К изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино" в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Тельнова Светлана Камильевна

Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_voprosov_k_stihotvoreniyu.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Система вопросов к стихотворению

М.Ю. Лермонтова «Бородино». 

Ответы на эти вопросы позволят ученикам обнаружить значение формальных элементов (употребление определённых лексических единиц, синтаксическое своеобразие, звукозапись и т.д.)

– Когда было создано стихотворение (1837 г.)

– Какому событию оно посвящено?

– Кто рассказывает о Бородинском сражении?

– Какова речь рассказчика?

(сначала – спокойная, затем нарастает напряжение).

– Какова интонация второй и третьей строфы? (интонация третьей строфы неторопливая).

– Какой приём звукописи использует автор в третьей строфе?

(ассонанс – дОлго, мОлча, бОя, чтобы передать напряжение солдат) (разговорные).

– Какие просторечные слова и выражения использует рассказчик в начале повествования?

(«нынешнее», «доля», «досадно», «ушки на макушке», разгуляться», «тут как тут», «забил», «брат мусью», «ломиться стеною», «постоим головою», «безделке»).

–  Во второй и четвёртой строфах употребляется слово «воля». Каково его значение в обоих контекстах?

(1. «господня воля» – судьба;

2.  «разгуляться … на воле» – мысль народа об освобождении, о свободе, о победе).

– Каково настроение 4 – 9 строф?

С какой интонацией их следует читать? (бой ожидается, читаем с большим напряжением).

– Какой приём используется в седьмой строфе? (антитеза – противопоставление: «ликовал француз» – «тих был наш бивак»).

– Как описывается полковник?

(«рождён был хватом», «сверкнув очами»).

– Какие глаголы повторяются в речи полковника, обращённой к солдатам? (умрёмте», «умирали»).

– Почему, как вы думаете, слово «Москва» повторяется дважды?

(Москва здесь – символ Родины).

– Почему так часто встречаются глаголы в 10-12 строфах?

(«двинулись», «промелькнули», «побывали», «носились», «блестел», «звучал», «визжала», «колоть устала», «пролетать мешала», «тряслась», «сметались», «слились» – идёт описание самого Бородинского сражения, поэтому так важно здесь передать действие, темы ускоряется).

– Какой приём звукописи используется в 12 строфе? (аллитерация – «русский», «рукопашный», «груди», «тряслась», «протяжный» – [р] повторяется, мы слышим звук боя).

– Почему автор использует так часто восклицательные предложения? (эмоциональность рассказа).

– Как называет врага в предпоследней строфе? (басурманы – басурмане – «иноземец, иноверец, неверный христианин» (по В.Далю).

– С какой целью повторяется последняя строфа? (сожаление о слабости сегодняшнего поколения – «Богатыри – не вы,» – противопоставление – «могучее, лихое племя»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок — исследование по изучению стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова».

В материале представлен конспект урока-исследования по творчеству Есенина...

презентация к уроку по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Презентация содержит иллюстративный материал, позволяющий учащимся  понять тему и идею стихотворения  М.Ю.Лермонтова о значимости Бородинского сражения в истории России....

Использование элементов игровых технологий при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 6 классе.

В данной статье представлены элементы игровых технологий. Именно игра приоткрывает незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у учащих...

Разработка урока по изучению стихотворения Р. Зайдуллы "Без очарга әзерләнгән идек..."

Разработка урока по изучению произведения. включенного в новую программу по татарской литературе...

Проблемы изучения стихотворений на уроках чтения обучающимися с сочетанием РАС и УО

Обучение детей с РАС и УО выразительному и осознанному чтению - это сложный и долгий путь. Основные трудности в данном направлении связаны с тем, что у детей, которым поставлен такой диагноз, существу...

Мастер-класс "Методические приемы при реализации ФГОС на уроках литературы при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи"

В данном мастер-классе описаны методы и приемы, которые можно использовать при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи"...