Материалы к уроку литературы в 9,11 классах
статья по литературе (9 класс) на тему

Тельнова Светлана Камильевна

Материалы к уроку литературы

( 9,11 класс)

 

Какие мотивы и образы в стихотворении А.Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» свидетельствуют о том, что поэтесса продолжает пушкинскую традицию в разработке данной темы?

 

                                                              

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Материалы к уроку литературы

( 9,11 класс)

Какие мотивы и образы в стихотворении А.Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» свидетельствуют о том, что поэтесса продолжает пушкинскую традицию в разработке данной темы?

                                                             

                                          Учитель: Тельнова С.К.

Какие мотивы и образы в стихотворении А. Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» свидетельствуют о том, что поэтесса продолжает пушкинскую традицию в разработке данной темы?

А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк» говорит о мистическом даре, данном поэту Богом, поэт–проводник божественного глагола. Ахматова вторит ему – «дарованное небесами», подчёркивая тем самым избранность миссии поэта на земле.

В стихотворении Пушкина «Поэт» речь идёт о необходимости поэзии в трудный час, о невозможности творить только для себя и в то же время о непонимании людей, одиночестве:

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснётся,

Душа поэта встрепенётся,

Как пробудившийся орёл.

Ахматова:

Но не пытайся для себя хранить

Тебе дарованное небесами:

Осуждены –  и это знаем сами –

Мы расточать, а не копить.

Поэт, по мнению Ахматовой, не может не отдавать, иначе его мысль умрёт, а жизнь будет бессмысленна. Она говорит здесь от лица многих поэтов («нам», «осуждены… мы», «знаем сами»). Мотив ответственности Поэта перед человеком и перед Богом.

Ахматова понимает, что поэт осуждён быть одиноким, и это нужно принять естественно («иди один»), это та плата за Божий дар.

Пушкин:

Бежит он, дикий и суровый

и звуков и смятенья полн

на берега пустынных волн

в широкошумные дубровы…

Поэзия нужна, чтобы исцелять слепых. Не нужно ждать благодарности и признания «в тяжёлый час сомненья», даже ученики могут не понять:

Учеников злорадное глумленье

И равнодушие толпы.

В этих строчках мысль Ахматовой перекликается с мыслью Пушкина:

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Таким образом, в стихотворении Ахматовой мы видим продолжение пушкинской традиции в разработке темы назначения поэта и поэзии.

Потерять «свежесть слов и чувства простоту» – это значит потерять всё, потерять «дарованное небесами». Для поэта слово – то же самое, что для живописца – зренье, для актёра – голос и движение, для «женщины прекрасной» – красота. Ахматова делает акцент на естественности этого дара – дара слова и в то же  время подчёркивает ту степень  ответственности, которая возлагается  на поэта Богом («растачать, а не копить»). Образ поэта сначала визуализируется, а затем уже наполняется содержанием. Поэт, расточая «дарованное небесами», остаётся один («иди один»). То же говорит Пушкин в сонете «Поэту»: «Ты царь: живи один». Понимание Ахматовой поэтического предназначения глубоко гуманистично, связано с темой одиночества, страдания и свободы. Поэт, по её мнению, – это человек, наделённый большей зоркостью, способный увидеть то, чего не видят другие, и исцелить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?

1 работа: в центре презентации  - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в  презентации   сопоставлены  разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...

Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"

Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Материалы к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета

 Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д...

Л.Н. Толстой. Повесть "Кавказский пленник" (материалы к урокам литературы в 5-м классе)

Слайд-фильм «Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник». Материалы к урокам литературы в 5-м классе» содержит информацию о создании произведения, даёт учителю возможность поэтапно проанализирова...

Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.

Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну :  заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...

Материалы к уроку литературы в 9, 11 классах

Бродский и Баратынский.Чем близко Бродскому отношение Баратынского к поэзии и роли и судьбе поэта?...