рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа по литературе к учебнику «Литература. 6 класс» в 2 ч.под ред. В. Я. Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_literat.docx | 38.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, Рабочей программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику «Литература. 6 класс» в 2 ч. В.П. Полухиной и др. (М.: Просвещение, 2016).
Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе ХVIII, XIX, ХХ вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность - курс 6 класса представлен разделами:
Устное народное творчество.
Древнерусская литература.
Русская литература XVIII.
Русская литература XIX века.
Русская литература ХХ века.
Литература народов России.
Зарубежная литература.
Обзоры.
Сведения по теории и истории литературы.
Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними;
- индивидуальная и коллективная проектная деятельность.
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения - от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Программа рассчитана на70 часов, 2 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 6 классе
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
- умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
№ | Тема | Всего кол-во часов по программе | Контрольные работы | Развитие речи | Внеклассное чтение |
1 | Введение | 1 | |||
3 | Устное народное творчество | 3 | 1 | ||
4 | Древнерусская литература | 1 | |||
5 | Русская литература 18 века | 3 | 1 | ||
6 | Литература 19 века | 29 | 1 | 5 | 3 |
7 | Литература 20 века | 21 | 1 | 1 | 2 |
8 | Из литературы народов России | 1 | |||
9 | Из зарубежной литературы | 8 | 2 | ||
10 | Заключительные уроки. Подведение итогов. | 3 | 1 | ||
Всего: | 70 | 3 | 7 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
уроков литературы в 6 классе
№ | Тема урока. Основное содержание. | Количество часов | Дата проведения | прим |
1./1 | Введение. В дорогу зовущие, или Литература открывает мир | 1ч | ||
2./1 | Устное народное творчество 3ч Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. | 1 | ||
3./2 | Пословицы и поговорки как малый жанр устного народного творчества. | 1 | ||
4./3 | Вн. чт. В чем красота русского фольклора? | 1 | ||
5./1 | Древнерусская литература Особенности древнерусской литературы. «Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. | 1 | ||
6./1 | Русская литература 18 века 3ч Русские басни. И.И.Дмитриев.«Муха». Осуждение безделья, лени | 1 | ||
7./2 | И.А.Крылов. Слово о баснописце (краткий обзор). Чтение и анализ басен Крылова ( «Осёл и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик») | 1 | ||
8./3 | Р.Р. Выразительное чтение наизусть басен И. А. Крылова. | 1 | ||
9./1 | Русская литература 19 века 29ч А.С.Пушкин. Биография и творчество (краткий обзор) Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину». | 1 | ||
10./2 | А.С.Пушкин. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. | 1 | ||
11./3 | «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы. | 1 | ||
12./4 | Р.Р. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». | 1 | ||
13./5 | История романа А.С.Пушкина «Дубровский». Ссора Троекурова и Дубровского. Суд и его последствия в романе «Дубровский» | 1 | ||
14./6 | Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом. Пожар в Кистенёвке. Учитель. | 1 | ||
15./7 | Маша Троекурова и Владимир Дубровский. | 1 | ||
16./8 | Сюжет и композиция романа «Дубровский» | 1 | ||
17./9 | Р.Р. Сочинение по роману А.С. Пушкина «Дубровский» | 1 | ||
18./10 | Вн. чт. Повесть «Барышня-крестьянка» ( «Повести Белкина» А.С.Пушкина). Сюжет и герои повести. | 1 | ||
19./11 | М.Ю.Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. | 1 | ||
20./12 | Чтение и анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова ( «Тучи», «Утёс», «Три пальмы», «На севере диком…») | 1 | ||
21./13 | Р.р. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Тучи» М.Ю.Лермонтова. | 1 | ||
22./14 | И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе. История создания сборника «Записки охотника». Образы мальчиков из рассказа Тургенева «Бежин луг» | 1 | ||
23./15 | Художественные особенности рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг». Роль пейзажа в произведении. | 1 | ||
24./16 | Тютчев .Чтение, анализ стихотворений Ф.И.Тютчева.(«Листья», «Неохотно и несмело…» и др.) Особенности изображения природы | 1 | ||
25./17 | Чтение, анализ стихотворений А.А.Фета. («Ель рукавом мне тропинку завесила..», «Ещё майская ночь», «Учись у них- у дуба , у берёзы..») | 1 | ||
26./18 | Р.Р.Выразительное чтение наизусть стихотворений (Тютчев, Фет) | 1 | ||
27./19 | Н.А.Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Главная тема поэзии Некрасова. Стихотворение «Железная дорога» | 1 | ||
28./20 | Своеобразие композиции .Мысль о величии народа-созидателя в стихотворении «Железная дорога» | 1 | ||
29./21 | Р.р. Выразительное чтение наизусть отрывка из стихотворения «Железная дорога». | 1 | ||
30./22 | Двусложные и трехсложные размеры стиха | 1 | ||
31./23 | Н.С.Лесков. Слово о писателе. Сказ «Левша». Русский характер в сказе Н.С.Лескова «Левша». | 1 | ||
32./24 | Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова. | 1 | ||
33./25 | Вн. чт. Н.С. Лесков. Рассказ «Человек на часах». | 1 | ||
34./26 | А.П.Чехов. Краткий рассказ о писателе. Добродушный смех в рассказах Чехова ( «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Пересолил») | 1 | ||
35./27 | Вн. чт. Мой любимый юмористический рассказ А.П.Чехова. | 1 | ||
36./28 | Контрольная работа по теме «Русская литература 19 века» | 1 | ||
37./29. | Родная природа в стихотворениях русских поэтов. (Полонский, Баратынский )Чтение, анализ стихотворений Я.П.Полонского( «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри- какая мгла…») Е.А.Баратынского.( «Весна, весна! Как воздух чист..», «Чудный град») | 1 | ||
38./1 | Литература 20 века 21ч Вн. чт. А. И. Куприн «Чудесный доктор» | 1 | ||
39./2 | А.С.Грин. «Алые паруса». Романтическая мечта и реальность жизни | 1 | ||
40./3 | А.С.Грин. Комментированное чтение глав из феерии «Алые паруса» | 1 | ||
41./4 | А.П.Платонов. « Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. | 1 | ||
42./5 | М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца».Особенности жанра. | 1 | ||
43./6 | «Кладовая солнца».Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. | 1 | ||
44./7 | «Кладовая солнца». Человек в окружающем мире. Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе» | 1 | ||
45./8 | Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов. ( Симонов, Самойлов и др.). | 1 | ||
46./9 | Анализ стихотворений. Выразительное чтение. | 1 | ||
47./10 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой» . Яркость и самобытность героев. Юмор в рассказе. | 1 | ||
48./11 | В.П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, долг | 1 | ||
49./12 | В.Г.Распутин. Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского». Отражение трудностей послевоенного времени. | 1 | ||
50./13 | Нравственная проблематика произведения. Смысл названия. Духовная память как нравственная ценность | 1 | ||
51./14 | Р.Р классное сочинение «Роль доброты в формировании характера героя» . | 1 | ||
52./15 | Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии. Человек и природа в его «тихой» лирике. | 1 | ||
53./16 | В.М.Шукшин. Слово о писателе. «Срезал». Особенности героев Шукшина. | 1 | ||
54./17 | Вн. чт. «Критики». Образ странного героя в творчестве в. М. Шукшина | 1 | ||
55./18 | Контрольная работа по русской литературе 20 века. | 1 | ||
56./19 | Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Комментированное чтение. Анализ. | 1 | ||
57./20 | «Тринадцатый подвиг Геракла». Чувство юмора как одно из ценных качеств человека | 1 | ||
58./21 | Родная природа в русской поэзии 20 века. (Блок, Есенин, Ахматова). Чтение. Анализ. | 1 | ||
59./1 | Из литературы народов России Г. Тукай «Родная деревня». «Книга». К. Кулиев «Когда на меня навалилась беда…» | 1 | ||
60./1 | Итоговый контрольный урок | 1 | ||
61./1 | Зарубежная литература 8ч Мифы Древней Греции. Общий обзор. | 1 | ||
62./2 | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | 1 | ||
63./3 | Гомер. «Одиссея». Героические подвиги, мужественные герои. | 1 | ||
64./4 | Вн. чт. М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот» | 1 | ||
65./5 | Ф.Шиллер. Жанр баллады в зарубежной литературе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести. | 1 | ||
66./6 | П.Мериме «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. | 1 | ||
67./7 | Вн. чт. А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Комментированное чтение. | 1 | ||
68./8 | А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. | 1 | ||
69 -70 | Итоговые уроки Урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класса» . Задания для летнего чтения. | 2 |
Произведения для заучивания наизусть.
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....
- Мне нравится (1)