«Знаете ли вы сказки…»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_po_skaz_pushkina_.docx | 27.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знаете ли вы сказки…»
Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина в 5 классе.
Цели:
Образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина;
проверка и оценка знаний учащихся;
воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать
познавательную потребность.
развивающие: развитие познавательной деятельности, монологической речи
учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Оформление:
1) стенд, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина;
2) выставка различных изданий пушкинских сказок;
3) выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С.Пушкина;
4) «сказочные предметы»: яблоко, зеркало, кольцо, ….
1 . Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказкам русского писателя А.С.Пушкина. В дорогу отправляются две команды. Советую командам в борьбе за 1 место работать дружно, помогать друг другу в испытаниях.
Конкурс первый – «Разминка».
За каждый правильный ответ команда получает один балл.
- Где жили старик со старухой? (У самого синего моря)
- Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)
- Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
- Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)
- Продолжи высказывание: «Сказка – ложь, ……..»? («Сказка .ложь, дав ней намёк, добрым молодцам урок»)
- Где жили князь Гвидон и царевна – Лебедь?
- Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
- Как звал попёнок Балду? (Тятя)
- Материал, из которого был сделан гроб мертвой царевны (Хрусталь)
- Кто завел в лес царевну по приказу мачехи? (Чернавка)
Конкурс второй - «Восстанови порядок событий».
1) На листе написаны фразы из «Сказки о рыбаке и рыбке» с описанием состояния моря, когда старик обращался к рыбке. Нужно расположить их в правильной последовательности:
у самого синего моря;
помутилося синее море;
не спокойно синее море;
море слегка разыгралось;
на море чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют
почернело синее море;
Конкурс третий – «У лукоморья…».
Учитель: У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…
Приготовьтесь, задание кота ученого будет не из легких! Справится команда, прочитавшая больше сказок Пушкина. Старший школьник или кто – либо из родителей в маске кота зачитывает отрывки из сказок. Команды должны отгадать название сказки.
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою…»
Вот из моря вылез старый Бес:
«Зачем ты, Балда, к нам залез?»
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит…
…Вдруг шатер
Распахнулся…и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Ветер дале побежал,
Королевич зарыдал
И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой…
Бедненькой бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
Конкурс четвёртый – капитанов.
Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот вам одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.
Постой, -
Отвечает ветер ___________________ , -
Там, за речкой ______________________
Есть __________________ гора,
В ней _____________________ нора,
В той норе, во тьме __________________________ ,
Гроб качается __________________________
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того __________________ места,
В том гробу твоя невеста.
Конкурс пятый «Театральный». (Домашнее задание).
Инсценировка отрывков из сказок А. С. Пушкина.
Конкурс шестой– «Сказочный предмет».
Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
- Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
- Орех – «Сказка о царе Салтане»
- Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
- Мешок – «Сказка о золотом петушке»
- Сеть – «Сказка о рыбаке и рыбке»
Конкурс шестой - «Художники».
Команды должны нарисовать иллюстрацию к любой сказке. Соперники называют сказку и описывают эпизод. (Дополнительный балл, если зачитывается стихотворный текст).
Конкурс шестой - «Угадайте по рифме сказку».
1)……………….догоняй - ка
……………….зайка
……………….морскому
………………дому. («Сказка о попе…»)
2)……………….ночь
……………….невмочь
……………….стана
……………….кургана («Сказка о золотом петушке»)
Далее жюри подводит итоги игры.
2. Итог урока. Рефлексия.
Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, посоревновались. Подражая положительным героям этих сказок, вы станете в жизни порядочными людьми, научитесь побеждать зло и творить добро.
Источники:
Использованы материалы журнала "Литература в школе"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина "Знаете ли вы?"для 5-6 класса
Урок в виде игры по сказкам А. С. Пушкина привлечёт внимание к творчеству великого поэта, к его героям, мудрому и точному слову. Материал можно использовать на уроке внеклассного чтения по сказкам Пуш...
Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс
Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...
Викторина "Знаете ли вы сказки?"
Викторина по сказкам зарубежных и русских авторов предназначена для учащихся 5-6 классов...
Викторина "Знаете ли вы английские сказки?"
Викторина для учащихся 3-4 классов. Основная чель викторины - определить как глубоко учащиеся знают фолклорные произведения английского народа....
Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий....
Сценарий "Кто лучше знает сказки"
Сценарий "Кто лучше знает сказки"...
Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"
Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...