Метафизика Юрия Казарина: пространство-время-смерть
материал по литературе (11 класс) на тему
Данный материал может быть использован на уроках внекласного чтения в 11-х классах с целью реализации НРЭО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metafizika_yu.kazarina.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Метафизика Юрия Казарина: пространство-время-смерть.
Введение
Поэт живет — физически и метафизически, т.е. ментально, психически и духовно, — пока он способен петь, говорить или бормотать. Мандельштамовское “губ шевеленье” — это определение непосредственного процесса сочинительства, усилия, направленного на то, чтобы познакомить слова и уговорить их, убормотать, убаюкать “шумом времени” и пространства, которые незамедлительно под воздействием чудовищной и чудотворной силы смыслового сжатия будут поглощены и словом, и строкой — и дойдут в них до светящейся, нестерпимо горячей точки — до кровяного шарика звука, морфемы, слова, предложения и текста.
Ю.Казарин
Поэт именует мир. А миру имена ни к чему. Он просто есть. И все. Имена нужны людям. А если это поименование просто вычеркнуть, порвать, скомкать, бросить в почтовый ящик, что сродни не-бытию… Что тогда? Пус-то-та. Ти-ши-на. Может быть, тогда душа обретет бога (бог тоже следует писать с маленькой буквы – в этом больше сути, существования во всем), потому что бог сродни молчанию и немоте… А поэт именует мир – значит, движется не к богу, а от бога. Как догорающая свеча – сверху вниз. Такова человеческая природа. И поэт – в общем-то, просто человек, нашедший в слове чуть ли не единственного (благодарного!) собеседника. А слово есть начало и конец. Просто точка. Жизнь, впрочем, как и смерть, и любовь, и пространство, и время, - тоже просто точка, сплошное болеточие…
Поэт именует мир… просто потому, что человеческое существование погружено в пространство и время, которые сами по себе составляют некую материализованную мысль, некое материализованное слово окружающего нас и заполняющего нас бытия. Более того – пространство и время не столько материализуются, сколько одухотворяются в момент обращения в слово, потому что обретают имя.
«Все, что никак не называлось –/ Пространство, Время и Творец/– и материализовалось, /и стало словом наконец».
При этом и пространство, и время в понимании поэта вмещают в себя одно – пустоту. «Пустота – это взгляд, он повсюду, мой друг».
Основа поименованного пловцом бытия – лишенное деталей пространство (разнообразие мира – лишь иллюзия), так как в мире все сходно, любая вещь – так или иначе, повторима, а значит, в конце концов, вырабатывается взгляд поверх вещей, взгляд в никуда… взгляд в пустоту, которая поглощает все, разрушает все, все обезличивает.
«Скошены пчелы, пропали поля,
Срезаны с веток шмели,
Прямо под окном земля
Вся состоит из земли…»
Пустота – отсутствие человека. Пространство по природе своей пустое, а значит, человека в нем рано или поздно обязательно не будет, и пустоту пространства следует понимать как смертность и уязвимость всего находящегося в нем.
Человек физически принадлежит пространству. По внутреннему же содержанию он, как и вся живая материя, относится категории времени, поскольку время ассоциируется с воздухом, небом… небом «в тебе и со всех сторон».
Я вышел весь, как в небе самолет.
И холодит у божьего предела.
Душа – подвал, подземный переход
Из тела в тело.
Более того – «душа –побег», а «побег – смерть».
Значит, ход времени совершается за счет перехода смерти из тела в тело.
Когда знобит последнее тепло
И пятерня небес легла на темя.
И прежнее пространство перешло в сплошное время.
В этом пункте тождественность человека и Времени многое объясняет. Все в конечном итоге сводится к состоянию, где нет человека, а человек «сводится» ходом времени к небытию… если угодно – к безвременью. Безвременье (или сплошное время) – то, что можно достичь лишь вне человеческой жизни. И то, что при жизни ощущается как течение времени есть, во-первых, то же самое как умирание, а во вторых – не что иное, как возврат в исходное состояние, соскальзывание к безвременью, если угодно даже тяга к нему. Ощущение человеком течения времени – это также и ощущение им своей тяги к смерти.
«Меня на свете нет,
мне сорок девять лет
на том да и на этом –
хожу себе, предмет предметом…»
Смерть выявляет связь времени и пространства.
Зренье в горах, обмирая, лежит пластом,
Время как тень от пространства отброшено светом,
Будто любовники заночевали валетом,
Чтобы – уже задыхаясь – проснуться крестом.
Но, однако, связь эта не сопряжена со страхом, несмотря на то, что смерть – это сугубо частное дело, касающееся только одного человека – себя. В этом вопросе очень трудно прийти от частного к общему и удовлетвориться той мыслью, что подобная судьба уготована нам всем - всему человечеству.
Казарин приходит к отсутствию страха - к универсализму точки зрения на смерть. Поскольку сама жизнь содержит в себе смерть, не существует без нее, то жизнь есть одновременно и умирание.
И жизнь как умирание направленное впять
Осеннее желание сырой землею стать.
А значит, смерть не настигает внезапно, не преследует и даже не тревожит своей неизбежностью. Она просто заполняет собой каждый миг человеческой жизни. Она просто есть и все. При осознании смерти как сущности не остается ничего, как прийти к элементарному принятию всего, что связывает человека с небытием. В этом не просто процесс преодоления страха смерти, а уже свершившийся его акт. Более того – в этой «неотделимости смерти от жизни и заключен ее, смерти, смысл, назначенная и нареченная судьбой неизбежность», а в неизбежности этой, точнее в ее принятии, кроется «один из способов свободного и осмысленного мироосвоения».
Возможно, потому пловец стремится слиться со смертью воедино, стать ей, уйти в последнее стихотворенье…
Где снова – ночь встает не с той ноги,
И шепчется: прости и помоги
В последнее уйти стихотворенье.
Схожие мотивы звучат в философии Тютчева, понимавшего смерть как слияние с «родимым хаосом», которое ему не только не страшно, но иногда даже желательно:
Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!
Итак, Казарин далек от игнорирования самого существования смерти для данной личности.
Погрузившись целиком и без остатка в размышления о времени, пространстве, смерти, он не принимает ни позицию борьбы с неизбежность небытия через отрицание двух последних величин, ни позицию смирения перед их лицом. В вопросе о смерти Казарин, кажется, лишен дара различать настоящее и будущее время. Неизбежность небытия сделала для Казарина смерть уже свершившимся фактом. Дыхание смерти чувствуется постоянно и окрашивает отношение к любому из фактов жизни.
Где светает за полгода,/ где до сотворенья – твердь…//Начинается погода //настоящая, как смерть.
Здесь следует отметить, что время, (в отличие от всего остального) существует и до и после смерти. В чем разница между состоянием времени до и после? Вероятно, важнейшее отличие – отсутствие слова, его смолкание.
И остается звук без боли и значенья,
И миру сходит с рук твое исчезновенье.
В этом контексте, несмотря ни на что, словесное поименование бытия представляется попыткой противостояния времени и пространству.
Слово заполняет собой пустоту пространства и времени.
И небо, и в землю, и хором
Из кровельных Божьих пустот,
Боля беспризорным простором,
Как дерево, слово растет.
Творит окружающее бытие. Материализует и его. Наделяет именами всех и вся.
Как древо – творит спозаранку
Округу с округой впритык.
Согласные звуки, как ранку,
Смакует всухую язык.
А после – слово обретает смысл… дух… жизнь…
Когда, перелетные звезды
Значеньем обременяя,
Сквозные на воздухе гнезда (память)
Стоят как костры без огня.
Более того – живое слово обладает силой памяти, благодаря которой пустота перестает быть безликой.
И Богом стиснутые звезды –
Как небывалые слова –
Оставят в воздухе (время) борозды (память),
Где горевала голова.
В момент оживления мыслью слово становиться смертным… как и все сущее.
Когда, облачивши в объятье
Высокого голоса ось,
Его корневое распятье
С твоим – кровеносным – сошлось.
И именно эта смертность делает слово связующим звеном между временем и пространством… точкой координат, в которой сходятся категории бытия… точкой уходящей в бесконечность, беспредельность…в сплошное пространство и время…
При этом слово способно материализовать, вразумить, одухотворить то бытие, в которое оно погружено, наделив его собственным именем, и дать ему, таким образом, свободу – свободу жизни и смерти, пространства и времени, свободу одиночества.
Отчуждение личности от мира приводит человека к «абсолютной свободе».
«Абсолютная свобода» – это, прежде всего, свобода выбора себя и несение полной ответственности за этот выбор. Более того – «абсолютная свобода» есть одиночество, которое не каждый человек может вынести. Мотив одиночества – один из доминирующих в поэзии Ю. Казарина. Поскольку одиночество в мире пловца есть некая ось пространства и времени, смысловой стержень жизни и смерти.
Мир, в который помещен поэт, зачастую лишен карт и календарей, время года определяется вовсе не по известной последовательности чередования, а по внешним ассоциациям: осень - «в роще ремонт, шелушатся обои», зима - «мотыльков новогодние хлопья отведу занемевшей рукой» и т.д. Имеется отвлеченный дом, где живет герой, отвлеченная улица, на которую он выходит из этого дома, отвлеченный городской или сельский пейзаж, реальный или возникающий в его воображении.
Поэт воздерживается от философских и исторических обобщений, все, что он испытывает, крайне лично, вместо законченных рисунков – наброски, произвольный калейдоскоп впечатлений и размышлений.
Первая капля находит ведро –
Колокол сада, сухое нутро.
Здравствуй, плохая погода.
Словно в чернильницу ткнули перо
и написали СВОБОДА.
Кровля фонетики – жесть. Небеса
ввинчены в левое ухо
так, что в правом застряла оса –
по волосатое брюхо.
Только жестянка, убитая медь,
повелевает вглухую допеть
из колокольной запруды.
От одиночества не умереть
и дотянуть до простуды.
Настроения и состояния иллюстрируются неожиданными сравнениями и парадоксальными умозаключениями. Художественная действительность складывается из двух-трех импрессионистических деталей. При этом приглушенность стиха служит катализатором искренности и силы его интеллектуального трагизма: одиночество, безлюдие, безвременье заставляют поэта уноситься мыслями или в прошлое, или в будущее, но нигде он не находит ничего отрадного, ибо и прошлое и будущее одинаковы из-за своей связи с сегодняшним.
Деревяшка, топорик, пешня –
Скоро будет земля у меня. (будущее)
Повернешься проплешиной, как города
На раскопках, под рубищем льда.
В этом месте, где в узел не вяжется звук,
словно саженец в мае, кренился каблук. (прошлое)
А сегодня, когда хорошо декабрю
и когда я морозом зрачок серебрю,
залетает снежинка в ноздрю. (настоящее)
При разной тематике стихотворения Ю.Казарина объединены силой и искренностью передаваемого чувства одиночества.
Его поэзия – смелое экзистенциалистское понимание существования смерти в пространстве и времени, осознание своей полной свободы от иллюзий бытия, погруженность в свободу одиночества. Тем не менее, из-за этого жизнь вовсе не теряет смысла; от человека что-то остается людям, и это что-то – его слово. Слово, материализованное и одухотворенное, погруженное в свободу одиночества. Слово, обреченное на полное и осмысленное существование. Слово, преодолевающее собственное одиночество посредством соприкосновения с читателем, с « со-творцом со-чинений, со-страданий, со-названий – жизней – и – смертей». От человека что-то остается людям, и это что-то – его слово.
Все остается, как вечный глагол несовершенного вида.
И потому поэт именует мир… именует окружающее бытие, посредством слова, стремясь постичь его, пропустив через самого себя… Читатель в этом аспекте подобно поэту невольно впадает в процесс поименования… переименования, если угодно, ведь названное, поименованное - существует, и существование его более полно и осмысленно, чем бытие безымянных вещей … Читатель подобно поэту погружается в пространство осмысленного существования…осмысленного до-сотворения себя … своего мира…
А потому, наверное, представляется невозможным дать прямое отражение поэтических текстов Ю.Казарина. Поскольку данная задача недостижима в силу самой сути поэзии - быть средоточием знаков человеческих эмоций, чувственных или интеллектуальных, под которые каждый читатель подводит свои конкретные переживания, свой личный чувственный и метафизический опыт, почти всегда существенно отличающийся от опыта автора. Ведь «читать – значит сочинять себя»… потому что имеешь потребность быть… мыслить и чувствовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца....", посвященное жизни и творчеству Юрия Визбора
Внеклассное мероприятие "Наполним музыкой сердца" представляет собой литературно-музыкальную композицию, в которой основным объектом интереса выступает поэт, бард, драматург, журналист, сценарис...
Методическая разработка классного часа «Юрий Гагарин – современный Колумб»
Материал рассчитан для учащихся 6-8 классов и может быть использован в качестве классного часа к Дню Космонавтики, а так же в Дню рождения первого космонавта Ю.А.Гагарина. Рассказ учителя сопровождае...
Юрий Гагарин - наш герой
12 апреля 2011 года исполнилось 50 лет со дня полета первого человека в космос. Всего 108 минут продолжался первый полёт в космос, но этим минутам суждено было стать звёздными. Когда радостная новость...
Православная архитектура г.Юрьев-Польского Владимирской области
Познакомьтесь, это мой любимый город. Милости просим, посмотреть на это великолепие воочию!...
МЕТАФИЗИКА БЫТИЯ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"
В статье ставится задача рассмотреть роман «Мастер и Маргарита» как парадоксальную литературную провокацию к осмыслению метафизики бытия в аспекте реальности потустороннего мира. Автор...
Избирательное сродство как игра разума (Лирика Юрия Казарина в свете отечественной поэтической традиции)
Данный материал о лирике Юрия Казарина, уральского поэта, может быть использован на уроках внеклассного чтения в старших классах с целью расширения читательского кругозора учащихся....
Стиль мысли (по книге Ю. Казарина "Пловец")
Данный материал точечно освещает особенности прозаического стиля уральского поэта, писателя, лингвиста - Юрия Казарина. И может быть использован на уроках литературы в старших классах с целью реализац...