Рабочая программа по литературе 9 класс.
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Меркушева Надежда Николаевна

  Рабочая программа по  литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего  образования по литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, № 5),примерной программы основного общего образования по литературе и   программы  под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2009 г.) Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.   Рабочая программа является частью Образовательной программы школы.   Литература – базовая учебная дисциплина. Её цель - формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения. 

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры возможно через реализацию следующих задач:

·         развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

·         освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

·         овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы .Программа рассчитана на 105 часов учебного времени,  3 часа в неделю.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_lit.9_kl.doc293 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Коммунистический»

                                              Рассмотрено                                           Согласовано.                                    Утверждаю.

                                              на МО учителей                                     Заместитель директора                   Директор МБОУСОШ

                                              филологии                                              по учебной работе                            п.Коммунистический

                                              пр.№1от 31.08.2016г.

                                               ________________                               ________________                             ___________________

                                                Н.Н,Агафонова

                                              О.П.Кокшарова                               С.А.Фалина

                                                        «___»__________ 2016г.               «___»__________2016г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по литературе

 9  класс

на 2016-2017 учебный год

Составлена на  основе примерной  программы курса

 « Литература 5-11 классы» под редакцией Г.И.Беленького, Ю.И.Лыссого

 

                                                                                                                                                                        Составитель:Меркущева Н.Н,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

п.Коммунистический

2016 г.

                                                   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по  литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования  (Федеральный компонент государственного стандарта основного общего  образования по литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, № 5),примерной программы основного общего образования по литературе и   программы  под ред. В.Г.Беленького (Беленький Г.И. Программа по литературе. - //Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2009 г.).

     Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

    Рабочая программа является частью Образовательной программы школы.

    Литература – базовая учебная дисциплина. Её цель - формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения.  

Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры возможно через реализацию следующих задач:

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

     Программа составлена с учётом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы

Программа рассчитана на 105 часов учебного времени,  3 часа в неделю. 

     Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

     Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у  учащихся представления о логике развития литературного процесса. Программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики либо включены в аннотацию.  

     Механизм формирования ключевых компетенций предполагает следующие виды деятельности  по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
  • выразительное чтение художественного текста;
  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
  • анализ и интерпретация произведения;
  • составление планов и написание отзывов о произведениях;
  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

     Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

В соответствии с требованиями государственного стандарта на конец года обучающиеся должны овладеть следующими общеучебными умениями, навыками и способами деятельности:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;
  • сравнение и сопоставление;
  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  • составление плана, тезиса, конспекта;
  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Преподавание ведётся по учебнику-хрестоматии Г.И.Беленького (Беленький Г.И. Литература: учебник-хрестоматия. 9 класс. – М., 2010 г.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ   ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  •  изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;
  • выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного;
  • определять род и жанр литературного произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения  

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.

I. Литература Древней Руси

Общая характеристика древнерусской литературы.

 Для чтения и изучения «Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проблема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?

II. Литература XVIII века

Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.

М. В. ЛОМОНОСОВ. Сведения о жизни ученого и поэта.

Для чтения и бесед «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Д. И. ФОНВИЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед «Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

Н. М. КАРАМЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого человека». Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

III. Литература XIX века

А. С. ГРИБОЕДОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.

А. С. ПУШКИН. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения «К Чаадаеву», «К морю»,«Во глубине сибирских руд...», «19 октября» (1825 г.), «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический характер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизненной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской литературе. Оценка романа в русской критике.  Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед «Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, власти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.

«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдохновения. Злая сила зависти.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина».

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонационное и ритмическое богатство лирики.

«Герой нашего времени». История души человека, не нашедшего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печорина, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (смена рассказчиков, нарушение хронологической последовательности повествования). Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике.

Для самостоятельного чтения

«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения.

Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.

Для самостоятельного чтения «Портрет», «Нос»,«Коляска».

Н. А. НЕКРАСОВ. Место Некрасова в русской поэзии XIX века.

 Для чтения и изучения  «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприятие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духовного сна.

Для чтения и бесед «Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие письма».

Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).

Понятие о лирическом герое.

Для самостоятельного чтения «Огородник», «Праздник жизни, молодости годы...», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ как писатель-психолог.

Для чтения и бесед «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.

Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных обстоятельствах.

Для самостоятельного чтения «Бедные люди».

Л. Н. ТОЛСТОЙ как исследователь путей нравственного совершенствования человека.

Для чтения и бесед «Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого. Способность к духовному росту — основной критерий писателя в оценке людей. «Верьте себе». Особенности повествования от первого лица.

IV. Литература XX века

    Литература великих и трагических лет.

A.        А. БЛОК. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения

«Россия», «О, я хочу безумно жить...», «Да. Так диктует вдохновенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты — как отзвук забытого гимна...».

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской культуры.

Для самостоятельного чтения  «Лениво и тяжко плывут облака...», «Осенний день», «Сусальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате...» и другие стихотворения.

B.        В. МАЯКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содержание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха. «Необычайное приключение...». Юмор и патетика, метафорический строй стихотворения. «Разговор на одесском рейде...» — широта диапазона любовной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении.

     Для чтения и бесед «Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.

Для самостоятельного чтения «Красавицы», «Я  счастлив!».

С. А. ЕСЕНИН. Сведения о жизни и творчестве.

     Для чтения и изучения

«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

Родина и родная природа как источник лирических переживаний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстротечности жизни. Живописность, народная основа языка.

      Для самостоятельного чтения

«Каждый труд благослови, удача...», «Клен ты мой опавший...» и другие стихотворения.

М. А. БУЛГАКОВ. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед

«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки « шариковщины ». Булгаков-сатирик.

Для самостоятельного чтения

«Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».

М. А. ШОЛОХОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности композиции рассказа. Роль пейзажа и портретных зарисовок.

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность).

Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (Резервные уроки)

     Катулл. «Нет, ни одна среди женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...»;

А. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты);

У. Шекспир. «Гамлет»;

И. Шиллер. «Вильгельм Телль»;

Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник»; И. Гёте. «Фауст» (фрагменты).

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ    

Раздел

Тема

Количество

часов

В том числе

Развитие речи

Контрольные работы

Введение

(2)

Художественная литература как искусство.

Общее понятие об историко-литературном процессе

2

Литература Древней Руси (6)

«Слово о полку Игореве»

6

1

Литература XVIII века

(8)

М.В. Ломоносов

2

Н.М. Карамзин

2

Д.И Фонвизин

4

Литература XIX века

(54)

А.С. Грибоедов

7

1

А.С. Пушкин

11

2

М.Ю. Лермонтов

10

1

Н.В. Гоголь

9

2

Н.А. Некрасов

6

Л.Н. Толстой

6

Ф.М. Достоевский

5

Литература XX века

(31)

А.А. Блок

4

1

В.В.  Маяковский

4

1

С.А. Есенин

4

1

М.А. Булгаков

6

2

М.А. Шолохов

7

1

А.И. Солженицын

6

Обобщающее повторение и контроль (4)

4

2

Итого

105

13

2

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел

ур.

Дата прове-

дения урока

планируемая

Дата

проведения

 урока

фактическая

Тема урока

Тип, форма урока

Планируемые результаты

 (по разделу)

Выполнение практич. части (Р/р)

Форма тематиче

ского контроля

Меры по выполне-нию программы в полном объеме

Знания,

умения,

навыки

УУД

Введение (2 ч)

1

02.09

02.09

Художественная литература как искусство

Лекция беседа

Теоретико-литературные понятия: художественная литература как искусство

Умение определять цели своего обучения. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей

Беседа

2

03.09

03.09

Общее понятие об историко-литературном процессе

Лекция беседа

Историко-литературный процесс, художественное отображение действительности

Сообщения

Литература Древней Руси (6 ч)

3

05.09

05.09

Героический эпос Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - Величайший памятник древнерусской литературы. Об авторстве слова

Лекция беседа

Историческая основа «Слова», история открытия памятника, основные версии авторства, особенности жанра

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии

Индивидуальные задания

4-5

07.09

10.09

07.09

10.09

Герои «Слова». Идейный смысл «Слова…» Поэтический мир «Слова», связь с фольклором.

Лекция беседа

Теоретико-литературные понятия: образ автора, лирическое отступление

Анализ отрывка

6-7

12.09

14.09

12.09

14.09

Единство лирики и эпоса.

Истинный герой «Слова.»

Беседа

Художественное своеобразие «Слова», связи с фольклором, о жизни «Слова» в искусстве

Выразительное чтение

8

17.09

17.09                                                                                                                                                                                                                                                

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по «Слову»

  Практикум

Составление плана сочинения в соответствии с выбранной темой.

Сочине-ние

М.В. Ломоно-сов (2 ч)

9

19.09

19.09

М.В Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка.

Лекция беседа

Биография М.В. Ломоносова, теория трех штилей, теория стихосложения

Владение основами самоконтроля, самооценки. Смысловое чтение

Индивидуальные задания

10

21.09

21.09

Творчество М. Ломоносова: «Ода, на день восшествия…».

Лекция беседа

Особенности жанра оды

Выразительное чтение

Н.М. Карамзин (2 ч)

11

24.09

24.09

Н.М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве

 Беседа

Основные черты сентиментализма как литературного направления

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Индивидуальные сообщения

12

26.09

26.09

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Внимание к внутреннему миру простого человека

Лекция беседа

Сюжет повести, характеристика героев

Работа  с планом

Д.И Фонвизин (4 ч)

13

28.09

28.09

Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве

Беседа

Взгляды Фонвизина Д.И на крепостное право, на самодержавие

Умение определять цели своего обучения. Умение самостоятельно планировать пути достижения. Владение устной и письменной речью

Сообщения

14

1.10

1.10

«Недоросль» Конфликт и особенности композиции комедии. Элементы классицизма в комедии

Лекция беседа

Сюжет повести, характеристика героев

Работа с планом

15

3.10

3.10

Сатирическое изображение невежества, злонравия, деспотизма

Лекция беседа

Характеристика героев, характеристика особенности сюжета

Выразительное чтение

16

5.10

5.10

Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения Родине

Лекция беседа

Формирование идеи, проблематика изучаемого произведения

Литература  19 в.

А.С. Грибоедов (7 ч)

17

8.10

8.10

А.С. Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве

Беседа

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Грибоедова

Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей

Сообщение

18

10.10

10.10

«Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Общественный и личный конфликт в комедии

Лекция беседа

Особенности комедии, как жанра, теоретико-литературные понятия: экспозиция, завязка, конфликт

Работа с таблицей

19

12.10

12.10

«Век нынешний и век минувший» в комедии «Горе от ума»

Лекция беседа

Теоретико-литературные понятия: проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт

Работа с планом

20

15.10

15.10

Поражение и победа Чацкого

Лекция беседа

Характеристика персонажа, проблематика пьесы, содержание комедии

Выразительное чтение

21

17.10

17.10

Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни

Лекция беседа

Авторская позиция,

характеристика персонажей

Беседа. Устный рассказ

22

19.10

19.10

И.А. Гончаров «Мильон терзаний»

Лекция беседа

Теоретико-литературные понятия

Работа с конспектом

23

22.10

22.10

Р/р. Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Практикум

Составление плана сочинения в соответствии с выбранной темой, отбирание литературного материала

Сочине-ние

А.С. Пушкин лирика (11 ч)

24

24.10

24.10

А.С. Пушкин. Личность и судьба поэта

Беседа

Основные этапы жизненного и творческого пути А.С. Пушкина

Умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей. Смысловое чтение

Сообщение

25

26.10

26.10

Основные мотивы лирики  А.С. Пушкина

Лекция беседа

Взгляды поэта на свободу как нравственный, социальный, философский идеал

Выразительное чтение

26

29.10

29.10

Вольнолюбивая и философская лирика

Лекция беседа

Настроение, глубина и культура чувств лирического героя А. С. Пушкина, история создания стихотворений

Анализ текста

27

7.11

7.11

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина

Лекция беседа

Взгляды А. С. Пушкина на назначение поэта

Выразительное чтение

Интегрированный урок

28

9.11

9.11

«Евгений Онегин». «Собранье пестрых глав».

История создания романа.

Лекция беседа

История создания романа, отзывы критиков о романе, Своеобразие жанра, композиционный параллелизм  

Работа с планом

29

12.11

12.11

Образ Евгения Онегина в романе

Лекция беседа

Причины хандры героя. Что отличает автора от героя

Работа с таблицей

30-31

14.11

16.11

14.11

16.11

Евгений Онегин и Татьяна Ларина.

Образ Татьяны в романе

Лекция беседа

Нравственное совершенство Татьяны, богатство ее внутреннего мира, самостоятельность суждений

Работа с планом

32

19.11

19.11

 Самостоятельная работа по теме

«Образ автора в романе «Евгений Онегин». Лирические отступления.»

(акт.день)

Лекция беседа

Философские проблемы в видении поэта, психологизм, глубина лирических отступлений

Работа с планом

33-34

21.11

23.11

21.11

23.11

Р/р. Подготовка и написание сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Беседа, практикум

Составление плана сочинения в соответствии с выбранной темой, правильность речевого оформления

Сочине-ние

М.Ю. Лермон-тов. Лирика (10 ч)

35

26.11

26.11

М.Ю. Лермонтов Жизнь и творчество

 Беседа

Основные факты жизни и творческого пути поэта. Музей Тарханы

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

поиск информации, поисковое чтение

Сообщения

36

28.11

28.11

«Одинок я, нет отрады». Тема одиночества и гордого протеста в лирике М.Ю Лермонтова

Лекция беседа

Исследование темы одиночества лирики поэта

Выразительное чтение

37

30.11

30.11

«Когда мне ангел изменил…» Тема любви в поэзии М.Ю Лермонтова

Лекция беседа

Понятие об особенностях раскрытия темы любви в творчестве М.Ю Лермонтова

Выразительное чтение

38

3.12

3.12

«Люблю Отчизну я, но странною любовью». Тема Родины в творчестве М.Ю Лермонтова

Лекция беседа

Особенности раскрытия темы Родины в лирике

Работа над анализом стихотворения

39

5.12

5.12

«Смерть поэта» Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова

Лекция беседа

Формулирование темы, идеи, проблематики поэтического текста

Выразительное чтение

40-41

7.12

10.12

7.12

10.12

Роман «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Композиция романа

Лекция беседа

Характеризовать особенностей сюжета и композиции, смысл названия Омана, его жанр

Сообщения

42

12.12

12.12

Образ Печорина

Лекция беседа

Романтическая загадочность и «демонизм» главного героя, его трагедия и индивидуализм, характеристика персонажей

Работа с планом

43

14.12

14.12

Печорин и водяное общество

Лекция беседа

Конфликт Печорина и водяного общества, раскрытие хорошего и дурного в главном герое

Работа с таблицей

44

17.12

17.12

Р/р.  Самостоятельная работа  по теме «Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

(карантин)

Беседа, практикум

Составление плана сочинения в соответствии с выбранной темой, сохранение логики изложения, правильность речевого оформления

Сочине-ние

Н.В. Гоголь

(9 ч)

45

19.12

19.12

Самостоятельная работа по теме

«Н.В. Гоголь. Личность и судьба писателя.» (карантин)

 Беседа

Понятие творческого пути Гоголя, его писательской самобытности и неповторимости

Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,

делать выводы. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем м сверстниками

Сообщения

46

21.12

21.12

Самостоятельная работа по теме

Образ «маленького человека» в повести «Шинель» Н.В.Гоголя.(карантин)

Лекция беседа

Содержание изученных произведений

Работа с планом

47

24.12

24.12

Самостоятельная работа по теме

«Н.В. Гоголь «Мертвые души». Особенности жанра, композиции, многообразие тематики, смысл заглавия.»

(карантин)

Лекция беседа

История создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие, роль авторских отступлений

Работа с планом

48

26.12

26.12

Образ помещиков. Способы и приемы типизации

Лекция беседа

Характеристика персонажей поэмы, раскрытие сатирических приемов в поэме

Работа с таблицей

49

28.12

28.12

Чичиков – новый «герой» эпохи

Лекция беседа

Роль главного героя в системе образов. Сатирическое изображение нового «героя» эпохи

Устный рассказ о герое

50

51

9.01

10.01

9.01

10.01

 Самостоятельная работа  по теме

«Русь «живая» и Русь «мертвая». ( карантин)

Гоголевский комизм в поэме  «Мертвые души».

Лекция беседа

Понятие о взглядах писателя на судьбы России, его христианской позиции, о мастерстве и новаторстве Гоголя

Выразительное чтение

52-53

11.01

14.01

11.01

14.01

Р/р.Сочинение по поэме Гоголя «Мертвые души» (подготовка и написание)

Практикум

Степень усвоения материала, правильность речевого оформления, соблюдение орфографических и речевых норм

Сочине-ние

Н.А. Некрасов (6 ч)

54

16.01

16.01

Н.А Некрасов личность и судьба

Беседа

Факты биографии и основные вехи творческого пути поэта,

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность

с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, владеть смысловым чтением, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Сообщения

55

18..01

18.01

Представления Некрасова Н.А. о поэте и поэзии

Лекция беседа

Роль Некрасова в развитии демократической поэзии, представление Некрасова о поэте и поэзии

Работа с планом

 56

21.01

21.01

Н.А Некрасов «Размышление у парадного подъезда»

Лекция беседа

Анализ стихотворения с точки зрения с точки зрения их идейного содержания и художественной формы

Работа с текстом

57

23.01

23.01

Основные образы стихотворений Н.А. Некрасова. Новаторский характер его поэзии

Лекция беседа

Понятие основных мотивов лирики, новаторстве, трехсложные размеры стиха

Выразительное чтение

58

25.01

25.01

Тема женской судьбы в лирике

Лекция беседа

 Основные особенности «Женской темы» новизна идейного замысла и тематики

Выразительное чтение

59

28.01

28.01

«Тройка» Тема труда и страданий народных

Лекция беседа

 Основные особенности «Женской темы» новизна идейного замысла и тематики. Демократизм лирики

Л.Н. Толстой (6 ч)

60

30.01

30.01

Л.Н. Толстой. Сведения о жизни и творчестве

  Беседа

Основные этапы жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого

Умение самостоятельно планировать

пути достижения цели. Смысловое чтение, умение соотносить свои действия с планируемым результатом. Определять способы учебной деятельности

Сообщения

61

1.02

1.02

Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека

Лекция, беседа

Лучшие черты русского национального характера, суть религиозных и нравственных исканий

Работа с планом

62

4.02

4.02

Три эпохи жизни человека в трилогии Толстого

Лекция, беседа

Идейно-художественное своеобразие, система нравственных ценностей, отношение к воспитанию детей

Работа с таблицей

63

6.02

6.02

Способность к духовному росту – основной критерий писателя в оценке людей

Лекция, беседа

Художественные приемы раскрытия образов

64

8.02

8.02

Юность – автобиография. Повесть

Лекция, беседа

Основные этапы жизни и творчества Толстого, особенности творческого метода писателя

Работа с таблицей

65

11.02

11.02

Индивидуальная работа по теме

«Теория литературы: особенности повествования от первого лица .»

( актир.день)

Беседа, практикум

Традиции и новаторство, философия и духовная проблематика

Работа со схемой

Ф.М. Достоев-ский (5 ч)

66

13.02

13.02

Ф.М. Достоевский как писатель-психолог

  Беседа

Жизнь и творчество Достоевского, особенности творческого метода: полифония, авантюрность сюжетного действия, синтетичность композиции, психологизм

Умение самостоятельно выбирать критерии для классификации,

строить логическое рассуждение

Сообщения

67

15.02

15.02

«Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной действительности

Лекция, беседа

Раскрытие в процессе анализа романа полифонизм, психологизм повествования

Работа с планом

68

18.02

18.02

Образ главного героя повести

Лекция, беседа

Роль главного героя в системе образов. Характеристика персонажа                                                                                                                                

Работа с текстом

69

20.02

20.02

Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви

Лекция, беседа

Проблематика, тематика, идейное содержание

Работа со схемой

70

22.02

22.02

Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключительных ситуациях

Лекция, беседа

 Понятие об истории создания, тематике, проблематике, идейном содержании, композиции, художественных приемов

Индивидуальные задания

Литература 20 в.

А.А. Блок. Лирика

(4 ч)

71

27.02

27.02

А.А. Блок. Страницы творческой биографии

Беседа, практикум

Основные события творческой биографии

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять самоконтроль

Сообщения

72

1.03

1.03

Трагедия лирического героя в «страшном мире»

Лекция

Раскрытие глубины образа лирического героя в поэзии Блока А.А.

Работа с планом

73

4.03

4.03

Патриотическая поэзия А.А. Блока

Беседа, лекция

Своеобразие патриотической лирики поэта

Работа с планом анализа стихотворения

74

6.03

6.03

Р/р. Анализ стиха

Практикум

Восприятие творчества Блока в контексте эпохи

Самостоя-тельная работа

В.В.  Маяков-ский. Лирика

(4 ч)

75

11.03

11.03

В.В. Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. Новаторство Маяковского в стихосложении

Лекция, беседа

Основные события творческой биографии

Овладение основами изучающего и поискового чтения поиск и отбор информации

в соответствии с поставленными целями

Сообщения

76

11.03

11.03

«Хорошее отношение к лошадям» Гуманистическое содержание стихотворения

Лекция, семинар

Анализ поэтического текста, выделяя тропы и стилистические приемы

Выразительное чтение

77

13.03

13.03

 «Разговор на одесском рейде…» Широта диапазона любовной лирики поэта

Лекция, беседа

Особенности поэтики, основные мотивы творчества

Работа по плану

78

15.03

15.03

Р/р. Письменный анализ стихотворения «Необычайное приключение…»

Практикум

Степень усвоения материала, правильность речевого оформления, соблюдение орфографических и речевых норм

Самостоя-тельная работа

Работа по плану

С.А. Есенин

(4 ч)

79

18.03

18.03

С.А. Есенин страницы жизни и творчества

 Беседа

Ключевые моменты в творческой биографии поэта

Владение устной и письменной речью, умение определять понятия, делать выводы

Индивидуальные задания

80

20.03

20.03

Тема природы в лирике поэта

Лекция, беседа

Особенности пейзажной лирики, основные мотивы его творчества

Рассказ по плану

Интегрированный урок

81

22.03

22.03

Образ России в лирике поэта

Лекция, беседа

Своеобразие раскрытия образа России в творчестве

Выразительное чтение

82

25.03

25.03

Р/р. Анализ стихотворения

Практикум

Цветовая лексика в канве стихотворения

Самостоя-тельная работа

Анализ по плану

М.А. Булгаков (6 ч)

83

27.03

27.03

М.А. Булгаков – сатирик. Сведения о жизни и творчестве

  Беседа

Основные этапы жизненного и творческого пути М.А. Булгакова

Умение самостоятельно определять цели своего обучения,

ставить для себя новые

задачи в учебе и познавательной

деятельности, развивать мотивы.

 

Индивидуальные сообщения

84

3.04

3.04

«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав)

Лекция, беседа

Проблематика, роль фантастического в повести

Работа с планом

Интегрированный урок

85

5.04

5.04

Шариков и «шариковщина»

Лекция, беседа

Проблема нравственного выбора в повести

Работа с таблицей

86

8.04

8.04

Характеристика героя

Лекция, беседа

Развернутая характеристика героя, роль художественной детали

Устный рассказ

87-88

10.04

12.04

10.04

12.04

Р/р. Подготовка и написание   сочинения «Смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»

Практикум

Степень усвоения материала, правильность речевого оформления, соблюдение орфографических и речевых норм

Работа с текстом

М.А. Шолохов (7ч)

89

15.04

15.04

М.А. Шолохов: страницы жизни и творчества

  Беседа

Основные факты творческой биографии писателя

Овладение основами изучающего и поискового чтения поиск и отбор информации

в соответствии с поставленными целями. Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Овладение основами изучающего и поискового чтения поиск и отбор информации

в соответствии с поставленными целями

Индивидуальные задания

90

17.04

17.04

«Судьба человека» Душевная стойкость и «незаметный» героизм русского человека

Лекция, беседа

Характеристика образа главного героя

Работа с планом

91

19.04

19.04

Торжество добра над жестокостью жизни. От судьбы человека к судьбе человечества

Лекция, беседа

Гражданское и писательское мужество,  Шолохова, раскрытие в рассказе «вечных» тем

Устный рассказ

92-93

19.04

22.04

19.04

22.04

Особенности композиции рассказа. Роль пейзажей и портретных зарисовок

Лекция, беседа

Роль пейзажа, детали, композиции в раскрытии проблематики рассказа

Работа с таблицей

94-95

24.04

26.04

25.04

26.04

Р/р. Сочинение по рассказу «Судьба человека»

Практикум

Степень усвоения материала,   самостоятельное исследование проблемы, отбирание литературного материала

Сочине-ние

Работа с текстом

А.И. Солжени-цын (6 ч)

96

29.04

29.04

А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве

Беседа

Основные этапы жизненного и творческого пути А.И Солженицына. Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор»

Индивидуальные задания

97

3.05

3.05

«Матренин двор». Смысл «праведничества» героини рассказа

Лекция, беседа

Художественное своеобразие рассказа

Работа по планам

98

6.05

6.05

Образ главной героини. Судьба Матрены.

Образ главной героини - праведницы

Работа с таблицей

99

8.05

8.05

Идея национального характера

Лекция

Раскрытие темы праведничества в русской литературе

Устный рассказ

100

10.05

10.05

Своеобразие жанра (достоверность очерка, притчевая обобщенность)

Лекция, семинар

Публицистичность рассказа, обращение к читателю, эмоциональный отклик

Работа с планом

101

13.05

13.05

Тема взаимоотношений между людьми в рассказе

Лекция

 Соотношение произведения с конкретно-исторической ситуацией

Работа с таблицей

Интегрированный урок

Обобщающее повторе-ние и контроль

(4ч.)

102

15.05

15.05

 «Жизнь не по лжи».

Комбинированный  урок

Работа с таблицей

103

17.05

17.05

Проблема нравственного выбора в рассказе.

Урок контроля

Контрольные вопросы и задания

104

 20.05

20.05

Обобщающее повторение по литературе XX в.

Комбинированный  урок

Работа с таблицей

105

22.05

22.05

Контрольная работа по произведениям литературы XIX в.

Урок контроля

Контрольные вопросы и задания

ЛИТЕРАТУРА

1.«Литература.  9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в  двух частях»/ под редакцией Г.И.Беленького - М.: «Мнемозина», 2010г.,

 

2.«Методические советы к учебнику-практикуму  для  9 класса: Литература. Русская классика (избранные страницы)/ под редакцией Г.И. Беленького.-  М:    Мнемозина, 2003 г;

3.«Универсальные поурочные разработки по литературе»,  9 класс.- М: изд. «ВАКО», 2007г.;

4.Программы для  общеобразовательных учреждений. Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.:Мнемозина, 2009. – 110с.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....