Урок внеклассного чтения по роману В.Каверина "Два капитана"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Вдовина Ольга Юрьевна

Работа содержит основной фрагмент урока по внеклассному чтению по роману В Каверина "Два капитана". Урок проводится после изучения повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fragment_uroka_poznavatelnogo_chteniya_v_8_klasse.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Фрагмент урока познавательного чтения в 8 классе

                                       по роману  В.А.Каверина «Два капитана».

1.  Вступительное слово учителя.

    «…С первых страниц я взял за правило не выдумывать ничего или почти ничего. Я услышал историю о мальчике, у которого было трудное детство и которого воспитало общество – люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце. Почти все обстоятельства жизни этого мальчика, юноши и взрослого человека сохранены в “Двух капитанах». Так писал о своем романе Вениамин Александрович Каверин.

.2.  Проблемный вопрос.

    Вы уже задумывались над тем, почему автор выбрал такое название?

    (Ожидаемые ответы:  судьба Григорьева тесно связана с судьбой капитана  Татаринова. Героическая, самоотверженная личность исследователя Севера стала для простого мальчика образцом для подражания, летчик-капитан Григорьев возвращает доброе имя моряку-капитану Татаринову)

3.  Аналитическая беседа

 - Что их объединяет?

     (Их объединяет стремление жить ради великой цели: открыть новые земли, разведать новые морские пути, восстановить доброе имя героя. Саня Григорьев и Иван Львович Татаринов – люди ищущие, решительные, отважные. Им хорошо известны такие понятия, как долг, честь, и все поступки они совершают согласно этим качествам.)

 -  Кто же те люди, «ставшие для Сани Григорьева родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце»?

    (:друг Петька, сестра, доктор Иван Иванович, Валька, Кораблев, Катя, летчик Чкалов, тетя Даша)

- Очень повезло Сане Григорьеву, что на его жизненном пути встретилось много честных, благородных людей, у него есть верные друзья, так как еще в детстве он столкнулся с несправедливостью, жестокостью, равнодушием, подлостью людей и понял, что нужно быть очень сильным, чтобы  противостоять злу и бороться  с ним.

   Дружба  на протяжении всей жизни слишком много значила для самого автора:. «Потерянное время –это не неудавшаяся работа или неисполнившееся желание, а годы, когда не видишь друзей».

   А роль учителя в становлении человека Каверин считал бесценной, отсюда – высокое уважение к учителю Сани Григорьева, но и не менее высокая требовательность к нему.

- Вспомните, а какими девизами руководствовались герои романа?

    ((Капитан Татаринов: “ Все для России!” 

            Это смелый, мужественный человек. Смыслом его жизни было служение родине.

    Капитан Григорьев: Бороться и искать, найти и не сдаваться!” 

            Отправляясь с Петькой Сковородниковым в Туркестан, он дает клятву: «Кто изменит этому честному слову – не получит пощады, пока не сосчитает, сколько в море песку, сколько деревьев в лесу, сколько с неба падает дождевых капель. Захочет идти вперед – посылай назад, захочет идти налево – посылай направо. Как я ударю моей шапкой о землю, так гром поразит того, кто нарушит это честное слово. Бороться и искать, найти и не сдаваться». Эта клятва много раз помогала ему в жизни преодолевать усталость и  страх, придавала силы и уверенности, стойкости и твердости духа.

     Открытие Северной Земли  и гибель капитана Татаринова были неизвестны. Рассказал об этом людям другой капитан – полярный летчик Александр Григорьев, который считал своим долгом и честью найти останки этой экспедиции и  рассказать о ней.)

- К кому относятся эти слова: «Береги честь смолоду»?

                                      Работа ученика с электронным словарем В.И.Даля  – определение значения слова «честь».

     (Так напутствовал Андрей Петрович Гринев из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» своего сына Петрушу перед отъездом на службу в армию. Петр Андреевич Гринев оправдал надежды отца)

    Ответ ученика:  В.И.Даль в своем словаре определяет слово «честь» как «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

4. Просмотр и обсуждение фрагмента фильма «Два капитана».

Вопросы для обсуждения:

-   Как понимал слово «честь» Саня Григорьев? Докажите свои мысли, опираясь на произведение “Два капитана”.

-  Всякий ли человек может стать капитаном своей судьбы и так ли это необходимо?

5. Подведение итогов урока. Выводы.

    - Вот каков девиз жизни самого автора романа Вениамина Каверина:  “ Быть честным, не притворяться, стараться говорить правду и оставаться самим собой в самых сложных обстоятельствах”

 - Мудрые мысли писателя из книги читают учащиеся.

    («Не помню, где я читала стихотворение, в котором годы сравниваются с фонариками, висящими «на тонкой нити времени, протянутой в уме» И одни фонарики горят ярким великолепным светом, а другие чадят и дымно вспыхивают в темноте»)

  - Учитель: Время неумолимо движется вперед. Неизменно главным в жизни  для всех людей во все времена  остаются такие понятия, как долг, честь, патриотизм.

Будь судьбы своей капитаном!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока внеклассного чтения по роману Ф. Стендаля "Красное и черное"

Тип урока: проблемный урок с элементами технологии «Критического мышления»Дидактическая задача урока: осознание учащимися смысла жизненной трагедии Жюльена Сореля, главного героя романа «Красное...

Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Ф.Стендаля "Красное и черное"

Данная презентация - это сопровождение урока, которая организует работу  учащихся....

Конспект урока внеклассного чтения по роману Н. Ю. Абгарян "Манюня" в 9 классе

Представлена разработка урока внеклассного чтения по роману Н. Ю.Абгарян " Манюня". Это роман современного автора, который был издан в 2010-2012 гг . На примере этой книги девятиклассники смогут позна...

Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"

Данная презентация иллюстрирует вступительное слово учителя о писателе, его романе, Париже и Соборе Парижской Богоматери....

Урок внеклассного чтения по роману Юрия Тынянова " Кюхля "

Тип урока:интегрированный урок.(Русский язык , литература ) Форма урока : беседа с элементами ролевой игры. ЦЕЛИ УРОКА: :1. познакомить учащихся с  содержанием романа Юрия Тынянова « КЮ...

Урок внеклассного чтения по роману Б.Васильева "В списках не значился"

Данный урок посвящен теме Великой Отечественной войны. Основным материалом к уроку послужило произведение Б. Васильева "В списках не значился". Урок поможет лучше понять учащимся трагические события, ...