О Библии и библейском учении
статья по литературе (10 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Возникновение и состав, изучение Библии,Первый Завет, Завет с избранным народом, Пришествие Мессии, Евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн Богослов. Гонения на христиан. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bibliya_i_bibleyskoe_uchenie.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

БИБЛИЯ И БИБЛЕЙСКОЕ УЧЕНИЕ

Много тысячелетий назад религиозный предводитель одного, даже по тем меркам не очень большого народа, кочевавшего по Аравийской пустыне, получил веление от Бога подняться на гору Синай, чтобы там принять Откровение. Это был Моисей. В сопровождении грома и молнии, прорывавших густое облако, окутавшее вершину горы, землетрясения, трубного звука подтвержден был ему Завет, который Бог заключил с родоначальником израильского народа Авраамом. От Моисея начинает отсчет своего возраста Библия. Согласно всем древнейшим традициям он – писатель первых книг Ветхого Завета. Прошло много лет. В палестинских городах и Иерусалиме – столице маленькой провинции Римской империи Иудеи – появился безвестный молодой Учитель. Он творил необычные чудеса: исцелял больных, воскрешал мертвых, а главное – проповедовал невиданное учение. Это был Иисус Христос, Богочеловек, основатель Завета Нового. Тысячелетия люди ожидали Его. После Моисея в израильском народе о Нем было написано множество пророческих книг, которые составили целую библиотеку. Книги эти вместе с писаниями учеников Христа были бережно собраны, и корпус их был назван просто «книги», или по-гречески: «библиа». Всего в Библии 77 отдельных рассказов-книг, написанных на протяжении более чем 13 веков разными авторами. Вся Библия разделена на две неравные части: большую (50 книг) занимает Ветхий Завет, меньшую (27 книг) – Новый. Слово Завет – союз, договор. Этот союз заключил Бог с людьми: с Адамом и Евой, после их грехопадения, затем с Ноем после Всемирного Потопа и с Авраамом – родоначальником еврейского народа. Завет со Своим, специально избранным для этой цели – хранения веры в истинного Бога – народом Бог неоднократно подтверждал Моисею и другим пророкам после него. Это главное содержание ветхозаветной части Библии. Сам Господь Иисус Христос заключил Новый Завет, уже не с одним народом, но со всем откликнувшимся человечеством. Этот Завет основан не Его Голгофской смерти и победном Воскресении. Главное содержание новозаветных книг – замена Ветхого Союза Новым, Церковью Христовой.

Библия

Священному Писанию в христианской Церкви уделялось большое внимание, это конкретный литературный памятник – это наиболее надежный носитель и хранилище основ того учения, по которому надо строить жизнь. Однако, с другой стороны, при такой доступности Писание уязвимо. Секта эвионитов и гностики на свой лад редактировали и переписывали апостольские тексты. Научная текстология, основателем которой был в 3 веке Ориген, появилась для сохранения подлинного текста Библии.  Споры привели к установлению Церковью в 4 веке священного канона Библии. Эпоха Просвещения прибавила мало материала к изучению Библии. На рубеже 19 века изучение Библии шло внутри двух научных традиций: церковно-богословской и светско-философской. Господствующей философией был идеализм Гегеля. Религия (так считал Гегель) – эволюционный процесс. Ошибка была в том, что Библию не считали литературным памятником. На рубеже 20 века провели исследования, которые открыли новые горизонты знания о библейском мире.

Первый Завет

Три основных понятия: Бог, вечная загробная жизнь и понятие зла. Для библейского мышления зло – это нравственная испорченность, грех. И освободить от него может только Бог. Отсюда союз, завет с Богом. Идея Завета, союза договора человека с Богом – главная идея Библии. Она заявлена в первой книге Моисея, книге Бытия. История творения мира и человека в ней сменяется повествованием о вселенской трагедии грехопадения первых людей. Книга не объясняет смысла происшедшего, описывает все это, включая все подробности. Первозданный человек был наделен свободой, но вкусил плоды с древа познания добра и зла. Бог освободил человека от Своего присутствия, которое было постоянным в Эдеме. Это было не наказание, а милость. Тяжелый труд на земле, болезни, лишения научили человека смирению и покаянию. Бог вселил в первых людей надежду на избавление от постигшего их бедствия. Бог проклял змея-искусителя, главного виновника зла, и обещал людям, что семя (потомок) жены сделается Победителем змея. Отцы Церкви называют это обещание Божие первым Евангелием человеческому роду. Первое Евангелие, данное Адаму и Еве, означало обещание Божественной помощи и избавления.

Завет с избранным народом

История ветхозаветная – это история одного народа. Этот народ произошел от Авраама, которого называют отцом всех верующих. Его подвиг в том, что он был готов до конца во всем верить Богу, не усомнился в его справедливости. Авраам ушел в неизвестность. Он превосходил всех людей чуткостью в Божией воле, отзывчивостью к его голосу, готовностью быть послушным Богу. Благодаря ему, его вере, весь народ, который произошел от него, как Бог обещал аврааму, получил великий дар – знание об Истинном Боге и союз с Ним. Главным в этом договоре между Богом и избранным им народом было обещание Господа, что придет Помазанник Божий (по-еврейски Мессия), который избавит людей от греха и зла.

Пришествие Мессии

Шли века. Евреи хорошо представляли каким будет царствие. Но новый учитель открыл новое: это не царство закона и порядка, но – любви и самопожертвования, и поэтому, чтобы войти в него, нужно покаяться. О судьбоносных днях проповеди в Палестине, страдании и смерти Мессии-Христа от рук завистливых вождей израильских повествуют четыре рассказа, канонизированных Церковью. Это Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Четыре Евангелия – основной источник учения для всех христиан. Евангелие – это показание свидетеля-очевидца. Лука и Марк не были очевидцами проповеди Христа, один был учеником Петра, другой – Павла. Но они были свидетелями Духа, свидетелями той преображающей силы, которая действовала в их душах, они были свидетелями своего собственного преображения. Потому писания евангелистов боговдохновенны.

Евангелист Матфей

Первое Евангелие  было написано 41 – 48 года. Писатель первого Евангелие Матфей был одним из 12 близких учеников Христа. Он был мытарем, чиновником по сборам налогов. Палестина в начале первого века была одной из провинций Римской империи. Прокуратором Палестины с 26-32 годы был Понтий Пилат. Надежность власти обеспечивалась римскими когортами, а система поддержания экономического благосостояния – сборщиками налогов.  От мытарей требовалось сдать определенную сумму собранных налогов. Народ считал мытарей предателями. Полной противоположностью мытарям были фарисеи. Это были духовные руководители народа. Другая политическая сила – партия саддукеев. В нее входили представители высшего духовенства.  Они были эллинистами. Третьей партией были ессеи. Жили в пустыне, отреклись от мира. Матфей был призван Христом с места сбора пошлины. Два основных типа реакции мытарей на общее презрение народа первое – безразличие и второе – ощущение вины. Ко вторым относился Матфей. Как мытарь, он построил свое Евангелие покаянной проповеди. Он глубоко переживал трагедию народа. И его четкая организация деловых записей – побудило составить свое свидетельство об Учителе. Вторая особенность Матфея – близость его к Учителю. Евангелист Матфей составил свод аргументов, которые доказывали иудеям, отвергшим Христа, что именно Иисус из Назарета есть Мессия, Которого они ожидают. Матфей не писал историю. Его книга построена по законам доказательства. Он легко переставляет события. За основы доказательства берет предсказание о Мессии пророка Исаии. После введения (1-4 главы) на протяжении трех глав он показывает Христа как пророка. Это – Нагорная проповедь, в которой нравственное учение Спасителя. Затем с 8-25 главу – царское служение Мессии. Иисус – Царь, который сотворил этот мир, он властен совершать чудеса: исцелять людей, 5 лепешками насытить 5000. Его Царство  любви и радости взаимной жертвы. Матфей показал, как Первосвященник Христос приносит в жертву за грехи мира Самого Себя. Он и священник и жертва. В заключении апостол ставит Воскресение Христово. Прошло время после появления первого Евангелие. Христианство было проповедано по всей ойкумене.

Евангелист Марк

Марк был учеником Петра. Апостол Петр – самый горячий и ревностный из 12 постоянных учеников Христа. Он был простым неграмотным рыбаком, но имел живое сердце и был деятельным по натуре. Евангелие построено на действии и движении. Оно самое короткое из четырех. Марк писал для римлян. Христос у него могучий Бог, Сын Божий, властный над природой, исцеляющий болезни и изгоняющий бесов.

Евангелист Лука

Он был учеником великого Павла. Не был евреем. Блестяще образован во всех науках эллинизма: риторике, философии, медицине. Лука был профессиональным историком и врачом. Произведение  отвечает строгим требованиям античной литературы. Но он не видел Христа, а был учеником апостола Павла, который встретился с Христом после Его Вознесения.  Когда Господь обратил его, направляющегося в Дамаск, из лютого врага в Своего первоверховного апостола. И именно потому, что евангелист Лука сам не был свидетелем земной жизни Христа, он компенсирует это последовательной методичностью в собирании и выстраивании фактов. Апостол Лука – врач и психолог. Лука – гражданин мира, для него христианство универсально. Он единственный говорит о превосходстве мытаря над фарисеем, самарянина над иудеем. Взаимоотношения Бога и человека дает в притче, лишенной всяких национальных признаков. Это – притча об отце и его блудном сыне. Евангелие от Луки предназначалось всем жителям ойкумены. В нем подчеркнуто достоинство человека независимо от его национального происхождения и социального положения. В нем много женщин. Это признак Запада, а не Востока. Примером служит притча о Добром пастыре.

Гонения на христиан

Лука и Марк написали свое Евангелие в самом начале 60-х годов. Тогда только начинались гонения на христиан. В 54 году в Риме на престоле воцарился Нерон, прославившийся коварством и любовью к музам. В Риме в 64 году бушевал пожар, и Нерон обвинил в нем христиан. Начались массовые казни христиан. За год до смерти Нерона, в 67 году от рук палачей погибли апостолы Петр и Павел. Христиане вынуждены были скрываться.

Евангелист Иоанн Богослов

Четвертое Евангелие написано через 15-20 лет после первого – третьего. Иоанн поселился в малоазийском городе Эфесе. Там благодаря Иоанну возник один из самых сильных центров христианства 1 века. Он единственный из всех учеников вместе с матерью Иисуса стоял у Креста. И его попечению поручил Иисус свою мать. Из Эфеса апостол Иоанн был сослан Траяном на остров Патмос.  Апостол Иоанн сделал запись Откровения, это и составило книгу, завершившую Библию. Апокалипсис (так названа книга) в переводе с греческого языка означает – Откровение. Вернувшись из ссылки в Эфес, апостол Иоанн написал свое Евангелие. Это горячая проповедь. Он указал назначение и цель своего евангелия. 90-е годы, время, в которое написано Четвертое Евангелие, - это конец эпохи, свидетелей Христа.  Евангелист использует гностическую терминологию. Бог у него Единое Существо в трех Лицах, которые равны между собой. Вторым лицом Святой Троицы является Сын Божий Логос (Слово). В прологе даны основные темы. Тема Откровения – того факта, что Сам Бог открывает человеку знание о Себе, и тема веры. Вера связана со свидетельством. 34 раза это слово встречается в Евангелие. Главная мысль пролога – богочеловечество Христа, Его равнобожественное и равночеловеческое достоинство.  Бог пришел в мир и стал человеком. Вся христианская, научная, историческая и художественная литература опирается на фундамент писания апостолов и евангелистов.

Вся мировая культура: музыка, живопись, литература, театр – пронизана идеями Библии, в той или иной степени содержит ее элементы. Без знаний библейских заповедей, сюжетов, библейских выражений невозможно приобщиться к великой культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Библия как источник знаний и вдохновения"

Общественный смотр знаний по разделу "Библия. Новый Завет"...

От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия.

«О Библия, о Книга книг! Ты – правда тайны сокровенной, Ты – откровенье, ты завет, Всевышним данный всей вселенной Для прошлых и грядущих лет!» ...

Библия и Евангелие

Презентация к уроку ОРКСЭ "Библия и Евангелие"...

Библия. Презентация. к уроку МХК 10 класс

Библия. Авторы. Время написания.Ветхий и Новый Завет. Всемирный потоп. Презентация к уроку МХК В 10 классе....

интегрированный урок по русскому языку и литературе для 8 класса "Однородные члены предложения" в аспекте требований ФГОС ОО (на материале цитат из Библии и басен Кузбасского поэта А.К.Пинаева)

интегрированный урок по русскому языку и литературе  для 8 класса. Православие и региональный компонент на уроке "Однородные члены предложения"....

Конспект урока "Читать библию-познавать себя"

Конспект урока по библейским  сюжетам в рамках изучения нового  материала ....

Презентация к уроку в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве". (Портреты библейских персонажей (по текстам Ветхого Завета).

Презентация к уроку в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве". (Портреты библейских персонажей  (по текстам Ветхого Завета)....