Рабочая программа по литературе
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) на тему
Рабочие программы по литературе 7 и 8 классы по ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_literatura.docx | 34.18 КБ |
programma_po_literature_7_klass_-_2017.docx | 35.38 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_po_literature.docx | 24.19 КБ |
tematicheskoe_planirovanie_po_literature_8_kl.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«_________________________________________»
Орехово-Зуевского муниципального района
Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы __________
Приказ № от августа 201_г.
Решение педсовета № от 30.08.2017г
Рабочая программа
ФГОС ООО
ПРЕДМЕТ ЛИТЕРАТУРА
УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ
Класс 8
Составитель: _______________________
Учитель русского языка и литературы
2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского обще-, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
• смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.
Восьмиклассник научится:
• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).
Восьмиклассник получит возможность научиться:
• владеть литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;
• понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;
• воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета
Введение (1ч)
Русская литература и история. Интерес русских пиcателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
Устное народное творчество (2ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание (развитие представлений).
Древнерусская литература (3ч)
Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами.
«Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления). Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
Литература XVIII века (5ч)
Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина.
Теория литературы. Понятие о классицизме Основные правила классицизма в драматическом произведении.
Литература XIX века (29ч)
Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе.
«Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо. Мораль басни. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства.
Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).
Кондратий Федорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов.
К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный Стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие Пушкина («История Пугачева») и поправка Николая I («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин).
Роман «Капитанская дочка». Гринев — жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини. Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачева».
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
«Пиковая дама». Место повести в контексте творчества Пушкина. Проблема «человек и судьба» в идейном содержании произведения. Соотношение случайного и закономерного. Смысл названия повести и эпиграфа к ней. Композиция повести: система предсказаний, намеков и символических соответствий. Функции эпиграфов. Система образов-персонажей, сочетание в них реального и символического планов, значение образа Петербурга. Идейно-композиционная функция фантастики. Мотив карт и карточной игры, символика чисел. Эпилог, его место в философской концепции повести.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
«Мцыри». Поэма о вольнолюбивом юноше, вырван ном из родной среды и воспитанном в чуждом ему обществе. Свободный, мятежный, сильный дух герои Мцыри как романтический герой. Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный историзм поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.
«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в России» (Н. В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко). Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений).
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.
Теория литературы. Гипербола, гротеск (раз-пи те представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
Поэзия родной природы А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...», М. Ю. Лермонтов. «Осень»; Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер»; А. А. Фет. «Первый ландыш»; А. Н. Майков. «Поле зыблется цветами...».
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория литературы. Психологизм художественной литературы (развитие представлений).
Русская литература XX века (19ч)
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженности. и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, его современное звучание и смысл.
Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
Иван Сергеевич Шмелев. Краткий рассказ о писателе.
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Писатели улыбаются
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная „Сатириконом"» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.
М. Зощенко. «История болезни»; Тэффи. «Жизнь и воротник». Для самостоятельного чтения. Сатира и юмор в рассказах сатириконцев.
Михаил Андреевич Осоргин. Краткий рассказ о писателе.
«Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание). Для самостоятельного чтения.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения Родине.
Новаторский характер Василия Теркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклор и литература (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни писателя.
«Возвращение». Утверждение доброты, сострадания, гуманизма в душах солдат, вернувшихся с войны. Изображение негромкого героизма тружеников тыла. Нравственная проблематика рассказа.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 годов
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою Родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»; А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
Русские поэты о Родине, родной природе
И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер ни Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); 3. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях русских поэтов.
Зарубежная литература (7ч)
Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты — «Кто хвалится родством своим со знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов — живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
Жан Батист Мольер. Слово о Мольере.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Сатира.
Джонатан Свифт. Краткий рассказ о писателе.
«Путешествия Гулливера». Сатира на государственное устройство и общество. Гротесковый характер изображения.
Вальтер Скотт. Краткий рассказ о писателе.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события. История, изображенная «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений
Итоговый урок 2 ч
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Введение | 1 ч |
2 | Устное народное творчество | 2 ч |
3 | Древнерусская литература | 3 ч |
4 | Русская литература XVIII века | 5 ч |
5 | Русская литература XIX века | 29 ч |
6 | Русская литература XX века | 19 ч |
7 | Зарубежная литература | 7 ч |
8 | Итоговый урок | 2 ч |
Итого | 68 ч |
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
гуманитарного цикла
Протокол №__ от « » ______ 20___ г
__________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________
« » ________ 20___ г
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«_________________________________________»
Орехово-Зуевского муниципального района
Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_____________
Приказ № ______от 31 августа 2017г.
Решение педсовета № 1 от 30.08.2017г
Рабочая программа
ФГОС ООО
ПРЕДМЕТ ЛИТЕРАТУРА
УРОВЕНЬ БАЗОВЫЙ
Класс 7
Составитель: ___________________________
Учитель русского языка и литературы
2017 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского обще-, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;
• смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений.
Семиклассник научится:
• понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа).
Семиклассник получит возможность научиться:
• владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценка;
• понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;
• воспринимать на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; • писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимать образную природу литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание программы (68 часов)
Введение (1 ч.)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.
Устное народное творчество (7 ч.)
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Киевский цикл былин. Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила). Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Гипербола (развитие представлений). Былина. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Древнерусская литература (3 ч.)
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века (2 ч.)
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Русская литература XIX века (27 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел». Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...». «Дикий помещик». Для внеклассного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Саввишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).
«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе. В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Русская литература XX века (21 ч.)
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.
«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок,
Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления)
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. «В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для внеклассного чтения).
На дорогах войны. Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.
Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.
«Тихая моя Родина». Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).
Зарубежная литература (6 ч.)
Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Итоговый урок (1 ч.)
Подведение итогов. Задание на лето.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1. | Введение. | 1 ч. |
2. | Устное народное творчество. | 7 ч. |
3. | Древнерусская литература. | 3 ч. |
4. | Русская литература XVIII века. | 2 ч. |
5. | Русской литература XIX века. | 27 ч. |
6. | Русская литература XX века. | 21 ч. |
7. | Зарубежная литература . | 6ч. |
8. | Итоговый урок. | 1 ч. |
Итого | 68 ч. |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_____________
«____»__________2017 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла
Протокол № 1
от «___» ______2017 г.
Руководитель:
__________
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«_____________________________________________________»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_____________
Приказ № от 201_г.
Решение педагогического совета
№ от 201_г
М.П.
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе по литературе
(базовый уровень)
7 класс
Составитель: _____________________
учитель русского языка и литературы
2017 г.
№ п\п | № урока |
ТЕМА | Планируемая дата | Фактическая дата | |
1 | 1 | Введение. Выявление уровня литературного развития учеников. Знакомство с учебником.
| 04.09- 08.09 | ||
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 7 ч | |||||
2 | 1 | Предания | 04.09- 08.09 | ||
3 | 2 | Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович» | 11.09-15.09 | ||
4 | 3 | Анализ былин «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 11.09-15.09 | ||
5 | 4 | Былина «Садко» | 18.09-22.09 | ||
6 | 5 | Карело-финский эпос «Калевала» | 18.09- 22.09 | ||
7 | 6 | «Песнь о Роланде» | 25.09- 29.09 | ||
8 | 7 | Пословицы и поговорки | 25.09- 29.09 | ||
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 3 ч | |||||
9 | 1 | «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха | 02.10- 06.10 | ||
10 | 2 | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Фольклорные мотивы. | 02.10-06.10 | ||
11 | 3 | Гимн любви и верности в «Повести о Петре и Февронии Муромских». | 09.10-13.10 | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА 2 ч | |||||
12 | 1 | Стихотворения М. В. Ломоносова | 09.10-13.10 | ||
13 | 2 | Стихотворения Г. Р. Державина | 16.10-20.10 | ||
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX века 27 ч | |||||
14 | 1 | История в произведениях А. С. Пушкина | 16.10-20.10 | ||
15 | 2 | А. С. Пушкин «Медный всадник» | 23.10-27.10 | ||
16 | 3 | А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» | 23.10-27.10 | ||
17 | 4 | А. С. Пушкин «Борис Годунов» : сцена в Чудовом монастыре | 06.11-10.11 | ||
18 | 5 | А. С. Пушкин «Станционный смотритель» | 06.11-10.11 | ||
19 | 6 | М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…» | 13.11-17.11 | ||
20 | 7 | Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…» | 13.11-17.11 | ||
21 | 8 | Подготовка к сочинению на тему «История России в произведениях А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова» | 20.11-24.11 | ||
22 | 9 | Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Эпоха и герои. | 20.11-24.11 | ||
23 | 10 | Товарищество и братство в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» | 27.11-01.12 | ||
24 | 11 | Художественные особенности повести Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». | 27.11-01.12 | ||
25 | 12 | Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». | 04.12-08.12 | ||
26 | 13 | И. С. Тургенев «Бирюк» | 04.12-08.12 | ||
27 | 14 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. | 11.12-15.12 | ||
28 | 15 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество поэта. Историческая основа поэмы «Русские женщины» | 11.12-15.12 | ||
29 | 16 | Сюжет, композиция, герои поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» | 18.12-22.12 | ||
30 | 17 | Стихотворения Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…», «Размышления у парадного подъезда» | 18.12-22.12 | ||
31 | 18 | А. К. Толстой «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» | 25.12-29.12 | ||
32 | 19 | М. Е. Салтыков-Щедрин и его сказки. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 25.12-29.12 | ||
33 | 20 | Герои «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» | 15.01-19.01 | ||
Вн. Чт. Обличение социальных пороков в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» | 15.01-19.01 | ||||
34 | 21 | Л. Н. Толстой «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых | 22.01-26.01 | ||
35 | 22 | Нравственный смысл поступков в повести Л. Н. Толстого «Детство» | 22.01-26.01 | ||
36 | 23 | А. П. Чехов «Хамелеон». Картина нравов в рассказе | 29.01-02.02 | ||
37 | 24 | Художественные особенности рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» | 29.01-02.02 | ||
38 | 25 | Вн. Чт. Рассказы А. П. Чехова «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня» | 05.02-09.02 | ||
39 | 26 | «Край ты мой, родимый край…». Стихи русских поэтов XIX века о родной природе | 05.02-09.02 | ||
40 | 27 | «Край ты мой, родимый край…». Стихи русских поэтов XIX века о родной природе | 12.02-16.02 | ||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX века 22 ч | |||||
41 | 1 | И. А. Бунин «Цифры» | 12.02-16.02 | ||
42 | 2 | Вн. чт. И. А. Бунин «Лапти» | 19.02-23.02 | ||
43 | 3 | М. Горький «Детство» | 19.02-23.02 | ||
44 | 4 | Подготовка к сочинению на тему «Золотая пора детства» (по произведениям Л. Н. Толстого, И. А. Бунина, М. Горького) | 26.02-02.03 | ||
45 | 5 | М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко | 26.02-02.03 | ||
46 | 6 | Л. Н. Андреев «Кусака» | 05.03-09.03 | ||
47 | 7 | Слово о В. В. Маяковском. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | 12.03-16.03 | ||
48 | 8 | Стихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» | 12.03-16.03 | ||
49 | 9 | А. П. Платонов «Юшка» | 19.03-23.03 | ||
50 | 10 | Сострадание и уважение к человеку в рассказе А. П. Платонова «Юшка» | 19.03-23.03 | ||
Вн. Чт. А. П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» | 02.04-06.04 | ||||
51 | 11 | Подготовка к сочинению на тему «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» | 02.04-06.04 | ||
52 | 12 | Б. Л. Пастернак «Никого не будет в доме…», «Июль» | 02.04-06.04 | ||
53 | 13 | А. Т. Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни» | 09.04-13.04 | ||
54 | 14 | Вн. Чт. Час мужества. Стихотворения о Великой Отечественной войне. | 09.04-13.04 | ||
55 | 15 | Ф. А. Абрамов. Эстетические и нравственные проблемы рассказа «О чем плачут лошади» | 16.04-20.04 | ||
56 | 16 | Е. И. Носов «Кукла» | 16.04-20.04 | ||
57 | 17 | Е. И. Носов «Живое пламя». Взаимосвязь природы и человека. | 23.04-27.04 | ||
58 | 18 | Ю. П. Казаков «Тихое утро». | 23.04-27.04 | ||
59 | 19 | Д. С. Лихачев «Земля родная» | 30.04-04.05 | ||
60 | 20 | М. М. Зощенко «Беда» | 07.05-11.05 | ||
61 | 21 | Вн. Чт. Стихотворения о родной природе | 07.05-11.05 | ||
62 | 22 | Песни на стихи русских поэтов | 14.05-18.05 | ||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 6 ч | |||||
63 | 1 | Р. Бернс «Честная бедность» и другие стихотворения | 14.05-18.05 | ||
64 | 2 | Д. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..» | 21.05-25.05 | ||
65 | 3 | Японские четверостишия (хокку) | 21.05-25.05 | ||
66 | 4 | О. Генри «Дары волхвов» | 28.05-31.05 | ||
67 | 5 | Р. Брэдбери «Каникулы». Детективная литература. | 28.05-31.05 | ||
68 | 6 | Итоговый урок. |
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
гуманитарного цикла
Протокол №__ _от « » ______ 2017 г
__________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________
« » ________ 20___ г
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«___________________________________________________»
Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_____________
Приказ № ______-от 31 августа 2017г.
Решение педагогического совета
№ 1 от 30.08. 2017г
М.П.
Календарно-тематическое планирование
к рабочей программе по литературе
(базовый уровень)
8 класс
Составитель: _______________________
учитель русского языка и литературы
2017г.
№ п\п | № уро ка |
ТЕМА | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | 1 | Русская литература и история | 04.09-08.09 | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 2 ч | ||||
2 | 1 | Русские народные песни | 04.09-08.09 | |
3 | 2 | Исторические народные песни. Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком» | 11.09-15.09 | |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 3 ч | ||||
4 | 1 | Житийная литература как особый жанр. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | 11.09-15.09 | |
5 | 2 | «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» | 18.09-22.09 | |
6 | 3 | «Повесть о Шемякином суде» | 18.09-22.0 | |
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА 5 ч | ||||
7 | 1 | XVIII век в истории России. Д. И. Фонвизин «Недоросль» | 25.09-29.09 | |
8 | 2 | Речевая характеристика героев комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» | 25.09-29.09 | |
9 | 3 | Драматургический конфликт и композиция пьесы. Традиции и новаторство в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» | 02.10-06.10 | |
10 | 4 | Д. И. Фонвизин «Недоросль». Урок-дискуссия на тему «Значение комедии для современников и следующих поколений». | 02.10-06.10 | |
Уроки развития речи. Инсценировка фрагментов пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». | 02.10-06.10 | |||
11 | 5 | Контрольный урок по теме «Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе и в литературе XVIII века» | 09.10-13.10 | |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА 29 ч | ||||
12 | 1 | И. А. Крылов. Басня «Обоз» и ее историческая основа. | 09.10-13.10 | |
13 | 2 | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей | 16.10-20.10 | |
14 | 3 | А. С. Пушкин – историк. «История Пугачевского бунта» | 16.10-20.10 | |
15 | 4 | Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева (анализ глав I-II) | 23.10-27.10 | |
16 | 5 | Проблемы чести, достоинства, нравственного выбора в романе. Гринев и Швабрин (разбор глав III-V) | 23.10-27.10 | |
17 | 6 | Пугачев и народ в романе (разбор глав VI-VII) | 06.11-10.11 | |
18 | 7 | Средства характеристики героев романа на примере глав VIII-XII | 06.11-10.11 | |
19 | 8 | Образ Маши Мироновой. Смысл названия романа. Анализ эпизода. | 13.11-17.11 | |
20 | 9 | Подведение итогов изучения романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению | 13.11-17.11 | |
21 | 10 | Лирика А. С. Пушкина | 20.11-24.11 | |
22 | 11 | М. Ю. Лермонтов и история. Поэма «Мцыри» | 20.11-24.11 | |
23 | 12 | Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» | 27.11-01.12 | |
24 | 13 | Образ главного героя поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и средства ее создания
| 27.11-01.12 | |
25 | 14 | Обучающее сочинение по поэме «Мцыри» | 04.12-08.12 | |
26 | 15 | Историзм Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор». История создания комедии. Знакомство с комедией | 04.12-08.12 | |
27 | 16 | Разоблачение пороков чиновничества в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Приемы сатирического изображения | 11.12-15.12 | |
28 | 17 | Хлестаков и хлестаковщина. | 11.12-15.12 | |
29 | 18 | Особенности композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Подготовка к сочинению. | 18.12-22.12 | |
30 | 19 | Обсуждение театральных постановок, кинематографических версий комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» | 18.12-22.12 | |
31 | 20 | Образ «маленького человека» в литературе. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя | 25.12-29.12 | |
32 | 21 | Повесть Н. В. Гоголя «Шинель» | 25.12-29.12 | |
33 | 22 | М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» | 15.01-19.01 | |
34 | 23 | Сатирическая направленность «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина | 15.01-19.01 | |
35 | 24 | Н. С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе «Старый гений» | 22.01-26.01 | |
36 | 25 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. История создания рассказа «После бала» | 22.01-26.01 | |
37 | 26 | «После бала». Художественное своеобразие рассказа. Контраст как основной художественный прием в рассказе | 29.01-02.02 | |
38 | 27 | Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее. | 29.01-02.02 | |
39 | 28 | Внеклассное чтение. Поэзия родной природы в творчестве А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова | 05.02-09.02 | |
40 | 29 | А. П. Чехов. Рассказ «О любви» как рассказ об упущенном счастье. | 05.02-09.02 | |
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 19 ч | ||||
41 | 1 | И. А. Бунин. Проблема счастья в рассказе «Кавказе» | 12.02-16.02 | |
42 | 2 | Нравственные проблемы в рассказе А. И. Куприна «Куст сирени». | 12.02-16.02 | |
43 | 3 | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в творчестве Блока. | 19.02-23.02 | |
44 | 4 | А. А. Блок. Цикл стихотворений. «На поле Куликовом» | 19.02-23.02 | |
45 | 5 | С. А. Есенин. Историзм поэта. | 26.02-02.03 | |
46 | 6 | С. А. Есенин. Поэма «Пугачев» | 26.02-02.03 | |
47 | 7 | И. С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | 05.03-09.03 | |
48 | 8 | М. А. Осоргин. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | 12.03-16.03 | |
40 | 9 | Журнал «Сатирикон». Сатирическое изображение исторических событий в рассказах Тэффи, О. Дымова, А. Аверченко. | 12.03-16.03 | |
50 | 10 | Рассказ Тэффи «Жизнь и воротник». Рассказ М. М. Зощенко «История болезни». | 19.03-23.03 | |
51 | 11 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин» | 19.03-23.03 | |
52 | 12 | Поэма Твардовского «Василий Теркин». Герой и автор. | 02.04-06.04 | |
53 | 13 | Сочинение по поэме А. Т. Твардовского «Василий Теркин» | 02.04-06.04 | |
54 | 14 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 09.04-13.04 | |
55 | 15 | Стихи и песни о Великой Отечественной войне. | 09.04-13.04 | |
56 | 16 | В. П. Астафьев. Слово о писателе. | 16.04-20.04 | |
57 | 17 | В. П. Астафьев. Проблемы в рассказе «Фотография, на которой меня нет» | 16.04-20.04 | |
58 | 18 | Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. | 23.04-27.04 | |
59 | 19 | Поэты русского зарубежья об оставленной Родине. | 23.04-27.04 | |
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 7 ч | ||||
60 | 1 | У. Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» | 30.04-04.05 | |
61 | 2 | У. Шекспир. Проблемы в трагедии «Ромео и Джульетта» | 07.05-11.05 | |
62 | 3 | Сонеты Шекспира | 14.05-18.05 | |
63 | 4 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» | 14.05-18.05 | |
64 | 5 | Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» | 21.05-25.05 | |
65 | 6 | Вальтер Скотт. Слово о писателе. | 21.05-25.05 | |
66 | 7 | Вальтер Скотт. «Айвенго» как исторический роман. | 28.05-31.05 | |
67 | Итоговый тест. | 28.05-31.05 | ||
68 | Итоговый урок |
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
гуманитарного цикла
Протокол №__ _от « » ______ 2017 г
__________
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
________
« » ________ 20___ г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит
Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...