходим – раньше или позже – мы все, любой человек. Но, в отличие от «любого», писатель остаётся на земле. Остаётся в своём творчестве, в своих произведениях, с их страниц продолжает звучать его живой голос, трепещет…его израненное, но продолжающее болеть – за всех нас! – сердце…На них, этих страницах, живёт сама История; читая и перечитывая их, мы снова и снова «окунаемся» в прошедшее, переживаем его заново, …перенимаем эстафету времён.
(Коган А. Жил и умер, как солдат. – «Литература в школе»,1995, №2)
Вячеслав Кондратьев предваряет своё повествование так: «Всем воевавшим подо Ржевом – живым и мёртвым – посвящена эта повесть»
О повести В.Кондратьева «Сашка» мы и поговорим сегодня на уроке, цель которого: выявить специфику изображения войны и характера рядового бойца в повести; доказать главную мысль писателя: даже в нечеловеческих условиях человек должен сохранить свою душу, не запятнать совести, оставаться человеком.
IV. Анализ повести «Сашка».
1. Два месяца на передовой. Быт войны.
ВОПРОС: Назовите существенные художественные детали, картины, факты, с помощью которых автор рисует правдивую, достоверную картину боёв подо Ржевом.
1) « А ночь плыла над передовой, как обычно. Всплёскивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле… Порой небо прорезывалось трассирующими, порой Тишину взрывали пулемётные очереди или отдалённая артиллерийская канонада… Как обычно…»
(Речь идёт о страшных вещах, рисуется жуткая картина, а для героя всё это – обычное, привычное состояние («как обычно»). «Привык уже Сашка к этому, обтерпелся…»).
2) «Деревни, которые они брали, стояли будто мёртвые, не видать в них было никакого движения. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки, которые, контратакуя, пёрли на нас, урча моторами и поливая их пулемётным огнём, а они метались на заснеженном тогда поле…Хорошо, наши сорокопятки затявкали, отогнали фрицев».
(Война есть война, и несёт она только смерть, странное сочетание – «живые танки»).
3) «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидни пшёнки на двоих – и будь здоров».
4) «В серёдке пятачка столпилась их битая-перебитая рота около раненного в ногу политрука».
5) «То, что приходится мёртвого тела касаться, его не смущало – попривыкли они к трупам-то. По всей роще раскиданы…»
6) «…как завыло над головой, зашелестело, а потом гроханули разрывы по всей роще, и пошло…И обстрел большой – рвутся мины одна за другой , пачками, будто строчит очередь какой-то здоровенный пулемётище…Глянул назад, и впрямь творится там страшное – разрывы по всему лесу, взметаются вверх комья земли, падают вывороченные с корнем деревья»
7) «Хоть и нет там ничего – ни укрытий, ни окопов, ни щелей, только шалашики, – но попривыкли к ней (роще), словно дом родимый…»
8) «…почувствовал ... тянущее изнутри ощущение пустоты в желудке, которое прихватывало их всех по нескольку раз на день».
9) «…с ходу после ночного марша бросили их в атаку на Овсянниково, да не раз и не два…Потом каждый день ожидали – сегодня опять идти в наступление. Чего ж перед смертью мучиться, окопы в мёрзлой земле колупать? Земля как камень. Малой саперной лопатой разве одолеешь? Потом, в апреле, водой всю рощу залили, каждая махонькая воронка ею наполнилась. Ну, а сейчас, когда пообсохло малость, силенок уже нет, выдохлись начисто, да и смену со дня на день дожидаем. Чего тут рыть? Придут свеженькие, пусть и роют себе…»
10) «Ходил всегда через вторую роту, там и делал перекур, чтоб поболтать со знакомыми. Правда, почти совсем не осталось однополчан-дальневосточников, один-два на роту…»
11) «Забыл только Сашка, что рядом лежат там ещё не захороненные убитые, а немцу смотреть на них ни к чему».
12) «А многое было Сашке любопытно: и как у немцев с кормёжкой, и сколько сигарет в день получают, сколько рому, и почему перебоев с минами нет…
Про своё житьё-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами.»
13) «Сам знает Сашка, что плохо, но нету силенок ребят хоронить, нету…Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах.»
14) «В деревне было пусто…примечал Сашка, как уменьшалась и без того малая эта деревенька, Вот и сейчас увидел: не стало сарая, где они первую ночь укрывались, дома крайнего тоже нет, одни головешки, ну и воронок прибавилось.»
15) – «Сколько у вас в роте было человек? – спросил капитан.
– Сто пятьдесят…
– Сколько осталось?
– Шестнадцать…»
(За 2 месяца из каждых десяти человек погибли девять!)
16) «Ночью после самого первого их наступления дали немцы огня по тылам, и под этим сараем погребены человек двенадцать его однополчан-дальневосточников. И до передка не дошли ребята, а всё молодые, Сашкины однолетки. У сарая до сих пор трупным духом веет».
17) «На передовой такой порядок: если ранило, уходишь в тыл, отдай свой автомат оставшимся, а сам бери родимую трёхлинейную, образца одна тысяча восемьдесят девяносто первого года дробь тридцатого, которую и сдашь в тылу.»
18) «Ни окопов, ни землянок у первой не было, кругом вода. Даже мелкие воронки от мин и те ею дополна, и ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик, на бугорке выкопанный, но и в нём воды до колена.»
(Жалкие слова – «шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчёркивают шаткость, ненадёжность положения).
19) «…знал точно, никаким встречам со многими оставшимися здесь не бывать, а кому уж из них остаться здесь, на этой Ржевской, набухшей от крови земле, это уж судьба…»
20) «А вид у него был не ахти: обгоревшая, заляпанная грязью телогрейка вся в дырах, брюки ватные в клочьях, из дыр на коленях просвечивали другие брюки, диагоналевые, тоже протертые, и виднелись из них бежевые тёплые кальсоны, а потом уж и тело синело; ушанка, задетая пулей (каски-то не всегда надевали), тоже растерзана, обмотки цвет свой потеряли и рыжи от налипшей глины, а руки черные, обожженные…Грели их над костром, а когда задремлешь на миг, падали они в огонь безжизненно, оттого и ожоги.
21) «…но сейчас ощутил он на себе весомость двухмесячной грязи и замечтал о бане: как прогреет в парилке вконец измерзшее тело, как сдерет с него коросту наросшей грязноты, как наденет после прожарки горячее бельё и как избавится наконец от противного, изводящего всех их постоянно…»
22) «На передовой казалось, нет уже народа у страны, вроде побило всех за одиннадцать месяцев войны (ходили же Паново брать в двадцать штыков!)»
23) «Подошел один лейтенантик молоденький, спросил:
- Ну, как т а м?
- Да ничего, - ответил Сашка и вроде не покривил душой. Издалека все прошедшее не казалось уж таким страшным, будто ничего особенного и не было.
- По тебе видно, досталось, - медленно и как-то раздумчиво произнёс лейтенант, покачивая головой. – Закуришь?
- Это с удовольствием. С табачком неважно было.
- А с чем хорошо? – усмехнулся тот, протягивая Сашке завернутую цигарку.
Сашка поблагодарил, а на вопрос отмолчался – незачем лейтенанту раньше времени знать, все у него впереди: и обгорит, и наголодуется, и в грязи изваляется…»
24) «Раненые такое рассказывали – сердце холодело…»
25) «Понимаешь, нельзя это…Веселиться нельзя, когда все поля в наших!»
26) «И представилось Сашке, как через час будет дрожать его родная рота в продувных шалашиках и как кого-то беспременно сегодня пришлепнет,…как ротный будет говорить стоящим около убитого бойцам: «Ребятки, только без сантиментов, война есть война», и как закидают того лапником, а потом разбредутся по своим лежкам, выскребывая из карманов последние табачинки.»
27) «Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельем на полях незахороненные, какие могут быть праздники, какие танцы?»
28) «Поняли они, что в тылу голодуха и тяготы, и что на них никто как на героев каких не смотрит…Видели – прошлась война по этим проселкам, по этим деревням, разорила, своих забот полон рот у этих людей, не до солдатиков, которых и виноватить можно, что допустили войну до них…»
29) «Только от немца избавились, только чуток в себя приходитьстали, хозяйство поправлять, а тут течет мимо река покалеченных, и всех приюти, всех накорми, а чем?... Это за день около сотни пройдет, а с февраля, как наступление пошло, и до сих пор сколько?»
30) «Продпункт?... Был он, продпункт! Зимой! А сейчас нету, перевели куда-то!...Вторые сутки топаю, у баб картошечку выпрашиваю…»
31) «Копали картошку руками. Слизнявые, раскисшие клубни расползались в руках, и как есть такое можно, вначале не представлялось, но когда выдавили из кожуры синеватую мякоть, размяли в руках, присолили и стали печь на сковороде, то уже от запаха…закружило в голове и сладко заныло в желудке…»
32) «…Разве ты на передке не убедился, что немец пока сильнее нас, организованнее, умелее…»
33) «Вы рядовые, вам что, вы никого на смерть не гнали…Ничего не спишется. Всю жизнь помнить буду, как глядели на меня ребята, когда я им приказ на наступление выкладывал…Всю жизнь…»
34) «Мне сержант мой, помкомвзвода, который на войне второй раз советовал завести взвод за балочку и там переждать немного, чуял он, захлебнется наступление…А я ни в какую! Вперед и вперед! А ребят косит то слева, то справа. Клочья от взвода летят, а я вперед и вперед. Потом залегли, невозможно дальше было, и через минуту-две отход. Если б в этой балочке переждали, считай, полвзвода сохранил бы.»
35) «Войско вроде зимой тут стояло,…валялись по сторонам каски простреленные, сумки от противогазов, ящики цинковые от патронов, обмотки ржавые, обрывки бинтов окровавленных, и даже труп один они приметили, но подходить не стали – хватит, на всю жизнь насмотрелись!»
36) «Обидный путь выдался. И главная обида, что продпункты эти проклятые, как нарочно, с места на место переезжают – и знать никто не знает куда. Вот и приходится картоху копать на виду у людей, а при ночевках глаза голодные прятать… И представляли они себе, каково бабонькам каждую ночь постояльцев принимать и делиться с ними последним куском…Памятник им, этим бабам из прифронтовых деревень, после войны поставить надо…»
37) «Ты скажи, почему идете такие? Кожа да кости. Один другого краше. Не кормят вас на войне, что ли, или, пока дойдете сюда, тощаете?»
38). «Ведь сто верст оттопали, да на таком харче, да раненые, да после передка, на котором ни дня сна настоящего не знали... Слабость и усталь непроходимая знать о себе давали…»
39) «…Спросил рабочий, где воевал Сашка, большие ли бои были. Сашка распространяться особо не стал – были бои местного значения, но досталось все же. Рабочий головой покачал и повторил:
- Местного значения, говоришь? Это, значит, техникой не баловали, больше на винтовочку небось надеялись?
- А как кормили-то?
- Распутица…
- И это понятно, - усмехнулся опять попутчик…»
ВЫВОД: Автор рисует страшную правдивую картину боёв: войска несли чудовищные потери, у оставшихся в живых не было сил и возможности хоронить убитых, поэтому трупы валялись повсюду; солдатам негде было передохнуть, обсушиться, они голодали; не хватало оружия, боеприпасов, снаряжения. Автор показывает «обыденность» экстремальных ситуаций.
2. Сашка как человек и боец.
ВОПРОСЫ:
1). В каких эпизодах с особой силой раскрывается Сашка как человек и боец? Назовите мотивы его поступков.
1). Сашка добывает валенки для ротного.
(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко. Его пимы насквозь водой пропитались – и за лето не просушишь…»)
2). Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.
(«Но его-то роте ППШ тогда не достанется…Да и с ребятами, и с ротным надо бы проститься…»)
3). Сашка ведёт санитаров к тяжело раненному.
(«…знает он, этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. Вернутся и скажут – не нашли, дескать, или что помер уже раненый. Кто их проверять будет?.. А ведь он слово дал. Умирающему – слово!»)
4). История с пленным немцем.
(«Очень много видел Сашка смертей за это время – проживи до 100 лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании».)
5). История с Зиной.
(«И опять, перебрав всё, что у него с Зиной за тот день и вечер было, припомнив опять разговоры их все и представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неподсудна Зина… Просто война… И нету у него зла на неё».)
6). Сашка выручает лейтенанта Володьку.
(«Ну, какой с меня, рядового ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать».)
7). Эпизод с Пашей.
(« - Вот, Паша, - сказал Сашка. – Встретились мы случайно и дня вместе не пробыли, а ведь помнить я тебя весь век буду…
- Брось заливать-то! Знаю я вас…
- Нет, правда, Паша. Я врать не люблю…»
«- Словно из дому ухожу…
- Приголубила, значит?
- Не в том дело…Хорошая женщина очень, сердечная. Звала остаться на недельку…
- Я догадался. Чего ж ты?
- Ни к чему это…- в раздумье ответил Сашка…»)
2). Почему из всей фронтовой жизни своего героя выбраны именно эти события?
( Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходит испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью, неограниченной властью над другим человеком.)
3. Три испытания.
Учитель: В.Кондратьев провёл своего героя «через испытания властью, любовью и дружбой». Как выдержал Сашка эти испытания?
1) История с немцем («испытание властью»).
а) Сжатый пересказ.
(Сашка напоролся на немецкую разведку (когда доставал валенки для ротного), перебежками добрался до рощи, чтобы предупредить своих, и столкнулся с ротным, который отдал приказ отойти за овраг. Фашисты захватили «языка» и стали поспешно отходить. Полетели немецкие мины: немцы хотели отрезать от наших свою разведку. Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берёт немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но сколько ребят полегло за «языка»! Сашка не колебался ни минуты. Но при этом он не считает себя героем. Когда ротный спрашивает, как это вышло, отвечает: «А шут его знает. Дуриком».
Безрезультатно допрашивает немца ротный, потом приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка говорит немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчиняется.)
б) ВОПРОСЫ:
1. Почему Сашка не подчиняется приказу?
( Сашке нетрудно было бы убить немца в бою («Вот когда поднялись они из-под взгорка – серые, страшные, нелюди какие-то, - это были враги», «поджигателей этих стрелял бы Сашка безжалостно, если б попались»). Этот же немец был пленным, безоружным, расстрелять его он не мог, так как обещал ему сохранить жизнь («Мы не вы. Пленных не расстреливаем», «не такой он, чтобы над пленным и безоружным издеваться»).
Между двумя солдатами – русским и немецким – завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистятся перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так как сначала (не «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц – это немецкое имя); Сашке уже хочется поговорить с ним, расспросить о житье-бытье, жаль, немецкого не знает.
Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «…когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе…»).
У Сашки очень сильны нравственные принципы: если он дал слово, то должен его сдержать («Много, очень много видал Сашка смертей за это время – проживи до ста лет, столько не увидишь, - но цена человеческой жизни не умалилась от этого в его сознании»).
2). В какой момент «секундной вспышкой» промелькнула мысль выполнить приказ комбата?
(Когда комбат без шинели и шапки шел вместе с Толиком к пепелищу, возле которого находились Сашка и пленный, «побледнел Сашка, съежился, облило тело ледяным потом, сдавилось сердце…и секундной вспышкой мелькнуло – ну, а если…хлопнуть сейчас немца и бегом к капитану: «Ваше приказание выполнено…» И снята с души вся путань…И,…только повернувшись к немцу, увидел Сашка, прочел тот мысль эту секундную, смертной пеленой зашлись глаза… Нет, не могу… И, когда решил бесповоротно, вроде спокойней стало, только покой этот - покойницкий…»)
3). Когда Сашка вёл немца в штаб батальона, то в один момент ему стало страшно. Почему?
(«И тут понял Сашка, какая у него страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет – доведёт до штаба живым, захочет – хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало… Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться… И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком»).
4). Какова позиция Толика, связного комбата?
( Девиз Толика: «Наше дело телячье…Приказали – исполнил!»
Примеривается к часам ещё не убитого немца («…ухватил цепким взглядом часы на его руке и уже не отпускал»).
Готов торговаться с Сашкой, чтобы не упустить «трофей» («…я бы тебе буханку черняшки дал…за часики-то…Махры могу пачку в придачу.»)
Ротный, например, ведет себя совсем по-другому: «ротный взял зажигалку, чиркнул, прикурил и дал огня Сашке…Повертел зажигалку, рассматривая, и подал её обратно немцу».
Нет у него в душе «заслона, преграды», как у Сашки, он уж, не задумываясь и не мучаясь муками совести, расстрелял бы безоружного («…не расколется – к стенке!...А чего с ним цацкаться? Раз молчит, туда ему и дорога»).
Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак».
Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)
5). Какие духовные качества Сашки проявляются в этом эпизоде?
(Деятельная доброта; действенный гуманизм; твёрдость нравственных принципов; отношение к жизни как высшей ценности; страх от неограниченной власти над другим человеком; огромное чувство ответственности за всё, даже за то, за что он не мог отвечать).
6). Какова нравственная проблематика этой части повести?
( - Проблемы гуманизма, правды, нравственного выбора, ценности
жизни.
- Проблема власти: власть как право и власть как ответственность)
в) Обобщение: Автор отмечает, что «есть у него в душе заслон какой, или преграда, переступить которую он не в силах».
г) Учитель: В случае из жизни, который лёг в основу рассказа, финал истории с пленным закончился трагичнее: командир своего приказа не отменил, и военнопленный был расстрелян, а человек, выполнивший приказ (и поведавший позже эту историю Кондратьеву), всю жизнь терзался: правильно ли он поступил?
2) Взаимоотношения с Зиной («испытание любовью»).
а) ВОПРОСЫ:
1).Что значит Зина в Сашкиной жизни?
( Сашка спас Зине жизнь, когда прикрыл её своим телом во время бомбёжки. Это его первая любовь. Он так ждёт встречи! Но на передовой он не разрешает себе думать о ней, потому что война, и всякое может случиться, потому что «привыкли на фронте жить часом, а то и минутой».
По дороге в госпиталь, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает, когда радость нахлынула в душу, что он живой, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестрёнке из санроты. Его беспокоило, как они встретятся, ведь всё-таки 2 месяца прошло. И ничего у них не было, только поцеловались несколько раз. Но при прощании он понял, что роднее и ближе у него никого нет, что готов для этой девчушки в шинели сделать всё, лишь бы было ей хорошо и спокойно.
И потом в наступлении представлял он, что идёт он защищать её, Зину, которая обещала его ждать, и ему становилось легче.
Но, ожидая Зину, он всё время думает о своей роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлёпнет», «и смутно ему и вроде стыдно, что он – здесь, а они – там».
Когда он узнаёт о вечеринке, то это вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врёшь, Зина! Быть этого не может!», и «шатнуло его даже». Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это…Веселиться нельзя, когда все поля в наших!» Даже в тылу он не может жить по иным законам, кроме законов передовой.
При встрече с Зиной вечером Сашка уловил, что «в ласках Зининых больше жалости, …и слова-то она говорила всё жалкие: родненький, глупенький, бедненький…Может, из жалости и решилась на всё да ещё потому, что считает себя жизнью ему обязанной».
Думается ему, что их любовь с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты: «Погорит недолго, согреть как следует не успеет и…погаснет – разведёт их война в разные стороны».)
2). Почему Зина всё-таки пошла на вечеринку?
(Приходил лейтенант, уговаривал её, потому что отправляют его на передовую, хотел он проститься с Зиной. Зина Сашке на прогулке сказала, что нравится она лейтенанту, что ухаживает он за ней по-хорошему. И Зине этот лейтенант, судя по всему нравится.)
3). Как отнёсся Сашка к тому, что пошла на танцы?
(Когда он узнаёт, что Зина там, танцует с лейтенантом, то ему горько, больно: «А то, что Зина сейчас там, на вечере, затронуло больно, и что-то тошнотное стало подступать к горлу. Задышал он прерывисто, тяжело и торопливо непослушной рукой стал натягивать гимнастерку».
«Нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давило…»
«…будто разорвалось что в Сашкиной голове», когда он увидел в окне Зину, готов был бросить в оконный проём обломок кирпича, если бы кто-то её обидел.
Но ещё большие страдания принесли ему Зинины слова, когда она сказала лейтенанту:
«- Не надо, Толя…- и отвела его руки мягко и несердито.
Вздыбись рядом земля от взрыва, не ошеломило бы так Сашку. И ни слова, ни обращение по имени, а вот жест этот покойный, даже ласковый, каким отвела она его руки, словно имеет она силу на лейтенанта, поразил Сашку в самое сердце и уверил его, что любовь у них…
Словно ударом под вздох надломило Сашку и откинуло назад.»
4). Как вы оцениваете поведение Сашки в финале второй части повести?
(Сашка повёл себя в этой ситуации в высшей степени достойно. Несмотря на потрясение, боль, обиду, припомнив их встречу, разговоры и «представив её жизнь тут за эти месяцы, пришёл он к тому – неосудима Зина…Просто война…И нету у него зла на неё…»
Понял Сашка, что любовь у них, а раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами.
Доброта, чуткость, благородство героя и здесь взяли верх. В нём пробудилась способность уважать чужие чувства, понять и простить любимого человека, не причинить ему боль. Это и есть настоящая любовь.
Ещё А.С.Пушкин писал: Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай Вам бог любимой быть другим.)
3) История с лейтенантом Володькой («испытание дружбой»).
а) Чтение эпизода в госпитале. (с. 231-234)
б) ВОПРОСЫ:
1). Каковы мотивы Сашкиного заступничества за лейтенанта Володьку?
(«Ну, какой с меня, рядового Ваньки, спрос? На меня и время тратить жаль, когда всё равно через месяц маршевая и передок. А ты лейтенант. С тобой разговор другой – и разжаловать могут, и под трибунал отдать.»
«Давай так договоримся – уж если на меня начнут дело шить, тогда поступай как знаешь, а пока подождём. Может, обойдется все.»)
2). Как вы оцениваете его поступок?
(Мы сочувствуем Сашке и восхищаемся его поступком: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды.
«Что ни говори, на сердце все же скребло. Пусть трибунал сейчас, в войну, и не страшный, потому как все сроки передовой заменяют, а там-то – до первой крови, как ранило, так и искупил свою вину, а отпередка Сашке все равно никуда не деться, как рана заживет, так и айда туда! Но посасывало на душе противно – сроду Сашка ни под каким судом-следствием не был…»
«Но о сделанном он не сожалел. Он себя благоразумней Володьки считал и похитрее, может».
«Через пару дней вызвали Сашку опять…Шел он с сестрицей к тому корпусу, и на душе было смутно, кое-какой страшок примораживал сердце, только одно легчило: может, выяснится все окончательно, неизвестность-то хуже всего».
«Что ни крути, а история эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».
4).Своеобразие главного героя.
ВОПРОС: Что вы можете сказать о Сашке, основных качествах его характера?
1. Огромное чувство ответственности.
(1). «Спали они тут без просыпу, но Сашка почему-то дважды ото сна уходил и один раз даже поднялся напарника проверить – ненадежный больно…И был он даже рад, когда пришел конец его отдыху, когда на пост заступил, - на самого себя надежи-то больше».
2). «Сашка подмогнул ему, а потом, спешно подзарядив диск, бросился туда, где остался ротный»,
3). «Отцепил он с ремня свой диск и сунул в руку ротному».
4). «…понимал он: отрезают немцы их от своей разведки…И так обидно стало – уйдут, заразы, безнаказанно, - что Сашка поднялся и рванул через огонь».
5). «То, что патронов у него нет, Сашка помнил и, на что идет, понимал, но выхода-то другого не было, иначе упустишь немца, а скольких ребят из разведки положили, пока за «языком» лазили, Сашка знал».
6). «Хоть бы подоспел кто. Но звать на помощь Сашка не стал – метался сзади минометный отрезающий огонь, как бы не прибило кого, если начнут пробиваться».
2. Пытливый ум и критический взгляд на происходящее.
(1). «Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали».
2). «О многом передумалось здесь за эти месяцы, вдосыть набедовался Сашка под этими Ржевскими деревеньками, которые брали, брали, да так и не смогли взять…Но ни разу не засомневался он в победе.
3). «Понимал он и то, что дело не только в недохвате снарядов и мин, но и порядка было маловато. Не научились ещё воевать как следует что командиры, что рядовые. И что учеба эта на ходу, в боях идет по самой Сашкиной жизни».
3. Совестливость.
( 1). «…Все норовил перед немцем быть, загораживая телом полянку, на которой и лежали наши».
2). «Как ни старался Сашка вести немца так, чтоб не попадались убитые, нет-нет да натыкались они на них, и опять стыдно было Сашке, что незахороненные, словно сам в чем-то виноватый».
3). «…но неловко как-то и совестно – вот он уходит, а ребята и …ротный должны остаться здесь, в этой погани и мокряди, и никто не знает, суждено ли кому из них уйти отсюда живым, как уходит сейчас он, Сашка».
4). «И смутно стало на душе и вроде стыдно, что находится он сейчас в тихом…селе,…а его товарищи и его ротный – там.»
4. Понимание нужности того, что он делает.
1). «Но Сашка все эти страшные два месяца только и делал, чего неохота. И в наступления, и в разведки – все это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить вглубь, на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что положено, что надо».
2). «…но не обезверел и делал свое солдатское дело как умел, хотя особых геройств вроде не совершал. И совсем не думал, что одно нахождение тут, в холоде и голоде, без укрытий и окопов, под каждочасным обстрелом, является уже подвигом».
5. Интеллигентность.
1) «С нехотью, скрепя сердце подошел Сашка к одной избе и постучался робковато».
2) «Сашкин попутчик потоптался еще немного, …Сашка тронул его за руку – пошли, дескать, нечего себе и хозяйке душу мытарить».
3) «…прости, дед, с фронта мы, нервные…»
4. Проблемная ситуация.
Учитель: «…ротный, бывало, перед тем, как приказать что-нибудь, хлопал Сашку по плечу и говорил: «Надо, Сашок. Понимаешь, надо». И Сашка понимал – надо, и делал всё, что приказано, как следует». Это было необходимо на войне.
Есть «надо» и «сверх надо». Сашка, по мнению критика Игоря Дедкова делает сверх надобного. А как считаете вы?
(Статья «Пядь Ржевской земли» - «Литературное обозрение», 1980, №5).
5. Самостоятельная работа (по группам): отметить особенности повести.
1). Своеобразие организации повествования (несобственно-прямая речь, позволяющая увидеть «ржевскую мясорубку» глазами простого солдата и одновременно дать оценку его характеру, его будничному героизму.
2). Особенности композиции:
- отсутствие единого сюжета; цепочка микросюжетов, раскрывающих характер главного героя;
- испытание властью, любовью и дружбой;
- отсутствие батального напряжения, экстремальных ситуаций;
- постепенное всматривание в героя, определяющее замедленный темп повествования;
- движение Сашки от линии фронта в глубь страны и «движение» в глубь души героя;
- стремление автора рассказать не только о войне, но и об общечеловеческих проблемах.
3). Смысл названия повести ( самое распространённое имя, данное в сниженно-бытовой форме, делает героя максимально близким читателю; значение имени («защитник»).
IV. Обобщение по уроку.
Учитель: В.Астафьев в своём романе «Прокляты и убиты» говорит, что жестокая сила войны не погасила в его героях «свет добра, справедливости, достоинства, уважения к ближнему своему, к тому, что было, есть в человеке от матери, от отца, от дома родного, от Родины, России, наконец, заложено, передано, наследством завещано».
ВОПРОС: Можем ли мы сказать, что это относится и к Сашке – герою повести В.Кондратьева?
Учитель: «Ну, Сашок… Ты человек…» - скажет Сашке лейтенант Володька, когда по дороге в госпиталь услышит от него историю про пленного немца. «Люди же мы, а не фашисты, - » доскажет Сашка просто.
Лев Айзерман писал о повести В.Кондратьева: «В бесчеловечной, кровавой войне человек остаётся человеком, а люди – людьми. Это для писателя главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохранённой человечности».
V. Подведение итогов.
(Слово руководителям групп об итогах работы учащихся в группах – при подготовке к уроку и на уроке).
VI. Домашнее задание.
Подготовиться к уроку по теме: «Своеобразие раскрытия военной темы в прозе 1980-х – 90-х годов ( I гр. – В.Астафьев «Пастух и пастушка»;
II группа – С. Алексиевич «У войны не женское лицо»).
VII. Письменная работа.
Задание: ответить на один из вопросов:
1) Что нового в изображении войны открыла мне повесть В.Кондратьева «Сашка»?
2) Моё впечатление от повести В.Кондратьева «Сашка».
3) Легко или трудно иметь такого друга, как Сашка?
VШ. Запись песни «Давным-давно была война…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по теме "Судьба детей в годы войны" (по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая...")
Урок в разделе "Литература последних десятилетий" завершает цикл обучения в 11-м классе, готовит учащихся к итоговой аттестации. Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Решаются образов...
Урок литературы в 8 классе на тему "Еще одна правда о войне в повести К. Воробьева "Убиты под Москвой" "
Главная задача учащихся осмыслить взгляд К. Воробьева на события Великой Отечественной войны 1941 года. Рассмотреть проблемы, еоторые затрагивает писатель в повести. Урок построен на основе деятельнос...
Урок по теме Великой Отечественной Войны (ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”). (УРОК-КОНФЕРЕНЦИЯ).
Тема:”ВОЙНА И ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ”.(ПО ПОВЕСТИ М.КАРИМА “ПОМИЛОВАНИЕ”)....
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алексиевич «У войны не женское лицо».)
План-конспект урока по внеклассному чтению. Тема: «Судьба женщины на войне». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» и документально-очерковой книге С. Алекс...
Конспект урока литературы «Это страшное слово «война» (по повести К. Воробьёва «Убиты под Москвой») с применением элементов музейной педагогики
Цель урока: формирование нравственной позиции средствами музейной и традиционной педагогики; развитие навыка аналитического чтения художественного произведения, воспитание ответственности за судьбу Ро...
План-конспект урока ллитературы "Эхо войны в повести А.Алексина "Сигнальщики и горнисты" 7 класс
План-конспект урока ллитературы "Эхо войны в повести А.Алексина "Сигнальщики и горнисты" 7 класс...
Открытый урок по литературе в 9 классе «Суровая правда войны». (По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»)
Открытый урок по литературе в 9 классе«Суровая правда войны»(По повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»)...