Изучение лирики в школе
опыты и эксперименты по литературе (10 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Изучаем лирику и прозу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_poezii_v_shkole.docx18.64 КБ

Предварительный просмотр:

Изучение поэзии в школе

О чем бы ни был урок, всегда есть возможность вдохнуть поэзию в сердце школьника. На таких уроках зарождается образность памяти, ассоциативность мышления, любовь к тому, что нелегко любить. Через чувство подростку легче всего овладеть глубиной философского видения мира. В этом помогает сила поэзии. Развивая воображение и поэтичность при изучении творчества Пришвина, можно взять большую раковину морскую и процитировать Паустовского: «Вот раковина с тихоокеанского острова, где жил Маклай. Если вы долго будете смотреть на нее, то вдруг вам придет в голову, что как-то утром солнечный свет упал на эту раковину и так на ней и остался на вечные времена». Каждый урок должен развивать чувства. Один из приемов – чтение классики. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Пьер вглядывается в уходящие вдаль звезды на ночном небе, по-новому осмысливая себя в мире. Сравните состояние Пьера и Алеши Карамазова в такую же звездную ночь: «Над ним широко и необозримо опрокинулся небесный купол, полный тихих сияющих звезд. С зенита до горизонта двоился еще неясный Млечный путь. Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною. Как будто нити ото всех этих бесчисленных миров Божиих сошлись разом в душе его, и она вся так трепетала, соприкасаясь с миром иным». И в конце мысль: «Простить хотелось ему всех и за все, и просить прощения за всех, за все и за вся. С каждым мгновением он чувствовал явно, как что-то твердое и незыблемое, как этот свод небесный, сходило в душу его». Сравнивая эти отрывки, учащиеся смогут ощутить человеческую душу. Кем из писателей написаны эти строки? «Я шел по глубокому логу. Ночь, бесконечные пространства, далекие темные деревни и одни звезды над головой в мутной смертельной мгле. Нельзя поверить, что можно выйти отсюда, что есть города, музыка, что завтра будет полдень, а через полгода весна. В этот миг сердце полно любовью и жалостью, но некого тут любить. Все мертво и тихо, все далеко. Если вглядеться в звезду, ужас войдет в душу. Можно зарыдать от нежности и невыразимой муки, как далека-далека эта звезда. Можно думать о бесконечности – это легко, а тут я вижу, я достаю ее и слышу ее молчание. От вздоха в таком просторе разрывается сердце, от взгляда в провал между звезд становишься бессмертным. А кругом поле, овраги, волки и деревни. И все невыразимо, и можно вытерпеть всю вечность с великой неимоверной любовью в сердце. Сердце навсегда может быть поражено покосившейся избенкой на краю деревни, и ты не забудешь, не разлюбишь ее никогда, каким бы мудрым и бессмертным ни стал, куда бы ни ушел. Я на Солнце, на Сатурне не забуду этого лога, этой ночи и смертной тишины». Это письмо Платонова имеет послесловие – слова как «В напоминание, в вечное сердечное чувство деревеньки Волошино, школы в ней и мельницы напротив». Эти отрывки распечатаны и лежат у каждого ученика на парте. В них можно подчеркнуть те мысли, что особенно запали в душу. Можно выделить то, что сближает эти страницы. Или наоборот. Можно послушать музыку Э. Артемьева «Свет ушедших созвездий». Написать лирическую миниатюру «Открылась бездна, звезд полна». Или выписать из книг И. Бунина и М.Ю. Лермонтова и других авторов стихи о том же состоянии души и выучить по желанию, рассказать всем. В этих стихах образная природа, любовь к жизни, к людям, ощущение себя гражданином Вселенной и то особое состояние одухотворенности и поэзии, которое не часто посещает нас. Но в котором обновляется душа. Например, урок «Князь Андрей и Наташа Ростова» позволяют развивать воображение через восприятие музыки, учить заглядывать в себя, учить читать свою и чужую душу, формировать душевную тонкость. Музыкальный эпиграф к уроку «Пушкинский вальс» Прокофьева. Поэтический – «Единственные дни» Б. Пастернака. 1 и 2 части сонаты № 14 Бетховена. «Прорыв» Шумана. Вальс Грибоедова. Пьеса Изаи «Отчаяние». В центре урока комментированное чтение и анализ. Вспомогательные вопросы:

 - Как и под влиянием чего происходят сдвиги в мировоззрении князя Андрея?

- Как любовь раскрыла князя Андрея и Наташу?

- Согласны ли вы с мыслью, что так любили и так описывали любовь лишь в 19 веке?

Самостоятельная работа над страницами романа идет по плану:

  1. Лес, дорога в Отрадное, старый дуб. Как флн звучит 1 часть сонаты № 14 Бетховена.
  2. Ночь в Отрадном – 2 часть сонаты № 14 и репродукция картины Крамского «Лунной ночью».
  3.  Первый бал Наташи – «Пушкинский вальс» Прокофьева.
  4.  Внутренний монолог князя Андрея у старого дуба – «Прорыв» Шумана.

Домашнее задание: устное сочинение «Тонкий психологизм Толстого в изображении чувства любви, подъема и взлета человеческого духа». Музыка звучит как фон на уроке. Музыка обостряет мысль и чувства. Освобождает из плена грубости, черствости, косноязычия, ведь каждый слушает не один, а вместе со всеми. Время замерло и остановилось. Каждый думает о себе, о мире вокруг, о своем внутреннем мире. Раскрывая целомудренность чувств князя Андрея читаем стихотворение Фета:

Не отнеси к холодному бесстрастью,

Что на тебя безмолвно я гляжу:

Ступенями к томительному счастью

Не меньше я, чем счастьем, дорожу.

Без поэзии жизнь тускла, бедна. Нужно вдохнуть лирику в сердце каждого, чтобы откликалось оно на красоту и добро, было трепетно и благородно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние музыки на восприятие при изучении лирики.

В своей статье я поделилась результатами проведенной исследовательской работы с целью выявить влияние музыки на восприятие пятиклассников при изучении лирики А.С Пушкина....

Влияние музыки на восприятие при изучении лирики.

В своей статье я поделилась результатами проведенной исследовательской работы с целью выявить влияние музыки на восприятие пятиклассников при изучении лирики А.С Пушкина....

Методическая разработка серии уроков по изучению лирики А.С.Пушкина.

Данная разработка включает  в себя систему  уроков в 5 классе с использованием музыкальных произведений  для углубления восприятия. Для обучения   выбраны следующие стихотворе...

Урок по литературе для 10 класса по изучению лирики Ф.И. Тютчева

По данной презентации можно проводить урок по лирике Ф.И.  Тютчева....

Изучение лирики А. Фета в 10 классе. Урок анализа стихотворения

Лирика А. Фета в школе. Урок анализа стихотворения. "Я тебе ничего не скажу"..., "Жду я, тревогой объят"..., "Фонтан", пародии на А. Фета. Групповая работа на уроке литературы...

МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)

Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно  много очевидного и простого.  Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...

Использование интерактивных методов при изучении лирики для повышения мотивации к изучению поэзии.

В работе представлены некоторые приёмы технологии интерактивного обучения при изучении лирики....