Урок внеклассного чтения по роману В.Каверина "Два капитана"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Работа содержит основной фрагмент урока по внеклассному чтению по роману В Каверина "Два капитана". Урок проводится после изучения повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fragment_uroka_poznavatelnogo_chteniya_v_8_klasse.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока познавательного чтения в 8 классе
по роману В.А.Каверина «Два капитана».
…1. Вступительное слово учителя.
«…С первых страниц я взял за правило не выдумывать ничего или почти ничего. Я услышал историю о мальчике, у которого было трудное детство и которого воспитало общество – люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце. Почти все обстоятельства жизни этого мальчика, юноши и взрослого человека сохранены в “Двух капитанах». Так писал о своем романе Вениамин Александрович Каверин.
.2. Проблемный вопрос.
Вы уже задумывались над тем, почему автор выбрал такое название?
(Ожидаемые ответы: судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана Татаринова. Героическая, самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан Григорьев возвращает доброе имя моряку-капитану Татаринову)
3. Аналитическая беседа
- Что их объединяет?
(Их объединяет стремление жить ради великой цели: открыть новые земли, разведать новые морские пути, восстановить доброе имя героя. Саня Григорьев и Иван Львович Татаринов – люди ищущие, решительные, отважные. Им хорошо известны такие понятия, как долг, честь, и все поступки они совершают согласно этим качествам.)
- Кто же те люди, «ставшие для Сани Григорьева родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце»?
(:друг Петька, сестра, доктор Иван Иванович, Валька, Кораблев, Катя, летчик Чкалов, тетя Даша)
- Очень повезло Сане Григорьеву, что на его жизненном пути встретилось много честных, благородных людей, у него есть верные друзья, так как еще в детстве он столкнулся с несправедливостью, жестокостью, равнодушием, подлостью людей и понял, что нужно быть очень сильным, чтобы противостоять злу и бороться с ним.
Дружба на протяжении всей жизни слишком много значила для самого автора:. «Потерянное время –это не неудавшаяся работа или неисполнившееся желание, а годы, когда не видишь друзей».
А роль учителя в становлении человека Каверин считал бесценной, отсюда – высокое уважение к учителю Сани Григорьева, но и не менее высокая требовательность к нему.
- Вспомните, а какими девизами руководствовались герои романа?
((Капитан Татаринов: “ Все для России!”
Это смелый, мужественный человек. Смыслом его жизни было служение родине.
Капитан Григорьев: “Бороться и искать, найти и не сдаваться!”
Отправляясь с Петькой Сковородниковым в Туркестан, он дает клятву: «Кто изменит этому честному слову – не получит пощады, пока не сосчитает, сколько в море песку, сколько деревьев в лесу, сколько с неба падает дождевых капель. Захочет идти вперед – посылай назад, захочет идти налево – посылай направо. Как я ударю моей шапкой о землю, так гром поразит того, кто нарушит это честное слово. Бороться и искать, найти и не сдаваться». Эта клятва много раз помогала ему в жизни преодолевать усталость и страх, придавала силы и уверенности, стойкости и твердости духа.
Открытие Северной Земли и гибель капитана Татаринова были неизвестны. Рассказал об этом людям другой капитан – полярный летчик Александр Григорьев, который считал своим долгом и честью найти останки этой экспедиции и рассказать о ней.)
- К кому относятся эти слова: «Береги честь смолоду»?
Работа ученика с электронным словарем В.И.Даля – определение значения слова «честь».
(Так напутствовал Андрей Петрович Гринев из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» своего сына Петрушу перед отъездом на службу в армию. Петр Андреевич Гринев оправдал надежды отца)
Ответ ученика: В.И.Даль в своем словаре определяет слово «честь» как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
4. Просмотр и обсуждение фрагмента фильма «Два капитана».
Вопросы для обсуждения:
- Как понимал слово «честь» Саня Григорьев? Докажите свои мысли, опираясь на произведение “Два капитана”.
- Всякий ли человек может стать капитаном своей судьбы и так ли это необходимо?
5. Подведение итогов урока. Выводы.
- Вот каков девиз жизни самого автора романа Вениамина Каверина: “ Быть честным, не притворяться, стараться говорить правду и оставаться самим собой в самых сложных обстоятельствах”
- Мудрые мысли писателя из книги читают учащиеся.
(«Не помню, где я читала стихотворение, в котором годы сравниваются с фонариками, висящими «на тонкой нити времени, протянутой в уме» И одни фонарики горят ярким великолепным светом, а другие чадят и дымно вспыхивают в темноте»)
- Учитель: Время неумолимо движется вперед. Неизменно главным в жизни для всех людей во все времена остаются такие понятия, как долг, честь, патриотизм.
Будь судьбы своей капитаном!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"
Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное...
Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Ф.Стендаля "Красное и черное"
Данная презентация - это сопровождение урока, которая организует работу учащихся....
Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян "Манюня" в 9 классе
Представлена разработка урока внеклассного чтения по роману Н. Ю.Абгарян " Манюня". Это роман современного автора, который был издан в 2010-2012 гг . На примере этой книги девятиклассники смогут позна...
Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"
Данная презентация иллюстрирует вступительное слово учителя о писателе, его романе, Париже и Соборе Парижской Богоматери....
Урок внеклассного чтения по роману Юрия Тынянова " Кюхля "
Тип урока:интегрированный урок.(Русский язык , литература ) Форма урока : беседа с элементами ролевой игры. ЦЕЛИ УРОКА: :1. познакомить учащихся с содержанием романа Юрия Тынянова « КЮ...
Урок внеклассного чтения по роману Б.Васильева "В списках не значился"
Данный урок посвящен теме Великой Отечественной войны. Основным материалом к уроку послужило произведение Б. Васильева "В списках не значился". Урок поможет лучше понять учащимся трагические события, ...
Урок внеклассного чтения по роману Марка Твена "Принц и нищий"
Коспект урока по литературе в 6 классе....