Рабочая программа по литературе 7 класс.
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе является частью общеобразовательной программы МБОУСОШ п. Коммунистический 2014 -2015 уч.г., составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях 7 класс под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2011.
Программа составлена на 105 часов, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_7_kl.doc | 263.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе является частью общеобразовательной программы МБОУСОШ п. Коммунистический 2014 -2015 уч.г., составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе, Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях 7 класс под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2011.
Программа составлена на 105 часов, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
приобщить обучающихся к богатствам русской и мировой литературы
развить способности:
воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явления жизни
формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую, идейно-нравственную позицию обучающихся
осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики
анализировать и оценивать литературные произведения;
получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Основные учебные умения и навыки обучающихся:
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
• образную природу словесного искусства;
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
• наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
• основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
• основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
• работать с книгой
• определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
• владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
• выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
• воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений
Введение регионального компонента по литературе направлено на освоение обучающимися культурных традиций, уклада жизни, богатейшего духовного наследия русского народа, населяющего Кемеровскую область.
Учебно – тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов (всего) | В том числе (кол –во часов) | ||
Внеклассное чтение | Развитие речи | Контрольные работы | |||
1 | Введение | 2 | |||
2 | «Минувшее проходит предо мною» | 41 | 4 | 4 | |
3 | «Художник –голос своей эпохи» | 29 | 5 | ||
6 | «Запечатленные мгновения» | 2 | 1 | ||
7 | Тема становления личности | 17 | 2 | 4 | |
8 | Содружество искусств | 2 | |||
9 | Перекличка эпох | 5 | 1 | ||
10 | В мире фантастики и приключений | 7 | 1 | 1 | |
Итого: | 105 | 13 | 9 |
Календарно – тематическое планирование
Раздел | № ур | Дата проведения урока планируемая | Дата проведения урока фактическая | Тема урока | Тип, форма урока | Планируемые результаты (по разделу) | Выполнение практ.части (лаб., практ., РР) | Форма тематического контроля | Меры по реализации программы в полном объеме | |
предметные | Метапредметные (УУД) | |||||||||
Введение (2) | 1 | 3.09 | 3.09 | Пространство и время в литературе. | Урок ознакомления с новым материалом | Знать содержание понятия «пространство», «время», уметь приводить примеры изображения времени и пространства в литературе | Владение монологической и диалогической речью, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Фронтальный опрос | ||
2 | 5.09 | 5.09 | Роды и жанры литературы. | Комбинированный урок | Знать роды и жанры литературы, уметь определять виды литературы | Фронтальный опрос | ||||
«Минувшее проходит предо мною…» (41) | 3 | 6.09 | 6.09 | М.Ю.ЛЕРМОНТОВ. Историческая тема в творчестве поэта. | Комбинированный урок | Знать содержание поэмы, нравственную проблематику, владеть различными видами пересказа | Уметь понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, умение работать с разными источниками информации, владение устной и письменной речью, совершенствование навыков работы с книгой, словарем, овладение логическими действиями сравнения, обобщения, построение рассуждений | Рассказ о писателе по плану | ||
4 | 10.09 | 10.09 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. | Комбинированный урок | Знать особенности сюжета поэмы, его историческую основу , | Выразительное чтение «Песни…» | ||||
5 | 13.09 | 13.09 | Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма). | Комбинированный урок | Уметь анализировать образы героев, подбирать цитатный материал | Устный рассказ о героях | ||||
6 | 13.09 | 13.09 | Сила и цельность характера Калашникова. | Комбинированный урок | Уметь анализировать образы героев, подбирать цитатный материал | Рассказ о герое | ||||
7 | 15.09 | 15.09 | Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиций народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика. | Комбинированный урок | Знать композицию поэмы, уметь находить изобразительно – выразительные средства языка | Фронтальный опрос | ||||
8 | 17.09 | 17.09 | Р/р Подготовка к сочинению «Образ купца Калашникова - воплощение лучших черт русского национального характера | Урок развития речи | Знать содержание прочитанного произведения, уметь подбирать цитатный материал, редактировать написанное | Подбор материала к сочинению | Сочинение | |||
9 | 19.09 | 19.09 | Р/р Написание сочинения | Урок развития речи | Знать содержание прочитанного произведения, уметь подбирать цитатный материал, редактировать написанное | Написание сочинения | Сочинение | |||
10 | 22.09 | 22.09 | А.К.Толстой «Василий Шибанов». Три героя баллады. | Урок изучения нового материала | Знать содержание баллады, определение жанра баллады | Выразительное чтение баллады | ||||
11 | 24.09 | 24.09 | Роль главного героя. | Комбинированный урок | Уметь выделять жанровые признаки баллады, давать характеристику герою, участвовать в диалоге по прочитанному произведению | Устный рассказ о герое | ||||
12 | 26.09 | 26.09 | Вн. чтение А.К.Толстой «Князь Серебряный» | Урок внеклассного чтения | Знать содержание произведения, уметь выявлять авторскую позицию и художественную концепцию пр –ия. | Сообщения | ||||
13 | 29.09 | 29.09 | Н. В. ГОГОЛЬ. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи. | Урок изучения нового материала | Знать содержание повести, нравственную проблематику пр –ия, владеть различными видами пересказа, уметь самостоятельно делать выводы. | Рассказ по плану | ||||
14 | 1.10 | 1.10 | «Тарас Бульба».Патриотический пафос повести. | Комбинированный урок | Знать содержание понятия «деталь» произведения,уметь выделять смысловые части произведения, уметь характеризовать героя | Фронтальный опрос | ||||
15 | 3.10 | 3.10 | Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. | Комбинированный урок | Знать содержание пр –ия, уметь выявлять авторскую позицию, строить рассуждение на нравственно –этическую тему | Художественный пересказ | ||||
16 | 6.10 | 6.10 | Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. | Комбинированный урок | Знать содержание пр –ия, уметь выявлять авторскую позицию, строить рассуждение на нравственно –этическую тему | Фронтальный опрос | ||||
17 | 9.10 | 9.10 | Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. | Комбинированный урок | Знать содержание повести, нравственную проблематику пр –ия, владеть различными видами пересказа, уметь самостоятельно делать выводы. | Рассказ о герое | ||||
18 | 10.10 | 10.10 | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика | Комбинированный урок | Знать содержание повести, нравственную проблематику пр –ия, владеть различными видами пересказа, уметь самостоятельно делать выводы,уметь сравнивать героев | Тестирование | ||||
19 | 13.10 | 13.10 | Трагедия Тараса Бульбы | Комбинированный урок | Знать содержание повести, нравственную проблематику пр –ия, владеть различными видами пересказа, уметь самостоятельно делать выводы. | Художественный пересказ эпизода | ||||
20 | 16.10 | 16.10 | Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. | Комбинированный урок | Знать содержание пр – ия,уметь самостоятельно делать выводы, особенности изображения человека и природы | Фронтальный опрос, художественный пересказ эпизода | ||||
21 | 17.10 | 17.10 | Повесть Гоголя и устное народное творчество | Комбинированный урок | Знать содержание повести, нравственную проблематику пр –ия, владеть различными видами пересказа, уметь самостоятельно делать выводы. | Индивидуальные сообщения | ||||
22 | 20.10 | 20.10 | Теория литературы Понятие о литературном характере. | Комбинированный урок | Знать понятие «литературный характер» | Фронтальный опрос | ||||
23 | 22.10 | 22.10 | РР Подготовка к сочинению "Мой любимый герой повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". | Урок Развития речи | Уметь выбрать жанр пр – ия, составить план,сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное | Рассказ о герое | ||||
24 | 24.10 | 24.10 | Р/р Написание сочинения | Урок развития речи | Уметь выбрать жанр пр – ия, составить план, сформулировать идею, подобрать цитатный материал, редактировать написанное | Написание сочинения | Сочинение | |||
25 | 27.10 | 27.10 | Вн. чтение Н.В. Гоголь «Повесть о том ,как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» | Урок внеклассного чтения | Знать содержание пр –ия, уметь хар – ть героев. | Фронтальный опрос | ||||
26 | 29.10 | 29.10 | А.С.Пушкин поэта.«Полтава».Историческая основа поэмы | Комбинированный урок | Знать содержание поэмы, уметь характеризовать роль ИВС, находить их в тексте | Индивидуальные сообщения | ||||
27 | 31.10 | 31.10 | Исторический и личный конфликт в поэме. | Комбинированный урок | Знать содержание поэмы, понятие «конфликт, уметь выражать свое отношение к прочитанному, пользоваться нужными цитатами из текста | Фронтальный опрос | ||||
28 | 10.11 | 10.11 | Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). | Комбинированный урок | Знать содержание поэмы, уметь выражать свое отношение к прочитанному, пользоваться нужными цитатами из текста, уметь характеризовать героя | Устный рассказ о героях | ||||
29 | 12.11 | 12.11 | Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев — Петра I и Карла XII. | Комбинированный урок | Знать содержание поэмы, уметь сопоставлять героев, выражать свое отношение к прочитанному | Выразительное чтение поэмы | ||||
30 | 14.11 | 14.11 | Роль Мазепы | Комбинированный урок | Знать содержание поэмы, уметь выражать свое отношение к прочитанному, пользоваться нужными цитатами из текста, уметь характеризовать героя | Фронтальный опрос, индивидуальные сообщения | ||||
31 | 17.11 | 17.11 | Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. | Комбинированный урок | Знать содержание поэмы, уметь выражать свое отношение к прочитанному, пользоваться нужными цитатами из текста, уметь характеризовать героя | Фронтальный опрос | ||||
32 | 19.11 | 19.11 | Картины украинской природы. | Комбинированный урок | Знать содержание поэмы, Уметь выразительно читать фрагменты, определять роль пейзажа | Художественный пересказ эпизода | ||||
33 | 22.11 | 22.11 | Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха. | Комбинированный урок | Знать содержание поэмы, понятие «композиция», уметь находить ИВС | Фронтальный опрос | ||||
34 | 24.11 | 24.11 | Поэма как жанр. Метафора. | Комбинированный урок | Знать понятия « поэма» «метафора совершенствовать навыки выразительного чтения уметь находить ИВС | Фронтальный опрос | ||||
35 | 26.11 | 26.11 | Вн.чтение А.С.Пушкин «Арап Петра Великого». | Урок внеклассного чтения | Знать содержание произведения, уметь выражать свое отношение к прочитанному, владеть разными видами пересказа | Индивидуальные сообщения тестирование | ||||
36 | 28.11 | 28.11 | Н. С. ЛЕСКОВ – рассказчик. | Урок изучения нового материала | Знать биографические сведения о писателе, уметь составлять цитатный план | Индивидуальные сообщения | ||||
37 | 1.12 | 1.12 | «Человек на часах» - «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот» | Комбинированный урок | Знать содержание пр –ия, уметь характеризовать идейный смысл рассказа, выполнять хужожественный пересказ эпизодов | Фронтальный опрос | ||||
38 | 3.12 | 3.12 | Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей | Комбинированный урок | Знать содержание пр –ия, уметь характеризовать идейный смысл рассказа, выполнять хужожественный пересказ эпизодов | Фронтальный опрос | ||||
39 | 5.12 | 5.12 | Актированный день. | |||||||
40 | 812 | 8.12 | Постников — лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость как выражение лучших черт русского народа | Комбинированный урок | Знать понятие « речевая характеристика», уметь характеризовать героя | Художественный пересказ эпизода | ||||
41 | 10.12 | 10.12 | Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | |||||
42 | 12.12 | 10212 | Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования. | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | |||||
43 | 15.12 | 15.12 | Вн.чтение Н.С.Лесков «Левша» | Урок внеклассного чтения | Знать: сказ, особенности сказа идейный смысл произведения,уметь выполнять характеристику героя, художественный пересказ эпизодов | Устный рассказ о герое | ||||
« Художник – голос своей эпохи» (29) | 44 | 17.12 | 17.12 | И. С. ТУРГЕНЕВ.Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника» | Урок изучения нового материала | Знать содержание понятия пейзаж, уметь владеть различными видами пересказа | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно исползовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей ; планирования и регуляции своей деятельности ; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы | Индивидуальные сообщения | ||
45 | 19.12 | 19.12 | «Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. | Комбинированный урок | Знать содержание понятия «конфликт. содержание пр –ия, уметь характеризовать героев пр –ия, владеть разными видами пересказа. | Устный рассказ о герое | ||||
46 | 22.12 | 22.12 | Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании. | Комбинированный урок | Знать содержание понятия «деталь» произведения,уметь выделять смысловые части произведения, уметь характеризовывать героя | Фронтальный опрос | ||||
47 | 25.12 | 25.12 | Стихотворения в прозе:«Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей» | Урок изучения нового материала | Знать своеобразие стихотворений в прозе, уметь воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе | Выразительное чтение наизусть | ||||
48 | 26.12 | 26.12 | Своеобразие стихотворений в прозе.«Как хороши, как свежи были розы...», «Памяти Ю. П. Вревской». | Комбинированный урок | Знать своеобразие стихотворений в прозе, уметь воспринимать и анализировать поэтику стихотворений в прозе | Выразительное чтение, тестирование | ||||
49 | 12.01 | 12.01 | Вн.чтение И.С.Тургенев «Записки охотника» | Урок внеклассного чтения | Знать содержание пр –ий, уметь определять тему и идею пр-ия, выполнять художественный пересказ, характеризовать героев | Индивидуальные сообщения | ||||
50 | 14.01 | 14.01 | Н.А. НЕКРАСОВ.Картины народной жизни в творчестве поэта. | Комбинированный урок | Знать факты жизни и творчества поэта, содержание стихотворения, обличительный пафос стихотворения, уметь определять тематику произведения, особенности языка и стиля | Индивидуальные сообщения | ||||
51 | 16.01 | 16.01 | «Железная дорога». Историческая основа стихотворения | Комбинированный урок | Знать художественные особенности стихотворения,уметь характеризовать стилистические средства | Выразительное чтение стихотворения | ||||
52 | 19.01 | 19.01 | Гнетущие картины подневольного труда. | Комбинированный урок | Знать содержание пр –ия,уметь подбирать аргументы, формулировать выводы, уметь выявлять авторские размышления о народных судьбах и характерах | Выразительное чтение стихотворения | ||||
53 | 21.01 | 21.01 карантин | «Железная дорога» .Своеобразие композиции стихотворения. | Комбинированный урок | Знать своеобразие композиции стихотворения, роль пейзажа в организации поэтического текста, уметь характеризовать стилистические средства | Фронтальный опрос | ||||
54 | 23.01 | 23.01. карантин | Роль пейзажа в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» | Комбинированный урок | Знать своеобразие композиции стихотворения, роль пейзажа в организации поэтического текста, уметь характеризовать стилистические средства | Выразительное чтение наизусть | ||||
55 | 26.01 | 26.01 карантин | «Орина,мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос» (отрывки). | Комбинированный урок | Уметь охарактеризовать особенности поэтики Некрасова, знать и уметь находить эпитеты, сравнения | Фронтальный опрос | ||||
56 | 2.02 | 2.02 | Вн.чтение Н.А.Некрасов «Дедушка». | Урок внеклассного чтения | Знать особенности построения поэтического пр –ия, уметь при чтении выражать тему, идею пр –ия, чувства автора | Индивидуальные сообщения | ||||
57 | 2.02 | 2.02 | М.Е.САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Сведения о жизни писателя. | Урок изучения нового материала | Знать биографические сведения о писателе, содержание изучаемых произведений, уметь составлять план прочитанного, владеть различными видами пересказа | Рассказ о писателе по плану | ||||
58 | 3.02 | 3.02 | «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. | Комбинированный урок | Знать содержание сказок,определение понятий «аллегория», «фантастика»,уметь выявлять парадоксы в народной жизни,отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера | Фронтальный опрос | ||||
59 | 3.02 | 3.02 | Осуждение рабской покорности. Приемы сказочного повествования.. | Комбинированный урок | Знать понятия: «сатира», «гротеск», уметь характеризовать героев,владеть различными видами пересказа | Тестирование | ||||
60 | 5.02 | 5.02 | «Дикий помещик». | Комбинированный урок | Знать содержание сказок,определение понятий «аллегория», «фантастика»,уметь выявлять парадоксы в народной жизни,отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера | Фронтальный опрос | ||||
61 | 9.02 | 9.02 | Вн.чтение М.Е.Салтыков-Щедрин «Коняга» | Урок внеклассного чтения | Знать содержание сказок,определение понятий «аллегория», «фантастика»,уметь выявлять парадоксы в народной жизни,отраженные в сказках, составлять рассуждения о сильных и слабых сторонах народного характера | Тестирование | ||||
62 | 10.02 | 10.02 | А. П. ЧЕХОВ.Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное. | Урок изучения нового материала | Знать: сведения из биографии Чехова; жанр юмористичес-кого рассказа; при-рода смешного в рассказах Чехова | |||||
63 | 12.02 | 12.02 | «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе | Урок изучения нового материала | Знать: сюжет и образную сис-тему рассказа; говорящие фа-милии, юмор, роль художест-венной детали; язык персона-жей | Фронтальный опрос | ||||
64 | 16.02 | 16.02 | Особенности композиции. Смысл названия рассказа. | Комбинированный урок | Уметь: давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказа, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему | Письменный ответ на вопрос | ||||
65 | 17.02 | 17.02 | «Тоска». Тема одиночества человека в мире. | Комбинированный урок | Знать сюжет произведения, уметь характеризовать героев | Фронтальный опрос | ||||
66 | 19.02 | 19.02 | «На мельнице».Приговор жадности и бессердечию. | Комбинированный урок | Знать сюжет и образную систему рассказа, уметь характеризовать героев | Фронтальный опрос | ||||
67 | 24.02 | 24.02 | Вн.чтение А. П. Чехов. «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка) | Урок внеклассного чтения | Знать: сюжет и образную сис-тему рассказов; говорящие фа-милии, юмор, роль художест-венной детали; язык персона-жей , уметь: давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать сатирический пафос рассказов, роль художественной детали в рассказах Чехова, ее связь с внутренним состоянием персонажа, авторским отношением к нему | Художественный пересказ, устный рассказ о герое | ||||
68 | 26.02 | 26.02 | А.Н.Островский. Сведения о жизни драматурга. | Урок изучения нового материала | Знать основные факты биографии А.Н.Островского уметь готовить сообщения об основных этапах биографии | Индивидуальные сообщения | ||||
69 | 2.03 | 2.03 | «Свои люди – сочтемся». Мораль и нравы купеческой среды. | Комбинированный урок | Знать содержание пьесы, уметь характеризовать героев | Фронтальный опрос | ||||
70 | 3.03 | 3.03 | Герои пьесы. | Комбинированный | Знать содержание пьесы, уметь характеризовать героев | |||||
71 | 5.03 | 5.03 | Вн.чтение «Снегурочка» | Урок внеклассного чтения | Знать содержание пьесы, уметь характеризовать ИВС, самостоятельно делать выводы | Фронтальный опрос | ||||
«Запечатленные мгновен ия»(2) | 72 | 10.03 | 10.03 | Природа в лирике поэтов. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко...»; А. А. Фет.«Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза» | Урок изучения нового материала | Знать: особенности поэтического текста уметь: анализировать поэтический текст | Владение монологической и диалогической речью, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Выразительное чтение наизусть | ||
73 | 12.03 | 12.03 | Вн. чтение Я. П. Полонский.«Дорога», «Зимний путь». | Урок внеклассного чтения | Знать: особен-ности поэтичес-кого текста уметь: анализиро-вать поэтический текст | Выразительное чтение | ||||
«Тема становления личности» (17) | 74 | 16.03 | 16.02 | Л. Н. ТОЛСТОЙ— автор повестей о становлении характера человека. | Урок изучения нового материала | Знать: что та-кое «автобио-графическая повесть» | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно исползовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей ; планирования и регуляции своей деятельности ; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы | Устный рассказ о писателе | ||
75 | 17.03 | 17.03 | «Детство»(главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева | Урок изучения нового материала | Знать содержание произведения, уметь давать оценку действиям героев | Художественный пересказ | ||||
76 | 19.03 | 19.03 | Чувство сострадания — важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. | Комбинированный урок | Знать содержание произведения, уметь давать оценку действиям героев | Фронтальный опрос | ||||
77 | 30.03 | 30.03 | «Отрочество»(главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. | Комбинированный урок | Знать содержание произведения, уметь давать оценку действиям героев | Рассказ о герое | ||||
78 | 1.04 | 1.04 | Особенности построения повести . | Комбинированный урок | Знать содержание прочитанного произведения | Фронтальный опрос | ||||
79 | 3.04 | 3.04 | Р/р Подготовка к сочинению.
| Урок развития речи | Знать содержание прочитанного произведения, уметь подбирать цитатный материал, редактировать написанное | подбор материала к сочинению | Составление плана к сочинению | |||
80 | 6.04 | 6.04 | Р/р Написание сочинения. «Кто из героев повестей «Детство» и «Отрочество» мне особенно симпатичен? | Урок развития речи | Знать содержание прочитанного произведения, уметьподбирать цитатный материал, редактировать написанное | написание сочинения | сочинение | |||
81 | 8.04 | 8.04 | Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ. Сведения о жизни писателя | Урок изучения нового материала | Знать биографические сведения о писателе | Устный рассказ о писателе | ||||
82 | 10.04 | 10.04 | «Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). | Урок изучения нового материала | Знать содержание произведения, уметь давать оценку действиям героев | Фронтальный опрос | ||||
83 | 13.04 | 13.04 | Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка. | Комбинированный урок | Знать содержание произведения, уметь давать оценку действиям героев | Фронтальный опрос | ||||
84 | 14.04 | 14.04 | МАКСИМ ГОРЬКИЙ.Сведения о жизни писателя. | Урок изучения нового материала | Знать биографические сведения о писателе | Составление плана | ||||
85 | 15.04 | 15.04 | «Детство». Автобиографическая основа повести. | Урок изучения нового материала | Знать: что такое «автобиографическая повесть», нравственную проблематику повести | Художественный пересказ | ||||
86 | 17.04 | 17.04 | Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу. | Комбинированный урок | Знать: причины поступков героев,уметь: давать характеристику литературному герою | Устный рассказ о героях | ||||
87 | 20.04 | 20.04 | Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. | Комбинированный урок | Знать содержание произведения, уметь анализировать героев выявлять авторское отношение к героям | Фронтальный опрос, тестирование | ||||
88 | 22.04 | 22.04 карантин | РР Подготовка к сочинению. | Урок развития речи | Знать содержание произведения, уметь составлять план | Составление плана, подбор материала | Написание плана | |||
89 | 24.04 | 24.04 карантин | Вн.чтение В.А. Солоухин «Закон набата» | Урок внеклассного чтения | Знать содержание произведения, уметь анализировать героев выявлять авторское отношение к героям | Устный рассказ о героях | ||||
90 | 27.04 | 27.04 карантин | Вн.чтение А.Г.Алексин «Мой брат играет на кларнете». | Урок внеклассного чтения | Знать содержание произведения, уметь анализировать героев выявлять авторское отношение к героям | Художественный пересказ | ||||
91 | 29.04 | 29.04 | РР Написание сочинения «Почему Алеша сохранил доброе сердце в суровых условиях жизни?» | Урок развития речи | Сочинение | |||||
92 | 4.05 | 4.05 | Вн.чт В.Солоухин «Моченые яблоки» | Урок внеклассного чтения | ||||||
93 | 5.05 | 5.05 | Вн.чт. А.Алексин «Мой брат играет на кларнете». | Урок внеклассного чтения | ||||||
«Содружество искусств» ( 2ч)
| 94 | 6.05 | 6.05 | К. Г. Паустовский.«Корзина с еловыми шишками. | Урок изучения нового материала | Знать содержание произведения, уметь анализировать героев выявлять авторское отношение к героям | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно исползовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей ; планирования и регуляции своей деятельности ; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы | Художественный пересказ | ||
95 | 8.05 | 8.05 | Стихи русских поэтов об искусстве: А. А. Блок. «Я никогда не понимал...»; К. М. Фофанов. «Художник», «Усну | Урок изучения нового материала | Знать: сведения о жизни и творчестве поэтов; темы лири-ки поэтов; понятие «аллитерация»; цветопись и звуко-пись поэзии; средства создания поэтических образов; способы выражения чувств в лирике , уметь: выразительно читать стихотворный текст | Выразительное чтение стихотворений | ||||
«Перекличка эпох». (5ч) | 96 | 11.05 | 11.05 | Ж. Б. МОЛЬЕР..«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии . | Урок изучения нового материала | Знать биографические сведения о драматурге | Владение монологической и диалогической речью, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий | Художественный пересказ | ||
97 | 13.05 | 13.05 | Крылов-драматург.«Урок дочкам». | Урок изучения нового материала | Знать: творчество Крылова, содержание комедии | Рассказ о героях | ||||
98 | 15.05 | 15.05 | Итоговая контрольная работа. | Урок проверки ЗУН | ||||||
99 | 18.05 | 18.05 | Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. | Комбинированный урок | Знать творчество драматургов, уметь сравнивать проблематику пр-ий | Фронтальный опрос | ||||
100 | 20.05 | 20.05 | Жанры драмы. Комедия. | Комбинированный урок | Знать понятия «драма», «комедия» | |||||
101 | 22.05 | 22.05 | РР Подготовка к домашнему сочинению «Спешу поделиться книгой». | Урок развития речи | Знать содержание прочитанного произведения, уметь выбрать жанр сочинения, подобрать материал, редактировать написанное | Написание сочинения | Сочинение | |||
«В мире фантастики приключений» (7ч) | 102 | 25.05 | 25.05 | А.де Сент- Экзюпери «Маленький принц». | Урок изучения нового материала | Знать: жанр «притча», уметь: давать ха-рактеристику герою, делать ана-лиз эпизода, вла-деть навыками пересказа | Владение монологической и диалогической речью, готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | Художественный пересказ эпизода | ||
103 | 27.05 | 27.05 | Истинные и мнимые ценности жизни.. | Комбинированный урок | Знать: жанр «притча», уметь: давать ха-рактеристику герою, делать ана-лиз эпизода, владеть навыками пересказа, | Фронтальный опрос | ||||
104 | 29.05 | 29.05 | Смысл афоризмов в сказке. | Комбинированный урок | знать: содержание произведения уметь: давать ха-рактеристику герою, делать ана-лиз эпизода, владеть навыками пересказа | Фронтальный опрос | ||||
105 | 1.06 | 1.06 | Вн.чт.Р.Брэдбери «Каникулы», «Земляничное окошко». | Комбинированный урок |
Список литературы:
Литература для учителя:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009
2. Методические советы к учебнику – хрестоматии для 7 класса под редакцией М.А.Снежневской. – М.: Мнемозина, 2002.
Литература для учащихся:
1.Литература. 7 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....