Рассказ Е. Носова «В чистом поле за проселком»
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рассказ Е. Носова «В чистом поле за проселком»
Любовь к родной земле выражается, по мнению писателя, в труде на земле. Труд первая необходимость. Долг и обязанность. Источник радости. Мысль о связи поколений является одной из центральных. Она определяет композицию рассказа и его оптимизм. Не погибли Малые Серпилки, не заросла травой и дорога в кузницу, не кончилась со смертью Захара Панкова династия кузнецов. Подхватили его дело Аполошка и Митька, два маленьких мальчика. Ловкость и сноровка которых удивляет и восхищает. В этом ценность рассказа. В этом идейно-нравственный заряд. Мы увидим переживания героев и чувства писателя – его сыновью любовь к родной земле, ее труженикам и защитникам. Название рассказа – не только обозначение места действия, кузница. Это – центр Малых Серпилок, хотя и расположен он в поле за садами. Не случайны и сравнения перезвон молотков с всенощной накануне праздников, с соборной звонницей и веселым праздничным перезвоном, без которого и глухо и неуютно в Серпилках. Экскурс в прошлое помогает увидеть главное, то, чем держится жизнь, чем определяется связь людей и поколений. Это – труд, простой и важный одновременно. Сожгли в революцию кузнецу, и оборвали серпиловцы одну из нитей с прошлым. Пренебрегли опытом. Восстановление ее согрело душу, укрепило мысль о связи с прошлым, о том, что есть у них корни, своя история, та малая родина, без которой нет и большой. Автор заставляет задуматься о нравственном и духовном наследии, о сохранении лучших традиций и культуры прошлого. Какое из событий главное в этом рассказе? Страницы, посвященные Аполошке. Описаний героя два. В этом заложен глубокий смысл. Сравниваем два описания. Почему произошла перемена в герое? Причин много. Это и порыв, и стремление защитить себя и брата от наказания, и задор, и желание отстоять свою самостоятельность, свое право быть в кузнице. Сказались и гордость ученика Захара, и верность его заветам, и чувство собственного достоинства. На лице подростка отразилось вдохновение созидателя, такое отношение к труду, в котором проступают талант и призвание. Деталь – хромота Аполошки, заставляющая вспомнить Гефеста, покровителя кузнечного дела. Любимый труд, а потому и вдохновенный, не только преображает, но и красит, высвечивая лучшие качества и сущность характера Аполошки: трудолюбие, стойкое упорство в достижении цели. Это придает значительность его неказистой фигуре. Оптимистической нотой завершается рассказ. И это чувство вызывает Аполошка своим талантом и мастерством, о которых неожиданно узнают серпиловцы накануне Октябрьских праздников. Неизбежен вопрос о нашем отношении к героям рассказа. Меняется ли отношение к деду Квадрату? Какое чувство вызывает Денис Иванович? Как проявляется авторское отношение к Аполошке и его брату? Денис Иванович и дед Квадрат (Дон Синявкин) не только наши современники, но и участники коллективизации, войны, послевоенного восстановления. Все создано их руками, полито их потом. Они – центр и основа жизни. Иное дело Аполошка и Митька. Откуда в них любовь к родной земле, как зародилось уважение к труду, стремление быть рядом с кузнецом Захаром Панковым? Захар Панков оказал влияние на ребят. Их дружба. Помогут нам в этом не только строки рассказа, но и иллюстрации. Рассказ о самом писателе. Родился он в Курской области. Участник войны. Ранен. Работал журналистом. Стал писателем.
Программа проведения внеклассного занятия, посвященного произведениям Е. Носова:
Рассказ учащихся о жизни Е. Носова
Выразительное чтение, инсценировки, чтение в лицах рассказов писателя или отрывков из них (по выбору)
Коллективное обсуждение произведений писателя
Примерные вопросы:
Что, по-вашему, сближает Варьку с Аполошкой и Митькой-подпаском? (Варька из рассказа писателя «Варька») какие мысли и чувства охватывают Митьку-подпаска на берегу реки? Как это его характеризует? В чем прав дед Коля в оценке поступков Митьки-подпаска? Какие строки из поэмы «Мороз, Красный нос» могут служить эпиграфом к рассказу о жизни Алены Дмитриевны? («На рассвете»). Какие легенды поведал нам Е. Носов в рассказе «Лесной хозяин»? передайте их от лица деда Прошки и автора. А какие легенды о лесе, море, реке, явлениях природы знаете вы? В конце занятий слово учителя о Е. Носове. Его произведениях. Можно провести работу над отзывом. Рассказ «Белый гусь», «Живое пламя». Сопоставление произведений Тургенева и Е. Носова. Вопросы: вспоминаются ли герои из рассказа «Бежин луг» Тургенева, когда вы читаете рассказы Е. Носова? Что общего между этими героями и что их отличает? Как Тургенев, так и Е. Носов рисуют с большой симпатией и сочувствием своих героев? На основании чего это мы утверждаем? Подтвердите примерами из рассказов писателей (по выбору учащихся) какая картина: В.А. Серов «Октябрь. Домотканово» или А.А.Пластова «Витя-подпасок» - ближе к рассказам Тургенева, а какая к рассказам Е. Носова? Почему? Рассматривая картины, видим детали: бедная одежда мальчика, его картуз, босые ноги, лиричная грусть осеннего дня, разлитая в картине В.А. Серова, как бы продолженная Тургеневым. Вспоминаем подпаска, когда смотрим на картину А. Пластова «Витя-подпасок». Смело-уверенный взгляд, веселый и внимательный. Взгляд мальчика обращен вдаль, решительная поза и готовность к действию, а рядом собака, доверчиво и ласково смотрящая на мальчика. Сходство произведений не только в сюжете, колорите, но и в авторском отношении, выражающемся в каждой детали изображенного. В картинах А. Пластова стремление выразить радость, полноту жизни, обыденный труд. Так и рассказы Е. Носова. И художнику, и писателю присуща горячая любовь к Родине, деревне, людям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Величие духа русского солдата. По рассказу Е.Носова "Красное вино победы".
Урок литературы в 11 классе по теме "лейтенантская проза" - вся правда о Великой Отечественной войне...
Презентация к уроку по рассказу Е. Носова "Кукла"
Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме "Если ты слеп, если душа твоя глуха..." Урок - размышление по рассказу Е.И. Носова "Кукла"...
сценка по рассказу Н.Носова "Саша"
Сценарий по рассказу Н.Носова "Саша" для учащихся 5-6-ых классов....
Разработка урока по рассказу Е.Носова "Живое пламя
Интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка)...
Урок литературы в "Проблема выбора в рассказе Н.Носова "Тридцать зёрен"
Каждый день людям приходится делать выбор: он может быть несложным, как, например, сейчас: как ответить на вопрос учителя? Выбор может быть и трудным: как поступить? что предпочесть, когда от твоего п...
Урок внеклассного чтения в 5 классе.«Лучший способ сохранить своих друзей - не предавать их». По рассказу Е.Носова «Трудный хлеб».
Цели: 1.Обучить сравнительно – сопоставительному анализу текста, формировать умение сопоставлять близкие по теме...
Сценарий театральной постановки по рассказу Н.Носова "Огородники"
Возраст детей - 12-16 лет...