Внеклассная работа по русскому языку и литературе
статья на тему
В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_rabota_po_predmetu.docx | 28.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий в рамках реализации программы исследовательского гуманитарного курса «Зауральские россыпи».
Димитришина Людмила Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Канашская СОШ Шадринского района Курганской области» Шадринский район, Почётный работник общего образования РФ. (8-951-275-01-34; Lydmila-dimitrishina@rambler.ru)
Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Педагогический опыт. Из чего он складывается, сколько лет учитель должен наблюдать, делать выводы, чтобы овладеть искусством познания души маленького ребенка, чтобы воспитать высоконравственного, образованного, гуманного человека, отлично адаптированного в современном обществе.
Общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, должна формировать целостную систему универсальных действий, а также развивать самостоятельную деятельность и личную ответственность обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Важнейшие задачи воспитания на современном этапе - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Частью комплексной модернизации современного образования является переход на ФГОС, которые предполагают использование в педагогике инновационных технологий, форм и методов.
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных на уроках. В связи с этим трудно переоценить влияние на развитие школьников внеклассной работы по предметам. Среди ведущих форм, способствующих развитию индивидуальных интересов и способностей детей,— факультативные занятия, элективные курсы. От обязательных уроков они отличаются новизной, большей глубиной содержания, созданием психологической установки у учащихся исключительно на творческое, продуктивное усвоение программы.
Программа моего исследовательского гуманитарного курса «Зауральские россыпи» составлена в соответствии с ФГОС. Она предполагает работу с одарёнными детьми. Актуальность программы состоит в том, что все её составные части направлены на формирование универсальных учебных действий:
- Личностных – предполагающих уважение к своей стране и малой родине, интереса к истории и культуре своего края, своей семьи, своего народа, усвоение гуманистических ценностей, формирование экологической культуры , проявление творческой инициативы,
- Регулятивных - отражающих способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка) умения выстраивать алгоритм работы над учебной задачей.
- Познавательных – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; свободно ориентироваться в текстах художественного, научного, публицистического стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации; уметь составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы их построения.
- Коммуникативных – обеспечивающих возможность сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Актуальность и новизна программы и в её метапредметности.
Метапредметность – способ рассмотреть какое-либо явление или предмет с точки зрения разных наук или разных областей знаний.
Метапредметными результатами освоения курса является умение работать с разными источниками информации, овладение навыками исследовательской и проектной деятельности, способность ставить проблемные вопросы, наблюдать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, презентовать продукт своей интеллектуальной деятельности.
Программа предполагает связь таких областей, как литература, история, краеведение, фольклор с живописью, театром, кино, декоративно-прикладным творчеством.
Новизна программы состоит и в использовании инновационных технологий, приёмов и методов, применение которых помогает достичь учебных, воспитательных задач, научной цели программы – создания коллекции творческих работ обучающихся. (вставить схему)
Программа курса основана на литературных произведениях Зауральских писателей и поэтов различных жанров: от эпических произведений до произведений малого жанра (рассказ, очерк, публицистическая статья, новелла), поэтических шедевров и малознакомых стихов молодых современных поэтов.
По программе курса я работаю уже четвёртый год. За это время мой опыт работы был обобщён на различных уровнях.
Школьный | ТШО | Муниципальный | Региональный | Интернет |
Выступление на заседании педагогического клуба «Поиск». Выступление на педсовете «Подготовка к олимпиаде по русскому языку и литературе» | Обобщение педагогического опыта «Работа с одарёнными детьми». Проведение открытого урока литературы с использованием материалов по региональному компоненту. | Проведение открытого занятия из программы курса «Внеклассная работа с одарёнными детьми» | 1.Обмен опытом на курсах повышения квалификации ИРОСТ. 25.02.2013г. 2.Выступление из опыта работы на областных Потанинских чтениях. 3.Представление опыта на VIII областном фестивале пед. мастерства в номинации «Учитель- мастер».2013г Проведение открытого урока в рамках фестиваля по теме «Современная поэзия Зауралья» | Материал выложен на сайте Курган-вики. Программа курса размещена на личном сайте в Социальной сети работников образования «Наша сеть» (свидетельство о публикации) |
Научная, поисковая и исследовательская работа на занятиях построена таким образом, что ребята чётко знают все этапы, в этом им помогают специально разработанные памятки. Они составляют их самостоятельно или при помощи учителя. Это могут быть такие памятки-алгоритмы: планирование содержания учебно-исследовательской работы, форма отчёта по информационному поиску, план анализа полученной информации(источник интернет или книга),технология защиты учебно-исследовательской работы, требования к содержанию учебно-исследовательской работы и другие.
В результате работы гуманитарного курса создана коллекция исследовательских и творческих работ учеников: проекты по темам «История Курганской области», «Шадринск – городок», «История Канашинской ковроткацкой фабрики», «Современная поэзия Зауралья», « Пронзительные темы прозы В. Потанина», «Моя семья», « Юмор и сатира в произведениях Б.Уткина, В.Кветкова», «История Шадринского драматического театра», в процессе работы над которым мы посещали спектакли, встречались с актёрами театра, работали с различными источниками, содержащими сведения об истории театра, посетили музей театра.
Большой интерес у ребят вызвали занятия, посвящённые деревенской теме в рассказах В.Потанина и В.Шукшина. Поставили спектакль по рассказу «Микроскоп». Летом 2010 года в составе экспедиции в Алтайский край ребята посетили село Сростки, где родился и жил писатель, актёр и режиссёр В.М.Шукшин. Мы вспомнили, что наш писатель-земляк В.Ф.Потанин был награждён премией В.М. Шукшина. Побывали в доме-музее Василия Макаровича, на горе Пикет, возложили цветы к его памятнику. Мы посетили красивейшие места Горного Алтая: Телецкое озеро, совершив по нему теплоходную экскурсию, водопад Корбу, Чемальскую ГЭС, на ночёвки останавливались на Катуни и Бии, самых красивых реках Алтая. Величественная природа Алтая и Сибири не оставила ребят равнодушными. По приезде они писали сочинения в жанре путевых заметок, записок путешественника. Раева О. написала сочинение в жанре путевого дневника «Поездка на Урал». Лучшие работы размещены на сайте для одарённых детей «Алые паруса». На этом же сайте размещены сочинения «Кролики – это не только ценный мех» в жанре юморески, «Не измени лесу» - рецензия на одноимённый рассказ В. Коршунова, эссе «Будущее за молодёжью», сочинение-заметка в газету «Рассказ о моём деде», которое было написано Раевым А. в районную газету, когда ребята готовили проект о наших ветеранах ко Дню Победы. Опубликованы стихи ребят о родном крае. Все они получили свидетельства о публикации своих работ на сайте «Алые паруса». Сочинения Ананьиной М.и Чураковой К. «Где родился, там и пригодился» о Т. С.Мальцеве во Всероссийском конкурсе сочинений на сайте «Развитие мышления и интеллекта» заняли первое место и были отмечены Дипломами победителя I cтепени.
Изучая тему о мастерах декоративно-прикладного творчества нашего края, ребята приготовили и свою выставку творческих работ, которая впоследствии стала экспозицией нашего села на большой районной Иваново-Крестовской ярмарке. А коллективная работа - панно «Шадринский Спасо-Преображенский собор» в технике батик заняла первое место на районной выставке «Горжусь Зауральем своим».
После знакомства с творчеством фотографа В. Тверитина, приготовили несколько фотоэкспозиций, посвящённых 70-летию Курганской области.
Большое место в программе моего курса отводится народным праздникам, фольклору нашего края. Знакомились с творчеством В.Бектовой, её книгой «Пойте девушки припевушки», встречались с ансамблем ветеранов «Весёлые певуньи», слушая в их исполнении старинные песни. Подготовили совместно с хореографическим ансамблем «Сюрприз» театрализованное представление «Зауральская свадьба». Композиция заняла второе место на областном конкурсе «Зауральские надежды».
В ходе реализации программы курса была создана и постоянно пополняется коллекция любительских фильмов различного жанра, созданных на киностудии «Канашфильм». Это и художественный фильм «Новогодние приключения Деда Мороза и Снегурочки», для съёмок которого были выбраны и режиссёры, и операторы, и костюмеры. Сценаристы написали сценарий. Актёры снимались в пробах и утверждались на роли худсоветом. Снимался фильм на улицах села и его окрестностях, предприятиях и организациях села, придумывались интересные спецэффекты. На Новогоднем празднике фильм имел огромный успех у ребят нашей школы и родителей. Также был снят «Учительский ералаш». Все смешные сюжеты придумывали ребята, учителя играли самих себя. Сняли фильм о ветеранах Великой Отечественной войны, увековечив память о тех, кого уже нет в живых, весёлый фильм о продлёнке первоклашек, которые первыми учились по ФГОС НОО, и ещё много интересных фильмов из жизни школы и села пополнили нашу кинотеку.
Трудно переоценить и встречи ребят с интересными людьми нашего села и района. Живое общение с И.А. Веретновой, написавшей книгу о истории нашего села, Г.И. Авериным, местным поэтом, на стихи которого написаны песни о нашем крае, запомнятся ребятам надолго.
После занятия, на котором мы читаем и анализируем рассказы Веры Ступиной «Сыновья», «Встреча» ребята отмечают, что проблема отцов и детей существует в нашем обществе. Здесь предполагается развитие таких личностных учебных действий, как уважение и любовь к своим родителям, своей семье. Ребята готовят рассказы о родителях, презентации о семье, рисуют генеалогическое древо, пишут интересные сочинения по теме.
Развитие творческих способностей тоже входит в задачи, стоящие перед новой школой. Особенно актуальна она в сельской школе, где не всегда ребёнку предоставляется возможность раскрыть свой талант и способности. Поскольку я ещё веду кружок живописи в технике батик, мы с ребятами подготовили несколько выставок: новогодняя открытка в технике батик, панно в технике батик. Материал об этом был помещён в областную газету «Новый мир» корреспондентом Галиной Михайловной Абрамовой, которая посетила нашу школу.
Основной технологией, которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в работе моего курса служит метод проектов, поисковая и исследовательская деятельность, предполагающие опору на творчество школьников, позволяющие интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы учащихся, организовать обучение в сотрудничестве.
Хочется отметить, что такие занятия нравятся ребятам. На их подготовку уходит много времени, но радует результат: ученик заинтересован, активен, проявляет самостоятельность, последовательность в решении как общих, так и индивидуальных задач. Те универсальные учебные действия, развитие которых предполагает программа курса, помогают ребятам успешно осваивать не только предметы гуманитарного цикла, но и все остальные. Ведь основой успешного обучения является умение работать с текстом, определять систему работы над проектом, выстраивать гипотезу и находить пути решения, применяя научные и исследовательские методы и подходы, расширять свой кругозор и интеллектуальный потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа по русскому языку и литературе .
Внеклассная работа по русскому языку и литературе является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся....
«НАШИ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ» (Из опыта внеклассной работы по русскому языку и литературе)
Внеклассная работа по предмету - важнейшая область творческого сотрудничества учителя и ученика. В статье обобщен опыт работы педагога-словесника, представлены интересные методические идеи и результат...
внеклассная работа по русскому языку и литературе
Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...
внеклассная работа по русскому языку и литературе
Представленные материалы могут быть использованы при проведении предметной недели русского языка и литературы в основном звене. Практически все задания могут быть предложены ученикам для самостоятельн...
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания.
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания....
Внеклассная работа по русскому языку и литературе
В статье отмечается роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в свете ФГОС ООО...
Опыт внеклассной работы по русскому языку и литературе.
Опыт внеклассной работы по русскому языку и литературе....