Чтение: понимание смысла художественного текста
статья по литературе (9 класс) на тему

Данцова Лариса Алексеевна

    Рассматривается процесс обучения смысловому чтению художественного текста. Предлагаются формы работы учителя, создающие условия для повышения  уровня понимания смысла.

    Ключевые слова: смысловое чтение, смысловой и художественный анализ, творческое  восприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_ponimanie_smysla.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           

          ЧТЕНИЕ: ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА.

                                                             Л. А. Данцова 

    Рассматривается процесс обучения смысловому чтению художественного текста. Предлагаются формы работы учителя, создающие условия для повышения  уровня понимания смысла.

    Ключевые слова: смысловое чтение, смысловой и художественный анализ, творческое  восприятие.

    Отторжение школьников от глубокого чтения, формальное отношение к великим художественным произведениям является серьезной проблемой. Нравственно-ценностный потенциал шедевров, включенных в программы по литературе, нередко не находит реализации в жизни. Это одна из причин ограниченности духовного опыта личности. Способность к пониманию смысла  при  чтении художественных произведений соотносится с воспитанием осмысленного отношения к миру в целом. Тем самым формируется способность к восприятию художественного образа,  которая является одной из ключевых проблем в преподавании литературы. Однако художественный текст сам по себе не может влиять на читателя. В действительности данную функцию выполняет учитель, мотивирующий чтение и  интерпретирующий текст.

      Обучающимся 8 класса предложена для чтения и определения смысла повесть Н.В. Гоголя  «Шинель». Выбор  произведения обусловлен его принадлежностью к шедеврам классики XIX в.  Кроме того,  в повести представлен образ «маленького человека».   Выполним задания по установлению  взаимосвязи основных компонентов художественной структуры.

     Задание 1. Текст — это всегда ситуация, предопределяемая заглавием.  Зачем автор  назвал свою повесть «Шинель»?

   Задание 2. Функция — выявить понимание смысла художественной детали в контексте произведения, которая несёт значительную смысловую нагрузку.  Обучающиеся  определяют смысл подробностей портрета Акакия Акакиевича Башмачкина.

   Задание 3. Создание словесных картин, возникающих при чтении. Обучающиеся выделяют в художественном тексте главное и воплощают свои представления в словесной картине.

   Задание 4. (творческое) Если бы вы были художником, что  изобразили на обложке книги, какую  иллюстрацию нарисовали к  этому произведению?

    Анализ ответов позволил выделить три уровня в понимании текста. Во-первых,  отсутствие понимания: отказ от задания, пересказ содержания, ложные интерпретации. Во-вторых, частичное понимание: верно истолкованы отдельные компоненты, но не установлены связи между ними. В-третьих, адекватное понимание: смысл рассказа раскрыт, учтены взаимосвязи  компонентов художественной структуры. Выяснились две ошибочные читательские позиции: свобода художественного восприятия, стирающая различие между восприятием художественного произведения и любого произвольно взятого объекта, и  полная несвобода художественного восприятия, исключающая собственную интерпретацию. Обучающиеся не видят разницы между восприятием произведения искусства и восприятием  иного предмета. Они не учитывают, что интерпретация диктуется авторским самовыражением.

   Назовем основные причины ошибок в понимании смысла текста. Поверхностность восприятия: невнимание к смыслу элементов текста — сюжету, конфликту,  деталям  и др. Например, заголовок «Шинель» был истолкован как «мечта». Не учтено противоречие между  внутренним миром героя и его поступками. Н.В. Гоголь заглавием подчеркнул как раз противоположное: отсутствие какой-либо духовной жизни Башмачкина. Автор хотел показать читателю мелочную цель в жизни мелкого чиновника – приобретение шинели, но в то же время её огромную значимость. Непонимание  значения слов и их символического значения. В понимании смысла  особую роль играет заглавие. В  нем обозначены позиция автора и заявлен конфликт произведения.

    Незнание законов литературного творчества определяет следующие типы ошибок. Ошибочно воспринимается  художественное произведение как сумма отдельных компонентов, например, деталей, а не как  целое, определяющее его смысл. Не учитывается связь элемента с  характером, событием, конфликтом и др. Не совмещают художественный символ с его значением. Обучающиеся понимают слово как знак, совпадающий со значением образа и имеющий символическое значение. Однако художественный образ не может совпадать со значением художественного слова-символа. Его значением является переживание (чувство, эмоция). Уникальный художественный символ обладает иррациональным (эмоциональным) значением.

     Пониманию смысла препятствует исключение из него образа автора и времени написания текста. Адекватное восприятие литературного произведения невозможно без образа его творца. Читатели не пытаются выявить позицию автора, в контексте которой только и возможно понимание смысла произведения. Они подменяют такую работу сознания домыслами, грубо искажающими суть художественного текста.

      Адекватный смысл текста определяется читателем в результате учета взаимосвязи трех истолкований: смысла заглавия, смысла ключевой детали и смысла произведения в целом. Отсутствие или нарушение взаимосвязи основных компонентов художественной структуры препятствует адекватному восприятию целого текста.

      Рассмотрим механизмы взаимодействия обучающегося с художественным текстом,  повышающие уровень понимания смысла. Выделение элементов художественной структуры и установление связей между ними — непременное условие проникновения в его смыслы. Поэтому необходимо организовать и реализовать деятельность, направленную на анализ составных частей и деталей текста. Эта деятельность  влияет на уровень понимания и повышает интерес к чтению. Организуется чтение с помощью  приемов: выразительное чтение, комментарии, интерпретация, словесное рисование.  Обучающиеся выделяют в художественном тексте ключевые элементы и реализовывают их в пересказе и словесной картине. Это даёт возможность осмыслить произведение  самому  обучающемуся  при помощи  других участников учебного процесса.

    На первом этапе уточняются ключевые понятия смыслового чтения: художественный текст как носитель особой информации; художественный образ как код эмоционального отношения автора к объекту; интерпретация как наделение смыслом образов и текста в целом.

     На втором этапе применяются различные формы работы.  Например, выделить в тексте сцены или эпизоды. Найти ключевые слова каждого эпизода. Соотнести смысл рассматриваемого компонента со смыслом текста в целом. Представить содержание сцены или эпизода в виде пересказа, иллюстрации, книжной обложки и т.п. Передать эпизод: а) указать пространство и время события; б) выделить центральный образ и его связь со второстепенными образами, в) найти детали, позволяющие понять образ, г) найти  изобразительно-выразительные средства, помогающее передать эмоциональное отношение к изображаемому.

     В процессе такой деятельности происходят положительные сдвиги в понимании  смысла художественного произведения в целом. Это свидетельствует о неотрывности смысла от других структур художественного текста: особой роли заглавия, художественных деталей, изобразительно-выразительных средств.

     Для понимания смысла одного произведения, важно сопоставлять другие произведения на одну тему. Когда смысл одного соотносился с другим, происходит  более глубокое понимание смысла текста. В качестве примера такого вида деятельности можно привести рассказ о «маленьком человеке» Червякове из рассказа А. П. Чехова «Смерть чиновника». Узкие духовные интересы, страх перед вышестоящими чинами объединяют героев. Найденные в текстах бинарные позиции помогают выйти за пределы сюжета и выявить  жизненные и философские проблемы, сделать обобщения.

    Смысловое чтение сопровождается озарением, в результате которого читателю открываются личностные смыслы. В подтверждение приведём отзыв ученицы: «Когда я вдумываюсь в текст, начинаю  сравнивать произведение с жизнью. Пока детально не рассмотришь произведение, не совсем понятен его смысл. Я поняла, что если ТАК читать произведения, то многое в жизни станет понятно, будет над чем задуматься, многое  поймешь».

    Выводы. Чтение - процесс открытия личностных смыслов. Открылись новые значения деталей, которые раньше казались несущественными.  Вновь открывшиеся детали порождают свои личные ассоциации, которые заставляют задуматься о вечных проблемах. Открылись истинные смыслы поступков героев, смысл названия произведения. Оказывается, что одно вытекает из другого, и в этом проявляется талант писателя.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лингвостилистический анализ художественного текста в литературном развитии учащихся 6-го класса (от внимательного чтения к внимательному читателю).

Лингвостилистический анализ – это анализ, который через внимание к языковым особенностям художественного текста, рассмотрение ключевых слов и образов, выявление ав...

«Развитие УУД при обучении восприятию и пониманию содержания публицистического или художественного текста»

Авторы: Агиевич Наталья Владимирова, Демакова Ольга Николаевна, Филатова Ливия Владимировна, Журавлёва Марина Валерьевна, Гаврилова Елена Анатольевна, Ползунова Татьяна Владиленовна Проектировани...

Урок обучение чтению с полным пониманием содержания прочитанного текста. Изучающее чтение.

Цель: - совершенствование навыков чтения          - расширение лексического запаса по теме          - отработк...

Конспект урока по теме «Развитие навыков чтения с полным пониманием содержания прочитанного текста». “ The man with the golden gun”, Ian Lancaster Fleming.

Класс: 7Учебник: Афанасьева, Михеева,7класс, изд-во Дрофа.Цели: - развитие навыков чтения с полным пониманием содержания           - закрепление грамм...

Художественный текст. Проблемы понимания.

В помощь пишущему сочинение. Часть С....

«Система коррекционных упражнений при преодолении затруднений понимания смысла прочитанного младшими школьниками в условиях освоения ФГОС».

В этом материале вниманию коллег предлагается сообщение на МО учителей- логопедов и примерные упражнения по теме....

Конспект урока по английскому языку в 7-м классе по теме «Чтение на полное понимание. Анализ структуры текста».

Цель урока: формирование и развитие лексических навыков говорения  и чтения с выделением специфической информации.Развивающий компонент цели урока: развитие языковых, познавательных сп...