Контрольная работа по литературе в 9 классе в форме ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9 класс) по теме

Свитина Елена Владимировна

В рамках подготовки к ОГЭ -9 по литературе предлагаю типовой экзаменационныйй вариант (задания взяты с сайта ФИПИ из открытого банка данных)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_oge_promezhutochnaya_kontrolnaya.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Материал для промежуточной аттестации по литературе в 9 классе в форме ОГЭ

Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1 – 1.1.3.

День был воскресный; Дуня собиралась к обедне. Гусару подали кибитку. Он простился с смотрителем, щедро наградив его за постой и угощение; простился и с Дунею и вызвался довезти её до церкви, которая находилась на краю деревни. Дуня стояла в недоумении... «Чего же ты боишься?  сказал ей отец,

 ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви». Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.

Бедный смотритель не понимал, каким образом мог он сам позволить своей Дуне ехать вместе с гусаром, как нашло на него ослепление, и что тогда было с его разумом. Не прошло и получаса, как сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошёл сам к обедне. Подходя к церкви, увидел он, что народ уже расходился, но Дуни не было ни в ограде, ни на паперти. Он поспешно вошёл в церковь: священник выходил из алтаря; дьячок гасил свечи, две старушки молились ещё в углу; но Дуни в церкви не было. Бедный отец насилу решился спросить у дьячка, была ли она у обедни. Дьячок отвечал, что не бывала. Смотритель пошёл домой ни жив, ни мертв. Одна оставалась ему надежда: Дуня по ветрености молодых лет вздумала, может быть, прокатиться до следующей станции, где жила ее крёстная мать. В мучительном волнении ожидал он возвращения тройки, на которой он отпустил её. Ямщик не возвращался. Наконец к вечеру приехал он один и хмелён, с убийственным известием: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром».

Старик не снёс своего несчастья; он тут же слёг в ту самую постель, где накануне лежал молодой обманщик. Теперь смотритель, соображая все обстоятельства, догадывался, что болезнь была притворная. Бедняк занемог сильной горячкою; его свезли в С *** и на его место определили на время другого. Тот же лекарь, который приезжал к гусару, лечил и его. Он уверил смотрителя, что молодой человек был совсем здоров и что тогда еще догадывался он о его злобном намерении, но молчал, опасаясь его нагайки. Правду ли говорил немец или только желал похвастаться дальновидностию, но он ни мало тем не утешил бедного больного. Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у С*** почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своём намерении, пешком отправился за своею дочерью. Из подорожной знал он, что ротмистр Минский ехал из Смоленска в Петербург. Ямщик, который вёз его, сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте. «Авось,  думал смотритель,

 приведу я домой заблудшую овечку мою». С этой мыслию прибыл он в Петербург, остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца, и начал свои поиски.

 (А.С. Пушкин, «Станционный смотритель»)

 Для выполнения заданий 1.1.1 м 1.1.2 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем на каждый вопрос дайте прямой связный ответ (примерный объем  - 3-5 предложений). Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).

Ответы записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

 

 

  1. Как и почему на протяжении фрагмента меняется внутреннее состояние смотрителя Вырина?

1.1.2.Какие черты личности и мировоззрения Самсона Вырина проявились в приведённом фрагменте?

Для выполнения задания 1.1.3 сначала запишите в бланке ответов номер задания, а затем дайте прямой связный ответ (примерный объем 5-8 предложений). Следуйте указанному в задании направлению анализа. Опирайтесь на авторскую позицию, излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, используя приведенные тексты (допускается обращение к другим эпизодам произведений).

Ответ  записывайте четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

1.1.3. Сопоставьте фрагменты повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Чем  отношение Дуни к Минскому отличается от отношения Бэлы к Печорину?

 Никогда не забуду одной сцены, шёл я мимо и заглянул в окно; Бэла сидела на лежанке, повесив голову на грудь, а Григорий Александрович стоял перед нею.

– Послушай, моя пери,  – говорил он, – ведь ты знаешь, что рано или поздно ты должна быть моею, – отчего же только мучишь меня? Разве ты любишь какого-нибудь чеченца? Если так, то я тебя сейчас отпущу домой. – Она вздрогнула едва приметно и покачала головой. – Или, – продолжал он, – я тебе совершенно ненавистен? – Она вздохнула. – Или твоя вера запрещает полюбить меня? – Она побледнела и молчала. – Поверь мне, аллах для всех племён один и тот же, и если он мне позволяет любить тебя, отчего же запретит тебе платить мне взаимностью? – Она посмотрела ему пристально в лицо, как будто поражённая этой новой мыслию; в глазах её выразились недоверчивость и желание убедиться. Что за глаза! они так и сверкали, будто два угля. – Послушай, милая, добрая Бэла! – продолжал Печорин, – ты видишь, как я тебя люблю; я всё готов отдать, чтоб тебя развеселить: я хочу, чтоб ты была счастлива; а если ты снова будешь грустить, то я умру. Скажи, ты будешь веселей?

Она призадумалась, не спуская с него чёрных глаз своих, потом улыбнулась ласково и кивнула головой в знак согласия. Он взял её руку и стал её уговаривать, чтоб она его поцеловала; она слабо защищалась и только повторяла: «Поджалуста, поджалуста, не нада, не нада». Он стал настаивать; она задрожала, заплакала.

– Я твоя пленница, – говорила она, – твоя раба; конечно, ты можешь меня принудить, – и опять слёзы.

Григорий Александрович ударил себя в лоб кулаком и выскочил в другую комнату.

(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Часть 2

Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНУ из предложеных тем сочинений (2.1-2.4). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объеме не менее 200 слов (если объем сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).

Опирайтесь на авторскую позицию, формулируйте свою точку зрения.

 Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.

Сочинение пишите четко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

2.1  Почему А.С. Грибоедов заменил первоначальное название своей комедии «Горе уму» на «Горе от ума»?

2.2 Образ царя в песне «Про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова.

2.3 В чем проявляется противоположность натур Онегина и Ленского по роману «Евгений Онегин»?

2.4 Каков нравственный смысл повести Н.В. Гоголя «Шинель»?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа по литературе 5 класс декабрь

Контрольная работа по литературе. 5 класс. Зимняя сессия. Декабрь....

Стартовая контрольная работа по литературе. 8 класс. 10 класс (коррекционной школы)

Контрольная работа рассчитана на проверку знаний учащихся 8 класса и 10 класса коррекционной школы в начале учебного года по программе В.Коровиной. Работа включает вопросы на знание авторов и произвед...

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ 7 КЛАСС «Устное народное творчество. Древнерусская литература»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для  7 КЛАССА по теме  «Устное народное творчество. Древнерусская литература»...