Народные мотивы в поэзии Некрасова
методическая разработка (10 класс)

Тарлина Наталья Владимировна

Интегрированный урок (литература и музыка) для обучащихся 10 классов на тему: "Народные мотивы в поэзии Некрасова". Урок в форме музыкальной гостиной будет интересен и познавателен, так как разнообразен по преподнесению учебного материала: два педагога, выступления обучающихся с теоретическими справками, звуковой материал и живое вокальное исполнение, как подготовленных артистов, там и совместное хоровое пение всех присутствующих.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тарлина Наталья Владимировна – педагог дополнительного образования,

Елисеева Вера павловна – преподаватель литературы.

г. Ханты-Мансийск.

БОУ ХМАО – Югры «Югорский физико-математический лицей-интернат».

 «Народные мотивы в поэзии Некрасова»

Класс: 10

Тип урока: интегрированный (литература и музыка).

Форма урока: литературно-музыкальная гостиная.

Цель: показать своеобразие поэзии Некрасова как поэзии, выражающей идею народности; народные мотивы, проявляющиеся в его поэзии.

Задачи: создать необходимый эмоциональный настрой, чтобы помочь учащимся прочувствовать, продумать, увидеть взаимозависимость стихов Некрасова и фольклора; взаимопроникновение и взаимосвязь народных песен и стихов Некрасова.

Методические приёмы: групповая работа, сообщения учащихся, чтение стихов, исполнение песен (хоровое и сольное).

Оборудование и наглядность: музыкальный центр, доска, плакат – эпиграф, тексты песен.

    Эпиграф урока:

        Каждый писатель передает то, что он глубоко прочувствовал. Так как мне выпало на долю с детства видеть страдания русского мужика от холода, голода и всяких жестокостей, то мотивы для моих стихов беру из их среды. 

                       Н.Некрасов. Воспоминания Панаевой.

Ход урока

      Музыкальный руководитель: Мотив – ключевое слово нашего урока: этот термин-понятие объединяет-интегрирует как литературу, так и музыку.        

     Чтобы понять значение термина,  воспользуемся  информацией, которую нам приготовили ваши одноклассники.

   

(Cправка №1) Ученик: Мотив (от латинского moveo – двигаю). В музыке мотивом называется наименьшее музыкальное построение (обычно из двух или нескольких нот), что-то вроде слова в речи. Конечно, не любые несколько звуков составляют мотив, как не любые несколько букв составляют слово. И музыкальные звуки и буквы должны объединять смысл. Какой смысл может объединить звуки? Любая выразительная интонация, характерный ритм. Кукушка прокуковала – вот вам и мотив. Пропойте какое-нибудь слово, например «мама» или «мамочка», и у вас получится музыкальный мотив.

        Из поколения в поколение переходят всем понятия интонации жалобы и вздоха, победной фанфары, зажигательного танца и т.п. Они и составляют выразительную основу мотивов.

        Музыкальный руководитель: Слово-понятие «мотив» используется и в литературе. Как литературоведческий термин…Послушаем справку.

(Справка №2) Ученик: Мотив в литературном произведении чаще всего понимается как часть, элемент сюжета. Любой сюжет представляет собой переплетение мотивов, тесно связанных друг с другом.

 Для большинства людей слово «мотив» означает напев, мелодию; кое-что из этого значения оно сохраняет и в качестве литературоведческого термина. В стихах мотивом может стать почти любое слово; в роли мотива может выступать предмет или образ, например, «волшебное яблоко», «злая мачеха» или сюжетная ситуация: «похищение невесты».  

           В литературоведении часто встречается уподобление мотива и темы, мотива и образа: мотив = тема или образ или звучание (мелодия).  

Преподаватель литературы: Именно  эта подобность дает возможность для сравнения мотивов народной песни и стихов Некрасова.  

       

Музыкальный руководитель: Народные мотивы,  а в научной литературе народное творчество называется фольклор.        

Один из существенных признаков народного творчества — его устная природа. Со времен глубокой древности произведения народного музыкально-поэтического искусства творились непосредственно в процессе живого исполнения и передавались от одного музыканта-певца к другому, из одного поколения в другое исключительно изустным путем.  

Это не профессиональное творчество. Народная музыка (фольклор) образуется, зарождается стихийно и функционально, то есть в связи с какой-либо житейской необходимостью: укачать ребёнка; выразить радость или горе; вымолить у природы дождь или солнце, урожай, тепло; облегчить себе однообразный физический труд; приворожить любимого и т.д.

Песенному творчеству русского народа присуще жанровое разнообразие. Деление на жанры подсказано трудовой, бытовой, общественной жизнью людей. В зависимости от особенностей содержания и формы в обширной сокровищнице русских народных песен различают артельные трудовые припевки, трудовые земледельческие песни, игровые, обрядовые, величальные, хороводные, плясовые, эпические (повествовательные, лирические, солдатские походные). Особыми видами музыкально-поэтического творчества являются причитания, колыбельные, эпические сказы, частушки.

В зависимости от бытования в той или иной среде и условий исполнения среди старинных песен различаются семейно-бытовые, бурлацкие, ямщицкие, батрацкие, песни крепостной неволи, мятежные песни вольницы, разбойничьи, тюремные, солдатские, матросские, бытовые фабрично-заводские и рабочие революционные.

        Что представляют из себя народные песни? Чаще всего это так называемые формульные напевы – короткие мелодии.

К песням древнего происхождения относятся семейно-бытовые и обрядовые песни. Среди них  крестьянские, колыбельные, некоторые виды величальных свадебных песен, причитания. Плач или причитание напевно-интонируемая поэтическая импровизация, связанная с выражением горя, скорби.

Одну из наиболее мелодически богатых областей песенного творчества русского народа составляют свадебные песни. Свадебные причитания пелись не только самой невестой или заменяющей её вопленицей, но также и матерью невесты, а иногда и старшей сестрой. На севере причитания обычно имели не только монологическую, но и диалогическую форму.

«Матушка, матушка, что во поле пыльно» (р.н.п.)

(исполняют педагог дополнительного образования и ученица)

 

Преподаватель литературы:

                              Что общего у этой песни со стихами Некрасова?  

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая  - быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

                               

                                - тема

                                - образы

                                -  мелодия (звучание)

Сообщение ученика: Некрасову было дано умение добиваться созвучия стихов с народной песней. Как и в народной песне, поэт использует трехсложные размеры. Вот каким оказывается у Некрасова  анапест:

Не гулял с кистенем я в дремучем лесу,

Не лежал я во рву в непроглядную ночь,-

Я свой век загубил за девицу-красу,

За девицу-красу, за дворянскую дочь.

                     «Огородник»

В стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…»

(читаем вслух  первую строфу)

поэт использовал  дактиль,  ритмический рисунок которого удивительно соответствует в этом случае и монотонному ритму  крестьянского труда, и покачиванию детской колыбели:

Немудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Сообщение ученика:

Николай Алексеевич Некрасов — певец женской доли. Пронзительной болью отдаются в сердце его стихи о женской судьбе вообще и крестьянки в частности. Душевностью веет от его лирических стихотворений, посвященных русской женщине, сестре, матери. На всю жизнь поэт сохранил это трепетное и теплое чувство к несчастной, молча страдающей, скрывающей свои слезы женщине.  Не случайно одно из его первых стихов было обращено к крестьянке:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную,

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И музе я сказал : «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Сообщение ученика:

 Многие стихотворения Некрасова, рассказывающие о женской судьбе, стали народными песнями. Вот стихотворение «Тройка», рассказывающее о молодой красивой крестьянке, которой любуется автор. Стихотворение «Тройка» очень ярко отображает состояние русской жизни. “Тройка” — это пророчество и предостережение крепостной девушке, по молодости еще мечтающей о счастье, на минуту забывшей, что она “крещеная собственность” и счастья ей “не положено”. Вскоре после публикации в 1846 году в журнале «Современник» оно вызвало невероятно горячий отклик у читателей и так быстро распространилось, что впоследствии стало считаться народной песней, о чём свидетельствуют многочисленные сборники песен. Вот уж воистину высшая степень популярности!

Песня «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…»)

(исполняет вокальное трио: педагог дополнительного образования и ученики)

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг,
Знать забило сердечко тревогу,
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.
Знать забило сердечко тревогу,
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед,
На тебя подбоченясь красиво
Загляделся проезжий корнет.
На тебя подбоченясь красиво
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь,
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих черных, как ночь.
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих черных, как ночь.

Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши.

Стихотворение Некрасова – о печальной женской доле.

        А вот тройка как образ печальной мужской доли:

«Вот мчится тройка почтовая»

(исполняет вокальное трио: педагог дополнительного образования и ученики)

Вот мчится тройка почтовая

        По Волге-матушке зимой,

        Ямщик, уныло напевая,

        Качает буйной головой.

        О чём задумался, детина? -

        Седок приветливо спросил. –

        Какая на сердце кручина,

        Скажи, тебя кто огорчил?

Эта вторая «Тройка» - песня неизвестного автора с использованием фрагментов нескольких более ранних популярных песен о тройке.

Преподаватель литературы: Проведем сравнительный анализ этой песни и стихотворения  Некрасова «Тройка»:

-чтение     стихотворения  «Тройка» (см. тексты на партах)

-анализ:     что общего между этими тройками и что их отличает?

                   

Сообщение ученика:

Образ тройки, часто появляющийся в народных песнях, - это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. Стихи о ней можно разделить на весёлые и грустные: в первых, – радость быстрой удалой езды, предвкушение свидания («Тройка» П.Вяземского), во вторых,– звучит грустная, а порой и трагическая нотка: «А мне уж больше не промчаться…», «Не догнать тебе бешеной тройки». Русских троек насчитывается очень много.

 Преподаватель литературы:

Некрасов сознательно использовал мотивы народной поэзии и народной песни. Зачем?

Сообщение ученика:

Чтобы сблизить интеллигенцию и народ. Он обращался к интеллигенции, стремясь вызвать в ней интерес и уважение к народу. Образ мужика, созданный поэтом, был весьма далек от истинного, но все-таки достаточно похож, чтобы читатель заплакал над крестьянской долей. Так Некрасов воспитывал имущие классы, но его поэзия  воспитывала и народ:

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог ты уже совершил,-

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

Музыкальный руководитель: На этих примерах мы убедились в том, что народные мотивы нашли отражение в поэзии Некрасова. Но народное творчество, фольклор всегда были источником вдохновения не только для одного поэта, но и для представителей «большого искусства». Впечатления от увиденного, услышанного отображаются во всех видах искусства, в песнях, картинах, стихах.

В своём фортепианном цикле «Времена года» П.И.Чайковский эпиграфом к пьесе «Ноябрь» взял строчки из стихотворения Н.Некрасова:

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой во след не спеши

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши.

Звучит в записи: П.И.Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из ф-го цикла «Времена года»)

Музыкальный руководитель: Удивительно!.. В наш век автомашин, летательных аппаратов, движущихся быстрее звука, космических ракет, когда тройка уже никого не удивит быстротой, песни про тройку по-прежнему удивляют. И радуют. И заставляют задуматься. А иногда и погрустить.

        Преподаватель литературы: …Что ж! Это свойство поэзии истинной – она всегда современна, ибо в песнях о тройке вылился русский национальный характер, явилась душа народа, весь жар, весь размет его чувств. И хоть нет уже ни той жизни, ни троек, ни ямщиков, ни проезжих корнетов, песня живёт и звучит над миром и, как сказано у Гоголя, вьётся около сердца.

«Коробейники» (поем все вместе):

 Ой, полна, полна коробушка,

Есть и ситцы и парча.

Пожалей, моя зазнобушка,  

           Молодецкого плеча!..

                             Выди, выди в рожь высокую!

                           Там до ночки погожу,

                          А завижу черноокую-

                         Все товары разложу.

Цены сам платил немалые,

Не торгуйся, не скупись:

Подставляй-ка губы алые,

Ближе к милому садись…  

Наш урок закончен. В качестве домашнего задания предлагаем сделать такую работу: найти народные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо…»:

1-ый ряд в главе «Пролог»;

2-ой ряд в главе «Сельская  ярмонка»;

3-ий ряд в главе «Крестьянка».

Список использованной литературы:

  1. Н.А. Некрасов. Лирика: анализ текста. Основное содержание. Сочинения. Авт.-сост. Луговая И.В.
  2. Соболева Г.Г. Русский романс.-М.: АОЗТ РИФМЭ, 1995
  3. Пионерский музыкальный клуб, вып. 22 (Сост. О.Очаковская, - М.: Музыка, 1988. (И. Андронников. О русских «Тройках»)
  4. Плужников К.И. Забытые страницы русского романса. – Л.: Музыка, 1988
  5. http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/BIO/KONI/AFKONI_Y.HTM Анатолий Фёдорович Кони. МОТИВЫ И ПРИЕМЫ ТВОРЧЕСТВА НЕКРАСОВА (Беглые заметки)
  6. Энциклопедический словарь юного литературоведа, Новиков В.И., 1988.



Предварительный просмотр:

Дубовцева Светлана Владимировна – заместитель директора,

Тарлина Наталья Владимировна – педагог дополнительного образования,

Сакулина Светлана Анатольевна – педагог дополнительного образования.

БОУ ХМАО – Югры «Югорский физико-математический лицей-интернат»,

г. Ханты-Мансийск.

Сценарий «Посвящение в действительные физматшкольники»

25 ноября 2022 г.

Звучит торжественная музыка

(пока заполняется зал)

На экране – эмблема школы

Фанфары

1 часть. Официальная.

Песня в исполнении ансамбля

Я хотела бы плыть над облаками

От туманов до северных сияний

Пролетать большие города

Под крылом оставляя небоскребы

Может это и сон, но ты попробуй,

Верить в то, что сбудется мечта

Все возможно, я с тобой

[Припев:]

Мечтай, мечту не отпускай

И каждый рассвет встречай

Как новый шанс – это наш звездный час

Небо за нас

Мечтай, все сбудется, когда расправим мы два крыла

Одной любви

Будет небо за нас,

Небо за нас

Мы все кружимся по своим орбитам

И летят мимо нас метеориты

Пульс Земли не стихнет никогда

Бесконечен этот мир

[Припев:]

Мечтай, мечту не отпускай

И каждый рассвет встречай

Как новый шанс – это наш звездный час

Небо за нас

Мечтай, все сбудется, когда расправим мы два крыла

Одной любви

Будет небо за нас, небо

Мечтаааай

И каждый рассвет встречай

Как новый шанс – это наш звездный час

Небо за нас

Мечтай, все сбудется, когда расправим мы два крыла

Одной любви

Будет небо за нас,

Небо за нас.

Фанфары

Выходят ведущие

1В. Мы приветствуем всех собравшихся сегодня в этом зале! Мудрых преподавателей, неповторимых учащихся, дорогих родителей и гостей нашего праздника!

2В. Приветствуем тех, чья душа находится в вечном поиске, жаждет новых знаний и открытий.

1В. Зачастую их пытливый ум предлагает нестандартные решения задач. И неслучайно говорят, что внутри каждого из них живет вечный двигатель.

2В. Мы видим в зале талантливых, ищущих ребят, которых собрал под одной крышей Югорский физико-математический лицей.

1В.Раз все в сборе, праздник «Посвящения в действительные физматшкольники» можно считать открытым!

Звучит Гимн России

.Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы продолжить славную традицию школы и провести через церемонию Посвящения наших, вновь поступивших ФМШАТ.

. Уверены, что наши новички преодолеют испытания, достигнут поставленных целей, совершат открытия и прославят наш лицей. Это все мы с вами узнаем в ближайшем будущем.

1В. А пока они грызут гранит знаний и углубленно изучают точные науки.

2В.Сегодня мы посвящаем 21 –й поток фмшат, это 48 юношей и 21 девушка.

1В.В мире станет на 70 югорских  физматшкольника больше, теперь нас 1253 ! И эта цифра достойна ваших бурных аплодисментов, друзья!

ФАНФАРЫ

2В. Итак, уважаемые гости, преподаватели и учащиеся!

1В.Сегодня мы с вами присутствуем при рождении нового поколения учащихся Югорского физико-математического  лицея. Поприветствуем их: двадцать первый  набор нашей школы!!!

2В.Приветствуем на посвящение претендентов!

Встают они под гром аплодисментов.

        Торжественная музыка

1В. 10 А класс – классный руководитель Латыпова Ирина Семёновна.

. 10 Б класс – классный руководитель Тачетдинова Гульшат Файзулловна

. 10 В класс – классный руководитель Ряднова Надежда Евгеньевна

                                             

2В.Слово для приветствия двадцать первого набора Югорского физико-математического лицея предоставляется директору лицея Мамбетову Бейшенбеку Талайбековичу.

        Фанфары

Выступление директора

1В. У нас на празднике присутствуют гости, друзья ЮФМЛ, которые с самого основания школы следят за ее успехами и успехами наших выпускников. Это те люди, на которых лицей всегда может положиться.

2В.Слово предоставляется:

Выступление гостей.

1В.Сегодня знаменательный день для всех без исключения фмшат.

2В.Да, действительно, мы очень ждали этот день, готовили концертные номера, репетировали, но при этом не забывали о семестровых заданиях, исторических датах и времени отбоя.

1В. Для вас, десятиклассники, все только начинается, вам предстоит пройти этот нелегкий, но интересный путь длиною в 2 года.

2В. Талант, трудолюбие, воля, везение … Без этих качеств трудно состоятся в жизни. Но для того, чтобы добиться успеха, даже самому яркому таланту необходим настоящий учитель.

1В. Слово для приветствия предоставляется учителю математики Елене Александровне Страшковой.

                                      Выступление преподавателя

2 часть. Информационная. Музыка.

1В. Ежегодно в октябре в нашей стране проходят научные конференции молодых исследователей.

2В. Именно в октябре в 1833 году родился человек, будущий ученый, которому принадлежат 350 патентов, среди которых патенты на водомер, барометр, холодильный аппарат, газовую горелку, усовершенствованный способ получения серной кислоты, конструкцию боевой ракеты и многое другое.

1В. В следующем году мы отмечаем его 190- летие.  

Слайд 1. Альфред Бернхард Нобель. Годы жизни и фото.1833-1896

2В. Альфред Бернхард Нобель!!!  

Слайд. Санкт-Петербург старинный, родители …

2В. В юности Альфред несколько лет провел Санкт-Петербурге, где его отец, а позже и он сам работали над военными заказами для русской армии. Позже им пришлось вернуться на родину.

Слайд . Фото молодого Нобеля, его лабораторий, опытов…

1В. Получив в тридцать пять лет патент на динамит, наладил его производство и занялся публичными лекциями и демонстрацией его свойств. Стал одним из самых богатых людей Европы.

Слайд . Фото Нобеля в возрасте.

2В. По своим взглядам Альфред был пацифистом и мечтал помочь человечеству избавиться от войн.

1В. Он говорил: «Если у противников появится оружие, которое может моментально уничтожить друг друга, то они поймут, что ничего не выиграют от войны, и прекратят конфликт».

Ролик «НОБЕЛЬ».

Слайд. Фото медали Нобелевской премии.

2В. Нобелевская премия - состоит из золотой медали с изображением Альфреда Нобеля и соответствующей надписью, диплома и чека на установленную денежную сумму. В 2022 году размер вознаграждения был равен 1,1 млн. долларов, или 55 млн рублей

1В. Управление капиталом , оставленным Альфредом Нобелем, ведётся таким образом, чтобы премию можно было вручать бесконечно.

Слайд . Русские нобелевские лауреаты

Ведущий 1.В числе нобелевских лауреатов есть и наши соотечественники.

Ведущий 2. Всего русским ученым и писателям присуждали Нобелевскую премию  раз.

Ведущий 1. Впервые Нобелевскую премию присудили русскому ученому в 1904 году.(слайд Павлов И.П.)

Слайды.  Фото ученых+год+наука+за какие достижения

Год

Направление

Лауреат

Обоснование

1

1904

Физиология и медицина

Иван Петрович Павлов

«за работу по физиологии пищеварения»

2

1908

Физиология и медицина

Илья Ильич Мечников

«за труды по иммунитету»

3

1956

Химия

Николай Николаевич Семёнов

«за исследования в области механизма химических реакций»

4

1958

Литература

Бориc Леонидович Пастернак[2]

«за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа»

5

1958

Физика

Павел Алексеевич Черенков

Игорь Евгеньевич Тамм

Илья Михайлович Франк

«за открытие и истолкование эффекта Черенкова»

6

1962

Физика

Лев Давидович Ландау

«за пионерские теории конденсированных сред и особенно жидкого гелия»

7

1964

Физика

Николай Геннадиевич Басов

Александр Михайлович Прохоров

«за фундаментальные работы в области квантовой электроники, которые привели к созданию излучателей и усилителей налазерно-мазерном принципе»

8

1965

Литература

Михаил Александрович Шолохов

«за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время»

9

1970

Литература

Александр Исаевич Солженицын

«за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы»

10

1975

Премия мира

Андрей Дмитриевич Сахаров

«за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми и мужественную борьбу со злоупотреблением властью и любыми формами подавления человеческого достоинства»

11

1975

Экономика

Канторович Леонид Витальевич

«за вклад в теорию оптимального распределения ресурсов»

12

1978

Физика

Пётр Леонидович Капица

«за его базовые исследования и открытия в физике низких температур»

13

1990

Премия мира

Михаил Сергеевич Горбачёв

«в знак признания его ведущей роли в мирном процессе, который сегодня характеризует важную составную часть жизни международного сообщества»

14

2000

Физика

Жорес Иванович Алфёров

«за разработки в полупроводниковой технике»

15

2003

Физика

Алексей Алексеевич Абрикосов[3]

Виталий Лазаревич Гинзбург

«за создание теории сверхпроводимости второго рода и теории сверхтекучести жидкого гелия-3»

16

2010

Физика

Константин Сергеевич Новосёлов[4]

«за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена»

17

2021

Премия мира

Дмитрий Андреевич Муратов

«за усилия по защите свободы выражения мнений, что является предпосылкой демократии и прочного мира»

1В. Вручение Нобелевской премии ставит высокое научное достижение на подобающе высокий пьедестал.

Заключительный слайд. Фото Нобеля и его медали.

2В.Нам есть, куда стремиться и с кого брать пример! Наша страна ждет от нас новых знаний и новых открытий!

1В.Наук нам всех не перечесть, какие в наших вузах есть! Друзья, давайте не лениться! Лицей, вперед!! И всем учиться!

Слайд Эмблема

2В. Сегодня в наши ряды вольется еще целый поток ребят, не равнодушных, да прямо скажем, очень заинтересованных в получении знаний и любящих заниматься наукой.

1В. И кто знает, может сейчас в зале находится будущий нобелевский лауреат.

2В. Не будем тратить время, а посмотрим на наших новичков-десятиклассников немного с другой стороны.

1В. Приглашаем их на сцену.

3 часть. Выступление 10 -классников .

Выходят ведущие

 - Мы – 21 поколение физматшкольников.

- И что невероятно, все – талантливые!

1В.- Мы приехали со всех уголков Ханты – Мансийского округа!

 – Интересуемся не только точными науками, но и литературой и искусством.

.(задумавшись).- Карина, скажи, а есть ли какие-то отличительные особенности, которые присуще только нашему потоку?

. – Конечно, Влад! Я знаю, что самый распространенный вид спорта, которым занимаются наши десятиклассники – это плаванье. А самое любимое блюдо – плов.

.- А я знаю,  в каком классе больше всего городских учеников.

1В. – Ну и в каком?

.- В 10 Б, их там целых 7 человек! И еще знаю самое распространенное женское имя потока.

К.- Ну имя я тоже знаю, это наверняка «Карина».

В.- Вот и не угадала. Самое распространенное женское имя у десятиков - «……».

                                            Музыкальная заставка

В.- Поступить в нашу школу совсем не просто, это не каждому по плечу.

К.(ехидно).- Ну, это еще полдела, гораздо труднее в ней удержаться.

В. – И чтобы все это осуществить, выдержать все испытания и носить гордое имя – фмшонка,…..

К.- Надо иметь железную волю, твердый характер, жизненную смекалку …..

В.- И естественно, чувство юмора. Внимание на экран.

Ролик 10-х классов

К.- Влад, скажи, а ты умеешь танцевать?

В.- Ну, да, в школе когда – то на дискотеке пробовал.

К.- Нет, я говорю про профессиональный танец.

В.- Я не знаю, если бы меня кто- нибудь научил.

К.- Но я за себя не скажу. А вот мальчишки и девчонки из хореографической студии лицея тебя точно научат.

В. – Точно! Да еще как хорошо это сделают.

К.- А давайте сами в этом убедимся.

Встречайте! «Джаз».

Танец

В.- Талантливый человек – талантлив во всем.

К.- Будь это физико – математический турнир в Екатеринбурге или научная конференция в Москве…

В. …или фестиваль классической музыки в Париже , а может это финал турнира «Большой перемены» в Артеке или спортивные соревнования в Тюмени.

К. – и везде наши фмшата будут на высоте.

В. – Встречайте!

Инструментальный номер

Пока подключают аппаратуру, звучит музыка.

Один из сотни поступает в наш физмат
Ты сдал ОГЭ, ты — молодец, теперь ты с нами
За то, что ты физмат, будь благодарен судьбе
Но что-то изменилось в тебе
Давно не видел цифру 8 на часах (на часах)
В поточке цифры 8 тоже нету (тоже нету)
Ночью перед сдачей что-то пишешь впопыхах (пишешь впопыхах)
Но поступал сюда ты не за этим
(Но поступал сюда ты не за этим)
Припев:
Ботай! Ботай!
Каждый божий день, и особенно в субботу
Ботай! Ботай!
Ты сам пошел этой непростой дорогой
(В припевах одно и тоже у бэков)
Сериал на обед, шаурма на ужин (на ужин)
Не выдержит и скажет даже самый добрый препод: (самый добрый препод)
Может лучше ты к родителям поедешь?
И ты бежишь сдавать недельныЕ (недеееельки)
А вот ты собираешься на дискотеку (на дискотеку)
С какой-нибудь девчонкой танцевать (под НТР)
После посвящения в спортзале ЮНИИТА (спортзале ЮНИИТА)
Хватай все вещи и беги! Беги домой ботать!
(Хватай все вещи и беги! Беги домой ботать!)
Припев:
Ботай! Ботай!
Каждый божий день, и особенно в субботу
Ботай! Ботай!
Ты сам пошел этой непростой дорогой
Ботай в общаге, ботай в столовке (ботай в столовке)
Ботай столько, сколько спит твоя кошка (сколько спит твоя кошка)
Если кошки нету — не беда
Ботай столько, сколько спишь ты сам (спишь ты сам)
Ботай один, ботай с друзьями
(ботай на слово ботай и дальше ботай с одним темпом)
В боталке ботать можно часами
Выбери место себе по душе
Включай эту песню и ботай на кураже!
Вот выпадет снег — я ботать начну
Ведь я же физмат, я всё могу
Но скажешь всем, что ты берешь любую высоту,
(БОООТАЙ, БОООТАЙ и тд)
Когда ты, наконец, поступишь в лучший институт
Припев:
Ботай! Ботай!
Каждый божий день, и особенно в субботу
Ботай! Ботай!
Ты сам пошел этой непростой дорогой
Ботай! Ботай!
Каждый божий день, и особенно в субботу
Ботай! Ботай!
Ты сам пошел такой дорогой, не сходи с пути и
(Бооотай, бооотай)
Ботай!
(Ботай!)

В.- Карина., а скажи что для тебя значит – лицей?

К (думает) – Ну, лицей для меня, прежде всего – это образ жизни.

В.- Это как?

К.- То есть, Лицей – это наша жизнь! Это образование, это культура, воспитание, коллектив ….Это все мы! Это то, как мы умеем жить!

В. – А как мы умеем жить!

фК. – Влад, конечно же, дружно!

В.- Да, это верно, дружба для нас превыше всего. Давайте посмотрим номер про нашу лицейскую дружбу и взаимоотношениями между мальчишками и девчонками в лицее.

Номер «Мальчики и девочки»

Выходят парень с девушкой, берет себе и ей микрофоны.

Парень выходит на авансцену , поднимает руку и дает отсчет всем.

В. – Давай! Музыка! ( Музыка зазвучала. Все начинают хлопать).

К – В мире, где все тайное становится явным!

В. – В школе, где знания стирают горизонты невозможного.

Все под музыку с вызовом выходят.

К – В школе, где собрались лучшие среди лучших.

В.- Нет месту трусости и лжи!

К. – Мы не боимся думать вслух.

В.- Наше Посвящение для тебя, школа!

К.Почему девочкам нельзя приходить в школу нарядными?

(Все выносят стулья на сцену под музыку)

К.Может для вас, парней, внешний вид не столько важен.

А для нас, девушек – это жизненно необходимо.

В.- А ну-ка обоснуй!

К.- Хорошо. Представь себе обычный урок математики.

(все уже сидят в классе на стульях).

В.-О чем думают парни?

3 парня говорят один за одним математические формулы.

К.- О чем думают девушки?

- К.- Эта прическа мне не идет

- Н – Какой сегодня Влад классный.

- О- Согласна с тобой, но в таком виде я ему не понравлюсь.

-С -  А я вообще – уродина!!!(девочка хватает себя за голову)

К.-А если бы могли одеваться так, как нам хочется.

(девочки встают, снимают очки, распускают волосы, сбрасывают пиджаки, танцевальными движениями идут на авансцену, поднимают левую руку вперед – дальше все показывают рукой-

Девочки говорят:

- функция пораболы (круговые движения рукой)

- точка минимума 4-1

Кроме шутки

- от минус бесконечности до четырех –функция убывает ( показывают руками движения от плечей до колен)

-кроме шутки

- от четырех до плюс бесконечности

Функция растет (поднимают руки вверх)

Мальчики в это время сидят на стульях и что- то записывают, позже встают и сбоку наблюдают за девчонками.

В.- Ну и о чем же тогда будут думать парни?

(девушки подходят к стульям, берут их и уносят)

К.- И вообще, как ты себе представляешь урок физкультуры.

В - Да как нечего делать!

Музыка

В.- Парни!                К.- Девчонки!

Музыка на девушек (выходят все обворожительные)

Музыка на парней (выходят крутые)

В- Парни, приседание. Поехали!

Музыка из танца «яблочко», приседают.

К.- Девчонки, приседание. (выполняют медленно под свою музыку)

В- Хватит! Давайте покажем как делает отжимание настоящий физмат.

Музыка, отжимание.

К- Разве это физмат? Вот настоящий физмат!( девушки крутятся)

В- Пусть нас рассудит беговая дорожка.

Приготовились! На старт! Внимание! Марш! Парни!-3р.

Мальчики побежали, девочки стоят на месте, обсуждают, смеются.

В-- Что это такое?

К- Просто неверная мотивация. Кто будет бежать только потому что, на Старт? Внимание? Марш?

Девочки! Девчонки в Летуале скидки!

- Девчонки! Не в той стороне!

Все девочки побежали, завизжали, сбивая мальчишек. Прибежали обратно счастливые, визжа. Девочки убегают из зала.

                   

                        Музыкальная заставка. Выходят ведущие

К.- Знаешь, Влад, мне кажется, что все заметили, что у нас в лицее царит особенная атмосфера, какой нет ни в одной другой школе.

В. – Да. И именно здесь мы познакомились с огромным количеством прекрасных людей.

К.- Здесь все-  10-е, 11-е, преподаватели, воспитатели – живут одной дружной семьей.

В.- Да. И находятся между собой если не в дружеских, то в товарищеских отношениях.

К.- И если появляются проблемы, то ты прекрасно знаешь, что среди всех этих людей найдутся те, кто тебе обязательно поможет.

В. – Ну все-таки у лицея есть одна неразрешенная проблема. И разрешиться она никак не может с момента образования лицея.

К.- Влад, не пугай меня. О чем это ты говоришь?

В.- Ну как о чем? Я говорю о самой серьезной физматовской несправедливости.

К.- И почему происходит эта несправедливость?

В.- Почему? Почему? (поет) «Потому что на десять мальчишек, по статистике трое девчат»

К.- А вот, ты о чем. А я уже испугалась.

                                              Музыка

    В.- А если серьезно, Карина, то я хочу еще раз всем напомнить, что «Лицеист – это звучит гордо!». И помнить об этом необходимо всегда.

    К.- Мир знаний нам распахивает дверь!

           Ступай смелей, младое племя!

           Вперед, под знаменем “Твори и верь!”

           Нам путь укажут и талант, и опыт, и терпенье!

 10-е выходят на сцену .

Песня «Кто, если не мы?»

  1. Время влияет на дни и события

Давит, диктует форматы и стили

Мы на пороге большого открытия

Сильной, свободной, богатой России!

Время менять обещания строптивые

Но это сделано здесь и сейчас

Люди свободные, честолюбивые

Завтра России зависит от нас!

Пр.:

Кто, если не мы - сила поколения

Кто, если не мы - научное мышление

Кто, если не мы - прорыв десятилетия

Кто, если не мы - на годы, на столетия!

Кто, если не мы - единая команда

Кто, если не мы - науки пропаганда

Кто, если не мы - заставим биться сильных

Кто, если не мы - свободная Россия!

  1. Мы штиля не ждем в эпицентре стихии,

Мы строим проекты великой Страны!

Мы помним историю нашей России,

И эту историю делаем мы!

Дерзко, уверенно, смело, логично

Общей идеи и цели верны

Легко нам не будет и это отлично!

Успех наш зовется успехом Страны!

                                        4 часть .Выступление 11-классников.

1 В. Образование, качественное, фундаментальное – это капитал, самое выгодное вложение средств. С этим не поспоришь.

2 В. Разумеется, престиж и традиции выбранного учебного заведения значат немало, но вряд ли все, с чем приходится сталкиваться в жизни, укладывается в рамки школьных и университетских курсов.

1В. Независимо от профессии и рода деятельности, успеха чаще всего добиваются те, кто лучше других сумеет решить нестандартную задачу…

Выступление агитбригады лучших учащихся ЮФМЛ.

5 человек во фраках и шапочках

На выход ролик «О сколько нам открытий чудных…»

1. Ты жаждешь открытий, твоя душа томится незнанием и полна предчувствий истины? Ты хочешь познать все научные знания учёных всего мира и всех веков.?

И ты понимаешь, что поиск ответа на мучающий тебя вопрос, бессонные ночи, споры с друзьями, радость знания... ,чувство удовлетворения от удачно проведенного эксперимента….

...сомнения “а может быть Ньютон ошибался?”

...И чувство радости “Нет, Ньютон не ошибался!”

2.  Все это и есть Наука! И все вы - ее творцы и слуги!

 Наука - это труд тяжелый!

 Наука - это волшебство.

 И если в жизни раз коснулся ее сердцем...

 Взлететь от радости открытья будет вам дано!

 Так пусть сегодня здесь господствуют Науки,

 Кипят дискуссии, звучит вопросов дружный хор!

 Наука никогда не даст вам умереть от скуки!

 И сделает ваш ум острее, чем топор!

3.И пусть дорога тяжела,

Не торопись поставить точку,

Возьмемся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть по одиночке.

В познании радость обретешь,

Усвоив истину благую,

Что, если ты одну вершину покорил,

Захочешь покорить другую.

4.Тайны созданья, загадки природы
Людей волновали, манили всегда
Разум и воля сподвигли народы
Исследовать космос, ваять города.

Сколько талантов вскормила Россия:

Издавна помним мы древний завет:

Математики знанья, физики сила,

Зажгут в нашем в  сердце невиданный свет.

5.Для Родины нашей в нелегкое время
Должны мы продолжить ответственный путь.
Наука это не тяжкое бремя,
Наука - соль жизни, знания суть.

Как много еще впереди откровений,
Волнений, исканий, открытий не счесть!
Науке себя посвятить без сомнений
И вклад привнести для каждого честь!

        На уход за кулисы «Гаудеамус»

Музыка к обряду Посвящения.

. Вы клятву должны нам сейчас принести

Что вы не свернете с прямого пути

Что вас не сломают науки преграды

Что годы учебы вам будут наградой.

                

3 часть. Церемония Посвящения

Музыкальный фон на Посвящение

На фоне музыке звучит фонограмма.

Церемония Посвящения

Постепенно гаснет свет. Звучит голос за сценой на фоне музыки.

Вступающие в храм науки! Вступающие в ряды фмшатского братства! Приветствую вас в этот торжественный день! Пусть он навсегда останется в вашей памяти, как начало пути к своему призванию. Я, дух Югорской земли, разрешаю приступить к ритуалу  Посвящения в Физматшкольники. Прошу помощников- представителей школьного Сената внести атрибуты Посвящения – облачение Магистра, свиток с клятвой и жезл.

Звучит музыка.

 Помощники выносят атрибуты Посвящения.

Звучит голос за сценой: Для проведения обряда назначаю Магистра. Прошу Магистра подняться на сцену для исполнения своих обязанностей.

        Торжественная музыка.

    Идет облачение магистра, вручение ему свитка с клятвой и жезла.

Голос. Внимание! Начинаем ритуал посвящения. Он обладает волшебной силой, необъяснимой властью. Сегодня новое поколение ФМШат, продолжая славную традицию ЮФМЛ, вступит в ряды ФМШатского братства.

Голос: Перед светом отступает мрак. Перед разумом невежество.

Внести огонь – символ вечного творческого горения, стремления к знаниям и преданности науке.

        Музыка. Вносят сосуд с огнем.

Голос: Какие бы бури не бушевали вокруг вас – боритесь, не сдавайтесь, не угасайте духом. Идите вперед по тропе познания. На этом пути не только розы, но и самоотверженный труд, горечь неудач. Так пусть появится соль! Соль- символ тяжкого пути познания, кристальной чистоты ваших помыслов, научной глубины и абсолютной истины.

                                Музыка. Вносят соль.

Голос: Будьте чуткими и великие истины придут к вам не только в скупых формулах, но и в ощущении радости творчества, полноты жизни.

Так пусть появится символ сладости открытий, побед , сладости жизни.

                             Музыка. Вносят конфеты

Голос: Ежегодно, чередуя синий и зеленый цвета, на Посвящение ФМШатам вручаются футболка и нагрудный знак с эмблемой ЮФМЛ. Синий и зеленые цвета – это основные цвета флага Ханты – Мансийского округа и эти цвета отражены в атрибутах ЮФМЛ.

Голос: Первым обряд посвящения проходит 10А класс.

        Музыка.

10А проходит обряд Посвящения и выстраивается на сцене

( Учащиеся по очереди прикасаются к сосуду с огнем , берут щепотку соли, конфету, подходят к магистру, он прикасается к каждому жезлом, ученик получает футболку со значком и выстраивается на сцене).

Голос: Обряд Посвящения проходит 10Б класс.

10Б проходит обряд и выстраивается на сцене.

Голос: Обряд Посвящения проходит 10В класс. Передаю полномочия Магистру.

10В проходит обряд и выстраивается на сцене.

Магистр

Уважаемые гости, преподаватели, учащиеся!

Прошу всех приготовиться к принятию клятвы.

 Вступающие в ФМШатское братство!

Слушайте и повторяйте за мной слово «Клянусь!»

        Звучит клятва

Магистр:

Клятва

Я, торжественно принимающий имя ФМШонка,

Клянусь

(все повторяют слово Клянусь)

Постоянно учиться,

шлифовать свой ум,

трудиться с предельной отдачей своих сил

Клянусь

(все повторяют слово Клянусь)

Быть беспощадным к своим слабостям и недостаткам,

Научиться жить и работать в коллективе,

Всегда быть верным нашему ФМШатскому братству

Клянусь

(все повторяют слово Клянусь)

Всегда и везде помнить о чести лицея,

Приумножать его авторитет и славу,

Жить так, чтобы лицей мог гордиться мною

Клянусь

(все повторяют слово Клянусь)

Если же я нарушу эту клятву,

Пусть меня перестанут уважать мои товарищи, учителя и ученые

Клянусь,( все повторяют)

Клянусь, (все повторяют)

Клянусь,(все повторяют)

Голос: Объявляю обряд Посвящения завершенным. Магистр, передайте атрибуты помощникам. Благодарю всех вас!

Фанфары.

Помощники уносят все атрибуты Посвящения.

Магистр садится в зал.

Голос: Теперь вы настоящие ФМШата. Пройдет много времени. Но вы всегда будете   помнить о ФМШатском братстве с гордостью и признательностью. Ведь это самое лучшее время в вашей жизни. И впереди вас ждут новые открытия и победы.

          Финальная песня

Под песню идет презентация фотографий 10-х классов. Фотографирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема декабристов в поэзии Некрасова

К началу 70-х годов наступает эпоха нового революционного подъёма. В 1869 году возникает замысел поэмы «Дедушка», где Некрасов хочет...

Тема декабристов в поэзии Некрасова

Презентация к внеклассному мероприятию "Тема декабристов в поэзии Некрасова" ( к 190-детию поэта)...

Методическое пособие «Выполнение росписи по собственным эскизам, используя народные мотивы и нетрадиционные элементы росписи»

Курсовые работыучащихся 4-го курса«Выполнение росписи по собственным эскизам,используя народные мотивы и нетрадиционныеэлементы росписи» по профессии "Художник"....

"Ключи от счастья женского" в поэзии Некрасова

Форма урока: устный журнал, основанный на самостоятельной поисковой работе учащихся (групповой).Иллюстрация - презентация с музыкой....

Народные мотивы в творчестве кружка театра моды"Фантазёры"

Несколько коллекций этого кружка посвящались родному краю и нашему северному городу......

Бинарный урок литературы и географии "Африканские мотивы в поэзии Н.С.Гумилёва".

Конспект бинарного урока литературы и географии "Африканские мотивы в поэзии Н.С.Гумилёва"....

Философские мотивы в поэзии В. С. Высоцкого

Во вступлении автор раскрывает свое представление о творчестве В.С. Высоцкого в целом.  В основной части Мария Михайловна предпринимает попытку анализа любовной лирики Маяковского с точки зрения...