Материалы к уроку литературы в 9,11 классах
статья по литературе (9 класс) на тему
Материалы к уроку литературы
( 9,11 класс)
Какие мотивы и образы в стихотворении А.Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» свидетельствуют о том, что поэтесса продолжает пушкинскую традицию в разработке данной темы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы к уроку литературы
( 9,11 класс)
Какие мотивы и образы в стихотворении А.Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» свидетельствуют о том, что поэтесса продолжает пушкинскую традицию в разработке данной темы?
Учитель: Тельнова С.К.
Какие мотивы и образы в стихотворении А. Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…» свидетельствуют о том, что поэтесса продолжает пушкинскую традицию в разработке данной темы?
А.С. Пушкин в стихотворении «Пророк» говорит о мистическом даре, данном поэту Богом, поэт–проводник божественного глагола. Ахматова вторит ему – «дарованное небесами», подчёркивая тем самым избранность миссии поэта на земле.
В стихотворении Пушкина «Поэт» речь идёт о необходимости поэзии в трудный час, о невозможности творить только для себя и в то же время о непонимании людей, одиночестве:
Но лишь божественный глагол
До слуха чуткого коснётся,
Душа поэта встрепенётся,
Как пробудившийся орёл.
Ахматова:
Но не пытайся для себя хранить
Тебе дарованное небесами:
Осуждены – и это знаем сами –
Мы расточать, а не копить.
Поэт, по мнению Ахматовой, не может не отдавать, иначе его мысль умрёт, а жизнь будет бессмысленна. Она говорит здесь от лица многих поэтов («нам», «осуждены… мы», «знаем сами»). Мотив ответственности Поэта перед человеком и перед Богом.
Ахматова понимает, что поэт осуждён быть одиноким, и это нужно принять естественно («иди один»), это та плата за Божий дар.
Пушкин:
Бежит он, дикий и суровый
и звуков и смятенья полн
на берега пустынных волн
в широкошумные дубровы…
Поэзия нужна, чтобы исцелять слепых. Не нужно ждать благодарности и признания «в тяжёлый час сомненья», даже ученики могут не понять:
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
В этих строчках мысль Ахматовой перекликается с мыслью Пушкина:
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Таким образом, в стихотворении Ахматовой мы видим продолжение пушкинской традиции в разработке темы назначения поэта и поэзии.
Потерять «свежесть слов и чувства простоту» – это значит потерять всё, потерять «дарованное небесами». Для поэта слово – то же самое, что для живописца – зренье, для актёра – голос и движение, для «женщины прекрасной» – красота. Ахматова делает акцент на естественности этого дара – дара слова и в то же время подчёркивает ту степень ответственности, которая возлагается на поэта Богом («растачать, а не копить»). Образ поэта сначала визуализируется, а затем уже наполняется содержанием. Поэт, расточая «дарованное небесами», остаётся один («иди один»). То же говорит Пушкин в сонете «Поэту»: «Ты царь: живи один». Понимание Ахматовой поэтического предназначения глубоко гуманистично, связано с темой одиночества, страдания и свободы. Поэт, по её мнению, – это человек, наделённый большей зоркостью, способный увидеть то, чего не видят другие, и исцелить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"
Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....

Материалы к урокам литературы в классах с углублённым изучением предмета
Данные материалы апробированы на уроках в нескольких классах, поэтому есть возможность использовать варианты (с учётом возможностей детей и уровнем их интереса к предмету). Особое СПАСИБО учителям, д...

Роль символов и подтекста в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". / Систематизированные материалы к уроку литературы в 11 классе.
Данный матер...

Л.Н. Толстой. Повесть "Кавказский пленник" (материалы к урокам литературы в 5-м классе)
Слайд-фильм «Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник». Материалы к урокам литературы в 5-м классе» содержит информацию о создании произведения, даёт учителю возможность поэтапно проанализирова...

Заочная экскурсия в музей-усадьбу "Ясная Поляна". Внеклассное мероприятие по литературе; материалы к урокам литературы.
Внеклассное мероприятие можно провести с целью подготовки учащихся к предстоящей поездке в Ясную Поляну : заочная экскурсия готовит к более полноценному восприятию того, что предстоит увидеть и ...

Материалы к уроку литературы в 9, 11 классах
Бродский и Баратынский.Чем близко Бродскому отношение Баратынского к поэзии и роли и судьбе поэта?...