Материалы к уроку литературы в 9, 11 классах
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему
Бродский и Баратынский.
Чем близко Бродскому отношение Баратынского к поэзии
и роли и судьбе поэта?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
brodskiy_i_baratynskiy.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы к уроку литературы
(в 9 классе)
Бродский и Баратынский.
Чем близко Бродскому отношение Баратынского к поэзии
и роли и судьбе поэта?
Учитель: Тельнова С.К.
Чем близко Бродскому отношение Баратынского к поэзии и роли и судьбе поэта?
Диалог поэта с читателем; две категории, две личности: поэт – читатель.
Баратынский:
Но я живу, и на земли моё
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдёт далёкий мой потомок
В моих стихах…
……..
Читателя найду в потомстве я.
Бродский:
Ты для меня не существуешь; я
В глазах твоих – кириллица,
Но сходство двух систем небытия
Сильнее, чем двух форм существования
Баратынский:
Душа моя
Окажется с душой его в
сношенье.
В стихотворении Баратынского два временных пласта – настоящее («как нашёл я друга в поколенье») и будущее («далёкий мой потомок», «Читателя найду в потомстве я»).
В стихотворении Бродского присутствует настоящее («ни ультрамарин за шторой, ни коричневая мебель»), и будущее подразумевается («листай меня поэтому…»).
В стихотворении «Не ослеплён я музою моею» Баратынский говорит о скромности своего дара («юноши… влюблённою толпой не побегут»), о неприметности музы и её простоте:
Её лица необщим выражением,
Её речей спокойной простотой;
Но именно на эти качества обратят внимание читатели и почтят «небрежной похвалой», нежели «едким осужденьем».
О той же непритягательности пишет Бродский: «я в глазах твоих – кириллица, названья…»
Только у Бродского прорывается мотив непонятости «двух форм существования». Читатель для Баратынского – лицо обобщённое («поражён бывает мельком свет»), для Бродского – «все или никто», «ты для меня не существуешь» – тоже достаточно абстрактный образ, «безадресный». Но соединяет читателя с поэтом язык, сама поэзия, которую первый узнаёт, а второй творит, и это подтверждает мысль Пушкина о том, что поэт – проводник между небом и землёю. Может быть, для читателя важен смысл, важен образ, и он не видит за ним самого поэта: читать, как думать, читать, как дышать. Для поэта же в момент творения существует только его мысль, его слово, которое эту мысль воплощает, и читатель к тому, что у него «из-под пера стремится, не имеет отношенья».
И всё-таки «сходство двух систем небытия сильнее», потому что и читателя может коснуться муза поэта – «листай меня…, пока не грянет текст полуночного гимна», «заставит его остановиться, задуматься».
Искренность «безадресная» притягивает и того, и другого.
«Болящий дух врачует песнопенье» – небольшой гимн поэзии и творчеству. Речь Баратынского в этом стихотворении приближена к евангельской («болящий дух», «песнопенье», «заблужденье», «разрешена от … скорбей», «причастнице своей»). Искусство, по мнению Баратынского, подобно вере в Бога: дух исцеляется гармонией поэзии, песнопенье врачует душу. Поэзия – форма существования божества, именно она обладает лицом и чистотой.
Бродский вторит, подчеркивая эту связь с божественным (= непознанным) – никто и ничто «к тому, что у меня из-под пера // стремится, не имеет отношенья».
И он причастен к тайнам поэзии, и «мир отдаст причастнице своей».
Спустя 155 лет Бродский говорит, что поэзия находит отклик в читателе умном и понимающем, в читателе, который сумеет услышать «текст полуночного гимна». Взгляд на назначение поэта, высказанный в восьмистишье Баратынского, не устарел. Поэтому важно быть услышанным.
Итак, темы, волнующие Баратынского в поэзии, присущи также Бродскому, который эти темы развивает и углубляет. Бродский ценит в поэзии Баратынского «прочувствованность мысли», продолжает размышления о философии поэзии, её корнях и предназначении. Большое значение поэт придаёт Слову («кириллица, названье»), он, как и Баратынский, предчувствует (видит) прошлое и проживает полно в настоящем, осознавая преходящесть всего (первые шесть строк в «Посвящении»). Близость с Баратынским прослеживается и в диалоге с читателем, с потомком, с другой стороны, это диалог с другом и с самим собой. Бродский чувствует свою избранность и надеется на понимание, что свойственно и Баратынскому («Мой дар убог, и голос мой не громок»). Поэт и поэзия, по мнению обоих, должны быть искренни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль символов и подтекста в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". / Систематизированные материалы к уроку литературы в 11 классе.
Данный матер...
Материалы к уроку литературы в 5 классе по произведению А. Погорельского "Черная курица"
Материалы включают модули по произведению практического и контрольного характера и кроссворд....
Дидактические материалы к уроку литературы в 6 классе по теме: "Пословицы и поговорки" Ребусы.
Разгадывание ребусов развивает логическое мышление, повышает интерес к изучению литературы, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся на уроках....
Рабочие материалы к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева «История крепостного мальчика»: тема «История глазами ребенка»
В данных материалах представлена краткая разработка к уроку литературы в 5 классе по повести С. Алексеева "История крепостного мальчика". Разработка сопровождается презентацией. На примере данно...
Материалы к уроку литературы в 5 классе Родная природа в лирике поэтов 19 века
Материал в форме презентации содержит репродукции картин русских художников, которые сопровождаются вопросами, связанными со стихотворениями поэтов 19 века о родной природе....
Материалы к уроку литературы в 9 классе "А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество".
В папке к уроку содержится конспект урока, презентация и материал для рабочей папки учащегося....
Гоголь Н.В. Комедия "Ревизор". Презентации и рабочие материалы к урокам литературы в 8 классе.
1. Урок- викторина на лучшего читателя комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". Рабочие материалы, иллюстрации, вопросы и ответы в форме презентации. 2. Чиновники города N. Презентация ...