Методическая разработка урока по литературе в 7 классе. Новгородский цикл былин. Былина «Садко».
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему
Целью урока : показать учащимся различие новгородского и киевского циклов былин. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Совершенствовать навыки устной речи, нравственное и патриотическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_literature.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе.
Бенько Л.А., учитель русского языка и литературы
Тема: Новгородский цикл былин. Былина «Садко».
Цели: показать учащимся различие былин киевского и новгородского циклов; обратить внимание на поэтичность, музыкальность и своеобразие былины «Садко»; совершенствовать навыки выразительного чтения; познакомить с фрагментами художественного фильма по былине «Садко», с фрагментами одноимённой оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко», с иллюстрациями известных художников и сравнить с первоисточником; совершенствовать навыки устной речи; эстетическое и патриотическое воспитание;
(Учебник «Литература.7 класс» В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 2012)
Тип урока: комбинированный
Оборудование урока: презентации; фрагменты оперы Римского-Корсакова «Садко», репродукция картины Репина «Садко на дне морском», фрагмент фильма А. Птушко «Садко».
Ход урока:
I Оргмомент.
1. Проверка домашнего задания:
Тест на знание содержания былины «Садко»:
1) Назовите место действия былины:
а) Псков б) Новгород в) Смоленск г) Киев
2) Каким музыкальным инструментом владел главный герой:
а) мандолиной б) гитарой в) гуслями г) цимбалами
3) Чем пообещал наградить Садко морской царь:
а) казной б) рыбой - золотые перья в) красным товаром г) городами
4) Кто помог Садко обхитрить морского царя и вернуться на землю:
а) старик б) дружина в) Чернавушка г) рыба – золотые перья
5) Какому святому построил церковь главный герой:
а) Николаю Чудотворцу б) Сергию Радонежскому в) Серафиму Саровскому г) Миколе Можайскому
2. Новая тема:
1 Слово учителя
Особое место в устном народном творчестве занимают былины, которые представляют собой уникальное сочетание исторических сведений с художественным вымыслом.
Былины имеют ряд характерных черт, которые отличают их от других произведений.
Былины строятся по определённому плану.
Большинство былин начинается зачином. В нём обычно говорится о месте действия или о том, куда и откуда поехал богатырь События в былинах излагаются в строгом порядке, последовательно. Повествование ведётся медленно, не спеша.
Так как былины жили в устной передаче, исполнитель старался сосредоточить внимание слушателей на особенно важных, по его мнению, местах. Для этого в былинах широко применяются повторения, обычно троекратные. Сегодня мы в этом убедимся на примере былины «Садко», которую вы прочитали к сегодняшнему уроку.
Чтобы придать напевность былине, сделать изложение её более выразительным, музыкальным, часто в былинах повторяются отдельные слова.
Повторения встречаются не только в тексте одной и той же былины. В разных былинах одинаково описываются сходные действия, явления, например седлание богатырского коня, пир у князя Владимира, вражеская сила, бой богатырей с врагами и пр.
До сих пор мы встречались с былинными героями, прославившимися ратными или трудовыми подвигами. Но есть целый цикл былин, повествующих о купеческом сословии. Самый известный из таких – Садко.
Один из вариантов былины таков. Купец Садко прославился искусной игрой на гуслях. За свое мастерство он получил от водяного царя Ильмень-озера щедрый дар и отправился в торговое путешествие. На обратном пути Садко попадает к морскому царю, тешит его своей игрой, царь находит Садко невесту, щедро награждает и отпускает с миром.
2 Беседа по вопросам.
– Как описан богатырь-крестьянин в былине о Вольге и Микуле?
– Какими художественными средствами создается представление о его могуществе и силе?
Зачитать описание героя от слов «Как óрет в поле орáтай, посвистывает…» до «…А кафтанчик у него черна бархата».
(В былине рассказывается, как легко, по-богатырски справляется Микула Селянинович с тяжелой работой. В описании его одежды, снаряжения, даже его лошади подчеркивается необычность, незаурядность героя. Главное художественное средство – гипербола. В былине рассказывается, с какой легкостью богатырь «…коренья вывертывает и большие-то каменья в борозду валит». Богатырские сапоги также описаны с помощью этого приема.)
– Сопоставьте героев былины Вольгу Святославовича и Микулу Селяниновича (или характеристика Вольги и Микулы с последующей рецензией учащихся).
Вольга Святославович представлен необыкновенным человеком, недаром он сравнивается с «солнцем красным», которое «воссияй» на небе ясном. Вольга не только воин, предводитель храброй дружины, но и человек, стремящийся к образованию, мудрости великой, о чем в былине рассказано со сказочной метафоричностью.
Микула Селянинович – тоже человек неординарный. Его необычная сила показана в нескольких эпизодах: 3 дня пахаря не может догнать Вольга с дружиною, весь княжеский отряд не может вытащить из земли крестьянскую соху, а Микула вынимает ее одной рукой; не чужд крестьянин и ратного дела: защищая свое достоинство перед «мужиками»-разбойниками, положил он их до тысячи. Надо отметить, что самоуважение – одна из главных черт крестьянина-богатыря, он на равных разговаривает с князем, даже дерзит ему в споре о своей богатырской лошади и ее истинной цене. Однако Вольга не сердится на своего нового товарища. Рассказчик подчеркивает равенство князя и хлебопашца, а в некоторых случаях даже стремится показать превосходство Микулы, который, подобно Антею, получает силу от матушки-Земли.
– Подумайте, чем былина о Вольге и Микуле отличается от известных вам былин? (Обычно в былинах рассказывается о воинских подвигах русских богатырей или повествуется о каком-нибудь необыкновенном событии в их жизни (например, о чудесном исцелении Ильи Муромца и о том, как он стал богатырем). В былине о Вольге и Микуле не происходит ничего особенного: Вольга Святославович, получив в наследство от своего дяди – киевского князя – три городка, едет получить с них оброк, прихватив с собой «дружину хоробрую». По дороге повстречался ему пахарь (оратай) – Микула Селянинович, поразивший князя своей необыкновенной силой. Вольга приглашает Микулу «в товарищи», и они продолжают путь вместе. Какова же главная мысль былины? Видимо, она в том, что богатырская мощь, красота, ум, доблесть присущи не какому-то одному сословию. Простой земледелец по силе, могуществу превосходит князя. Эта былина прославляет земледельческий труд как основу жизни.)
3 Составление таблицы «Художественные особенности былины» (работа в тетради).
Художественные особенности былин
Их роль в былине
1) Гипербола (преувеличение)
Таким образом народ подчеркивал могущество
своих героев
2) Прием троичности
Число «три» раньше имело условное значение множественности. Народ пользуется в былинных сказаниях троекратными повторами, для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени
3) Повторы
Таким образом акцентируется внимание на самом главном
4) Постоянные эпитеты
Помогают характеризовать героев былины
5) Использование речитативов
Необходимо, так как пение былин сопровождалось игрой на гуслях
- Сюжет былины «Садко» в других видах искусства.
Сюжет былины о Садко вдохновил композиторов, художников, а в ХХ веке и кинематографистов на создание замечательных произведений искусства, которые позволят нам расширить и дополнить представления о народном герое.
В 1897 году русский композитор Римский-Корсаков (показать портрет) создает оперу «Садко». Послушаем фрагмент этого произведения.
- Вопросы к обсуждению:
-Как вы думаете, что изображает музыкальный фрагмент? Найдите соответствующую цитату в тексте. Какую роль в былине играет природа: море-океан, Ильмень-озеро?
Немногим ранее, в 1876 году, русский художник И.Репин пишет красивую и, по его собственным словам, самую фантастическую из своих картин «Садко на дне морском».
-Перескажите эпизод былины, по которому создана картина. Подумайте, почему Репин выбрал именно этот фрагмент сюжета. В чем смысл выбора Садко? Как это отражено в картине?
В 1952 году режиссер Александр Птушко, известный своими экранизациями фольклорных эпических произведений, ставит фильм-сказку «Садко». Посмотрим фрагмент этой картины.
(Просмотр фрагмента «Садко на пиру»)
-Какой эпизод былины изображен? Чем эпизод в фильме отличается от эпизода в былине? Таким ли вы представляли Садко? Удачен ли созданный актером образ? Какие черты характера воплощены в кинокартине?
6 Домашнее задание: по желанию сделать иллюстрации к любой понравившейся былине или макет памятника былинному герою; написать эссе «Мой любимый герой былины. Чем бы я хотел быть на него похожим?» или попробовать написать былину, сделав героями современных людей .
7. Итоги, оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе: "Великий сказочник Датского королевства"(урок-викторина по сказкам Х.К. Андерсена) 5 класс
На уроке применяется игровая технология, чтобы урок был интереснее....
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".
Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....
Методическая разработка урока по литературе по теме "УНТ. Былина о Садко, Богатом госте" 7 класс.
Цель урока: дополнить представления учащихся о былине, как жанре УНТ; показать историческое развитие жанра; познакомить с народным идеалом, воплощенном в фольклоре; эстетическое и патриотическое воспи...
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .
____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...
Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"
Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....
Методическая разработка урока по литературе "Из литературы народов России. Поэт Габдулла Тукай". Стихотворения "Родная деревня", "Книга".
В процессе урока учащиеся знакомятся с выдающимся татарским поэтом Габдуллой Тукаем, постигают богатство и многообразие национальной литературы. Анализ стихотворений "Родная деревня" и "...
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...