М.Ю. Лермонтов. "Бородино"
презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass._m.yu_._lermontov._borodino.doc | 66.5 КБ |
m.yu_._lermontov.borodino_prezentatsiya.ppt | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
~ ~
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лагутнинская средняя общеобразовательная школа |
Сценарий урока литературы |
Тема: М.Ю. Лермонтов. «Бородино». |
Подготовила учитель русского языка и литературы Борисова Галина Алексеевна |
Тема: М.Ю. Лермонтов. «Бородино».(Урок с презентацией)
Цель: воспитание уважения к великому прошлому России, знакомство со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» и особенностями его повествования.
На уроке использованы элементы информационных технологий, коммуникативно-диалоговых, групповых, проблемных.
Наглядность: презентация, содержащая портрет поэта, портреты ветеранов Отечественной войны 1812 года, репродукции картин, карты и схемы сражений.
Межпредметные связи: история, русский язык
Словарная работа: по тексту стихотворения.
План урока.
- Вступительное слово учителя.
- Блиц-опрос домашнего задания.
- Историческая справка о Бородинском сражении.
- Динамическая пауза.
- Словарная работа.
- Выразительное чтение стихотворения.
- Особенности организации текста стихотворения. Второе выразительное чтение.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с известным произведением М.Ю. Лермонтова «Бородино», но сначала давайте уточним, что вы знаете о самом авторе.
2. Блиц-опрос домашнего задания.
Учитель: Я задаю вопрос, вы даете точный, полный ответ.
- В каком году и где родился М.Ю. Лермонтов?
- Где прошли детские годы поэта?
- В каком пансионе учился Лермонтов?
- Сколько языков знал?
- Как происходило знакомство будущего поэта с народной речью, русскими праздниками, песнями, былинами?
- ... А знакомство с легендами горцев?
- Кого Лермонтов считал своим кумиром в литературе?
- За какое стихотворение поэт был сослан на Кавказ?
- Когда и как оборвалась жизнь поэта?
Учитель: Перед вами портрет совсем молодого человека, который ушел из жизни в неполных 27 лет. «Нераспустившимся цветком русской поэзии» назвал его критик В.Г. Белинский. В этих словах досада и боль. Но он успел оставить нам прекрасные произведения. Творчество поэта - одна из ярчайших страниц русской поэзии. В его мастерстве мы убедимся и на сегодняшнем уроке, читая и анализируя стихотворение «Бородино».
3. Историческая справка.
Беседа.
- Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
- А бывает ли, на ваш взгляд, что-то, что является предметом гордости всего народа? Вот как раз Бородинское сражение и есть событие, которым гордился и гордится сейчас наш народ.
- Произведение М.Ю. Лермонтова напрямую связано с историей нашей страны. Оно было написано к 25-летию со дня Бородинского сражения.
- -Чтобы лучше понять, что хотел донести до нас поэт, надо углубиться в историю, обратимся к эпиграфу урока:
- Москва, Москва!., люблю тебя,
- как сын, Как русский, - сильно,
пламенно и нежно.
М.Ю. Лермонтов («Сашка») - Имеет ли отношение пламенное высказывание поэта о Москве к теме нашего сегодняшнего разговора?
- (Москва - столица нашей Родины, символ свободы и независимости, ее могущества. Деревня Бородино расположена в 120 км от Москвы)
- Итак, обратимся к истории:
- Подготовили ученики:
1 Ученик: 12 июня 1812 года огромная армия Наполеона вторглась в Россию. Император Франции хорошо готовился к войне. Он планировал окружить и уничтожить армию России вблизи границы. Но мужество оборонявшихся русских солдат и мастерство полководцев сорвали его замыслы.
- Ученик: 2 месяца отступали русские войска под командованием Михаила Илларионовича Кутузова. 26 августа 1812 года под деревней Бородино, которая находилась в 110 километрах от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны.
- Ученик: 7 раз бросались в атаку плотные колонны французской пехоты и конницы. 7 раз огнем и штыком русские солдаты отбрасывали врага. «За нами Москва, умирать всем, но ни шагу назад!» - таков был приказ. Вот как вспоминает об этом сражении один из очевидцев:
- «Трудно представить себе ожесточение обеих сторон в Бородинском сражении. Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскаленные пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском...»
4 Ученик: Мы с вами живем на донской земле. Донские казаки никогда не были равнодушны к судьбе своей Родины. И в этом сражении они сыграли свою роль.
По приказу Кутузова войско казаков во главе с атаманом Матвеем Ивановичем Платовым, обошло левый фланг противника и ударило с тыла. И вот, в тылу застучали ружейные выстрелы, раздались крики о помощи, и внимание Наполеона в самую важную минуту было отвлечено казаками. Набег казачьих полков в тыл французов остановил на целый час атаку на русскую позицию. За этот час защитники нашей батареи Раевского были подкреплены, и французская армия разбилась о твёрдость наших войск.
Учитель: Сражение продолжалось 12 часов. С наступлением темноты Наполеон отвёл свои войска на прежние позиции. Он был страшно удручён. А подсчеты русских показали, что продолжать битву невозможно и, ради сохранения армии, Кутузов принял решение отступать.
- До сих пор итоги сражения вызывают споры учёных. По известным данным русская армия потеряла в Бородинском сражении около 45 тысяч человек, а французская -28 тысяч. Для сравнения – в нашем хуторе проживает около 5 тысяч человек.
Но важно, что за последние 2 месяца русские впервые остались непобежденными, что и пошатнуло моральный дух французской армии, уверенность в победе. Зато русские солдаты почувствовали, что они могут противостоять врагу, что они в силах защитить свою Родину.
Позднее, оценивая битву под Бородино, Наполеон написал: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвой было выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех,.. Русские стяжали (получили) право быть непобедимыми».
Мы же вслед за русским генералом Алексеем Петровичем Ермоловым можем с гордостью повторить. «У Бородино французская армия расшиблась о русскую».
История героического сражения 1812 года под Бородино и легла в основу стихотворения М.Ю. Лермонтова.
4. Динамическая пауза.
5. Словарная работа.
Учитель: Я просила вас к уроку поработать с толковыми словарями и уточнить значение некоторых слов. Предлагаю вам такой вариант: я называю значение, а вы определяете, о чем идет речь.
Редут (франц.) - квадратное земляное укрепление на поле боя;
мусью (разг.народн.): мсье, месье (франц.) - сударь, господин;
картечь - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко
рассеивающимися при выстреле;
лафет - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;
бивак - стоянка войск под открытым небом;
кивер - высокий военный головной убор из твёрдой кожи;
булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки;
уланы, драгуны - солдаты конных полков;
басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
С точки зрения лексики, что это за слова? К какой сфере употребления они относятся? (устаревшие, военная терминология)
Верно, ведь речь пойдет о военных событиях 1812 года. Постарайтесь запомнить значения этих слов.
6. Выразительное чтение. (чит. Учитель)
Проверка первичного восприятия: вопросы заранее записаны на доске:
- Какие чувства вы испытали, слушая лермонтовские строки?
- Какие строки произвели на вас впечатление?
- Поняли ли вы стихотворение?
- Как вы думаете, как поэт, написавший такое произведение относился к своей Родине?
7. Особенности организации текста стихотворения. Второе выразительное чтение.
- В чем особенность построения стихотворения? (диалог и монолог)
- Кто участвует в разговоре?
Доп. информация: После бородинского сражения в деревне Фили собрался военный совет. Обсуждался вопрос: сражаться с французами или оставить столицу без боя? Выслушав всех Кутузов сказал: «Мы оставим Москву, но сохраним армию, а значит, всю Россию».
На следующий день русская армия ушла из Москвы. Жители бежали из Москвы, все, что можно было увезти - было увезено. Наполеон вошел в пустую, разоренную Москву. Москва начала гореть. Таинственные люди поджигали склады с провизией. И вскоре в городе, богатом шелками, бархатом, мебелью, армия Наполеона стала страдать от голода.
Дело осложнилось к зиме. Французы, не привыкшие к лютым морозам, начали роптать. Наполеон был вынужден оставить Москву и отступать по разоренной им же самим дороге. Неся большие потери, разгром некогда непобедимой армии был завершён.
Выразительное чтение (читают лучшие ученики)
8. Подведение итогов:
Итак, ребята, учитывая, что это произведение искусства – отражение истории, смогли ли вы понять, Что же чувствовал простой русский солдат, когда за его плечами была Москва, а мощь армии неприятеля гораздо сильнее, чем мощь нашей армии? Нужно ли сейчас быть патриотом своей Родины?
Дополнительно:
Задание: Подготовьте ответы на вопросы:
- Кто герои произведения?
- Какие чувства владеют ими во время боя?
- Чем объясняется победа русских войск?
- Домашнее задание.
- Выразительное чтение произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино».
- ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ УЧАЩИХСЯ:
А) Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата. (План может быть тезисным).
Б) Написать отзыв о произведении М.Ю. Лермонтова «Бородино»
Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Нераспустившийся цветок русской поэзии» . (В.Г. Белинский)
Имение Тарханы Пензенской губернии. Вид на дом и фамильную усыпальницу.
г.Пятигорск. Домик М.Ю. Лермонтова. Ныне Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова.
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно. (М.Ю. Лермонтов. «Сашка»)
Отечественная война 1812 года 12 июня 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию. Наполеон
Бородино Москва
М.И. Кутузов
Бородинское сражение (26 августа 1812г.) … Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцепляясь друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мертвыми. ..
Бородинское сражение (26 августа 1812г.) … Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью;
М.И. ПЛАТОВ Участие донских казаков во главе с атаманом М.И. Платовым Урядник лейб-гвардии Казачьего полка
Участие донских казаков во главе с атаманом М.И. Платовым ПЛАТОВ
Наполеон написал: «Из пятидесяти сражений, данных мною, в битве под Москвой было выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех,.. Русские стяжали (получили) право быть непобедимыми».
Русский генерал А.П. Ермолов Русский генерал А.П. Ермолов сказал: «У Бородино французская армия расшиблась о русскую»
- квадратное земляное укрепление на поле боя. Редут (франц.) - сударь, господин. Мусью (разг.народн.): мсье, месье(франц.) Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» . - артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле. Картечь - боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия. Лафет Бивак - стоянка войск под открытым небом. Кивер - высокий военный головной убор из твёрдой кожи. Булат - оружие из булатной стали - стали особой закалки. Уланы, драгуны - солдаты конных полков. Басурманы - люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
Задание: Прочитайте текст про себя, подготовьте ответы на вопросы: Кто герои произведения? Какие чувства владеют ими во время боя? Чем объясняется победа русских войск?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
М.Ю.Лермонтов "Бородино".
Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" ....
М.Ю.Лермонтов «Бородино» К 200-летию со Дня Бородинского сражения
Цель:познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» Задачи: - вспомнить страницы героического прошлого нашей страны; - познакомиться с композицией стихотворения и особенностями п...
методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос"
Методическая разработка урока "М.Ю.Лермонтов. "Бородино": историческая основа, патриотический пафос" разработана для 5 класса в соответствии с программой В.Коровиной ....
Михаил Лермонтов "Бородино"
Презентация....
Презентация М.Ю.Лермонтов "Бородино"Автор Прохорова С.В.
Презентация показывает историческое значение войны 2012 года на примере литературного произведения....
М.Ю.Лермонтов "Бородино". Композиция, особенности повествования.
Цели урока: познакомить с детскими годами М.Ю.Лермонтова;знакомство с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”,воспитывать уважения к великому прошлому....
разработка урока литературы в 5 классе "М.Лермонтов бородино"
Урок-исследование по литературе и истории посвящён победе России в войне 1812 года.Приложение к уроку- аудиозапись стихотворения, презентаця....