Урок литературы в 9 классе на тему "Музыка поэзии А.Фета как отражение его эстетических взглядов"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему
Это ознакомительный урок, который даётся в системе уроков по изучению поэзии II половины XIX века.
Лирика Фета и его эстетические воззрения, несмотря на кажущуюся лёгкость, достаточно сложны и дают хороший материал для понимания сложности и многообразия внутреннего мира человека. Чтобы показать красоту поэтического мира Фета, внимание сосредоточено на музыкальности звучания его стихотворений .Поставлена цель: добиться осознания учащимися духовной и культурной значимости поэзии А.А.Фета.
Во время урока используются индивидуальная и фронтальная формы работы, работа по группам, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые и исследовательские методы работы.
Учебная информация носит научный характер, подаётся на доступном для учеников уровне, опирающемся на их читательский и жизненный опыт.
Для эффективности урока используется наглядно-иллюстративный материал и организовано техническое сопровождение. Используются методы эвристической беседы, актуализации знаний, смыслопоискового диалога и опорных конспектов, элементы исследовательской деятельности. В структуре урока использовались методы РКМЧП (стадия вызова, изучающее чтение).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока | 85.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Музыка поэзии Фета как отражение его эстетических взглядов.
Цель:
- формирование представлений учащихся об эстетических взглядах поэта на основе выявления диалектической связи жизни поэта с его философскими воззрениями, о своеобразии его гражданской позиции и месте поэта в общем контексте развития поэзии второй половины XIX века;
- развитие мыслительных, коммуникативных и компетенций
Задачи:
- ознакомить с основными темами лирики Фета;
- дать представление о философской основе его эстетических взглядов;
- показать особенности звучания фетовских стихотворений и выявить художественные средства, создающие «музыку» звучащего слова.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: компьютер, проектор, экран, программа SMART Board; тексты стихотворений Фета, биография Фета, таблица «Инсерт», опорный конспект №1 и №2, таблица «Поэтические средства».
Ход урока.
- Оргмомент.
Стадия вызова.
Учитель: Что вы считаете в жизни прекрасным?
Учитель: Как вы думаете, чем обусловлено то, что у вас разные представления о прекрасном?
(-у каждого свой жизненный опыт, воспитание в семье, чтение разных книг)
Учитель: Действительно, взгляды человека на то, что есть прекрасное в этой жизни, складываются под воздействием самых различных обстоятельств: условий, в которых прошло детство; влияние книг, учителей, уровень образования, круг общения человека.
Учитель: Скажите, а если этот человек – поэт. По вашему мнению, отразятся жизненные обстоятельства этого человека, его отношение к жизни в его поэзии?
Учитель: Можете привести примеры, когда жизнь входит в стихотворения? (стих-я Некрасова).
II. Стадия осмысления.
Учитель: Послушайте фрагменты стихотворений (чтение наизусть учителем)
***
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
(«Еще майская ночь»)
***
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица…
***
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало…
Учитель: Узнали автора? (Фет)
-Вы говорили, что поэзия отражает жизнь самого поэта. Каким вы представляете поэта? Выберите (на отдельном слайде) слова, фразы, определяющие , на ваш взгляд, отношение поэта к жизни.
Поэт Фет | Помещик Фет |
Любит жизнь | Ненавидит жизнь |
Восхищается природой | Не замечает красоты |
Воспевает красоту | Замкнут на себе |
Любуется каждой веточкой | Ожесточен |
Радуется жизни | Не умеет радоваться |
Учитель: Каким словом вы определите позицию поэта? (оптимист)
А теперь прочтите изучающим чтением биографию Фета и заполните 2 графы «Я думал(а) иначе» и «Новое».(5-6 мин.)
Учитель: Какие записи у вас появились в таблице?
(несколько человек зачитывают)
Заполним 2 часть таблицы «Фет-помещик».
Учитель: Совпали ваши представления о Фете, созданные на основе стихотворений, с реальным представлением о нем его современников? Нет. И это неудивительно. Поэт Яков Полонский писал Фету незадолго до его смерти: «Что ты за существо – не понимаю… Откуда у тебя берутся такие елейно-чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношески-благоговейные стихотворения? …Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому неведомый… человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный! Ты состарился, а он молод! Ты все отрицаешь, а он верит!.. Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из ее воплощений… »
Учитель: «елейно-чистые, возвышенно-идеальные…» А как бы вы определили звучание его стихов? (нежное, таинственное, певучее, А если одно, общее? (музыкальное…)
Учитель: Прежде чем мы определим тему урока, ответьте на вопрос:
Учитель: Как вы считаете, в том, что Фет, страдая сам и видя страдания других, не пишет о страданиях – это случайность или сознательный выбор?
Учитель: В этой раздвоенности и формируется эстетика Фета, т.е. таковы были его эстетические взгляды. Кто продолжит тему урока, которая начинается так: «Музыка поэзии Фета как…» (1слайд )
-отражение эстетических взглядов поэта
Учитель: Отлично. И основной принцип его эстетики – жизнь и поэзия несовместимы. Возьмите опорный конспект, где есть таблица «Эстетические взгляды Фета» и запишите 1 принцип. Этому принципу поэт следовал неукоснительно. Если уходил в хозяйственные дела - умирал для поэзии, если приходил в литературу – забывал о хозяйстве.
- Вот мы и добрались до окончательной формулировки темы «…как отражение его эстетических взглядов». Запишите. В качестве эпиграфа я взяла (на слайде):
1.слова самого поэта: Поэзия и музыка ...нераздельны.
Нет музыкального настроения –
нет художественного произведения.
А.Фет
2. И слова великого композитора П.И.Чайковского о поэзии Фета:
Фет напоминает мне Бетховена...
Ему дана власть затрагивать
такие струны нашей души,
которые недоступны художникам...,
ограниченным пределами слова.
Это... поэт-музыкант.
Учитель: Какова же будет наша цель?
– посмотреть, как появились такие эстетические взгляды у поэта,
- как к поэзии относились современники,
- связать с эпохой,
-исследовать, как рождается музыкальное звучание стих-й Фета.
Учитель: «Музыка поэзии Фета» как мы конкретизируем наши задачи? Что нам предстоит сделать? (ученики предлагают задачи, которые надо решить за урок):
- Вспомнить особенности организации музыкального произведения;
- Посмотреть, что общего в звучании музыки и стихотворений Фета;
- Понять, с помощью каких художественных средств рождается музыкальное звучание фетовской лирики.
Учитель: И все это связать с его эстетикой.
В понимании соотношений жизни и искусства Фет исходил из учения своего любимого немецкого философа Шопенгауэра. Фет перевел (писал о себе, что он «солдат, коннезаводчик, поэт и переводчик»)его статью «Мир как воля и представление». Шопенгауэр утверждал, что «наш мир – худший из всех возможных миров», страдание неотвратимо присуще жизни. Этот мир – арена замученных и запуганных существ, и единственно возможный выход из этого мира – смерть. Фет, опираясь на учение Шопенгауэра утверждал, что жизнь бессмысленна, скучна, полна страданий и есть только одна сфера подлинной радости, непонятная в этом мире скорби – сфера красоты, особый мир,
Где бури пролетают мимо,
Где дума страстная чиста,-
И посвященным только зримо
Цветет весна и красота.
И цель поэзии сформулирована Фетом в стих-и «Муза», давайте прочтем.
Муза
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Пушкин
…
Пленительные сны лелея наяву,
Своей божественною властью
Я к наслаждению высокому зову
И к человеческому счастью.
Когда, бесчинствами обиженный опять,
В груди заслышишь зов к рыданью,-
Я ради мук твоих не стану изменять
Свободы вечному призванью.
…
К чему противиться природе и судьбе?-
На землю сносят эти звуки
Не бурю страстную, не вызовы к борьбе,
А исцеление от муки.
8 мая 1887г.
Учитель: В чем же поэт находит красоту?
(в природе, любви, творчестве)
Учитель: В опорном конспекте давайте запишем.
В «Эстетические взгляды» запишем: цель поэзии – воплощать божественную красоту мира и дарить людям утешение и веру.
Учитель: Вернемся к эпиграфу. Без чего, по мнению поэта, не может быть поэзии? Без музыки, верно.
Учитель: На стих-я Фета создано более 100 музыкальных произведений. Но они музыкальны не потому, что они положены на музыку, а они положены на музыку, потому что музыкальны. Прослушайте фрагмент романса Александра Егоровича Варламова, написанный на стихотворение Фета «На заре ты её не буди…» в 1842 году. Значит, современники Фета сразу уловили музыку его стиха. Романс прозвучит в исполнении русского тенора Анатолия Константиновича Александровича , которому романсы Фета спасли жизнь. В 1942 году, через 100 лет после написания романса, Александрович молоденьким мальчишкой получил тяжелейшее ранение и не хотел жить. В госпитале за ранеными ухаживала женщина, преподававшая в музучилище. Услышав однажды, как поёт Анатолий, она предложила ему поступить в музучилище. Что он и сделал. Александрович стал известным на русской сцене тенором. Запись старая, послевоенного времени.(звучит романс )
Учитель: Как звучит музыка? (нежно, красиво ..)
Учитель: Чтобы ответить на вопрос, что же привлекало композиторов в поэзии Фета, давайте сначала вспомним, что же характерно для музыкальных произведений.
Учитель: Почему нам бывает легко запомнить мелодию? (понравилась, повторяются фрагменты).
Учитель: Значит, какой принцип лежит в основе музыкального произведения? - повтор звуков, фрагментов.
Учитель: Итак, в основе музыкального произведения лежит повтор, как же Фет добивается музыкального звучания своих стих-й? Какие у вас предположения? С помощью повтора.
Учитель: У вас на столах есть таблица с поэтическими средствами. Посмотрите, в основе каких средств лежит повтор? Ассонанс, аллитерация, рефрен, анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, многосоюзие.
III. Исследовательская деятельность.
Учитель: Сейчас вы поработаете как исследователи. Разделитесь на три группы. Каждая группа будет исследовать стихотворения Фета на одном из уровней. (1гр. – на фонетическом, 2- на синтаксическом, 3 – на композиционном) Приступайте к работе.
Учитель: Готовы сказать, что же вы выявили на исследуемом уровне? (Выступление от команды. Дополнение к последней таблице художественных средств).
Учитель: Какова общая черта всех названных вами художественных средств? – повторение. Основополагающий принцип создания мелодического звучания стихотворения на всех уровнях является принцип повтора звука, слова, фразы, стиха, строфы, ритмического рисунка.
Учитель: По словам литературоведа Л.Озерова, «русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одаренных мастеров. Начертанная на бумаге буквами, его лирика звучит, подобно нотам, правда для тех, кто эти ноты умеет читать».
IV. Стадия рефлексии.
Учитель: В 50-80 годы лирика Фета не была оценена по достоинству. Как вы думаете, почему? Свяжите с тематикой (писал о природе, о любви, творчестве, не поднимал острых социальных проблем)
Учитель: Зато XX по-настоящему открыл поэта, его удивительную поэзию, которая дарит нам радость узнавания мира, познания его гармонии и совершенства.
Учитель: Закончите предложение о своих впечатлениях, произведенных поэзией Фета.
Сегодня на уроке я понял(а)…
осознал(а)
прочувствовал(а)
Если остается время, прошу ответить на вопрос (можно письменно) «Нужно ли нам, людям XXI века, в условиях дефицита времени тратить время на чтение стихотворений Фета?»
Учитель: Спасибо за работу. Кто-то хочет озвучить написанное? (читают по желанию) Спасибо, оставьте свои ответы на парте, я их прочту. Опорные конспекты берете с собой. Домашнее задание в опорных конспектах.
Приложение:
1. презентация
2.биография Фета
3.
Опорный конспект № 1.
Тема урока:
Поэзия и музыка ...нераздельны.
Нет музыкального настроения –
нет художественного произведения.
А.Фет
Фет напоминает мне Бетховена...
Ему дана власть затрагивать
такие струны нашей души,
которые недоступны художникам...,
ограниченным пределами слова.
Это... поэт-музыкант.
П.И.Чайковский
Домашнее задание:
- инд. зад.: 2 ученика подготовят сообщение о жизненном и творческом пути поэта.
Классу:
- выучите наизусть стихотворение Фета (по выбору);
- ответьте на вопрос «Нужно ли нам, людям XXI века, в условиях дефицита времени тратить его на чтение стихотворений Фета?»
4.
Опорный конспект № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Литература периода Великой Отечественной войны. Поэзия ( урок - обозрение ) урок литературы 11 класс
лекция с элементами беседы. анализ стих....
Интегрированный урок по литературе-МХК "Черты импрессионизма в поэзии А.Фета", 11 класс
В рамках осмысления темы "Импрессионизм в искусстве" после тем "Импрессионизм в живописи" и "Импресионизм в музыке" целесообразно провести урок по теме "Импрессионизм в литературе"....
Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.
На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...
Урок литературы "Тайна жизни, творчества, судьбы А.А. Фета" (10 класс).
Конспект первого урока по изучению жизни и творчества А.А.Фета в 10 классе. Рекомендуется учителям литературы средней школы....
Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)
Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1. Рассмотреть слияние разных видов искусства;2. Познакомиться с особыми фор...
Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."
Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....