«Знаете ли вы сказки…»
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Бабенко Нина Ивановна

Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_po_skaz_pushkina_.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Знаете ли вы сказки…»

Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина в 5 классе.

Цели: 

Образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина;

проверка и оценка знаний учащихся;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать

познавательную потребность.

развивающие: развитие познавательной деятельности, монологической речи

учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Оформление:

1) стенд, посвященный жизни и творчеству А.С.Пушкина;

2) выставка различных изданий пушкинских сказок;

3) выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С.Пушкина;

4) «сказочные предметы»: яблоко, зеркало, кольцо, ….

1 . Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы отправляемся  в путешествие по сказкам русского писателя А.С.Пушкина. В дорогу отправляются две команды. Советую командам в борьбе за 1 место работать дружно, помогать друг другу в испытаниях.

Конкурс первый – «Разминка».

За каждый правильный ответ команда получает один балл. 

  • Где жили старик со старухой? (У самого синего моря)
  •   Кто являлся верным сторожем царя Дадона? (Золотой петушок)
  • Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
  • Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)
  • Продолжи высказывание: «Сказка – ложь, ……..»? («Сказка .ложь, дав ней намёк, добрым молодцам урок»)
  •  Где жили князь Гвидон и царевна – Лебедь?
  • Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
  • Как звал попёнок Балду? (Тятя)
  •  Материал, из которого был сделан гроб мертвой царевны (Хрусталь)
  • Кто завел в лес царевну по приказу мачехи? (Чернавка)

Конкурс второй - «Восстанови порядок событий».

1) На листе написаны фразы из «Сказки о рыбаке и рыбке» с описанием состояния моря, когда старик обращался к рыбке. Нужно расположить их в правильной последовательности:

у самого синего моря;

помутилося синее море;

не спокойно синее море;

море слегка разыгралось;

на море чёрная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют

почернело синее море;

Конкурс третий – «У  лукоморья…».

Учитель: У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит…

Приготовьтесь, задание кота ученого будет не из легких! Справится команда, прочитавшая больше сказок Пушкина. Старший школьник или кто – либо из родителей в маске кота зачитывает отрывки из сказок. Команды должны отгадать название сказки.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Говорит старику старуха:

«Воротись, поклонися рыбке.

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою…»

Вот из моря вылез старый Бес:

«Зачем ты, Балда, к нам залез?»

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит…

…Вдруг шатер

Распахнулся…и девица,

Шамаханская царица,

Вся сияя как заря,

Тихо встретила царя.

Ветер дале побежал,

Королевич зарыдал

И пошел к пустому месту

На прекрасную невесту

Посмотреть еще хоть раз.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого,

 

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Наконец и в путь обратный

Со своею силой ратной

И с девицей молодой

Царь отправился домой…

Бедненькой бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.

Конкурс четвёртый – капитанов.

 Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот вам одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.

Постой, -          

Отвечает ветер ___________________ , -

Там, за речкой ______________________

Есть __________________ гора,                                                                                         

В ней _____________________ нора,

В той норе, во тьме __________________________ ,

Гроб качается __________________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того __________________ места,

В том гробу твоя невеста.

Конкурс пятый «Театральный». (Домашнее задание).

Инсценировка отрывков из сказок А. С. Пушкина.

Конкурс шестой– «Сказочный предмет».

Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Орех – «Сказка о царе Салтане»
  • Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • Мешок – «Сказка о золотом петушке»
  • Сеть – «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конкурс шестой -  «Художники».

Команды должны нарисовать иллюстрацию к любой сказке. Соперники называют сказку и описывают эпизод. (Дополнительный балл, если зачитывается стихотворный текст).

Конкурс шестой - «Угадайте по рифме сказку».

1)……………….догоняй - ка

   ……………….зайка

   ……………….морскому

    ………………дому. («Сказка о попе…»)

2)……………….ночь

   ……………….невмочь

   ……………….стана

   ……………….кургана («Сказка о золотом петушке»)

Далее жюри подводит итоги игры.

2. Итог урока. Рефлексия.

Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, посоревновались. Подражая положительным героям этих сказок, вы станете в жизни порядочными людьми, научитесь побеждать зло и творить добро.

Источники:

Использованы материалы журнала "Литература в школе"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина "Знаете ли вы?"для 5-6 класса

Урок в виде игры по сказкам А. С. Пушкина привлечёт внимание к творчеству великого поэта, к его героям, мудрому и точному слову. Материал можно использовать на уроке внеклассного чтения по сказкам Пуш...

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Викторина "Знаете ли вы сказки?"

Викторина по сказкам зарубежных  и русских авторов предназначена для учащихся 5-6 классов...

Викторина "Знаете ли вы английские сказки?"

Викторина для учащихся 3-4 классов. Основная чель викторины - определить как глубоко учащиеся знают фолклорные произведения английского народа....

Сценарий "Кто лучше знает сказки"

Сценарий "Кто лучше знает сказки"...

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...