ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
учебно-методический материал по литературе на тему
В настоящее время во всех сферах жизни происходят изменения, которые затрагивают и образовательную среду. В связи с этим на первый план выносится поиск ответов на вопрос "как учить результативно?", а не просто "чему учить?", "зачем учить?" и «как учить?». Поэтому не случайно в педагогике появилось новое направление – педагогические технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_osipovoy_i.v.docx | 29.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Осипова И.В.
МБОУ «Калайкасинская СОШ им. А.Г.Николаева»
Моргаушского района Чувашской Республики
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ
КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ
В настоящее время во всех сферах жизни происходят изменения, которые затрагивают и образовательную среду. В связи с этим на первый план выносится поиск ответов на вопрос "как учить результативно?", а не просто "чему учить?", "зачем учить?" и «как учить?». Поэтому не случайно в педагогике появилось новое направление – педагогические технологии. Известно множество определений этого направления. Но мы придерживаемся определения известного методиста Монахова В.М., который утверждает, что «педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» [2]. Такая технология предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.
Сейчас уже существует множество новых технологий. Они постоянно изменяются, совершенствуясь и дополняясь. Хотелось бы акцентировать ваше внимание на одной из технологий, применяемых мною на уроках литературы – это педагогические мастерские. По мнению Мухиной И.А., «Мастерская педагогическая – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия» [3].
Использование на уроках литературы технологии педагогических мастерских очень эффективно. Конечно, невозможно использовать ее на каждом уроке, но для проведения уроков развития речи, уроков повторения и обобщения она подходит идеально. В данном случае ученик, уже имеющий основную базу данных, получает возможность понять тему глубже и шире. Он выдвигает гипотезу, формулирует цели, осуществляет выполнение какого-либо проекта и задания либо в группе, либо индивидуально, либо в паре. При презентации работ каждый видит свой уровень выполнения, делает выводы. В мастерской учитель – это мастер. Он не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. А принимают участие в нем все, в том числе и сам учитель-мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.
Каждое занятие мастерской является неповторимым и уникальным, поскольку его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда неизвестно, как повернется ход событий, к каким выводам придут ученики, а учитель-мастер, продвигаясь к истине вместе с ребятами, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием.
Тем не менее можно выделить следующие этапы работы мастерской:
- индуктор;
- создание творческого продукта (деконструкция-реконструкция);
- социализация;
- рефлексия.
По типам мастерские бывают творческого письма, построения знаний, построения отношений, ценностных ориентаций, проектные и другие. В своей работе больше всего я использую мастерскую построения знаний. Мною разработано и проведено несколько уроков по данной технологии. На ваш суд хотелось бы представить урок по теме «Историческая эпоха в романе А.С.Пушкина «Дубровский», который был проведен в 6 классе [1].
Тип урока: усвоение нового материала.
Вид урока: мастерская построения знаний.
Воспитательная цель: воспитывать в учащихся чувство патриотизма, развивать интерес к истории отечества, приобщать к произведениям искусства.
Образовательная цель: формирование у учащихся понятия об исторической эпохе, отраженной в произведении; исследование сведений об исторической эпохе; формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе творческой работы.
Развивающая цель: совершенствовать навыки работы с текстом, со справочной литературой, развивать монологическую речь, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы, обращение к ассоциативному и образному мышлению,
Методы и приемы, применяемые на уроке: слово учителя, работа с текстом, художественное конструирование, поисковый метод, самостоятельный поиск ответа на поставленную проблему, составление кластера, презентации; синквейн, эссе, рассказ от имени героя.
Развитие речи: ознакомительное и комментированное чтение, сообщения учащихся, следования этическим нормам и правилам ведения дебатов и мнений, поиск необходимой информации на заданную тему.
Словарная работа: губерния, генерал-аншеф, картуз, отъезжее поле, протравить, псарь, стремянной и т.д.
Наглядность и ИКТ: тексты романа, мультимедиапродукция.
Эпиграф урока: История народа принадлежит поэту.
А.С.Пушкин
ХОД УРОКА
І. Организационный момент.
I этап – индуктор: (вызов-побуждение к работе с новой информацией, побуждение интереса к теме)
1. Здравствуйте, ребята.
- А вот скажите, пожалуйста, в каком веке мы живем?
- А в каком веке жил А.С.Пушкин?
- Закройте глаза, представьте, что мы сели с вами на машину времени и перенеслись в XIX век, во времена Пушкина. Какие картины вы видите? Составление солнечного кластера: (неисчерпаемый источник мыслей, охватывает большое количество информации)
На доске учитель рисует кружок, в центре которого пишет словосочетание «XIX век». Ребята называют слова, которые ассоциируются у них с выражением XIX век, а учитель вписывает их в кластер: царь, дворянин, холоп, купчая, бал, гувернер, псарня, усадьба, крепостное право и т.д.
- А сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой звуковой фото-видеоряд, просмотрев и прослушав который, вы, возможно, что-то добавите к нашей схеме (ролик). (все связано с 19 веком: музыка, архитектура, живопись, люди, сословия и т.д.)
- Мы сейчас создали с вами наш коллективный образ XIX века.
- Ребята, а как мы можем определить, о чем мы с вами будем говорить, если обратимся к эпиграфу нашего урока: «История народа принадлежит поэту»?
(Действительно, любой писатель, поэт в своих произведениях старается отражать то, что происходит в жизни).
- А по каким признакам можем узнать ту или иную эпоху?
XIX век | Признаки эпохи | XXI век |
Губерния, генерал-аншеф, отъезжее поле, усадьба… |
| Компьютер, дискотека, |
Домашнее воспитание, нанимали учителей, гувернант… |
| Детский сад воспитатель, школа - учитель |
Картуз, фризовая шинель, белое утреннее платье, |
| Джинсы, кроссовки, джемпер, футболка, |
Охота, балы, различные забавы, разъезды |
| Учеба |
Нравы и обычаи 19 века Пушкин отразил в своем романе «Дубровский», который был написан в 1833 году. В основу легло судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого незаконно отняли имение.
- А какие признаки той эпохи вы нашли в романе «Дубровский»? С какими героями вы познакомились?
Узнай героя по описанию:
- «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке» (Андрей Гаврилович Дубровский).
- «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский).
- «…выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.» (Кирила Петрович Троекуров).
- "...толстый мужчина лет 50, с круглым и рябым лицом украшенным тройным подбородком, ввалился в столовую кланяясь, улыбаясь, и уже собираясь извиниться..." (Антон Пафнутьич Спицын).
Словарная работа.
Я выяснила, что вы роман прочитали. Все вам было понятно? А мне нет. Объясните, пожалуйста, что означают некоторые слова:, помещик, крепостное право, крепостной крестьянин, дворня, поместье (имение)… II этап: создание группового творческого продукта (разбор текста на детали для использования в качестве строительного материала для создания нового продукта)
Чтобы лучше понять особенности той эпохи, чтобы окунуться в мир произведения, мы с вами поработаем в разных мастерских. Их будет 4. Каждая группа проделает определенную работу и ознакомит других с ее итогами.
Задания для мастерских
1.Литературная мастерская: (охарактеризовать главного героя с помощью синквейна, на основе синквейна написать небольшой рассказ-эссе): Дубровский. (синквейн дает возможность находить в учебном материале самое важное, делать выводы и выражать все в краткой форме, предполагает знание темы и умение высказать собственное мнение)
2.Художественная мастерская: проиллюстрировать наиболее значимый для вас эпизод. (предполагает знание текста, умение выделять важные эпизоды, определить его место в произведении, развивает мышление)
3.Творческая мастерская: представьте, что вы Дубровский, расскажите о себе от 1 лица. (дает возможность перевоплощаться, почувствовать характер, стиль речи персонажа, развивает речь, память)
4.Проектная мастерская: (умение сопоставлять, работать с компьютером, подбирать нужный материал, доказывать свою позицию)
Используя предложенные фотоматериалы и описания имений, встречающихся в произведении, создать проект-презентацию: один слайд – одно имение, шрифт – не менее 20 кегль, не более 2-х предложений.
(Пока ребята работают, на слайде задания для всех 4-х мастерских)
III. Социализация: предъявление созданного продукта –
1 гр: чтение синквейна и эссе;
2 гр: представление рисунка;
3 гр: рассказ от лица героя;
4 гр: показ презентации.
IV этап – рефлексия (материал рефлексии позволяет понять не только успешность работы, но и то, какие трудности следует учитывать, какие вопросы стоит обсудить)
Что вы узнали нового о 19 веке? Пишем синквейн, озвучиваем (1-3).
VI. Домашнее задание:
Написать небольшую письменную работу. Выберите себе тему:
- Я бы хотел (не хотел) жить в 19 веке, потому что…
- Усадьба моей мечты (как она должна выглядеть)?
- Роман написан хорошо, потому что…
- Мне нравится читать роман, потому что…
ЛИТЕРАТУРА
- Литература. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 / авт.-сост. Г.С.Меркин. – 11-е изд. – М.: ООО «Русское слово –учебник», 2013. – 344 с.
- Монахов В.М. Педагогическая технология профессора В.М. Монахова // Спец. выпуск «Педагогического вестника» – Успешное обучение, 1997.
- Мухина И.А.Что такое педагогическая мастерская? // И.А.Мухина, Т.Я.Ерёмина. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий в преподавании литературы. Фрагмент урока при изучении раздела «Модернистские течения. Символизм и акмеизм»(УМК под редакцией И.Н.Сухих «Литература 11 класс» ) - «Н.С.Гумилев: заблудившийся конквистадор».
Образовательная технология - мастерская построения знаний на основе поисковой деятельности учащихся при анализе поэтического текста.В центре исследования - стихотворение Н.С.Гумилёва"Заблудившийся тра...
Педагогические мастерские. Инновационные технологии на уроках литературы
Задача мастера - предложить материал, который поможет соотнести ощущение красивого с его осмыслением, а также выйти на понятие прекрасного, связать – сначала на уровне подсознания – эстетические, этич...
Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы
Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы...
Статья на тему "Инновационные технологии в преподавании предмета технология"
Задача системы образования: делать все возможное для достижения образовательных результатов...
Презентация "Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках литературы"
Из Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа: В соответствии с основными реформами общеобразовательной школы, учащихся необходимо вовлекать в исследовательские проекты и творческие зан...
Применение инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы"
Применение инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы...