Рабочая программа по внеурочной деятельности в 6 классе "Маленький театр"
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
В материале сформулированы цели и задачи программы, разработано содержание по курсу "Маленький театр", а также прилагается тематическое планирование программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_teatr.docx | 41.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» города Абакана
Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШМО Директор школы
_________________И.С. Игнатенко _______________Л.Б.Огурцова
«_____» ______________2017 г. « » __________ 2017 г.
Рассмотрено на заседании
ШМО _________________________
_______________________________
«_____» _____________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Маленький театр»
для 6 классов
.
Учитель: Бутенко И.А.
г. Абакан, 2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус программы
Программа по внеурочной деятельности для 6 классов составлена на основе Федерального Закона об образовании ст. 31 п.2, требований ФГОС основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897), с последующими изменениями Письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при внедрении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», с учетом Основной образовательной программы основного общего образования.
Программа по внеурочной деятельности для 6 классов «Маленький театр» реализуется в рамках художественно-эстетического направления, является авторской. Предназначена для учащихся 6 класса, рассчитана на один год.
Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса. Один из путей решения задачи – приобщение детей к искусству.
Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры.
Сценическое искусство по своей психологической природе близко детской творческой игре, имеющей огромное значение для воспитания многих ценных свойств личности ребенка. Эмоции способны вложить в душу ребенка все самое доброе, светлое, прекрасное. Эмоциональный тонус детей можно повысить, если учить видеть, воспринимать прекрасное, развивать эстетическое чувство. То, что упущено в детстве, никогда не возместить, особенно это касается сфер духовной жизни. Приобщение к искусству – процесс длительный и многогранный. Необходима систематическая и целенаправленная творческая работа.
Данная программа способствует развитию и совершенствованию основных психических процессов ребенка, наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления.
Программа содержит в себе элементы этики, эстетики, риторики, пластики, музыки и литературы. Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой. Привлечение детей к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия по данной программе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Это способствует формированию у воспитанников адекватных идейно-эстетических оценок, доступных их пониманию.
Театр - искусство коллективное. Спектакль - результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия воспитывают у детей такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Занятия театральным искусством это не только удовлетворение, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями.
Обеспечение связи с семьей – очень важная проблема, которая решается в процессе реализации программы «Маленький театр». Родители, становясь зрителями, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе.
Цель программы: Приобщение учеников через театральную педагогику к высоким идеалам классической литературе.
Развитие творчески активной личности воспитанника средствами театральной деятельности, содействие их жизненному и профессиональному самоопределению.
Задачи программы:
|
Реализовать цели и задачи программы помогут принципы театрального творчества.
Педагогические принципы театрального творчества
Принцип 1. «Знаешь сам - поделись с товарищем». (Нравственное и интеллектуальное взаимообогащение участников коллектива.)
Принцип 2. «Обучаемся играя». (Широкое использование игровой природы ребенка, подростка, юноши в процессе обучения и развития их творческого потенциала.)
Принцип 3. «Ребенок - универсальный актер». (Развитие и закрепление знаний и умений участников коллектива при помощи игры с перевоплощением, основанной на творческой сущности детей, подростков и юношества. Идти от воспитанника коллектива, от его возможностей, способностей.)
Принцип 4. «Я сам». (Путем самостоятельных творческих работ вырабатывать у воспитанников коллектива умения самостоятельно ориентироваться в области театрального художественно сценического творчества.)
Принцип 5. «Мы в тебя верим». (Психологическая реабилитация закомплексованных детей, подростков путем выполнения ряда ответственных дел и поручений, проявление веры в творческие силы участников театра.)
Принцип 6. «Самооценка». (Формирование адекватной самооценки у воспитанников коллектива.)
Принцип 7. «Дал слово - держи». Воспитание высокой личной ответственности у воспитанников коллектива.)
Принцип 8. «Лучшие из лучших». (Повышение результативности занятий путем адекватных взаимооценок участников коллектива с подведением общего итога занятий. Формирование здоровой конкуренции у воспитанников театра для повышения качества занятий в кружке и создания ярких актерских работ на сцене.)
Принцип 9. «Все, что получил в театре, - в жизни пригодится». (Прививать любовь к коллективному творчеству, к общественно-полезному труду. Использование навыков работы в повседневной жизни, в быту.)
Принцип 10. «Идем к единой цели вместе». (Вырабатывать у воспитанников коллектива стремление к достижению общей, единой цели путем коллективных творческих дел.)
Планируемые результаты
Обучение в 6 - ом классе требует от учеников более высокой степени проявления самостоятельной учебной деятельности. Поэтому обучение должно строиться на следующих универсальных учебных действиях:
Личностные:
- Мотивировать учебную деятельность, осознавать свои потребности, интересы, ценности, свое место в обществе, перспективы развития личности в выбранном направлении;
- формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, овладевать общими для всех людей правилами поведения при сотрудничестве (этические нормы), овладевать набором социальных ролей, необходимых для достижения поставленных целей; Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- Научиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом, иллюстрацией;
- работать по предложенному учителем плану.
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя знания, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: из словесной в драматическую, составлять рассказы и ситуации.
Коммуникативные УУД:
- Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль приемами и средствами драматургии;
- критично относиться к собственному мнению, понять другие позиции, быть готовым изменить свою точку зрения,
- слушать и понимать речь других, владеть приемами монологической и диалогической речи;
- читать и пересказывать текст, вести «диалог с автором»;
- организовывать учебное взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться друг с другом;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения во время занятий и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты УУД:
- описывать внутренние и внешние черты героев и предметов
- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление; речевое дыхание и правильную артикуляцию, пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление и др.), четкую, грамотную речь, дикцию.
- развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться), навыки действий с воображаемыми предметами.
- развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, пользоваться разнообразными жестами
-давать определения понятиям; выявлять закономерности и проводить аналогии, определять последовательность событий.
Предполагаемые умения и навыки
Ориентироваться в пространстве, равномерно размещаясь по площадке. Уметь запоминать заданные руководителем мизансцены. На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия. Уметь менять по заданию педагога высоту и силу звучания голоса. Уметь произносить одну и ту же фразу с разными интонациями. Уметь прочитать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
В результате изучения курса «Маленький театр» обучающиеся:
- должны познакомиться с историей возникновения театра, знать виды театрального искусства, иметь представление о роли актёра и режиссёра в театре.
- при помощи скороговорок, небольших стишков, практических тренинговых занятиях отточат мастерство слова.
- попробуют свои силы в разных ролях: актера, режиссера, художника, музыканта.
- научатся составлять мини-сценарии.
Ученик получит возможность научиться:
- актёрской грамоте: выразительности движения, проявлении переживаний человека, его стремлений, оценок;
- выражать внутреннее душевное состояние, а пантомимика способствует правильному движению ребят по сцене, умению пользоваться жестами, овладение голосовой мимикой научит подбирать нужную интонацию для своего героя;
- получат уникальную возможность самовыражаться.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Маленький театр»
6 класса (34 часа)
Учебно-тематический план
№ п\п | Тема занятия | Теория (часов) | Практика (часов) | Формы учебной деятельности |
1 блок - История театра | ||||
1 | Возникновение театра | 1 | Беседа, презентация учителя | |
2- 3 | Азбука театра | 1 | 1 | Урок – экскурсия, посещение художественной студии |
4 | Искусство театра | 1 | Учебный диалог, презентация учителя | |
5-7 | Виды театрального искусства | 3 | Посещение театральных постановок | |
2 блок – Профессии театра | ||||
8-9 | Актер и режиссер в театре | 2 | Игра «Актер, режиссер» | |
3 блок – Актерская грамота | ||||
10 | Актерская грамота. Интонация. | 1 | Чтение басен по ролям с подбором различных интонаций | |
11 | Актерская грамота. Дикция. | 1 | Проговаривание стихов, скороговорок | |
4 блок – Создание сценического образа | ||||
12-14 | Комплекс театральных этюдов по системе Станиславского | 5 | Проигрывание этюдов | |
5 блок – Создание сценария | ||||
15-16 | Создание сценария | 2 | Написание сценария из школьной жизни | |
17-19 | Школьная юморина | 3 | Проигрывание эпизодов. Показ спектакля зрителю. | |
6 блок – Театрализованные постановки | ||||
20-25 | Русские народные сказки «Лисица и журавль», «Лесные зверята» | 6 | Чтение материала, его разбор, обсуждение. Распределение ролей. Работа с текстом. Словесное действие. Упражнения. Изготовление, оформление, написание рекламы. Показ зрителю спектакля. | |
26-30 | Праздник русских народных традиций «Дядюшка сват всегда нарасхват» | 5 | Распределение ролей. Показ зрителю спектакля | |
7 блок – Театральные уроки | ||||
31-33 | Посещение творческой мастерской В.Шлыка | 3 | Анализ просмотренных постановок | |
34 | Итоговое занятие | 1 | Учебный диалог |
Занятие 1
Тема: Возникновение театра. Театр в Древней Греции. Праздник Диониса. Комедии и трагедии. Актеры. Зрители.
Цель: развивать познавательный интерес к театру, узнать о происхождении и истории возникновения театра, пробудить эстетическое чувство.
Понятия: мизансцена, партер, аншлаг.
Занятие 2-3
Тема: Азбука театра. Театр-праздник искусства и праздник души. Здание театра. Театр в разных странах в разную эпоху.
Цель: вызвать у детей интерес к развитию театра в разных странах и в разную эпоху. Понятия: амфитеатр, искусство.
Занятие 4
Тема: Искусство театра.
Специфика театра. Музыка. Танец.
Цель: познакомить со спецификой театра.
Понятия: декорация, реквизит. Костюмы.
Занятие 5-7
Тема: Виды театрального искусства.
Опера. Оперетта. Мюзикл. Кукольный театр. Драматический театр. Балет.
Цель: познакомить с видами театрального искусства, узнать историю происхождения и развития каждого вида.
Понятия: Опера, оперетта, драма, мюзикл, комедия, трагедия, балет.
Занятие 8-9
Тема: Актеры и режиссер в театре. Роль актера в театре. Роль режиссера в театре.
Цель: познакомить с основными театральными профессиями.
Понятия: актер, режиссер, гример, декорация, бутафория.
Занятие 10
Тема: Актерская грамота. Интонация.
Роль интонации в передаче речи. Повышение и понижение тона, речевые паузы, фразовые ударения, степень громкости.
Цель: развивать умения говорить со сцены.
Понятия: логическое ударение, темп, тембр речи.
Занятие 11
Тема: Актерская грамота. Дикция.
Четкое произношение звуков. Степень отчетливости в произношении слов и слогов в речи, декларации.
Цель: развивать умение говорить со сцены.
Понятия: артикуляция звука.
Занятие 12-15
Тема: Комплекс театральных этюдов
Цель: развивать творческий интеллект и артистические эмоции
Понятия: зрительная память, мышечное напряжение
1.Этюд «Уличный фотограф» Упражнение индивидуального тренинга, развивающего зрительную память и навыки наблюдательности .2.Этюд «Зеркало» и «Кривое зеркало» Парный этюд на развитие взаимодействия и взаимозависимость партнеров 3.Этюд «Тень». Работа парами на развитие взаимосвязи между партнерами. 4.Этюд «Разные отношения». Работа группы на развитие артистической смелости. 5.Этюд «Сад». Групповое упражнение на развитие чувства целесообразного мышечного напряжения
Занятие 16
Тема: Создание сценария.
Писатели-драматурги. Содержание, смысл, трактовка образов, значение каждой сцены, общие задачи сценария.
Цель: познакомить с особенностями написания сценария.
Понятия: сценарий, реплики, ремарки, замысел.
Занятие 17-19
Тема: школьная юморина.
Работа с текстом. Проигрывание эпизодов.
Цель: учиться писать сценарий на тему «Школьная жизнь», развивать творческое мышление.
Понятия: сценарий, ремарки, сценарист, режиссер. Тема, идея.
Занятие 20-25
Тема: Русские народные сказки.
Чтение материала, его разбор, обсуждение. Распределение ролей. Работа с текстом. Словесное действие. Изготовление оформления. Показ зрителю.
Цель: учить публичному выступлению, развивать речевые умения. На примере героев сказок воспитывать честность, дружелюбие.
Понятия: образ героя.
Занятие 26-30
Тема: Сценарий театрализованной постановки. Знакомство со сценарием. Распределение ролей. Разучивание ролей. Репетиция спектакля. Подбор музыкального оформления
Цель: создать на основе текста пьесы конкретные образные представления. Работа над словом. Развивать речевые умения.
Понятия: воображение, сценический образ, условность.
Занятие31-33
Тема: Посещение театра. Просмотр спектаклей. Встреча с режиссером-постановщиком В. Ф. Шлыком.
Цель: развивать познавательный интерес к театру.
Понятия: образ героя, условность.
Занятие 34
Тема: подведение итогов деятельности театра. Что мы узнали и чему научились за год.
Цель: дать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников.
Понятия: самооценка, рефлексия
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема занятия | Содержание (дидактические) единицы | Характеристика основных видов деятельности | Формы организации |
1 | Возникновение театра | Театр. Театр и его история | Выражать собственное мнение о том, для чего нужен театр. Называть и описывать особенности театра. Объяснять смысл понятий: мизансцена, портер, аншлаг. | Словесно-логические (беседа); |
2-3 | Азбука театра. | Театр, эпоха. Здание театра. | Характеризовать эпохи развития театра Рассказывать о театрах в разных странах. | Словесно-логические (беседа); |
4 | Искусство театра | Специфика театра. Театр в наши дни. Театры города Абакана. | Называть и описывать специфику театра нашего города. Формулировать собственное мнение о современном театре. Рассказывать об истории театра нашего города. | Словесно-логические (беседа); |
5-7 | Виды театрального искусства | Отличительные особенности оперы, оперетты, мюзикла. Особенности драматического и кукольного театров. | Рассказывать об особенностях разных видов театра | Словесно-логические, психологичес- кие (беседы на различные темы) |
8-9 | Актеры и режиссер в театре. | Роль актера в театре. Роль режиссера в театре. | Называть и описывать театральные профессии. | Словесно- логические |
10 | Актерская грамота. Интонация. | Роль интонации в передаче речи. | Уметь делать речевые паузы, фразовые ударения, менять темп и тембр голоса в зависимости от речевой ситуации. | Игровые (досуговые), практикум |
11 | Актерская грамота. Дикция. | Четкое произношение звуков. Степень отчетливости в произношении слов. | Уметь четко произносить звуки в речи | Словесно-логические, практикум |
12-14 | Комплекс театральных этюдов по системе Станиславского | Развитие внимания. | Уметь воспроизводить в сценической форме жизненные наблюдения | Игровые, актерский тренинг |
15-16 | Создание сценария | Писатели-драматурги. Общие задачи сценария, смысл, трактовка образов | Различать моральную сторону ситуации. Анализировать каждую сцену с морально-нравственных позиций. Объяснять и конкретизировать роль сценического героя | Игровые |
17-19 | Школьная юморина | Написание сценария из школьной жизни. Работа с текстом. Проигрывание эпизодов. Подготовка оформления. Показ этюдов зрителю. | Уметь определять тему, идею этюда. Уметь писать сценарий. Уметь с помощью мимики, жестов передавать юмор. Выражать собственную точку зрения на исполнения роли. | Игровые |
20-25 | Русские народные сказки | Разбор, обсуждение материала. Распределение ролей, словесное действие, репетиция спектакля, показ зрителю | Выражать собственное мнение по отношению к каждому персонажу, высказывать суждения о художественных достоинствах произведения, об авторской позиции и о воплощении этой позиции на сцене, о собственной сценической трактовке образа. Использовать мимику, жесты, интонацию, показать внутреннее состояние героя. | Игровые |
26-30 | Праздник русских народных традиций «Дядюшка сват всегда нарасхват» | Разбор, обсуждение материала. Распределение ролей, словесное действие, репетиция спектакля, показ зрителю | Выражать собственное мнение по отношению к каждому персонажу, высказывать суждения об авторском отношении к персонажу и о способах воплощения этой позиции на сцене, о собственной сценической трактовке образа. Использовать мимику, жесты, интонацию, показать внутреннее состояние героя | Игровые |
31-33 | Посещение творческой мастерской В.Шлыка | Встреча с постановщиком-режиссером, артистами | Уметь анализировать просмотренные сцены | Игровые |
34 | Подведение итогов работы кружка | Рефлексия | Рассказывать о том, чему научились за год | Словесно- логические, психологические (беседы на различные темы) |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1. Андрачников С.Г. Теория и практика сценической школы. - М., 2006.
2. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
3. Бондарева В. Записки помрежа. - М.: Искусство, 1985.
4. Брянцев А.А. Воспоминания/ Статьи. - М., 1979.
5. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. - М., 2001.
6. Гиппнус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники. - Л.-М.: Искусство, 2002.
7. Захава Б. Е. Мастерство актера и режиссера. - М.: Просвещение, 1978.
8. Когтев Г. В. Грим и сценический образ. - М.: Советская Россия, 2006.
9. Корогодский З.Я. Начало, СПб, 2005.
10. Косарецкий С. Г. П.П.М.С. – центры России: современное положения и тенденции. // Школа здоровья. – 2007.- № 3.- с. 52-57.
11.Курбатов М. Несколько слов о психотехнике актера. М., 2004.
12. Логинова В. Заметки художника-гримера. - М.: Искусство, 1994.
13. Новицкая Л.П. Тренинг и муштра. - М., 2002.
14. Поламишев А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы. -
М.: Просвещение, 2006.
15. Станиславский К. С. Собрание сочинений (I – II том). - М.: Искусство, 1988.
16.Станиславский К. Работа актера над собой. М., 1989, с. 151.
17. Смирнов Н. В. Философия и образование. Проблемы философской культуры педагога.- М.: Социум, 2000.
18. Суркова М. Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. Методическая разработка.- С.: СГАКИ, 2009.
19. Товстоногов Т.А. Зеркало сцены. - Т.1-2.-Л., 1980.
20. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. - М.: Педагогический поиск, 2005.
21. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М: Просвещение, 2004.
22. Эфрос А.В. Профессия: режиссер. - М., 2000.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Вархолов Ф. М. Грим. - М.: 2005.
2. Васильева Т. И. Упражнения по дикции (согласные звуки). Учебное пособие по курсу «Сценическая речь». - М.: ГИТИС, 2004.
3. Генералова И.А. Мастерская чувств. – М., 2006.
4. Козлянинова И. П. Орфоэпия в театральной школе. Учебное пособие для театральных и культурно-просветительных училищ. - М.: Просвещение, 2003.
5. Невский Л. А. Ступени мастерства. - М.: Искусство, 2005.
6. Петрова А. Н. Сценическая речь. - М.: 2002.
7. Рубина Ю. Театральная самодеятельность школьников.- М.: Просвещение, 1994.
8. Шильгави В.П.Начнем с игры. - М.: Просвещение, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Театр на английском"
Пояснительная запискаПрограмма «Театр на английском» имеет художественно-эстетическую направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной ...
рабочая программа по внеурочной деятельности "Кукольный театр" первый год обучения
Рабрчая программа по внеурочной деятельности"Кукольный театр". Данную рабочую программу можно использовать с 5-7 классы, т.к. она для первого года обучения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности курса «Театр одного актёра» для 8 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр одного актёра» составлена на основе нормативных документов, используемых при составлении программ учебных предметов, и ос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности театрального кружка «Мы в театре»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо внеурочной деятельноститеатрального кружка«Мы в театре»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театр отношений:. Ты, я и другие" для 6 класса Ильинова Н.В.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Театр отношений:. Ты, я и другие" для 6 класса Ильинова Н.В....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Музыкальный театр».
Рабочая программа к курсу «Музыкальный театр» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс вве...