Урок по литературе для 10 класса по изучению лирики Ф.И. Тютчева
презентация к уроку по литературе (10 класс) на тему
По данной презентации можно проводить урок по лирике Ф.И. Тютчева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку по лирике Тютчева для 10 класса. | 782 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Темы поэзии Ф.И. Тютчева: Философская ( О смысле жизни, мироздании, космосе, хаосе ). Гражданская. Тема природы. Любовная.
Особенности поэзии. Преобладание пейзажей – одна из примет лирики Тютчева. Картины природы воплощают глубокие, напряжённые, трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве, мироздании. Природа в его поэзии изменчива, динамична. Динамику создают глаголы. Природа многолика, насыщена звуками, красками, запахами.
« На бесконечном, на вольном просторе / Блеск и движение, грохот и гром…» Лирика проникнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Поражает диапазон художественного видения поэта – от тонкого волоса паутины, что «блестит на праздной борозде», до океана вселенной, объемлющего «шар земной». Неожиданны, непредсказуемы эпитеты и метафоры, передающие столкновение и свободную игру природных сил.
«Дума за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной» Солнечный день поэт называет «мглистым», пышность древесного убора – «ветхой», сияние ночного моря – «тусклым». Особенно привлекают Тютчева переходные, промежуточные моменты жизни природы. Он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете (« Есть в осени первоначальной…»), или же осенний вечер – предвестие зимы («Осенний вечер», 1830 г.). Он рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне («Ещё зимы печален вид / А воздух уж весною дышит…», 1836 г.).
«В ней есть любовь, в ней есть свобода, / В ней есть любовь, в ней есть язык…» Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Она внутренно близка и понятна человеку, родственна ему. Словно живое мыслящее существо, она чувствует, радуется и грустит. «Лазурь небесная смеётся», полураздетый лес грустит», «с небес глядят «чуткие звёзды». У Тютчева не просто олицетворения и метафоры: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину…».
«Душа, душа, спала и ты…» Природа и человек образуют в лирике Тютчева глубинное единство, граница между ними подвижна, проницаема: «Дума за думой, волна за волной - / Два появленья стихии одной» («Волна и дума», 1851 г.). С этой точки зрения постижение природы есть созерцание самого себя в природе. Вот почему полна глубокого смысла двухчастная композиция многих стихотворений Тютчева, построенных на параллелизме между жизнью природы и жизнью души человеческой.
Бесконечно богатая, изменчивая, природа в стихах Тютчева предстаёт как гигантское целое, как единый организм, живущей своей особенной жизнью. Пейзажи проникнуты типично романтическим чувством «вселенской жизни»., ощущением целостности мирового бытия. В сущности, это не картины, не описания природы, а живые сценки, драматические сценки некоего сплошного действа. («Весенние воды», 1830г.; «зима недаром злится», 1836г.)
Его поэзия устремлена к величественному, бесконечному, её преимущественная сфера – жизнь стихий. Отсюда – тяготение Тютчева к одической традиции 18 века, к архаизированной, торжественно-величавой речи. Эта традиция сочетается с характерной для немецкой романтической лирики формой фрагмента. Помимо обращения к архаизмам ( «мысль изреченная», «оный час») использует удлинённые многосложные слова, необычные, экзотические.
Поэт убеждён, что «мировая душа» находит своё выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит — Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась... Душа, душа, спала и ты... Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь... Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?..
Особенности лексики стихотворений Тютчева о природе: составные эпитеты ( «пасмурно-багровый», «родственно-легко», «громокипящий», « молниевидный », «мглисто-лилейно», тяготение к ораторским, дидактическим, полемическим интонациям, в его пристрастии к витийственно-пророческому пафосу ( «Не то, что мните вы природа…»; «Смотри, как на родном просторе», 1851 г.)
Возвышенный мир природы, родственный душе человека, выступает у Тютчева как антипод человеческой деятельности. Человек для Тютчева - «грёза природы», «ничтожная пыль», «мыслящий тростник», «злак земной». С удивительной лёгкостью исчезает он с лица земли, точно льдина растворяясь в мировом океане. Человек в поэзии Тютчева и слаб, и величествен одновременно. Стихийная катастрофичность жизни не просто ужасает поэта, но притягивает его.
«Эти бедные селенья, Эта скудная природа…»
Эти бедные селенья, Эта скудная природа - Край родной долготерпенья, Край ты русского народа! Не поймет и не заметит Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде царь небесный Исходил, благословляя.
Особенности синтаксиса Поэт использует анафору: «Эти бедные», «Эта скудная» ( «эти», «эта»). Анафора «край». Параллелизм : изображение природы сопоставляется с описанием чувств человека. Поэт использует инверсию: «в наготе твоей смиренной», «царь небесный», «исходил, благословляя». Использование глаголов создают динамику: «не поймёт и не заметит», «сквозит и светит», «исходил».
Анализ стихотворения. Стихотворение написано 13 августа 1855 года. Стихотворение вызывает грустные и одновременное торжественные чувства. Картины, которые открываются при чтении читателю, - это сниженная природа, это убогая, нищенская, простая деревенская Россия. Стихотворение состоит из 3-х строф, каждая из которых представляет четверостишие.
Размер, рифма, особенности поэтики Размер двусложный | - ~ |. Четырёхстопный хорей. Рифма перекрёстная: « селенья – долготерпенья» ( 1-3 строки), «природа – народа» (2-4 строки). Эпитеты: «бедные», «скудная», «родной», «русского». Метафоры: «гордый взор иноплеменный», «в наготе твоей смиренно», «удручённый ношей крестной», « в рабском виде». Глаголы с отрицанием, создающие динамику: «не поймёт и не заметит». Глаголы, помогающие ощутить образ, чуждый России: « сквозит и светит». Образ Бога передан глаголом «исходил» с уточнением «благословляя».
…Мысль г.Тютчева всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им. ( И.С.Тургенев) Автор использует противопоставление «своего» и «чужого», «родного» и «инородного». Иноземец не в силах понять истинную русскую действительность. Самая высшая красота – это религиозное чувство. Россия - страна, хранимая Богом, благословленная им. И в стихотворении появляется религиозная символика. Бог становится свидетелем долготерпения народа, его страдания.
Образ лирического героя Лирический герой - единомышленник автора. Он и слаб, потому что переживает унижения, нищету народа. Он и величествен одновременно. Он верит в преобразования России, в её лучшее завтра.
У него не то что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль: не чувство рассуждающее, мыслящее – а мысль, чувствующая и живая. Поэт использует в стихотворении аллитерацию: звуки « дн », «л», « кр », «с», « рт ». Эти звуки помогают созданию образов стихотворения и выражению настроения лирического героя, грустного и одновременно торжественного, помогают прочувствовать веру в лучшее завтра русского народа.
Стихотворение «Эти бедные селенья» можно сопоставить с картинами русских художников, со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Родина».
Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. Любовь для поэта – «и блаженство, и безнадёжность», , напряжённое , трагическое чувство, несущее человеку страдание и счастье, «поединок роковой» двух сердец. «Блаженно-роковое» чувство, требующее высшего напряжения душевных сил, любовь стала для поэта прообразом, символом человеческого существования вообще.
«Я встретил вас, и всё былое в отжившем сердце ожило…» ( К.Б.)
История стихотворения. Тютчев, будучи в 1823 году в Баварии, влюбился Амалию Лерхенфельд . Поэт сделал Амели предложение руки и сердца, но получил отказ. Поэт встретил Амели , когда она уже была замужем. Встреча состоялась в 1870 году в Карлсбаде. Это была баронесса Крюденер . Этой встрече Тютчев посвятил своё стихотворение «Я встретил вас…»
К.Б. ( Баронессе Крюденер ) Я встретил вас, и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время молодое,- И сердцу стало так тепло… Как поздней осени порою, Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенётся в нас. Так, весь обвеян дуновеньем Тех лет душевной теплоты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты. Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот – слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне… Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"
Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....
Урок по литературе 10 класс. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина
1 урок . Литература 10 класс. Творчество Пушкина. Художественные открытия лирики А.С. Пушкина...
презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева
Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....
Презентация к уроку литературы , 10 класс "Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева"
Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.И Тютчева...
Конспект урока "Мысль как тема и образ в лирике Ф.И. Тютчева"
урок посвящен анализу стихотворений "Фонтан" и "Selentium"...
Учебный исследовательский проект по литературе«Основная поэтическая тема пейзажной лирики Ф. И. Тютчева»
Проект выполнен ученицей 7 класса Наумовой Елизаветой. Задачи исследовательской работы: 1. Рассказать о художественных образах и средствах их создания в стихотворениях Ф. И. Тютчева2. Доказать или опр...
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева (на примере работы над развернутым ответом на вопрос к стихотворению "Наш век"
Урок литературы.10 класс. Особенности философской лирики Тютчева...