М.Ю.Лермонтов "Бородино".
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

Сыроватко Галина Юрьевна

Конспект урока по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова"Бородино" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature..doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок первичного восприятия и истолкования стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

Тема урока: «Вам не видать таких сражений!»

 Цели урока:

  1. углубление знаний учащихся о творчестве М.Ю. Лермонтова;
  2. воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
  3. продолжение работы над выразительным чтением стихотворных произведений.

Оборудование урока: репродукции с картин русских художников (Федотов «Стоянка полка», Заболотский «Старый солдат», Рубо «Бородинская битва», Шустер «Взятие редута», Верещагин «Наполеон на Поклонной горе»; «Отступление французов»; «После Бородинского боя»).

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.
  1. Ребята, кто такой М.Ю. Лермонтов?
  2. С какими его произведениями вы уже знакомы?
  3. Сегодня мы познакомимся с его стихотворением, которое называется «Бородино». Вы знаете, что оно обозначает?

Шел 1812 год. Огромная французская армия под командованием императора Франции Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги; если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову; если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце.» Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Он встретил сопротивление не только армии,  но и всего народа.

      Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат и народа все чаще и чаще слышались недовольные голоса. Михаил Илларионович Кутозов, ученик Суворова, командующий русскими войсками понимал, что отступать больше нельзя – позади Москва, и он решил дать французской армии генеральное сражение.

        В 125-ти километрах от Москвы, близ села Бородино, русские войска заняли оборону. Здесь у стен Москвы должна была решиться судьба России и всей Европы. Бородинская битва явилась высшим моментом Отечественной войны 1812 года. Именно здесь была сломлена мощь  доселе непобедимой французской армии.

        События 1812 года имели важное значение в формировании личности Лермонтова. С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных, и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович был в ополчении 1812 года. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях – Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении.

        К 25-летней годовщине Отечественной войны 1812 года М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Бородино», в котором поэт воспел истинное величие духа и подлинный героизм простого русского солдата, отобразив в нем лучшие национальные черты всего русского народа.                   

  1. Чтение стихотворения учителем.

III.         Объяснение непонятных слов и выражений

IV.        Беседа с учащимися

  1. Взволновало ли вас это стихотворение?
  2. Какие чувства возникли у вас во время его прочтения?
  3. Ребята, почему нас сейчас волнуют чувства людей, живших полтораста лет назад? Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить?
  4. Почему рассказ о Бородинском сражении ведется от имени старого солдата?

V.        Чтение стихотворения учащимися по ролям.

VI.         Значение стихотворения

         Значение стихотворения «Бородино» огромно. Оно впервые отразило в наше литературе историческую роль русского народа. Идейное воздействие стихотворения на общественное сознание в большей степени сказалось в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Рассказывают, например, что в боях на подступах к Москве зимой 1941 года один и бойцов, подхватив знамя из рук смертельно раненого товарища, воскликнул:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой!

И с этими словами бросился в бой, увлекая за собой остальных.

        Поэт Н. Рыленков в то же время написал стихи о воодушевляющем значении, какое имели на него и других советских воинов «Бородино» М.Ю. Лермонтова и «Война и Мир» Л. Толстого.

Легендою и славою согрета

Старинное село «Бородино».

Из школьных книг о нем мы с детства знали,

Мы в играх гнали галльскую орду,

И,  повзрослев, «Войну и Мир» читали-

О грозной битве в памятном году.

Мы мысленно тогда врагов косили

И к Родине любовь росла острей.

И навсегда в сердца свои вносили

Мы имена своих богатырей.

  1. Итог урока.

В стихотворении «Бородино» М.Ю. Лермонтов с огромной поэтической силой запечатлел великий подвиг русского народа в борьбе с иностранными захватчиками, сумевшего в справедливой войне победить великую французскую армию, отстоять независимость Родины и освободить Европу от порабощения. В своем произведении поэт с огромной впечатляющей силой отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов взглянул на события Отечественной войны 1812 года глазами человека из народа и показал, что победителем в этой войне был прежде всего простой русский народ, который в самый  критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, русской нации, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

  1. Домашнее задание

Прочитать стихотворение и выучить наизусть отрывок «Бородинский бой».