Анализ поэмы А.Ахматовой "Реквием"
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Горбунова Ирина Георгиевна

Письменная работа по поэме А.Ахматовой "Реквием"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_poemy_anny_ahmatovoy.docx16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ поэмы Анны Ахматовой «Реквием»

1) Каково ваше впечатление о музыке Моцарта? Какие эмоции она рождает?
2)  Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием?
3) Обратите внимание на даты, стоящие под частями поэмы. Она создавалась в течение пяти лет, явно соотносящихся со временем арестов сына. Но ведь предисловие и эпиграф обозначены гораздо поздними датами.  Как вы думаете, почему?
4) Как бы вы определили тему (темы) поэмы?
5) Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею?
6) "Вместо предисловия" написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность?
7) Найдите приметы того страшного времени в прозаическом предисловии (т.е. слова, выражения, указывающие на период страшных репрессий).
8) В "Посвящении" Ахматова постоянно употребляет местоимение "МЫ". Зачем она делает этот акцент?
9) Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? Приведите 1 пример.
10) Определите средство выразительности в следующих строках:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
11) Обратимся к одной из основных тем поэм. Для чего человеку нужна память?
12)  В "Эпилоге" идет явная перекличка с "Памятником"  Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять: "...здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов". Памятник Ахматовой действительно теперь стоит там. А  где именно, как вы думаете?
________________________________________________________________________________________

Анализ поэмы Анны Ахматовой «Реквием»

1) Каково ваше впечатление о музыке Моцарта? Какие эмоции она рождает?
2)  Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием?
3) Обратите внимание на даты, стоящие под частями поэмы. Она создавалась в течение пяти лет, явно соотносящихся со временем арестов сына. Но ведь предисловие и эпиграф обозначены гораздо поздними датами.  Как вы думаете, почему?
4) Как бы вы определили тему (темы) поэмы?
5) Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею?
6) "Вместо предисловия" написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность?
7) Найдите приметы того страшного времени в прозаическом предисловии (т.е. слова, выражения, указывающие на период страшных репрессий).
8) В "Посвящении" Ахматова постоянно употребляет местоимение "МЫ". Зачем она делает этот акцент?
9) Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? Приведите 1 пример.
10) Определите средство выразительности в следующих строках:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
11) Обратимся к одной из основных тем поэм. Для чего человеку нужна память?
12)  В "Эпилоге" идет явная перекличка с "Памятником"  Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять: "...здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов". Памятник Ахматовой действительно теперь стоит там. А  где именно, как вы думаете?

 Анализ поэмы Анны Ахматовой «Реквием»

1) Каково ваше впечатление о музыке Моцарта? Какие эмоции она рождает?
(Это торжественная, грустная, скорбная музыка...)

2)  Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием?
(
Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого—нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения.)

3) Обратите внимание на даты, стоящие под частями поэмы. Она создавалась в течение пяти лет, явно соотносящихся со временем арестов сына. Но ведь предисловие и эпиграф обозначены гораздо поздними датами.  Как вы думаете, почему?
(Эта тема, эта боль не отпускали Ахматову многие годы.)

4) Как бы вы определили тему (темы) поэмы?
(Единение с народом в страшные годы "ежовщины", материнская скорбь как символ народной беды, тема памяти.)

5) Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею? ("Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был".)

6) "Вместо предисловия" написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность?

(Слова женщины, стоящей рядом, Ахматова воспринимает как некий наказ, и выполнение его — это своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях)

7) Найдите приметы того страшного времени в прозаическом предисловии (т.е. слова, выражения, указывающие на период страшных репрессий).

(Тюремные очереди, "опознал" вместо "узнал", разговоры шепотом, голубые от голода и нервного истощения губы)

8) В "Посвящении" Ахматова постоянно употребляет местоимение "МЫ". Зачем она делает этот акцент?
( В данном случае "Я" обозначало бы только личное горе, а местоимением "МЫ" поэт подчеркивает общую боль и беду)

9) Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? Приведите 1 пример.
 (Гиперболу: " гнутся горы, не течет великая река"; сравнения: "словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут")

10) Определите средство выразительности в следующих строках:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь

11) Обратимся к одной из основных тем поэм. Для чего человеку нужна память?

12)  В "Эпилоге" идет явная перекличка с "Памятником"  Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять: "...здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов". Памятник Ахматовой действительно теперь стоит там. А  где именно, как вы думаете?

 

(У тюремной стены, памятник должен стоять на фоне красных кирпичных стен Крестов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ поэмы святителя Иоасафа Белгородского, чудотворца

Святитель Иоасаф, Белгородский, чудотворец оставил после себя удивительно нужную сегодняшнему человеку поэму "Брань семи честных добродетелей с семью грехами смертными". О чем эта поэма, читайте в мое...

Анализ поэмы поэта - земляка А. Рашита "Суембика"

Ә. Рәшитнең “Сөембикә” поэмасын анализлауЭшне башкарды:татар теле һәм әдәбияты укытучысыЮнысова Мәсгудә Мәсхут кызыПлан        I. Кереш.  Сүзләремнең очы..........

Комплексный анализ поэмы Гоголя "Мёртвые души"

Комплексный анализ текста  включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....

Комплексный анализ поэмы Пушкина "Медный всадник"

Комплексный анализ текста включает историко-литературный компонент, особенности формы и содержания, преемственность с другими литературными произведениями....

Анализ поэмы М Ю. Лермонтова "Валерик"

Учебный комплекс под редакцией Коровиной В. Я. предполагает изучить стихотворение Лермонтова М. Ю. "Валерик" в 10 классе. Предлагаю посмотреть материал, собранный мною и просистематизированный....

Открытый урок по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой".

Материал для проведения открытого урока по литературе на тему: "Анализ поэмы Н.Старшинова "Гвардии рядовой"....