М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Планирование уроков по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roman_m.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

РОМАН  М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок 1. Сюжет: Понтий Пилат и Иешуа. «Все люди добры».

Сообщение «История «невозможного» романа. Доклад «Библейское сказание о распятии Христа». Беседа по тексту 2 главы.

Урок 2. Сюжет: Воланд в Москве. «Люди как люди». Вопросы: Сатира в романе. Беседа по тексту 12 главы. «От сатиры к фантастике» (23-24 гл.)

Урок 3. Сюжет: История Мастера и Маргариты. «Свободен! Свободен!» анализ 32 главы. Роль истории Мастера и Маргариты в романе.

Урок 2.

Сообщение. Кого и за что наказывает Воланд? Анализ 12 главы: Спор о человеке. Анализ фрагментов 23 и 24 гл. эпизод Фрида. Продолжение спора. Обобщение. Мир, фантастика, сатира – три дороги к одной цели.

Урок 3.

  1. Сообщение «Я погибаю вместе с тобой» (Мастер и его подруга). 2. Обобщение: «Любовь и творчество – проклятие и спасение». 3. Анализ 32 гл. Прощение или прощание?
  2. Фрагменты уроков.

Беседа по тексту второй главы на первом уроке строится вокруг трех проблемных вопросов, заданных самим текстом: что проповедует Иешуа? Что есть истина? Почему Пилат, желая спасти арестованного, все же приговаривает его к смерти? Сталкиваются два мира в споре героев. Один мир – привычный и удобный мир зла, а другой – кажущийся фантомом, иллюзией больного сознания – мир добра. Завязка беседы в обращении арестованного к игемону: «Добрый человек». Вот первый узел смысла, первый ключ к роману. Второй узел – само «преступление» Иешуа. «Рухнет старый храм веры и создастся новый храм истины». Речь идет не о новой вере – вера слепа. От веры к истине, от зла к добру – это и есть история человечества. Так думает и говорит Иешуа, потому для нормального человека Понтия Пилата он сумасшедший. Прозвучало слово «истина» и сразу вопрос прокуратора: «Что такое истина?» вопрос должен уничтожить собеседника: человеку не дано знать ни истину, ни даже что такое истина. Эмоциональной разрядкой будет на уроке обращение к картине Н.Н. Ге «Что есть истина?» понятия усложняются и становятся труднее. Отвлечённые. Что ответит Иешуа? Что ответите вы?  Но… «истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, ты помышляешь малодушно о смерти». Чем поразителен ответ? Тем, что абстрактное, неземное, далекое от сумасшедшего арестанта, мертвящей жары, опостылевшего города истина  вдруг оказывается живым, вещественным, вот оно – в изнуряющей тебя боли. Истина оказалась человеческим понятием, она исходит от человека и замыкается на человеке. Запомним – и вернемся к этой мысли Булгакова в анализе сцены прощения – Фриды Маргаритой и Пилата Мастером.  Но Пилат не способен вот так, сразу отрешиться от привычного строя мыслей. «Ты великий врач?» - спросил он, не веря, не мысля, что от разламывающей голову боли его спасла не таинственная магия, а простое человеческое участие. Со-страдание избавило от страдания. И снова вопрос Пилата: «Ты всех, что ли, так называешь?» (добрыми людьми). Ответ: «Всех. Злых людей не бывает на свете». Все уроки будут ответом на вопрос: Действительно ли все «люди добрые»? Откуда тогда зло? Арестованный не может помочь страдающему Пилату и подписывает себе смертный приговор: «Всякая власть – насилие над людьми. Настанет день, когда не будет власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где не будет надобна никакая власть». Итак, три смысловых ключа – здесь. Три утверждения: не зло, а добро; не вера, а истина; не власть, а свобода. Булгаков проверит в романе жизнью, всем ходом человеческой истории. Каков итог тысячелетнего развития? Изменился ли мир? Люди? Доклад «Сатира в романе» или «Кого и за что наказывает Воланд?» покажут, что Сатана и его подручные действуют там, где бессильно добро, где зло не может быть исправлено, а только наказано. Но соответствует ли число наказанных масштабам зла: жадности, равнодушия, эгоизма, бессердечия, лжи? Это не возмездие, а напоминание: все зачтется человеку. Где бессильно добро, там и зло не всесильно. Подробно остановимся на 12 главе. Общая интонация романа в главе, атмосфера сцены: самые страшные вещи происходят как бы не всерьёз, под смех, аплодисменты. Это обстановка вселенского глумления человека над самим собой, над всем родом человеческим. Цель визита Воланда в Москву? Изменились ли горожане внутренне? Вот цель визита. И действительно  в театре – это ряд ужасных опытов, проверок на человечность или бесчеловечность, жестокость, жадность. Рухнул ли храм старой веры, перешли ли люди в царство истины и справедливости здесь, в этой стране, претендующей на мессианскую роль? Или есть в натуре человека хоть надежда на изменение мира, не погиб ли ген добра за века, прошедшие со дня гибели Христа? И вот они  - искушения, выдуманные не дьяволом, а самими людьми. Сначала появились деньги. В зале искриться ненависть. Затем вещи. Итак, человеку не дано прийти к добру, справедливости, истине. Откуда милосердие в толпе? Анализ эпизода «Фрида» (23-24 главы). Сатана символ зла? Или Бог – символ добра? Внимательно читаем сцену прощения. И увидим: человек прощает человека. Это найдем и прощении Пилата Мастером. Бог – символ добра. Но человеческого. Вот почему Булгаков лишает Иешуа всего небесного, заземляет его образ. Да, Воланд – символ зла. Опять же человеческого. Борьба зла и добра зависит от людей. Это у Булгакова. Переплетение любви и искусства важно для писателя принципиально: они, проводя человека через горы и пропасти жизни, радости и беды, обрекают его на бессмертие. Слово Христа и Слово истинного искусства о неизбывности доброго начала в человеке. Анализ 32 главы. Пустынная местность. Пилат и его пес. Только человек способен понять, простить. Итак, прощение состоялось. А за ним – прощание. Мастеру и его подруге даруется вечность. И тишина. Пусть каждый решит сам, в чем смысл этой награды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Своя игра по роману "Мастер и Маргарита"

Презентация, по форме аналогичная телевизионной игре, создана по материалам Интернет и личного архива, в занимательной форме обобщает знания о романе Булгакова....

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Презентация к уроку по роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Иллюстративная презентация к уроку "Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат"...

Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром...

Мастер и Маргарита (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цель урока: Выяснить с учащимися главную идею романа; на основе поступков уметь давать оценку героям, выражать свое отношение к ним; на материале романа способствовать воспитанию у учащихся...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....