Урок литературы в 9 классе на тему "Музыка поэзии А.Фета как отражение его эстетических взглядов"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Рожковец Лариса Владимировна

 Это ознакомительный урок, который даётся в системе уроков по изучению поэзии II половины XIX века.

Лирика Фета и его эстетические воззрения, несмотря на кажущуюся лёгкость, достаточно сложны и дают хороший материал для понимания сложности и многообразия внутреннего мира человека. Чтобы показать красоту поэтического мира Фета, внимание сосредоточено на музыкальности звучания его стихотворений .Поставлена цель: добиться осознания учащимися духовной и культурной значимости поэзии А.А.Фета.

Во время урока используются индивидуальная и фронтальная формы работы, работа по группам, объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые и исследовательские методы работы.

Учебная информация носит научный характер, подаётся на доступном для учеников уровне, опирающемся на их читательский и жизненный опыт.

Для эффективности урока используется наглядно-иллюстративный материал и организовано техническое сопровождение. Используются методы эвристической беседы, актуализации знаний, смыслопоискового диалога и опорных конспектов, элементы исследовательской деятельности. В структуре урока использовались методы РКМЧП (стадия вызова, изучающее чтение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока85.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема:  Музыка поэзии Фета как отражение его эстетических взглядов.

Цель:

  • формирование представлений учащихся об эстетических взглядах поэта на основе выявления диалектической связи жизни поэта с его философскими воззрениями, о своеобразии его гражданской позиции и месте поэта в общем контексте развития поэзии второй половины XIX века;
  • развитие мыслительных, коммуникативных и компетенций

Задачи:

  1. ознакомить с основными темами лирики Фета;
  2. дать представление о философской основе его эстетических взглядов;
  3. показать особенности звучания фетовских стихотворений и выявить художественные средства, создающие «музыку» звучащего слова.

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: компьютер, проектор, экран, программа SMART  Board; тексты стихотворений Фета, биография Фета, таблица «Инсерт», опорный конспект №1 и №2, таблица «Поэтические средства».

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Стадия вызова.

Учитель:  Что вы считаете в жизни прекрасным?

Учитель:  Как вы думаете, чем обусловлено то, что у вас разные представления о прекрасном?

                               (-у каждого свой жизненный опыт, воспитание в  семье, чтение разных книг)

Учитель:  Действительно, взгляды человека на то, что есть прекрасное в этой жизни, складываются под воздействием самых различных обстоятельств: условий, в которых прошло детство; влияние книг, учителей, уровень образования, круг общения человека.

Учитель:  Скажите, а если этот человек – поэт. По вашему мнению, отразятся жизненные обстоятельства этого человека, его отношение к жизни  в его поэзии?

Учитель:  Можете привести примеры, когда жизнь входит в стихотворения? (стих-я Некрасова).

II. Стадия осмысления.

Учитель:  Послушайте фрагменты стихотворений (чтение наизусть учителем)

                ***

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

 Разносится тревога и любовь.

(«Еще майская ночь»)

                  ***

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

сонного ручья,

Свет ночной,  ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

                 ***

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало…

Учитель: Узнали автора? (Фет)

-Вы говорили, что поэзия отражает жизнь самого поэта. Каким вы представляете поэта? Выберите (на отдельном  слайде) слова, фразы, определяющие , на ваш взгляд, отношение поэта к жизни.

Поэт Фет

Помещик Фет

Любит жизнь

Ненавидит жизнь

Восхищается природой

Не замечает красоты

Воспевает красоту

Замкнут на себе

Любуется каждой веточкой

Ожесточен

Радуется жизни

Не умеет радоваться

Учитель:  Каким словом вы определите позицию поэта? (оптимист)

А теперь прочтите изучающим чтением биографию Фета и заполните 2 графы «Я думал(а) иначе» и «Новое».(5-6 мин.)

 Учитель: Какие записи у вас появились в таблице?

(несколько человек зачитывают)

Заполним 2 часть таблицы «Фет-помещик».

Учитель: Совпали ваши представления о Фете, созданные на основе стихотворений, с реальным  представлением о нем его современников? Нет. И это неудивительно. Поэт Яков Полонский писал Фету незадолго до его смерти: «Что ты за существо – не понимаю… Откуда у тебя берутся такие елейно-чистые, такие возвышенно-идеальные, такие юношески-благоговейные стихотворения?  …Если ты мне этого не объяснишь, то я заподозрю, что внутри тебя сидит другой, никому неведомый… человек, окруженный сиянием, с глазами из лазури и звезд, и окрыленный! Ты состарился, а он молод! Ты все отрицаешь, а он верит!.. Ты презираешь жизнь, а он, коленопреклоненный, зарыдать готов перед одним из ее воплощений… »

Учитель:  «елейно-чистые, возвышенно-идеальные…» А как бы вы определили  звучание его стихов? (нежное, таинственное, певучее, А если одно, общее? (музыкальное…)

Учитель: Прежде чем мы  определим тему урока, ответьте на вопрос:

 Учитель: Как вы считаете, в том, что Фет, страдая сам и видя страдания других, не пишет о страданиях – это случайность или сознательный выбор?

 Учитель: В этой раздвоенности и формируется эстетика Фета, т.е. таковы были его эстетические взгляды. Кто продолжит тему урока, которая начинается так: «Музыка поэзии Фета как…» (1слайд )

                       -отражение эстетических взглядов поэта

 Учитель:  Отлично. И основной принцип его эстетики – жизнь и поэзия несовместимы. Возьмите опорный конспект, где есть таблица «Эстетические взгляды Фета» и запишите 1 принцип. Этому принципу поэт следовал неукоснительно. Если уходил в хозяйственные дела -  умирал для поэзии, если приходил в литературу – забывал о хозяйстве.

- Вот мы и добрались до окончательной формулировки темы «…как отражение его эстетических взглядов». Запишите. В качестве эпиграфа я взяла (на слайде):

1.слова самого поэта: Поэзия и музыка ...нераздельны.

                                      Нет музыкального настроения –

                                      нет художественного произведения.

                                                                                     А.Фет

 2. И слова великого композитора П.И.Чайковского о поэзии Фета:

                                                                Фет напоминает мне Бетховена...

                                                                       Ему дана власть затрагивать

                                                                       такие струны нашей души,

                                                                       которые недоступны художникам...,

                                                                       ограниченным пределами слова.

                                                                       Это... поэт-музыкант.

 

Учитель:   Какова же будет наша цель?

                           – посмотреть, как появились такие эстетические взгляды у поэта,

                           - как к поэзии относились современники,

                                - связать с эпохой,

                                   -исследовать, как рождается музыкальное                 звучание стих-й Фета.

Учитель:  «Музыка поэзии Фета» как мы конкретизируем наши задачи? Что нам предстоит сделать? (ученики предлагают задачи, которые надо решить за урок):

  • Вспомнить особенности организации музыкального произведения;
  • Посмотреть, что общего в звучании музыки и стихотворений Фета;
  • Понять, с помощью каких художественных средств рождается музыкальное звучание фетовской лирики.

 Учитель:   И все это связать с его эстетикой.

В понимании соотношений жизни и искусства Фет исходил из учения своего любимого немецкого философа Шопенгауэра. Фет перевел (писал о себе, что он «солдат, коннезаводчик, поэт и переводчик»)его статью «Мир как воля и представление». Шопенгауэр утверждал, что «наш мир – худший из всех возможных миров», страдание неотвратимо присуще жизни. Этот мир – арена замученных и запуганных существ, и единственно возможный выход из этого мира – смерть.  Фет, опираясь на учение Шопенгауэра утверждал, что жизнь бессмысленна, скучна, полна страданий и есть только одна сфера подлинной радости, непонятная в этом мире скорби – сфера красоты, особый мир,

Где бури пролетают мимо,

Где дума страстная чиста,-

И посвященным только зримо

Цветет весна и красота.

И цель поэзии сформулирована Фетом в стих-и «Муза», давайте  прочтем.

Муза

    Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Пушкин

Пленительные сны лелея наяву,

Своей божественною властью

Я к наслаждению высокому зову

И к человеческому счастью.

Когда, бесчинствами обиженный опять,

В груди заслышишь зов к рыданью,-

Я ради мук твоих не стану изменять

Свободы вечному призванью.

К чему противиться природе и судьбе?-

На землю сносят эти звуки

Не бурю страстную, не вызовы к борьбе,

А исцеление от муки.

                                                                                                    8 мая 1887г.

Учитель:  В чем же поэт находит красоту?

                                                            (в природе, любви, творчестве)

 

Учитель:  В опорном конспекте давайте запишем.

В «Эстетические взгляды» запишем: цель поэзии – воплощать божественную красоту мира и дарить людям утешение и веру.

Учитель:  Вернемся к эпиграфу. Без чего, по мнению поэта, не может быть поэзии?   Без музыки, верно.

Учитель: На стих-я Фета создано более 100 музыкальных произведений. Но они музыкальны не потому, что они положены на музыку, а они положены на музыку, потому что музыкальны.  Прослушайте фрагмент романса Александра Егоровича Варламова, написанный на стихотворение Фета «На заре ты её не буди…» в 1842 году. Значит, современники Фета сразу уловили музыку его стиха. Романс прозвучит в исполнении русского тенора Анатолия Константиновича Александровича , которому романсы Фета спасли жизнь. В 1942 году, через 100 лет после написания романса, Александрович молоденьким мальчишкой получил тяжелейшее ранение и не хотел жить. В госпитале за ранеными ухаживала женщина, преподававшая в музучилище. Услышав однажды, как поёт Анатолий, она предложила ему поступить в музучилище. Что он и сделал. Александрович стал известным на русской сцене тенором. Запись старая, послевоенного времени.(звучит романс )

Учитель:  Как звучит музыка? (нежно, красиво ..)

 Учитель:  Чтобы ответить на вопрос, что же привлекало композиторов в поэзии Фета, давайте сначала вспомним, что же характерно для музыкальных произведений.

Учитель:  Почему нам бывает легко запомнить мелодию? (понравилась, повторяются фрагменты).

 Учитель:   Значит, какой принцип лежит в основе музыкального произведения?                                                                                                                - повтор звуков, фрагментов.

 Учитель:  Итак, в основе музыкального произведения лежит повтор, как же Фет добивается музыкального звучания своих стих-й?  Какие у вас предположения? С помощью повтора.

Учитель:  У вас на столах есть таблица с поэтическими средствами. Посмотрите, в основе каких средств лежит повтор? Ассонанс, аллитерация, рефрен, анафора, эпифора, синтаксический параллелизм, многосоюзие.

III. Исследовательская деятельность.

 Учитель:  Сейчас вы поработаете как исследователи. Разделитесь на три группы. Каждая группа будет исследовать стихотворения Фета на одном из уровней. (1гр. – на фонетическом, 2- на синтаксическом, 3 – на композиционном) Приступайте к работе.

Учитель:  Готовы сказать, что же вы выявили на исследуемом уровне? (Выступление от команды. Дополнение к последней таблице  художественных средств).

Учитель:  Какова общая черта всех названных вами художественных средств? – повторение. Основополагающий принцип создания мелодического звучания стихотворения на всех уровнях является принцип повтора звука, слова, фразы, стиха, строфы, ритмического рисунка.

Учитель:  По словам литературоведа Л.Озерова, «русская лирика обрела в Фете одного из наиболее музыкально одаренных мастеров. Начертанная на бумаге буквами, его лирика звучит, подобно нотам, правда для тех, кто эти ноты умеет читать».

IV. Стадия рефлексии.

  Учитель:   В 50-80 годы лирика Фета не была оценена по достоинству. Как вы думаете, почему? Свяжите с тематикой (писал о природе, о любви, творчестве, не поднимал острых социальных проблем)

Учитель:    Зато XX по-настоящему открыл поэта, его удивительную поэзию, которая дарит нам радость узнавания мира, познания его гармонии и совершенства.

Учитель: Закончите предложение о своих впечатлениях, произведенных поэзией Фета.

Сегодня на уроке я понял(а)…

                             осознал(а)

                             прочувствовал(а)  

Если остается время, прошу  ответить  на вопрос (можно письменно) «Нужно ли нам, людям XXI века, в условиях дефицита времени тратить время на чтение стихотворений Фета?»

 Учитель:  Спасибо за работу. Кто-то хочет озвучить написанное? (читают по желанию) Спасибо, оставьте свои ответы на парте, я их прочту. Опорные конспекты берете с собой. Домашнее задание в опорных конспектах.

Приложение:

1. презентация

2.биография  Фета

3.

Опорный конспект № 1.

Тема урока:

Поэзия и музыка ...нераздельны.

Нет музыкального настроения –

нет художественного произведения.

                                    А.Фет

Фет напоминает мне Бетховена...

Ему дана власть затрагивать

такие струны нашей души,

которые недоступны художникам...,

ограниченным пределами слова.

Это... поэт-музыкант.

                                     П.И.Чайковский

Домашнее задание:

  • инд. зад.: 2 ученика подготовят сообщение о жизненном и творческом пути поэта.

Классу:

  •  выучите наизусть стихотворение Фета (по выбору);
  • ответьте на вопрос «Нужно ли нам, людям XXI века, в условиях дефицита времени тратить его на чтение стихотворений Фета?»

4.

Опорный конспект № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Интегрированный урок по литературе-МХК "Черты импрессионизма в поэзии А.Фета", 11 класс

В рамках осмысления темы "Импрессионизм в искусстве" после тем "Импрессионизм в живописи" и "Импресионизм в музыке" целесообразно провести урок по теме "Импрессионизм в литературе"....

Урок литературы. 10 класс.«Панаевкий», «денисьевкий» и «лазичевский» циклы любовной лирики Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева и А. А. Фета.

На уроке используются технологии групповых способов обучения, проблемного обучения, технологии личностно-ориентированного обучения и  ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).Школьники уже...

Урок литературы "Тайна жизни, творчества, судьбы А.А. Фета" (10 класс).

Конспект первого урока по изучению жизни и творчества А.А.Фета в 10 классе. Рекомендуется учителям литературы средней школы....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...

Урок литературы на тему "Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии А.А. Фета."

Тема любви играет большую роль в творчестве Фета. Любовь – это маленький лирический мир поэта....