Урок внеклассного чтения в 11 классе: «Современная авторская песня. В.Высоцкий» Литературно – музыкальная композиция. «Я весь прозрачен, как открытое стекло…»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Просвиркина Татьяна Вячеславовна

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством автора и исполнителя В.Высоцкого;
  • выяснить ответ на вопрос: почему Высоцкий был запрещен и непризнан в 70-е гг и знаменит сейчас;
  • прививать любовь к современной авторской песне.

Тип урока:  урок- размышление, урок концерт.

Оборудование: стенд с фотографиями творчества Высоцкого, книги о жизни поэта, аудио и видеозаписи, фотографии, портреты.

«Горька судьба поэтов всех племен;

  Тяжелее всех судьба казнит Россию…»

                                               В. Кюхельбер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx50.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 11 классе: «Современная авторская песня. В.Высоцкий»

Литературно – музыкальная композиция.

«Я весь прозрачен, как открытое стекло…»

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством автора и исполнителя В.Высоцкого;
  • выяснить ответ на вопрос: почему Высоцкий был запрещен и непризнан в 70-е гг и знаменит сейчас;
  • прививать любовь к современной авторской песне.

Тип урока:  урок- размышление, урок концерт.

Оборудование: стенд с фотографиями творчества Высоцкого, книги о жизни поэта, аудио и видеозаписи, фотографии, портреты.

«Горька судьба поэтов всех племен;

  Тяжелее всех судьба казнит Россию…»

                                               В. Кюхельбер

1.Видеозапись. (Отрывок фильма: В.Высоцкого «История любви»).

2.Вступительное слово учителя.

     - Что за человек был В.Высоцкий? Счастливо ли прожил он свою жизнь? Могла ли его судьба сложится  иначе?

         Задавая эти вопросы, сразу понимаешь, что ответить на них не удастся.

Россия владеет самым громадными поэтическим богатством в мире. Но этому  уникальному явлению сопутствует и другое, ни в одой стране, кроме нашей, история поэзии не имеет столько трагических страниц: Пушкин, Лермонтов – убиты на дуэли; С.Есенин, В.Маяковский, М.Цветаева доведены обстоятельствами жизни до самоубийства; О.Мандельштам – погиб, пропав без вести в одном из сталинских лагерей. (Этот печальный список можно продолжать). И даже те из поэтов, которые прожили довольно долгую жизнь, умерли своей смертью, как правило, остались непонятны современниками, терпели обиды и унижения – лучшее в их творчестве было открыто спустя годы после их ухода в небытие.

Судьба В.Высоцкого не является исключением.

(стихотворение «Я не люблю» в исполнении учащегося)

Я не люблю фатального исхода 
От жизни никогда не устаю 
Я не люблю любое время года 
Когда весёлых песен не пою 
Я не люблю открытого цинизма 
В восторженность не верю и ещё 
Когда чужой мои читает письма 
Заглядывая мне через плечо 
Я не люблю когда наполовину 
Или когда прервали разговор 
Я не люблю, когда стреляют в спину 
Я также против выстрелов в упор 
Я ненавижу сплетни в виде версий 
Червей сомненья, почестей иглу 
Или когда всё время против шерсти 
Или когда железом по стеклу 
Я не люблю уверенности сытой


Уж лучше пусть откажут тормоза 
Досадно мне, что слово "честь" забыто 
И что в чести наветы за глаза 
Когда я вижу сломанные крылья 
Нет жалости во мне и неспроста 
Я не люблю насилье и бессилье 
Вот только жаль распятого Христа 
Я не люблю себя когда я трушу 
Обидно мне, когда невинных бьют 
Я не люблю, когда мне лезут в душу 
Тем более, когда в неё плюют 
Я не люблю манежи и арены 
На них мильон меняют по рублю 
Пусть впереди большие перемены 
Я это никогда не полюблю

3.Биография. Сообщения учащихся.

            1. Холодным зимним днем 25 января 1938 г. в Москве родился В.Высоцкий. Он не мог появиться на свет обычно. Так, как рождались миллионы других, талантливых и простых людей. Не мог приходом в этот мир не вызвать споров и разногласий. Все началось задолго до его рождения. Какое имя дать ребенку? Этот вопрос обсуждали все и подруги матери, Нины Максимовны, и соседи.  Муж уезжая просил: «Назови сына Владимиром: в честь моего отца и твоего брата». К тому же отмечались ленинские дни и появился еще один повод назвать сына Владимиром. Но вдруг Нина Максимовна получает поздравление: «Мы, соседи, поздравляем вас с рождением нового гражданина СССР и всем миром решили назвать его Олегом. Олег- предводитель Киевского государства!» Когда она вернулась домой с Владимиром, многие соседи были недовольны, особенно дети.

             Первые годы жизни Володи прошли в многоквартирной коммуналке на  Первой Мещанской. Был занятным, очень общительным ребенком. Когда началась война, Володе было 3,5 года. Он  не  боялся воздушной тревоги для него это была игра. Взрослые и дети носили на чердак дома запасы песка и воды. Володя также принимал в этом участие, но осознание того что он делал, пришло позже:

Да, не все, что сверху – от Бога:

                                                   И народ « зажигалки тушил»:

И, как малая фронту подмога,-

Мой песок и дырявый кувшин.-

писал он в «Балладе о детстве».

           

             2. Затем была эвакуация на Урал. Долгие два года жили Высоцкие в с.Воронцовка.

Окончилась война. Жизнь родителей не сложилась, и было решено, что пока мальчик учится, он будет жить у отца. Вторая жена отца Евгения Степановна, надолго заменяла ему мать. Рано у Володи стал проявляться характер. Однажды Евгения Степановна утепляла ему ботинки заячьим мехом. Носить он их не стал, устроив настоящий бунт:

«Жмёт, колет… Жмет пятку»

             Отличался ли Володя от других детей?  Нет. Разве что был более непоседлив, бесстрашен, а потому, как правило, был заводилой и в играх и в проказах.

В школе учился хорошо, но по воспоминаниям родителей и одноклассников, благодаря своим способностям, а не усердно были и «неуды» по поведению.

            Уже в то время Владимир умел интересно рассказывать, разыгрывать интересные истории. В школе часто писал эпиграммы на своих одноклассников. Его одноклассник, близкий друг Игорь Васильевич Кохановский вспоминает: «Я однажды получил травму, и мне надо было вставлять зубы. Мне вставили, и , как было тогда модно, один зуб стал золотым. И Володя написал в связи с этим вот такую эпиграмму:

Напившись, ты умрёшь под забором,

Не заплачет никто над тобой,

Подойдут к тебе гадкие воры,

Тырснут кепку и зуб золотой.

В 10 классе Владимир  стал заниматься в драмкружке. Однажды мать пришла туда на репетицию и потом спросила у руководителя: «Может ли Володя посвятить свою жизнь сцене?» - Не только может, но и должен! У вашего сына талант; - был ответ.

             

             3.  Школу Володя заканчивает на «4» и «5» и решительно  заявляет родителям: хочу в театральный, но вся семья была против. Под давлением родни Высоцкий решил поступить в технический вуз на механический факультет. В 1955 г. он стал студентом Московского инженерно- строительного института, но проучился там всего полгода и в 1956 поступил в школу – студию МХАТ. «Я поступил туда с большим трудом, считалось, что мой голос не приспособлен для сцены. Меня даже пытались отчислить из студии за профнепригодность из-за голоса».

            Была в то время у Володи своя любимая компания на Большом Каретном.

(песня «Большой Каретный» аудиозапись)

                                Левону Кочаряну

                - Где твои семнадцать лет?

                - На Большом Каретном.

                - Где твои семнадцать бед?

                - На Большом Каретном.

                - Где твой черный пистолет?

                - На Большом Каретном.

                - Где тебя сегодня нет?

                - На Большом Каретном.

        Помнишь  ли, товарищ, этот дом?

        Нет, не забываешь ты о нем!

        Я скажу, что тот полжизни потерял,

        Кто в Большом Каретном не бывал.

                Еще бы ведь...

                - Где твои семнадцать лет?

                - На Большом Каретном.

                - Где твои семнадцать бед?

                - На Большом Каретном.

                - Где твой черный пистолет?

                - На Большом Каретном.

                - Где тебя сегодня нет?

                - На Большом Каретном.

        Переименован он теперь,

        Стало все по новой там, верь-не верь!

        И все же, где б ты ни был, где ты не бредешь -

        Нет-нет, да по Каретному пройдешь.

                Еще бы ведь...

                - Где твои семнадцать лет?

                - На Большом Каретном.

                - Где твои семнадцать бед?

                - На Большом Каретном.

                - Где твой черный пистолет?

                - На Большом Каретном.

                - Где тебя сегодня нет?

                - На Большом Каретном.

1962

            4. Здесь на квартире Левона Кочаряна встречались Василий Шукшин, Андрей Парковский, Артур Макаров, Владимир Акимов, Олег Стрижинов, Всеволод Абдулов и другие. Как бы ни менялась жизнь Владимира: учился ли он, метался из одного театра в другой: стал ли актером кино и театра Таганке, певцом, непризнанным поэтом, был ли холост или женат, - он никогда не забывал о своих друзьях на Большом  Каретном. Компания жила очень шумно и весело.

            Именно здесь Высоцкий впервые начинает петь и играть на гитаре. Именно здесь состоялась и свадьба с Изой Жуковой – 25 апреля 1960 г. Она была шумной и модной. «Изуль, я всех пригласил: - «Кого всех?!» - «А я не помню, я всех пригласил!».

            5. Изольда Константиновна вспоминает: У него был дар дарить! Из будней делать праздники. Обычный будничный день не мог пройти просто так, обязательно должно было что-то случиться. Он не мог прийти домой чего-нибудь не принеся. Это мог быть воздушный шарик, одна мандаринина, одна конфета какая-нибудь – ну, что – нибудь – ерунда, глупость. И это делало весь день действительно праздничным. И сам он любую бытовую мелочь – чистую рубашку, жареную картошку, стакан чаю – принимает как подарок.  При ней он начинал петь, вместе с ней купил свою первую гитару.

            Первые песни Владимира Высоцкого, как правило, имели конкретный адрес, были вызваны каким-то поводом, случаем. Например,  песня « Мой друг уехал в Магадан» была создана по поводу отьезда Игоря Кохановского летом 1965 г. в Магадан.

Мой друг уехал в Магадан –

Снимите шляпу,  снимите шляпу!

Уехал сам, уехал сам –

Не по этапу, не по этапу.

Не то, чтоб другу не везло,

Не для молвы, что, мол чудак! –

Я знаю, кто-то скажет «зря»!

Как так решиться – всего лишиться.
Ведь там сплошные лагеря, 
А в них убийцы, а в них убийцы! 
Ответит он: - Не верь молве. 
Их там не больше, чем в Москве.- 
Потом уложит чемодан - 
И в Магадан, и в Магадан. 

            6. После поступил в школу-студию МХАТ начался долгий путь В.Высоцкого к актерскому мастерству.

               В его личном деле можно прочитать: «Слух- хороший, ритм -хороший, певческого голоса – нет».

               Его голос считался глухим, сиплым, не имеющим  каких либо вокальных перспектив. На курсе отличался тем, что был очень остроумным человеком. Он великолепно пародировал многих певцов (от Армстронга до Утесова) или просто героев ковбойских фильмов. Два курса он был «комик» и вдруг на экзамене за 3 курс поразил преподавателей драматической ролью «Порфирия  Петровича из «Преступления и наказания». Ф.М.Достоевского. Это была его удача. Профессор русской и западной литературы Белкин, в слезах выбежал за кулисы и говорил, что впервые увидел настоящего Достоевского.

            На выпускном экзамене играл роль  Бубнова в пьесе Горького «На дне». И одна дама- зрительница сказала о нем пророческую фразу: «За этим мальчиком я буду следить всю жизнь!».

             7. Итак, В.Высоцкий в 22 года заканчивает актерское отделение школы-студии МХАТ.  Назначен в Московский драматический театр им. Пушкина.  Почти 4 года он шёл к своему театру на Таганке, где он состоялся как актер, и самое главное, где он мог исполнять свои собственные песни.

             В.Высоцкий снялся в 30 фильма, ко многим кинолентам он написал песни. Но каждая роль приносила множество обид и оскорблений, каждая роль буквально отвоевывалась им с большим трудом. Но, конечно, главным в его жизни были его песни.

                       «Я хочу петь для вас»

             Эту фразу, выведенную на большом куске бумаги рукой В.Высоцкого, можно прочесть в его доме-музее на одном их экспонатов. В ней он выразил основную причину, заставившую его взяться за гитару. Он хотел, чтобы его слышали: сначала небольшая компания близких друзей, затем  тысячные, миллионные аудитории.

(Аудиозапись песни «Высота»)

       Вцепились они в высоту, как в свое.

        Огонь минометный, шквальный...

        А мы все лезли толпой на нее,

        Как на буфет вокзальный.

        И крики "ура" застывали во рту,

        Когда мы пули глотали.

        Семь раз занимали мы ту высоту -

        Семь раз мы ее оставляли.

        И снова в атаку не хочется всем,

        Земля - как горелая каша...

        В восьмой раз возьмем мы ее насовсем -

        Свое возьмем, кровное, наше!

        А может ее стороной обойти,-

        И что мы к ней прицепились?!

        Но, видно, уж точно - все судьбы-пути

        На этой высотке скрестились.

1965

             8. Гитара появилась случайно. «Как-то я понял, что впечатление от стихов можно усилить музыкальным инструментом и мелодией. Я попробовал это сделать. Брал гитару, когда появлялась строка. И если это не сложилось в ритм, я его менял. Я это песней не называю. Я считаю, что это стихи, исполняемые под гитару. Я специально делаю упрощенные ритмы и мелодии, чтобы мелодия не мешала воспринимать текст, и входила не только в уши, но и в душе».

(аудиозапись «Прощание с горами)

В суету городов и в потоки машин

        Возвращаемся мы - просто некуда деться!

        И спускаемся вниз с покоренных вершин,

        Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.

                Так оставьте ненужные споры!

                Я себе уже все доказал -

                Лучше гор могут быть только горы,

                На которых еще не бывал.

        Кто захочет в беде оставаться один?

        Кто захочет уйти, зову сердца не внемля?

        Но спускаемся мы с покоренных вершин -

        Что же делать, и боги спускались на землю.

                Так оставьте ненужные споры!

                Я себе уже все доказал -

                Лучше гор могут быть только горы,

                На которых еще не бывал.

        Сколько слов и надежд, сколько песен и тем

        Горы будят у нас и зовут нас остаться.

        Но спускаемся мы - кто на год, кто совсем,

        Потому что всегда, потому что всегда мы должны возвращаться.

 

                Так оставьте ненужные споры!

                Я себе уже все доказал -

                Лучше гор могут быть только горы,

                На которых никто не бывал.

1966

            Итак, в начале 60-х гг. В.Высоцкий написал первые свои стихи-песни и через несколько лет произошло невиданное чудо, впервые за всю историю русского советского искусства, человек стал знаменит на всю страну без помощи средств массовой информации. Не было ни афишных объявлений, ни поддержки радио, телевидения и прессы; песни распространялись, стихийно переписываясь с одной пленки на другую. Качество было ужасным, появилось множество подделок.

            9. Сюжеты всех песен выдуманы. Если человек действительно пишет, он должен много придумывать, иначе этим песням не было бы никакой цены. Песню надо придумывать, да так, чтобы каждый в ней мог увидеть себя. Вот в этом заслуга автора.

(аудиозапись «Песня о друге»)

Если друг оказался вдруг

        И не друг, и не враг, а - так,

        Если сразу не разберешь,

        Плох он или хорош,-

        Парня в горы тяни - рискни!

        Не бросай одного его,

        Пусть он в связке в одной с тобой -

        Там поймешь, кто такой.

        Если парень в горах - не ах,

        Если сразу раскис и - вниз,

        Шаг ступил на ледник и - сник,

        Оступился - и в крик,-

        Значит, рядом с тобой - чужой,

        Ты его не брани - гони:

        Вверх таких не берут, и тут

        Про таких не поют.

        Если ж он не скулил, не ныл,

        Пусть он хмур был и зол, но - шел,

        А когда ты упал со скал,

        Он стонал, но - держал,

        Если шел за тобой, как в бой,

        На  стоял хмельной,-

        Значит, как на себя самого,

        Положись на него.

1966

            Долгое время власти как бы не замечали песенного творчества Высоцкого, относились к его популярности в народе по пословице « Чем бы дитя не тешилось…» Стоило бы поэту чуть-чуть покривить душой воспеть партию  или восхвалить грандиозные планы построения светлого коммунистического общества и его бы, Высоцкого обласкали, приблизили бы к самому высокому пьедесталу. Не многие могли бы устоять перед этим. Но В.Высоцкий был другим человеком. Он не умел идти на компромиссы, любая сделка с собственной совестью заставляла его страдать.

            Власть «проснулась» в 1968 г., когда Высоцкий стал писать не только дворовые песни. Он создал ряд потрясающих песен о войне, вышли фильмы с его песнями:

«Я родом из детства»,  «Вертикаль».

             10. Травля началась 31 марта 1968 г. со статьи Потапенко и Чернова в газете «Советская Россия». «Если друг оказался вдруг», где  пренебрежительно упоминалось о песнях В.Высоцкого «Клевета на нашу действительность» подтверждают строками, вырванными из песен Визбора и Кукина. Его концерты были запрещены.

(аудиозапись песни «Охота на волков»)

Рвусь из сил и из всех сухожилий,

        Но сегодня - опять, как вчера,-

        Обложили меня, обложили,

        Гонят  весело на номера.

        Из-за елей хлопочут двустволки -

        Там охотники прячутся в тень.

        На снегу кувыркаются волки,

        Превратившись в живую мишень.

                Идет охота на волков, идет охота!

                На серых хищников - матерых и щенков.

                Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.

                Кровь на снегу и пятна красные флажков.

        Не на равных играют с волками

        Егеря, но не дрогнет рука!

        Оградив нам свободу флажками,

        Бьют уверенно, наверняка.

        Волк не может нарушить традиций.

        Видно, в детстве, слепые щенки,

        Мы, волчата, сосали волчицу

        И всосали - "Нельзя за флажки!"

                Идет охота на волков, идет охота!

                На серых хищников - матерых и щенков.

                Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.

                Кровь на снегу и пятна красные флажков.

        Наши ноги и челюсти быстры.

        Почему же - вожак, дай ответ -

        Мы затравленно мчимся на выстрел

        И не пробуем через запрет?

        Волк не должен, не может иначе!

        Вот кончается время мое.

        Тот, которому я предназначен,

        Улыбнулся и поднял ружье.

                Идет охота на волков, идет охота!

                На серых хищников - матерых и щенков.

                Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.

                Кровь на снегу и пятна красные флажков.

        Я из повиновения вышел

        За флажки - жажда жизни сильней!

        Только сзади я радостно слышал

        Удивленные крики людей.

        Рвусь из сил, из всех сухожилий,

        Но сегодня - не так, как вчера!

        Обложили меня, обложили,

        Но остались ни с чем егеря!

                Идет охота на волков, идет охота!

                На серых хищников - матерых и щенков.

                Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.

                Кровь на снегу и пятна красные флажков.

1968

             В.Высоцкий хотел только одного – «быть поэтом и артистом для народа; который любил. Он опередил время. Дирекция Новокузнецкого театра незаконно (тогда не было законной предпринимательской деятельности в СССР) организовывал концерты Высоцкого, чтобы выполнить план и выплатить зарплату артистам. «Надо зарабатывать, пока есть силы, пока ты интересен. Лечу в Новокузнецк на 3 дня – 19 выступлений». В.Высоцкий летел туда, где его ждали.

           11. Над каждой песней В.Высоцкий работал очень подолгу. Текст переписывался несколько раз. «Творчество – говорил он, - это такая талантливая вещь, вызывает разные ассоциации. И если получается удачно, тогда песня попадает к вас сразу в душу и западает в неё.

           Огромное место в его творчестве занимает военная тема. Почему? «Во-первых, война всегда будет нас волновать. Это такая беда. Во-вторых, у меня военная семья; В-третьих, мы дети военных лет, и для нас это вообще никогда не забудется».

(песня « На братских могилах»)

               На братских могилах не ставят крестов,

        И вдовы на них не рыдают,

        К ним кто-то приносит букеты цветов,

        И Вечный огонь зажигают.

        Здесь раньше вставала земля на дыбы,

        А нынче - гранитные плиты.

        Здесь нет ни одной персональной судьбы -

        Все судьбы в единую слиты.

        А в Вечном огне виден вспыхнувший танк,

        Горящие русские хаты,

        Горящий Смоленск и горящий рейхстаг,

        Горящее сердце солдата.

        У братских могил нет заплаканных вдов -

        Сюда ходят люди покрепче.

        На братских могилах не ставят крестов,

        Но разве от этого легче?..

1964

            В.Высоцкий был благодарен слушателям, пришедшим на выступление  за искреннюю  любовь и интерес к его творчеству. Он был певцом для многих, потому что никогда не пел свысока. У него было поразительное ощущение дистанции. Когда он пел на огромный зал, он пел на огромный зал. Когда он пел для 5 человек, это было на 5 человек, а не на 6. Он пел всем существом и полностью завораживал аудиторию.

            12. За 42 года жизни В.С.Высоцкий умирал несколько раз. Впервые клиническая смерть в 1969 г. Он предчувствовал свою смерть, знал, что это может случится в любую минуту.

            Летом 1980 г. В.Высоцкий остался в Москве только из-за Олимпиады, чтобы сыграть несколько спектаклей «Гамлета» в Театре на Таганке.

Последний спектакль состоялся 18 мая. Он жил на сцене. Это был его вопрос: «Быть или не быть?»

              23 июля Владимиру Семеновичу  стало плохо. Вызвали врачей из клиники Склифософского. Но не было свободного бокса и решили забрать его 25 го утром.

              Число 25 в жизни Высоцкого имеет мистически-роковое значение.  25 января он родился и  25 января Ю.Любимов был утвержден режиссером Театра на таганке, где Высоцкий состоялся как всем известный актер и втор песен, 25 апреля была свадьба с Изольдой Жуковой, 25 июля женился на Людмиле Абрамовой, а 25 июля он умер во сне.

   

3. Заключительное слово учителя.

            Время идет. Вместе с ним идет переоценка ценностей, творчества великого кумира 60-70 –х гг.  Не надо говорить, что Высоцкого любили, и сейчас любят все. Сейчас модны иные ритмы, меняется общество. Но, ведя разговор о песенном творчестве Высоцкого надо признать, что он принадлежит к тем явлениям русской культуры, которую нельзя не замечать, нельзя сделать вид, что их не существует.

            И если в 1977 году, уже признанный всенародно поэт так и не смог напечатать свой сборник стихов (дирекция «Советского писателя» стояла насмерть), то после его смерти ситуация резко изменилась. Уже летом 1981 г. вышел 1-й сборник стихов Высоцкого, его составил Роберт Рождественский.

          В последние годы его поэзию пытаются уложить в привычные рамки, разобрать по полочкам: Эти - гражданские, эти о любви; те - сатира и юмор. И сам Владимир Высоцкий, наверное, заметил бы по этому поводу: «И стал я великим, а был я живым»)

                                              (Видеозапись похорон В.Высоцкого.)

4. Рефлексия. Обсуждение вопроса.

- Можно ли В.Высоцкого назвать гением или кумиром?

- Он был кумиром своей эпохи. Видел реальную жизнь, смотрел на неё с широко открытыми глазами.  Его гениальность, заключалась, в озвучивании мысли своего народа. Он обладал энергетическим потенциалом,  подпитывающим широкие массы

- Высоцкий - мой самый любимый актер, когда видишь его или слышишь ,понимаешь ,как повезло всем нам ,что у нас был, есть и будет Высоцкий .

- Я считаю, что  Высоцкий  - великий человек! Гений с открытой душой и раненным сердцем. Так мало поживший, но вечно живущий в наших сердцах. Просто преклоняю перед ним голову. Такие люди появляются раз в тысячу лет.

-  Почему Высоцкий был запрещен и непризнан в 70-е гг и знаменит сейчас?

-  В.Высоцкий был другим человеком. Он не умел идти на компромиссы, любая сделка с собственной совестью заставляла его страдать.

- Он был необычен, слишком резок, слишком правдив. Он говорил о том, о чём было не принято говорить в те времена. И это отпугивало многих.

- Присуждение Владимиру Семёновичу Высоцкому Государственной премии СССР (посмертно) в 1987 году за создание образа капитана Жеглова в телевизионном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен – это ещё одно доказательство всенародного признания его неповторимого таланта, таланта, которого нельзя разделять на грани.

5. Домашнее задание: написать эссе на тему: «Мой Высоцкий». По творчеству В.Высоцкого.

Приложение.

«Мой Высоцкий»

              Владимир Высоцкий – «обречённый на вечность поэт». О нём можно говорить очень много, потому что В. Высоцкий – неординарная личность, одарённая натура, талантливый  человек.     
             Самым главным для Высоцкого в жизни была песня. Сам по этому поводу он говорил: «Если на две чашки весов бросить мою работу: на одну – театр, кино, телевидение, мои выступления, а на другую – только работу над песнями, то, я вас уверяю, песня перевесит!». За небольшую жизнь (прожив, к сожалению, всего 42 года) Владимир Высоцкий написал колоссальное количество песен. Как говорят, плёнкой с его записями «можно окрутить всю планету». В России не было дома, где не звучал бы его хрипловатый голос с неподражаемым распевом согласных. 
            Изумляет разнообразие тем, раскрытых в песнях автора. Владимир Высоцкий рассказал нам почти обо всем, чем жил народ: о войне, об альпинистах, о спортсменах, шоферах, лётчиках – обо всем. 
            Высоцкий не чужд философии; рассуждения о смысле жизни не менее глубоки, чем сатира. Особенность творчества Высоцкого состоит в неординарности личности талантливого актёра, замечательного певца, в способности создавать самые разнообразные маски в своих творениях. 
             Популярность Высоцкого, как я считаю, заключается, прежде всего, в народности его творчества. В его замечательной песне «Я не люблю» полностью раскрыты взгляды на мир, на жизнь самого автора. 
   Я не люблю себя, когда я трушу, 
   Я не терплю, когда невинных бьют. 
   Я не люблю, когда мне лезут в душу, 
   Тем более — когда в нее плюют. 
            По мнению Булата Окуджавы, «люди, воспитанные на пустой бездумной развлекательности, поэзии Высоцкого не примут, а не умеющие самостоятельно мыслить его иронии не оценят; равнодушные же ко всему, кроме личных проблем, тревоги и боли его не поймут». Я полностью согласен с этой точкой зрения, потому что каждое произведение Владимира Высоцкого проникнуто смыслом, заставляет задуматься. В каждую песню Владимир Высоцкий вкладывал частичку себя, при создании выкладываясь полностью в своих силах. 
           По-моему, стихотворения Высоцкого нельзя читать. Их нужно слушать только в исполнении самого автора, только тогда они представятся в их истинной и полной красоте. 
             С удовольствием в свободное время послушаю песни Владимира Высоцкого: посмеюсь над моим любимым весёлым «Диалогом у телевизора», почитаю письмо в редакцию, поволнуюсь за канатоходцем, окунусь в военные события Второй Мировой с «Чёрными бушлатами», побываю на  Канатчиковой даче... Пусть Владимира Высоцкого и не печатали во времена Советов, но «живёт в народе самородок, актёр и поэт». 
             Завершу свое размышление о  творчестве Владимира Высоцкого замечательной строчкой  П. Вегина: «...Соплеменники, окажите честь – зачеркните «был», напишите «есть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

"Песни, опалённые войной" (литературно-музыкальная композиция)

В этой литературно-музыкальной композиции я собрала истории создания самых любимых, самых тёплых военных песен. Это не только познавательное мероприятие для наших школьников, это ещё одна возможность ...

урок музыки в 8 классе "Бардовская (авторская) песня" и презентация "Высоцкому посвящяется"

Урок посвящён творчеству известных авторов бардовских песен. Особое внимание уделяется Владимиру Высоцкому. Презентация знакомит с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого. Очень хорошо проводить этот...

Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"

Урок внеклассного чтения 5 кл. " Современные поэты Калужской области о Родине, родной природе и о себе"Цели урока: Познакомить учащихся с творчеством поэтов Калужской области. Воспитывать у учащи...

Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)

Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....