К изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино" в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_voprosov_k_stihotvoreniyu.docx | 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Система вопросов к стихотворению
М.Ю. Лермонтова «Бородино».
Ответы на эти вопросы позволят ученикам обнаружить значение формальных элементов (употребление определённых лексических единиц, синтаксическое своеобразие, звукозапись и т.д.)
– Когда было создано стихотворение (1837 г.)
– Какому событию оно посвящено?
– Кто рассказывает о Бородинском сражении?
– Какова речь рассказчика?
(сначала – спокойная, затем нарастает напряжение).
– Какова интонация второй и третьей строфы? (интонация третьей строфы неторопливая).
– Какой приём звукописи использует автор в третьей строфе?
(ассонанс – дОлго, мОлча, бОя, чтобы передать напряжение солдат) (разговорные).
– Какие просторечные слова и выражения использует рассказчик в начале повествования?
(«нынешнее», «доля», «досадно», «ушки на макушке», разгуляться», «тут как тут», «забил», «брат мусью», «ломиться стеною», «постоим головою», «безделке»).
– Во второй и четвёртой строфах употребляется слово «воля». Каково его значение в обоих контекстах?
(1. «господня воля» – судьба;
2. «разгуляться … на воле» – мысль народа об освобождении, о свободе, о победе).
– Каково настроение 4 – 9 строф?
С какой интонацией их следует читать? (бой ожидается, читаем с большим напряжением).
– Какой приём используется в седьмой строфе? (антитеза – противопоставление: «ликовал француз» – «тих был наш бивак»).
– Как описывается полковник?
(«рождён был хватом», «сверкнув очами»).
– Какие глаголы повторяются в речи полковника, обращённой к солдатам? (умрёмте», «умирали»).
– Почему, как вы думаете, слово «Москва» повторяется дважды?
(Москва здесь – символ Родины).
– Почему так часто встречаются глаголы в 10-12 строфах?
(«двинулись», «промелькнули», «побывали», «носились», «блестел», «звучал», «визжала», «колоть устала», «пролетать мешала», «тряслась», «сметались», «слились» – идёт описание самого Бородинского сражения, поэтому так важно здесь передать действие, темы ускоряется).
– Какой приём звукописи используется в 12 строфе? (аллитерация – «русский», «рукопашный», «груди», «тряслась», «протяжный» – [р] повторяется, мы слышим звук боя).
– Почему автор использует так часто восклицательные предложения? (эмоциональность рассказа).
– Как называет врага в предпоследней строфе? (басурманы – басурмане – «иноземец, иноверец, неверный христианин» (по В.Далю).
– С какой целью повторяется последняя строфа? (сожаление о слабости сегодняшнего поколения – «Богатыри – не вы,» – противопоставление – «могучее, лихое племя»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок — исследование по изучению стихотворения С.Есенина «Собаке Качалова».
В материале представлен конспект урока-исследования по творчеству Есенина...
презентация к уроку по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"
Презентация содержит иллюстративный материал, позволяющий учащимся понять тему и идею стихотворения М.Ю.Лермонтова о значимости Бородинского сражения в истории России....
Использование элементов игровых технологий при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в 6 классе.
В данной статье представлены элементы игровых технологий. Именно игра приоткрывает незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у учащих...
Разработка урока по изучению стихотворения Р. Зайдуллы "Без очарга әзерләнгән идек..."
Разработка урока по изучению произведения. включенного в новую программу по татарской литературе...
Проблемы изучения стихотворений на уроках чтения обучающимися с сочетанием РАС и УО
Обучение детей с РАС и УО выразительному и осознанному чтению - это сложный и долгий путь. Основные трудности в данном направлении связаны с тем, что у детей, которым поставлен такой диагноз, существу...
Мастер-класс "Методические приемы при реализации ФГОС на уроках литературы при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи"
В данном мастер-классе описаны методы и приемы, которые можно использовать при изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова "Тучи"...